Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема «Особенности языка и построения



2020-02-03 222 Обсуждений (0)
Тема «Особенности языка и построения 0.00 из 5.00 0 оценок




Юмористических рассказов М. Зощенко»

Конспект учебного занятия по литературе, 5–6 классы

Задачи

Образовательные:

общие – формирование грамотного читателя, способного разобраться в авторской позиции и увидеть характерные черты героев;

6 класс – актуализация и обобщение знаний учащихся 6-го класса о способах создания юмористического эффекта в сатирических произведениях;

5 класс – знакомство учащихся 5-го класса со средствами создания юмористического в рассказах М. Зощенко.

Воспитательные:

- воспитание культуры общения;

- формирование образа собственного «Я»;

- формирование правильной самооценки.

Развивающие:

- развитие творческих и интеллектуальных способностей;

- формирование общеучебных умений, навыков самообразования и самоконтроля;

- формирование навыков работы в малых группах;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие способностей быстрой адаптации к новым условиям.

Тип занятия: закрепление и обобщение изученного материала.

Форма занятия: комбинированное занятие с элементами практикума.

Оборудование: шаржи Кукрыниксов 30-х гг.; таблицы для заполнения уча­щи­мися на уроке, аудиозапись музыки из кинофильма «Дети капитана Гранта».

Подготовка к занятию: создание выставки шаржей, консультирование четырех разновозрастных групп.

Литература:

Курдюмова Т. Ф.Учебники литературы для 5, 6 класса (любое издание).

План занятия

Этап занятия

Время

(мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Совместная

Класс

6 класс

1. Организа­ция учебной деятельности учащихся

5

Организует целепола­гание учебной дея­тельности учащихся. Рассказывает о попу­лярности Зощенко в 20–30-е гг. Пригла­шает в творческую лаборато­рию писателя

Слушают, стоя у вы­ставки карикатур (приложение 1)

«Экскурсовод» ве­дет лекцию о шар­жах Кукрыниксов на выставке

Занимают места за столами в РВГ.

Записывают в таблицы тему занятия (приложение 2)

2. Работа над стилевыми особеннос­тями рассказов М. Зощенко

30

1) Организует анализ вариантов заглавия рассказов Зощенко

Предполагают, о чем может рассказываться в произведениях «Галоша», «Кочерга» и др. Записывают в таблицы тематику рас­сказов (приложения 3, 4)

2) Проводит беседу с целью определения тематики и жанра рас­сказов

Дают определение

юмора                            сатиры

3) Проводит «погруже­­ние» в эпоху 30-х гг. (музыка)

Физкультпауза с использованием мобилей

4) Дает задания ОВГ (приложение 5)

Инсценирование фрагмента из рас­сказа «Закорючка»

Инсценирование фрагмента из рас­сказа «Аристо­кратка»

Отвечают на вопросы

– строят с помощью карточек схему ком­позиции произведе­ния;

– проверяют у 5-го кл. схему компози­ции произведения;

– ищут с помощью учеников 6-го класса элементы компози­ции в рассказе «Монтер»;

– объясняют пяти­классникам законы композиции в произ­ведении;

– дают ответ на ос­но­ве текста; – записывают в таб­лицы

– контролируют и дополняют;

– записывают в таб­лицы (приложение 4)

3. Обобщение знаний 20 Организует практиче­скую работу с тек­стами рассказов с це­лью исследования языка

Самостоятельно в ОВГ ищут особенности языка, отвечают, дополняют друг друга, записывают в таблицы. Выбирают отве­чающего от группы (приложения 5, 6)

4. Подведение итогов занятия 5 Произносит заключи­тельное слово. Орга­низует само- и взаимо-оценивание, подведе­ние итогов занятия, анализ и рефлексию

Рассматривают изменения на выставке ка­рикатур.

Производят само- и взаимооценивание, подводят итоги, анализ и рефлексию (приложение 7)

5. Д/з (на выбор) 2

Создать свой рассказ в стиле Зощенко (на «5»).

Написать сочинение-миниатюру с целью высмеять недостойные примеры поведения или качества характера для школьной газеты (на «5»).

Составить кроссворд по произведениям Зощенко (на «4»)

           

Формы взаимодействия школы, родителей и представителей социума

Тема Классы Формы взаимодействия
Фольклор «Душа народа русского» (сказки, былины, песни) 5–8 – Оформление родословного древа; – родители как исполнители народных песен, участники инсценированных обрядов; – исследовательские экспедиции по собиранию фольклора, истории села, сбору старинной утвари; – проведение «посиделок», народных праздников и т. п.
Ярмарка пословиц 5, 7 – Рассказ о считалках и играх своих родителей; – сочинения по пословицам (из жизни семьи ребенка); – «Зри в корень» (рассказы старожилов о местных топонимах)
Культурное наследие Древней Руси 6, 7, 8 – Оформление словарика на основе изучения литературных произведений «Так говорили в старину»; – помощь в оформлении костюма
«Слово о полку Игореве». Домострой XVI века 7, 9   7, 9 – Организация экскурсии в Ярославль; – составление законов «Домостроя» современной семьи; – защита проекта «Любимое ремесло моей семьи»
Заветы литературы XVIII века (М.В. Ломоносов «О роли знаний в жизни человека») 7–9 – Рассказ родителей о роли знаний в их семье, о месте учебы, профессии; – рассказ детей об учебных достижениях родителей (или представление достижений)
Русская литература XIX в. А.С. Пушкин «Борис Году­нов». Любовная лирика 7, 9   7–9 – Организация экскурсии в г. Углич в церковь Дмитрия на крови; – семейный проект «Объяснение в любви моего папы»
Уроки лирики 5–9 – Представление творчества любимого поэта или стихотворения; – экскурсия в музей Н.А. Некрасова в Карабихе
Литература XX века. Ро­мантические произведения М. Горького «Старуха Изер­гиль», «Песня о Со­коле» 7, 8 – Дискуссия с участием родителей по вопросам: · Можно ли Данко назвать героем? · Зачем нужен был его подвиг? · «Безумство храбрых» – есть мудрость жизни?
К. Паустовский «Теплый хлеб», Ф. Абрамов «О чем плачут лошади» 5, 7 – Запись рассказов бабушек и дедушек о значении лошади в крестьянской семье (возможно приглашение для выступления)
«Поэзия мужества». Стихи о Великой Отечественной войне 5–11 – Литературная гостиная с участниками войны; – проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»
Литература, живопись и музыка в моей семье 5–9 – Творческий отчет семьи; – встречи с современными поэтами
Современная литература 5–9 – Запись интервью сельских жителей о жизни в опреде­ленную эпоху (возможно выступление на занятии)
Читательская конференция 5–9 – Рассказы родителей о своих любимых книгах или героях; – представление домашней библиотеки

Формы совместной деятельности школы, родителей

и представителей социума по русскому языку

Тема Классы Формы взаимодействия
Научная конференция «Роль языка в жизни общества» 5–11 – Совместная подготовка выступлений; – работа в проблемных группах; – подготовка статьи для местной прессы или выступления по радио
«Нужно ли знать и упот­реблять русские слова?» 5–11 – Участие в дебатах на проблемную тему; – постоянно действующий лекторий по культуре речи
«За словом в карман» 5–7 – Диалектологические посиделки; – лингвистическая экспедиция «К бабушкам за диалектами!»; – составление диалектологического словаря области; – экскурсия в музей этнографии «Диалекты, искусство и культура области»
Лингвистические раскопки 5–7 – «Как возникают названия»: составление карты деревень, истории старинных фамилий села, фамильного именослова; – схема обозначения семейного родства
Мир крестьянского дома 1–6 – Семейный проект крестьянской избы; – исследовательские экспедиции по сбору старинных орудий труда, утвари и предметов одежды; конкурсная защита «Находка года»; – исследование законов русского гостеприимства
«Дело мастера боится» 1–11     6–7 8–9 – Оформление музея ремесла; – представление семейных профессиональных династий и хобби; – любимое ремесло в моей семье; – семейная профессия; – карта народных промыслов области
В мире новых слов и названий 5–9 – Совместное составление различных словарей и альбомов неологизмов
Знатоки и любители русского языка 1–11 – Совместные выпуски общешкольной прессы, подготовка радиопередач, репортажей к праздникам; – школьный театр ораторского мастерства
Школьный кооператив «Обучение» 1–11 – Изготовление памяток, рекомендаций «Как помочь своему ребенку хорошо учиться по русскому языку?», «Как грамотно написать сочинение?» и т.п.

Учителю математики

В российской системе образования можно выделить особую группу образовательных учреждений, которые, так или иначе, используют идеи разновозрастного обучения. К этой группе относятся и малокомплектные школы. Малокомплектной называется всякая общеобразовательная школа в сельской местности без параллельных классов с небольшим контингентом учащихся (до 100 человек), организуемая в небольших населённых пунктах для осуществления всеобщего обязательного обучения. Сначала это были только начальные, а позже, когда деревни стремительно исчезали, малокомплектными (или по-другому – малочисленными) стали уже и основные средние школы. Проблеме малокомплектной сельской школы посвящено достаточное количество публикаций в педагогической литературе и периодической печати. Данную проблему рассматривали такие авторы, как Л. Байбородова, М. Зайкин, Е. Ивлева, Н. Ирошников, Н. Г. Савина, Г. Ф. Суворова, И. В. Шитова и др.

Специфика малокомплектной школы показывает, что главной формой работы в ней должна стать учебная работа, основанная на разновозрастном обучении детей. Реальной и естественной единицей такого обучения является класс-комплект. Малочисленность классов оказывает существенное влияние на построение педагогического процесса в сельской школе. Традиционные приемы и методы работы в малочисленных школах малоэффективны. Наиболее важная особенность урока в классе-комплекте, объединенном классе – обязательное проведение самостоятельной работы учащихся. Если учитель, занимающийся с одним классом, может включать или не включать в урок задания для самостоятельной работы учеников, определяя эту возможность характером изучаемого материала, то учитель малокомплектной школы такого выбора не имеет. Наличие двух-трех классов определяет необходимость таких заданий, они являются составляющими практически каждого этапа урока. В то время как ученики одного класса самостоятельно выполняют учебные задания, учитель объясняет новый материал, спрашивает, разъясняет очередное задание – занимается с учащимися другого класса. Чередование работы учителя с классами и самостоятельной работы учащихся как одного, так и нескольких классов на отдельных этапах урока будет зависеть от уровня сложности учебного материала, умений учащихся работать совместно и самостоятельно, а также от уровня подготовленности учеников того или иного класса. Таким образом, самостоятельная работа учеников одного из классов является обязательным компонентом урока в малокомплектной школе.

Важное значение имеет форма предъявления учащимся заданий для самостоятельной работы. При выборе той или иной формы следует учитывать ее характер. Для организации коллективной деятельности учащихся целесообразно предъявлять задания и указания к ним, сделанные на классной доске или в виде компьютерной презентации. Все более широкое распространение при подготовке к проведению урока математики в малокомплектной школе получают различного рода памятки, инструкции, предписания, в которых с разной степенью детализации дается план действий, необходимых для достижений той или иной учебной цели.

Чтобы продуктивно использовать время урока, быстрее и качественнее формировать учебные умения и навыки, учителю следует научить школьников применять общие алгоритмы типичных учебных действий: алгоритмы решения задачи, алгоритмы применения правил, вычислительных приемов и пр. Чтобы овладение алгоритмом не приобретало формальный характер, основным методом должно быть приучение детей поэтапно выполнять и проверять учебные действия. Расчленение способа действия на ряд последовательных операций помогает ученикам осознанно пользоваться им при самостоятельном выполнении упражнений. Важно предусматривать в содержании самостоятельной работы способы дифференциации, постепенное повышение трудности заданий, а также дозирование помощи разным категориям учащихся. В первом случае все ученики получают одно задание, которое для части детей усложняется путем введения дополнительных данных, требующих новых, более сложных операций, действий. Здесь важно найти общий для всех детей уровень знаний, умений и навыков, требуемых программой.

Усложнение заданий или усложнение самого учебного материала, над которым производят те или иные действия, должно проводиться как постепенное развитие уже сформированных знаний и умений или формирование на их базе новых. Важно соблюдать последовательное наращивание трудности заданий. Ученику (в том числе и слабому) надо предлагать пытаться решать и более сложные учебные задачи, поощряя даже малейшее его продвижение, поддерживая уверенность в себе, своих возможностях. Степень оказания помощи можно дифференцировать следующим образом. Все ученики выполняют одинаковое по объему и степени сложности задание, но степень оказания помощи ученикам разных групп дифференцируется. Сильные ученики не получают дополнительных разъяснений, кроме общего для всех инструктажа. Слабоуспевающие учащиеся работают, опираясь на инструкции, предписания алгоритмического характера. Средние – по желанию при затруднении могут использовать в работе памятки или свернутые предписания. При организации уроков в малокомплектной школе помимо самостоятельной работы школьников важно предусматривать организацию совместной работы учеников объединенных классов в парах и группах, при этом они могут быть составлены из учеников как одного, так и разных классов. Желательно, чтобы такая работа занимала больший объем учебного времени урока, чем индивидуальная работа учащихся.

Планирование и осуществление групповой и коллективной деятельности школьников на уроке – трудоемкий способ работы учителя. Для ее правильной организации учителю необходимо разработать учебные материалы, инструкции для ее проведения, критерии оценки результатов деятельности учащихся в парах или группах, а также сформировать у учеников навыки совместной деятельности. Можно менять учеников в парах, включаться учителю в групповую деятельность с детьми, которые нуждаются в помощи. Определенный интерес с позиции практики организации обучения математике в малокомплектной школе представляют обучающие самостоятельные работы, которые организовываются с помощью специально составленных материалов, представленных в виде комплекса упражнений, причем задания выстраиваются в такой последовательности, чтобы в ходе их выполнения ученики осознавали новый материал.

С позиции обучения математике в малокомплектной школе, возможности индивидуализации процесса обучения, предпрофильной, а возможно, и профильной подготовки большое значение имеют информационно-коммуникационные технологии. Таким образом, предложенные варианты приемов организации обучения в малокомплектной школе вполне осуществимы в настоящее время. Данные разработки могут быть дополнены и изменены.

В журнале «СШ» № 2, 2003 г. опубликована программа курса математики для сельских малокомплектных школ и поурочное планирование занятий при объединении 5–6-х классов в один класс-комплект. Предлагаем вам разработанный урок математики в объединённом 5–6-м классе, а также тексты самостоятельных и контрольных работ на I полугодие в соответствии с предложенным поурочным планированием.

Педагогическая ситуация в сельской малочисленной основной общеобразова­тельной школе настоятельно тре­бует разработки и внедрения орга­низационных форм, методическо­го сопровождения, соответствую­щих условиям работы учителя и сложившейся ситуации. Одна из зарекомендовавших себя – работа учителя в объединённом по верти­кали классе. Это позволяет снять ряд негативных последствий ма­лой наполняемости классов, ак­тивнее использовать в учебном процессе новые методы обучения. Применение названной выше формы организации учебного про­цесса предполагает наличие специальной программы. Такая про­грамма разработана в Лаборато­рии проблем сельской школы в ИОСО РАО. В ней предусмотрена возможность проведения объеди­нённых уроков в классе-комплек­те, в котором работает один учи­тель.

Под классом-комплектом мы подразумеваем объединённые ма­лочисленные классы в один класс, включающий разновозрастных учащихся. Например, 5 и 6-й классы составляют один класс-комплект; 7–8-й или 7–8–9-й также могут составить один класс-комплект. Это обусловлено отсут­ствием параллельных классов и чрезвы­чайно малой наполняемостью имеющихся классов. В таком коллективе работает один учитель по специальной программе по ма­тематике, в которой все темы встроены по вертикали классов. При этом программа отвечает тре­бованиям обязательного миниму­ма содержания основного образо­вания, а также соответствует ба­зисному типовому учебному пла­ну. Расположение учебного мате­риала позволяет встраивать однотомные уроки всех типов: изуче­ния нового, закрепления изучен­ного, обобщения, систематизации и контроля. Программа может быть ис­пользована и при объединении классов в класс-комплект, и в слу­чае, когда их объединение нецелесообразно. Это позволяет учителю решать вопросы экономии учеб­ного времени, увеличения време­ни на закрепление, систематиза­цию и обобщение изучаемого ма­териала.

Предлагаем учителю вариант возможного построения и прове­дения урока в объединённом по вертикали 5–6-м классе по теме «Сложение обыкновенных дро­бей». При этом тема урока в 5-м классе – «Сложение обыкновен­ных дробей с одинаковыми знаме­нателями», а в 6-м – «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями».



2020-02-03 222 Обсуждений (0)
Тема «Особенности языка и построения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема «Особенности языка и построения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)