Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технологическая схема занятия. Работа в динамических парах



2020-02-03 231 Обсуждений (0)
Технологическая схема занятия. Работа в динамических парах 0.00 из 5.00 0 оценок




Условные обозначения:

r – учитель

 – ученик младшего возраста

O – старшеклассник

или

Примерная карточка для работы разновозрастной группы по теме
«Сила тяжести. Закон Всемирного тяготения»

  7 класс 9 класс 10 класс
Сила тяжести (опре­де­ление, точка при­ло­жения, направле­ние, формула) Изучение Повторение Повторение
Всемирное тяготе­ние. Закон всемир­ного тяготения Изучение на качест­венном уровне 1. Вывод формулы. 2. Пределы примени­мости ЗВТ. 3. Ускорение свобод­ного падения на дргих планетах. 4. От чего зависит ускорение свобод­ного падения. 5. Движение под дей­ствием силы тяжести. Искусственные спутники Земли 1. Природа взаимо­дей­ст­вия. 2. Повторение: a)  вывод формулы, b)  пределы применимости ЗВТ, c)  ускорение свобод­ного падения на дру­гих планетах, d)  от чего зависит ус­ко­ре­ние свободного падения, e) движение под дей­ствием силы тяжести
Ускорение свобод­ного падения Численное значение 1.Вывод формулы. 2.Ускорение свобод­ного падения на других планетах. 3.От чего зависит ус­ко­ре­ние свобод­ного па­дения 1. Вывод формулы. 2.Ускорение свобод­ного падения на других планетах. 3.От чего зависит ускорение свобод­ного падения
  Перышкин А. В. Физика : 7 класс. § 24, 27. Упр. 9 (1, 4) Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика : 9 класс. § 15, 16. Упр. 16 (1, 2). § 20. Упр. 19 Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика : 10 класс. § 32–35 . Упр. 7 (1)

Индивидуальная работа на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности, развитием способностей и познавательных возможностей каждого учащегося, она является наиболее эффективной формой для углубления знаний, восполнения имеющихся пробелов в изучении материала, снятия трудностей в учении. Успех индивидуальной работы определяется подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся трудностей. Индивидуальный подход проявляется во внимательном и заботливом отношении учителя к каждому ребенку, в формировании положительного отношения к учебе и поощрении успехов ребенка.

Одной из важных форм итоговой проверки знаний являются зачеты. Их можно проводить после изучения больших тем. В ходе зачета происходит комплексная проверка знаний и умений: теоретических знаний, умений решать зада­чи и выполнять практические работы.

Оценки, полученные учеником, заносятся в ведомость откры­того учета знаний. Оценку за любую работу ученик имеет воз­можность исправить на более высокую, выполнив аналогичное за­дание после консультации учителя. Система открытого учета знаний создает для учащихся возможности выбирать (задавать себе) в пределах требований стандарта уровень усвоения предмета в зависимости от их индивидуальных склонностей и способностей, интеллектуальных и психофизических особенностей, что обеспечивает реализацию принципа дифференциации и мобильности образования.

Учителю физкультуры

У учащихся сельских и городских школ су­ществует различие по целому ряду пока­зателей физического развития и двига­тельных навыков. Это связано не столько с удалённостью и социальными условиями жизни на селе, сколько с организацией физического воспитания в школе, отношением к работе как самого учителя, так и администрации школы. Каждый педагог в сельской школе – это и учитель, и воспитатель, и тренер, и наставник в одном лице. От того, как учитель решает возникающие многочисленные проблемы, опираясь на практику работы, учитывает нуж­ды преподаваемого предмета, как сумеет поставить урочную и внеклассную физкультур­но-оздоровительную работу в школе, зависит престиж предмета и формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у школьников.

Одним из путей повышения интенсивности, эффективности и эмоциональности учебного процесса, снижения финансового бремени является разновозрастное обучение, которое предполагает совместную деятельность детей разных классов по решению частных, в зависимости от возраста, и общих для всех задач. Проблема игровой и соревновательной деятельности на уроке решается через воспитание помощников из старших ребят, делегирование им ряда педагогических функций. Воспитательный потенциал разновозрастного обучения позволяет старшим помогать, а младшим подтягиваться, видя зону своего ближайшего развития. При разновозрастном обучении активнее идет развитие организаторских способностей детей и самостоятельности, предоставляется возможность успешнее вести опережающее обучение и применять личностно ориентированный подход.

Урок физической культуры в малокомплектной школе является основной формой обучения двигательным навыкам и умениям, воспитания физических качеств учащихся.

Практика работы малокомплектных сельских школ показывает, что уроки физической культуры целесообразно строить на однотемном программном содер­жании, но возможны и другие варианты построения уро­ков, особенно при повторении пройденного на предыдущих занятиях, при разучивании нового материала и т. д.

Осуществляя дифференцированный подход в обучении учащихся разного возраста, необходимо более сложные за­дания предлагать старшим детям, а упро­щенный вариант тех же заданий – младшим школьникам в соответствии с программой каждого класса. Соответст­венно предъявляются и требования к качеству (технике) выполняемых упражнений.

Уроки физической культуры в малокомплектной школе проводятся по общепринятой структуре: вводная, ос­новная и заключительная части.

Вводно-подготовительная часть урока (8–10 мин) направлена на органи­зацию учащихся, сосредоточенность их внимания, подго­товку к предстоящей двигательной нагрузке в ос­новной части.

В этой части урока используются упражнения в ходьбе, беге, построениях, перестроениях, несложные игровые задания, игры малой интенсивности. Необходимо акцентировать внимание старших детей на четкое выполнение команд и рас­поряжений, умение сохранять правильную дистанцию в ходьбе, беге. В беговых упражнениях впереди находятся старшие школьники, а следом – младшие с небольшим интервалом от них. Физическая нагрузка регулируется в соответствии с программными требованиями и по внешним признакам утомления всех учащихся (побледнение лица или чрезмерное покраснение, одышка, отказ от выполнения упражнений).

В основной части урока (25–30 мин) решаются наибо­лее сложные задачи обучения – прохождение нового программного материала по развитию движений, повторение пройденного с целью совершенствования двигательных на­выков и умений в соответствии с возрастными и индивиду­альными особенностями учащихся каждого класса. В содержание этой части урока входят общеразвивающие упражнения без предметов и с различными предмета­ми – мячами, скакалками, палками, на скамейках и т. д. Общеразвивающие упражнения содействуют укреплению мышц, суставов, умению ориентироваться в пространстве. Ведущее место занимает обучение основным видам движе­ний – ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, упражнениям в равновесии, лазанью, акробатике, передвижению на лыжах и т. д. Обязательным компонентом каждого урока являются игры.

При выполнении общеразвивающих упражнений учащимися необходимо учитывать особенности построения учащихся. Так, выполнять гимнастические упражнения можно различ­ными способами (в колоннах, шеренгах, в два полукруга и т. д.). Наи­более рациональный вариант – построение учащихся по классам с небольшим интервалом между ними, тогда учи­телю легче контролировать действия учащихся и регулировать физическую нагрузку.

При обучении упражнениям общеразвивающего харак­тера наряду с общепринятыми требованиями к методике и организации их проведения желательно находить способы и приемы, позволяющие шире учитывать специфику рабо­ты с детьми разного возраста.

Как правило, используют единый комплекс гимнастиче­ских упражнений, который одновременно выполняют все учащиеся, однако дозировка (количество повторений) упражне­ний, требования к технике (качеству) должны быть раз­личны. Например, старшие дети выполняют повороты с четкой фиксацией положения рук, ног, туловища и на оп­ределенный счет, а младшие делают поворот переступанием или прыжком и так далее.

Выполнение упражнений младшими детьми не должно вызывать у них мышечного утомления, ко­торое может развиться при длительном удержании стати­ческой позы, поэтому переход из одного исходного положе­ния в другое следует проводить своевременно и последова­тельно.

При обучении основным видам движений в малокомп­лектной школе могут применяться различные методы орга­низации и их сочетания. Так, например, использование фронтального метода позволяет добиваться наибольшей плотности (двигательной активности). Он применяется при обучении ходьбе, бегу, общеразвивающим упражнениям, некоторым видам прыжков, метанию, в элементах лыжного строя и т. д.

Поточный метод применяется при проведении упражне­ний в чередовании ходьбы и бега по отрезкам, в том числе и на скорость, в прыжках в высоту и длину с разбега, при обучении акробатическим упражнениям и т. д. В работе с учащимися малокомплектной школы наиболее удачным можно считать именно поточный метод. В зависимости от количества классов упражнения выполняются первым потоком с участием детей старших классов, а затем выполняют задания младшие школьники. При выполнении упраж­нений двумя-тремя потоками появляется большая возмож­ность для дифференцированного подхода в обучении учащихся разного возраста – при наличии необходимых условий и спортивного инвентаря. Возможно выполнение упражне­ний и единым потоком, т. е. всеми учащимися (друг за дру­гом), но тогда с меньшими требованиями к младшим.

В практике работы используются оба варианта поточно­го метода. Так, например, при обучении учащихся какого-либо класса новым упражнениям учитель распределяет де­тей на два-три потока (по классам). Один или два класса детей занимаются самостоятельно, выполняя упражнения на повторение и закрепление пройденного, а учащихся дру­гого класса учитель обучает новым упражнениям. И так по мере необходимости учитель отдельно занимается то с од­ним, то с другим классом для усвоения наиболее сложных разделов программы.

В другом варианте предлагается однотемное задание для всех учащихся, например в равновесии. В этом случае младшие выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с сохранением правильной осанки, держа руки на поясе, старшие также выполняют ходьбу по скамейке, но с дополнитель­ным более сложным заданием – подбрасывать и ловить мяч.

Посменный метод применяется при обучении детей ла­занью, метанию, акробатике и т. д. При таком способе обу­чение учащихся разных классов может проводиться с ис­пользованием одних и тех же заданий, но разным уров­нем требований к технике упражнений и различной дози­ровкой (физической нагрузкой) для младших и старших детей.

Групповой метод используется, как правило, в основной части урока, так как позволяет в большей мере осущест­влять дифференцированный подход к обучению отельных видов упражнений учащихся разных классов в соответст­вующей дозировке. Например, учитель разучивает с младшими школьниками уп­ражнения в метании, а старшие учащиеся выполняют прыжки через короткую скакалку, самые младшие упражня­ются в переброске мячей друг другу. По сигналу учителя учащиеся заканчивают упражнения и переходят к выполне­нию других заданий. Одним из условий группового метода является рациональное чередование видов упражнений в определенной последовательности и при соответствующей на­грузке учащихся каждого класса.

Подвижные и спортивные игры являются обязательным компонентом практически каждого урока. Проводить игры на уроках физической куль­туры в малокомплектной школе сложно. Новую игру учи­телю следует объяснить кратко и понятно, показать неко­торые действия до начала, а не в процессе игры. Если игра детям знакома, то можно ограничиться напоминанием лишь основных правил. Предложенные варианты игр (разработанные учите­лем) должны быть посильны и доступны для младших ре­бят, занимательны для старших и младших одинаково, а также нести смысловую и двигательную нагрузку без иска­жения правил игры. Распределение детей в играх и эстафетах на команды желательно не только по классам, но и по группам с при­мерно равными двигательными возможностями, чтобы иг­рать было весело и интересно.

В играх с бегом, если дети стоят по кругу, можно пред­ложить по нескольку водящих из числа младших и старших ребят. Другой вариант – образовать несколько кругов со своими водящими и т. д. В играх-эстафетах с передачей мяча также необходимо продумывать наиболее целесообразный вариант построения и проведения. В эстафе­те игроки могут построиться по клас­сам, т. е. двумя командами с небольшим интервалом одна от другой. В перебежках (на быстроту) вначале могут вы­полнять задание старшие, а младшие — наблюдать, затем можно разделить детей на две команды, равные по своим физическим возможностям. При проведении эстафет с прыжками и бегом для младших уменьшается дистанция, для старших увеличивается высота и т. д. Однако есть и такие игры, которые сле­дует проводить отдельно по классам.

Заключительная часть урока направлена на восстановление организма учащихся. Она включает упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игры малой интенсив­ности и т. д.

Во всех частях урока при решении поставленных задач учителю важно осуществлять процесс обучения в соответ­ствии с требованиями программы и возможностями уча­щихся каждого класса, т. е. дифференцированно.

При проведении уроков физической культуры необходимо соблюдать правила безопасности.

Известно, что успешность формирования умений и навыков в значительной мере зави­сит от степени осознания детьми ставящейся перед ними задачи. Ученик должен понять и принять то, что от него хотят, и тогда доля са­мостоятельности в его деятельности будет преобладать.

Для учеников большое значение имеет сиюминутный интерес, удовольствие, испы­тываемое в каждый момент деятельности. Мотивируя учащихся на добросовестные занятия, учитель в той или иной форме говорит ученикам о пользе физических упражнений для здоровья, о необходимости выполнения норм двигательной подготовленности, но при этом мало учитываются личные интересы детей. Именно личный интерес служит самым сильным стимулом. Как сформировать та­кой внутренний интерес к физической культуре, вызвать сознательную активность детей на уроке?

Условия сельской малочисленной школы в решении этих вопросов имеют свои плюсы и минусы. Организация учебного процесса и проведение занятий по физической культуре в сельских и малокомплектных общеобразовательных учреждениях допускают объединение учащихся в учебные группы в каждой параллели классов (1–2, 3–4, 5–6 и т. д. или 1–2–3, 4–5–6 и т. д.) при условии их недокомплектации. Каждая такая группа должна объединять не менее 10 учащихся. При объединении учащихся разных классов объем часов, выделяемых базисным учебным планом на образовательную область «Физическая культура» для каждого класса сохраняется (2 часа в неделю). Следовательно, такое объединение позволяет фактически увеличить объем недельных занятий по физической культуре от четырех и выше для каждой группы, созданной из параллельных классов. Учитель хорошо знает каждого ученика, и есть возможность продуктивно вести индивиду­альное обучение: увеличивается плотность урока; возможна реальная взаимопомощь и шефство старших учеников над младшими.

При объединении классов возникают до­полнительные трудности. Прежде всего, это вопросы планирования и ведения урока в раз­новозрастной группе, составления расписа­ния, организации и проведения спортивных соревнований и др. Но эти сложности в пол­ной мере окупаются новыми возможностями. Объединение трех классов позволяет получить шесть уроков в неделю вместо двух традиционных. Уроки можно сделать спаренными в средних и старших классах при проведении игровых, лыжных, туристических уроков. Нагрузка (т. е. количество уроков) и зарплата учителя остаются прежними.

Объединение классов повышает эффек­тивность и эмоциональность занятий.

Большое количество уроков даёт возмож­ность расширить предлагаемый программой практический материал, особенно по лёгкой атлетике и лыжной подготовке. Возможно включение дополнительного материала по ту­ризму, ориентированию, кроссовой подго­товке, футболу, бадминтону, шейпингу, восточным единоборствам и т. д. Это решает учитель с учётом своей специализации и воз­можностей школы.

На первый план здесь выходят комплекс­ные уроки (за исключением лыжной подго­товки). В такие уроки могут входить 2–3 вида упражнений в различных сочетаниях, напри­мер: лёгкая атлетика – гимнастика; лёгкая ат­летика – гимнастика – спортивные игры; спортивные игры – силовые упражнения – кросс; лёгкая атлетика – спортивные игры и т. д. Возможно разнообразие упражнений по дням недели: понедельник, среда, пятница – лёгкая атлетика; вторник, четверг – спортив­ные игры; суббота – гимнастика, подвижные игры.

Как показала практика, учащиеся охотно посещают межвозраст­ные уроки, мотивируя это тем, что интереснее заниматься, можно научить других, повысить свой авторитет, показать свои умения и зна­ния, организовать игры и соревнования команд.

Разновозрастные уроки позволяют школьникам овладеть различными социаль­ными ролями: взрослого, ответственного за младшего товарища, учителя, организующего работу в группе. На таких уроках развиваются коммуникативные умения, способность быст­ро ориентироваться в меняющейся обстанов­ке, что крайне важно для учащихся малочислен­ных классов. Это дает возможность формировать навыки самоконтро­ля, умения самостоятельно «добывать» зна­ния, обобщать их и делать выводы, видеть главное.

Одной из проблем в малокомплектной школе является организация физкультурно-оздоровительной работы. Учителя физической культуры испытывают большие трудности при организации различного рода соревнований с небольшим количеством учеников в классах и, порой, с одним классом в параллели. Как провести их, чтобы всем участникам – с 4-го класса по 11-й – было интересно? Как правильно определять победителей и чем при этом руководствоваться?

Опыт работы показал эффективность организации соревнований по прин­ципу круглогодичной спартакиады, когда в кон­це каждого учебного года подводятся общие итоги. В соревнованиях участвуют все клас­сы, каждый ученик может проявить себя в каком-либо виде спорта, выбранном по соб­ственному желанию. В начальном звене целесообразно проводить «Веселые старты», дни здоровья, соревнования по подтягиванию, Праздник мяча, туристические слеты, игру «Папа, мама, я – спортив­ная семья». Остальные соревнования – по группам классов: начальное звено, 5–7 классы, 8–11 классы. Чтобы уравнять воз­можности классов, различающихся по возрасту, в командах младших школьников выс­тавлять на площадку на одного игрока больше. Это можно практиковать при игре в волейбол, баскетбол, мини-футбол и т. д. Сорев­нования по подтягиванию могут стать настоящим спортивным праздником, когда вся школа собирается в спортивном зале. Победителей можно определить как в личном зачете в каждом классе, так и в группах классов: 2–3 классы, 4–5 классы, 6–7 классы, 8–9 классы, 10–11 классы. В перерывах между выступлениями классов можно проводить викто­рины на темы здорового образа жизни и спорта. Особую роль в организации физкультурно-оздоровительной работы играют дниздоровья. При их органи­зации необходимо каждый раз вносить что-то новое, интересное как для пятиклассни­ка, так и для ученика 11-го класса.

Туризм – одна из важных частей вне­классной работы в малокомплектной школе. Он обес­печивает решение многих педагогических задач, которые невозможно осуществлять при помощи других видов деятельности. Свойственные туризму значительные, но равномерно распределенные во времени физические нагрузки особенно способству­ют укреплению здоровья учащихся, удовлетворяют стремление ребят к новизне, необычности, поиску, романтике, самопознанию и самосовер­шенствованию.

Таким образом, комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы формирует ценностные установки и жизненные приоритеты учащихся, направленные на поддержание здоровья и ведение здорового образа жизни.

Учителю технологии

Задача подготовки к жизни в условиях сельской местности и перспективы профессиональной деятельности определяют структуру и содержание технологической подготовки школьников. Технологическая подготовка рассчитана на 2 часа в неделю, возможно увеличение до 4 часов за счет регионального и школьного компонентов.

Планирование занятий по технологии при 2-х часах в неделю предусматривает выделение до 50 % учебного времени на разделы технологии сельскохо­зяйственного производства.

В базовую составляющую программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» входят разделы «Растениеводство» и «Животновод­ство». Поскольку в сельской школе традиционно помимо изучения технологий сельскохозяйственного труда изучаются либо технологии промышленного про­изводства, либо сферы сервиса, для учащихся таких школ с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве создаются комбинированные программы, вклю­чающие разделы по технологиям растениеводства и/или животноводства, а также обязательные дополнительные разделы по техническому или обслужи­вающему труду.

Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий технологий сельского хозяйства – сорт, порода, урожайность, продуктивность и т. п.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся, приоритетными методами – сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны, прежде всего, с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными, технологических рас­четов. Учитель в соответствии с имеющимися в школе возможностями выбирает объекты и темы практических работ для учащихся, чтобы они как можно полнее представляли изучаемые агротехнологии.

Для реализации обязательного минимума содержания по разделам «Растениеводство» и «Животноводство» необходимо наличие определенной учебно-материальной базы для организации практической деятельности школьников. Если в школе отсутствует такая база, этот раздел дается в ознакомительном плане.

В связи с перераспределением времени между указанными разделами, в ком­бинированных программах для сельских школ уменьшаются объем и сложность практических работ в разделах по техническому труду с сохранением всех состав­ляющих минимума содержания образования по предмету.

Указанное в программах время на изучение каждого раздела является ориентировочным. В зависимости от материально-технического обеспечения учеб­ного процесса средствами обучения, видов объектов труда, характера изучае­мых технологий возможно некоторое перераспределение учебных часов.

В процессе разработки календарно-тематического планирования следует иметь в виду, что пять входящих в программу разделов не имеют в содержании программы самостоятельного статуса. Это «Информационные технологии», «Ху­дожественная обработка материалов», «Основы предпринимательства», «Профес­сиональное самоопределение» и «Основы проектирования». Вошедший в них ма­териал и отводимое на его изучение учебное время при разработке календарно-тематического планирования учитель может рассредоточить и интегрировать в разделы, связанные с технологиями обработки материалов или пищевых продук­тов, сборкой и соединением деталей, управлением машинами и т. п. Желательно, чтобы темы творческих работ и проектов носили комбинированный характер, со­четая технологии технического и сельскохозяйственного труда. В виду объектив­ных трудностей обеспечения сельских школ деталями или конструкторами для технологий, относящихся к электронной технике, соответствующие работы могут быть заменены электротехническими работами с электроприводом и электромеханической автоматикой оборудования сельскохозяйственного производства.

Для комплексного решения задач технологического обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от раз­работки идеи до ее осуществления. Выполняя проекты, школьники осваивают ме­тоды творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тема­тика проектных заданий должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов технологического образования и учесть интересы учащихся. Проектное обучение в разновозрастных группах может строиться на основе как индивидуальной, так и совместной проектной деятельности. Включе­ние метода проектов в учебный процесс дает возможность разнообразить формы проведения занятий, расширить творческий потенциал учителя, развить мотива­ционную сферу школьников.

Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение тре­бует значительного времени. Продолжительность проекта определяется биологиче­скими особенностями выращиваемых растений и животных. Поэтому проектная деятельность организуется не как завершающий этап обучения, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой сельскохозяйственных культур. В связи с этим значительная часть таких проектных работ будет выполняться во внеурочное время. Учитывая, что в сельской школе уменьшается объем учебного времени на освоение направлений «Технический труд» и «Обслуживающий труд», желательно, чтобы темы творче­ских работ и проектов учащихся носили комбинированный характер, при их вы­полнении учащиеся осваивали не только сельскохозяйственные технологии, но и технологии обработки различных материалов, предусмотренные обязательным ми­нимумом содержания образования.

Проекты являются творческими самостоятельными работами и выполняются каждым учеником или группой детей, в том числе и разновозрастной. Большую роль играют так называемые «семейные» проекты, решающие задачи сотрудничества членов семьи в процессе выполнения совместной работы. Раз­витию профессиональной мотивации способствуют «производственные про­екты», связанные с изучением и привлечением опыта и возможностей произ­водственных структур в реализации намеченной задачи.

Содержание разделов предлагаемых программ для неделимых классов позволяет ознакомить учащихся с наиболее распространенными конструкционными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления раз­личных изделий, их свойствами и технологией обработки. С учетом оснащенности школ и материальных возможностей учащихся предложен ряд объектов труда, ко­торые являются обязательными для всех учащихся, и тех, которые школьники вы­бирают самостоятельно. Раздел «Технология обработки конструкционных мате­риалов» предусматривает в качестве основного объекта труда для совместных за­нятий мальчиков и девочек
5–9-х классов работу с древесиной, как наиболее дос­тупным материалом в условиях сельской школы. В то же время, этот объект труда наиболее соответствует уровню физических возможностей девочек и мальчиков в возрасте 10–14 лет, выполняющих совместные задания на разновозрастном заня­тии.

Особый акцент сделан на раздел «Основы ведения домашнего хозяйства». Содержание раздела направлено на формирование у учащихся экономической культуры. При изучении этого раздела необходимо сформировать у учащихся представление о рациональном семейном бюджете, научить их правильному ведению домашнего хозяйства. Данная программа не нацеливает учащихся на изготовление швейных изделий, так как весьма сложно подобрать их ассортимент, который был бы одинаково приемлем для девочек и мальчиков этого воз­раста. В связи с этим введен раздел «Фантазии на тему рукоделия», в котором за учащимися остается право выбора тематики творческого проекта с использо­ванием любого вида рукоделия с самостоятельной проработкой определенных тем. Объектами работы учащихся могут быть шкафчики для ключей, декориро­ванные аппликацией из соломки; панно из соломки и бересты; различные ак­сессуары из кожи; комплекты для кухни в технике лоскутного шитья и т. п. Раздел «Декоративная обработка древесины. Новые идеи старого ремесла» дает знания и умения грамотного подхода к оформлению интерьера квартиры. Здесь вполне уместны мозаичные работы по дереву, так как они рассчитаны на закре­пление ранее изученного материала. В качестве творческих проектов можно предложить разработку и выполнение мозаичных наборов или декоративных панно из природных материалов.

С учетом использования современных технологий раздел «Художественная обработка металла» дополнен материалом по обработке пластмассы. В практической части раздела школьники могут освоить технологию резьбы по пенопласту и научиться выполнять декоративные изделия в данной технике. Полученные умения и навыки послужат основой для изготовления изделий при выполнении творческого проекта.

При изучении раздела «Окружающая среда» школьники получают основы экологической грамотности и практические навыки по выращиванию рассады декоративных растений.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. В реализации межпредметных связей технологии с естественно-на­учными дисциплинами заинтересованы в равной степени преподаватели техно­логии, физики, химии, биологии. Такие связи могут быть реализованы как сис­тематически – путем преподавания интегрированных курсов, так и эпизодиче­ски – на отдельных уроках, внеклассных мероприятиях, при выполнении тема­тических межпредметных заданий и проектов.

Для сельских школьников изучение физики во взаимосвязи с сельскохозяйственным производством является более близким и понятным. Изучение общих тем в интегрированном варианте позволяет более подробно познакомить учащихся с различными сельскохозяйственными профессиями, заинтересовать сельским хозяйством мальчиков, которые, как правило, значительно меньше, чем девочки, интересуются этим разделом технологии. Материал по интегриро­ванному курсу технологии и физики можно найти в журнале «Школа и произ­водство», № 3, 2007 г.

Представленные программно-методические материалы включают в себя рабочие планы и методические разработки занятий в разновозрастных группах учащихся и в неделимых классах.

Под разновозрастным обучением понимается организация совместной учебной деятельности детей разного возраста, направленной на решение как общих для всех, так и частных, зависящих от возраста, образовательных и воспитательных задач. Разновозрастные занятия не только решают организацион­ные проблемы, но и повышают воспитательный потенциал учебной деятельно­сти учащихся. Содержание и структура учебного предмета «Технология» бла­гоприятны для организации разновозрастных занятий, так как в условиях блочно-модульного построения на разных ступенях обучения школьники изу­чают однотипные разделы и темы.

Предлагаемые тематические планы по некоторым разделам программы могут корректироваться в части содержания и вариантов объединения классов.

Задачи и содержание занятий в разновозрастных группах девочек
7–9-х классов (2 часа в неделю)

Содержание

про­граммного материала

Задачи обучения

Рекомендации

7 класс 8 класс 9 класс

Культура дома – 6 ч.

Гигиена жилого дома. Гигиена девушки. Уход за одеждой.

Ре­монт одежды

Воспитание художественного и эстетического вкуса.

Формирование знаний и умений само­обслу­жи­ва­ния веде­ния домашнего хозяйства

Учащиеся 9-го класса помогают учителю в орга­низации и прове­дении практиче­ских работ. Орга­низуют представ­ление результа­тов работы по итогам изучения раздела. Тему «Ре­монт одеж­ды» можно изу­чать детям в каж­дом классе само­сто­ятельно по инст­рук­цион­ным кар­там. Заня­тие «Ги­гиена де­вуш­ки. Кос­ме­тика» мо­гут быть про­ве­де­ны в форме экс­курсии в па­рик­ма­херскую

Формирова­ние знаний о по­все­дневной и гене­ральной уборке жили­ща. Оз­на­ком­ление с пра­ви­лами лич­ной гигиены. Изучение мар­кировки и пра­вил ухода за текстиль­ными издели­ями, вы­пол­не­ние ре­мон­та одежды Формирование по­нятий: ди­зайн жи­лища, электрообес­пе­чение жилого помещения, эс­тетика челове­ка. Овладение на­выками мел­кого ремонта одежды Обучение поль­зованию элек­тробы­то­вой тех­никой. Ознакомле­ние с декора­тив­ной кос­ме­тикой. За­крепление на­вы­ков мел­кого ре­монта одежды

2. Технология изго­товления швейных изделий – 16 ч

Материаловедение. Конструирование и моделирование. Изго­товление швейных из­делий

Овладение технологиями изготовления швейных из­делий. Формирование эстетического вкуса детей

На некоторых за­нятиях наиболее подготовленные уча­щиеся могут выступать в роли консультантов. По итогам раз­дела можно про­вес­ти конкурс «Золотая игла»
(в разно­воз­раст­ных груп­пах или индиви­ду­аль­ный). По оконча­нии заня­тия уча­щие­ся сами опре­де­ля­ют про­блемы и труд­ности при из­го­товлении из­де­лий, анализи­руют ошибки. При оцен­ке ра­бо­ты консуль­танта учитыва­ются успехи чле­нов груп­пы

Ознакомле­ние с тканями из ис­кусст­вен­ных волокон (вис­козное, аце­тат­ное), вида­ми пе­ре­плете­ния ни­тей в тканях. Обу­че­ние тех­но­логии изго­тов­ления из­де­лий на ос­но­ве черте­жа ночной со­роч­ки Ознакомление с тканями из син­тетических во­локон (ка­прон, нитрон, лав­сан). Обуче­ние выяв­лению и устра­нению про­стейших не­по­ладок в швей­ной ма­ши­не. Обуче­ние под­бору вы­кройки для ин­ди­видуальной фигуры и тех­но­логии изго­товления изде­лий по го­товым лекалам Ознакомле­ние с класси­фи­ка­ци­ей бытовых тка­ней. Ис­поль­зо­ва­ние при­способлений малой меха­ни­за­ции в ра­боте на швей­ной ма­шине. Обу­чение конст­ру­и­ро­ва­нию и мо­де­ли­рова­нию пря­мой юбки и ее из­го­тов­лению

3. Художественная обработка материа­лов – 4 ч

Аппликация из раз­личных материалов

Формирование знаний, навыков и интересов уча­щихся в сфере эстетического развития. Воспитание художественного вкуса и развитие творческой ини­циативы ребенка

Разновозрастные груп­пы форми­руют­ся с учетом ин­те­ресов и воз­мож­ностей уча­щихся. Апплика­ции могут быть из различных мате­риалов в зави­си­мости от усло­вий (материальной ба­зы, возможно­стей учителя). На занятия могут быть приглаше­ны на­родные умельцы

Освоение ап­пликации с ис­пользова­ни­ем ниток (вя­за­ние крюч­ком, на спи­цах) Освоение ап­пли­кации из ткани и кожи Освоение ап­пликации из растительных материало

2020-02-03 231 Обсуждений (0)
Технологическая схема занятия. Работа в динамических парах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технологическая схема занятия. Работа в динамических парах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)