Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отличительные особенности урока в малокомплектной школе



2020-02-03 249 Обсуждений (0)
Отличительные особенности урока в малокомплектной школе 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Широкое использование раздаточного материала, вызванное необходимостью проведения самостоятельной работы.

2. Владение детей приемами учебной работы. Ведущую роль в этом играют объяснение и показ, когда учитель подробно объясняет и показывает, как, в какой последовательности следует выполнять задание.

3. Развитие у учащихся умения планировать свою деятельность. С этой целью необходимо регулярно пользоваться памятками, в которых показан алгоритм выполнения заданий. Систематическое выполнение учащимися таких действий поможет им овладеть рациональными приемами работы.

4. Овладение учащимися умением контролировать свою деятельность. Формирование этого умения обеспечивается наличием:

- образцов выполнения,

- ключей к упражнениям и заданиям,

- четких критериев,

- организацией взаимопроверки выполненных заданий.

Важной особенностью урока в малокомплектной школе является обязательное проведение самостоятельной работы. Особенно в случае, если в одном классном помещении под руководством одного учителя одновременно занимаются ученики двух классов. Урок в такой школе представляет собой чередование двух четко выраженных компонентов работы:

- работы учащихся под руководством учителя,

- самостоятельной деятельности учащихся.

Это требует от учителя жесткой регламентации учебного времени и тщательной подготовки всего необходимого на уроке: наглядности, памяток выполнения заданий, учебных записей, заданий для индивидуальной работы, образцов выполнения.

Очень актуальна в малокомплектных школах проблема разного уровня знаний у учащихся, находящихся в одном классе. Но всегда есть ученики с повышенной мотивацией к изучению иностранного языка. Оба типа детей требуют от учителя иностранного языка индивидуального подхода. Ему следует предъявлять требования к учащимся с учетом их различий.

Это будет способствовать:

- доступности изучаемого материала слабоуспевающим, повышению мотивации к изучению иностранного языка;

- повышению требований предъявляемых к сильным учащимся, что должно сказаться на результативности обучения.

При оценивании знаний учащихся обращать внимание на достижения каждого ученика в данный момент относительно его прошлого уровня владения соответствующим материалом. В условиях введения ЕГЭ по иностранным языкам необходимо дать выпускникам достаточный уровень общеобразовательной подготовки. Для этого учителю следует использовать задания, помогающие мотивированному к предмету ученику результативно готовиться к экзамену, обеспечить им психологическую готовность к процессу. Эффективными будут совмещенные уроки по иностранному языку.

Например: 5–7 классы, 8–9 классы, 10–11 классы по общим темам. Это могут быть темы: семья, музыка, по столицам стран изучаемого языка, великие люди, виртуальные экскурсии; презентации, проекты. Если на начальном этапе изучения иностранного языка следует уделить внимание языковому владению, то на продвинутом этапе – развитию речи. Совмещенные уроки – это уроки общения, они предполагают самостоятельную работу учащихся и носят творческий характер. Это уроки культуры поведения и речевого общения. Главное здесь – не дублировать материал урока. Совмещенные уроки позволяют увеличить число собеседников, сделать саму беседу интересной, значимой по содержанию. У школьников повышается ответственность за приобретение знаний, расширяются границы общения. Такие уроки следует проводить как итоговые, также они могут быть одной из форм внеклассной работы по предмету.

Учитель малокомплектной школы должен уметь формировать разновозрастный коллектив класса, правильно с психологической точки зрения подбирать рабочие пары учащихся, стимулировать их работу, терпеливо и корректно относиться к речевым и языковым ошибкам учащихся.

Работа в малокомплектной школе требует от учителя дополнительных временных и интеллектуальных затрат, зависит от его языковой компетенции, знания современной технологии преподавания иностранного языка.

Учителю музыки и МХК

Школьный урок музыки – это урок, который является частью целостного образовательного процесса. В условиях малокоплектной школы урок музыки имеет свои существенные особенности, связанные не только с его структурой, но и с методикой проведения.

Работая по той или иной программе по музыкально-эстетическому образованию, предназначенной для общеобразовательных учреждений, учитель музыки (начальных классов, другого учебного предмета) должен учитывать не только возрастные особенности школьников, но и специфику музыкального искусства. Цель музыкального образования в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры, являющейся составной и неотъемлемой частью всей духовной культуры каждого школьника. Основные задачи, вытекающие из данной цели:

- воспитание у школьников интереса к предмету, а через него к музыкальному искусству в целом;

- воспитание сознательного интереса к предмету и музыкальному обучению;

- накопление у школьников определенной суммы знаний, умений и навыков на каждом этапе обучения, необходимых для освоения музыки и как школьного предмета, и как жизненного явления.

Исходя из поставленной цели и основных задач, учитель строит обучение в каждом классе, ориентируясь на выбранную им программу по музыке.

В условиях малокомплектной школы при планировании и организации одновременных коллективных занятий с учащимися разных классов, например, начальной школы, учителю необходимо ориентироваться на концентрический характер раскрытия тематического содержания той или иной программы по музыке. Обращение к логическим связям, существующим между темами начальной школы в пределах одной четверти, позволяет учителю органично объединить на уроке темы трех-четырех классов. Каждый школьник за время обучения в малокомплектной школе, как и массовой, осваивает в среднем от 10 до 16 тем программы. Поскольку на каждом уроке в данных условиях раскрываются одновременно три-четыре темы, важнейшая задача учителя – сохранить целостность учебно-воспитательного процесса, помочь детям освоить эти темы в нерасторжимом единстве.

С этой целью при планировании уроков в каждой четверти необходимо выделить основную тему, через которую раскрываются другие. Например, таким объединяющим началом в первой четверти 1-го класса (программа «Музыка», разработанная под научным руководством Д. Б. Кабалевского) являются представления о песенной, танцевальной и маршевой музыке; во второй – об интонации; в третьей – о развитии музыки; в четвертой – о триединстве «композитор – исполнитель – слушатель».

Принципы и методы программы по музыке в условиях малокомплектной школы получают своеобразное преломление. Так, в работе с разновозрастным коллективом учащихся особое значение приобретает принцип сопоставления произведений по сходству и различию. Учителю необходимо помнить, что младшим доступнее воспринимать яркие контрасты в музыке; старшие ребята, обладая большим жизненно-музыкальным опытом, смогут почувствовать и более тонкие различия в сходном музыкальном материале. Это необходимо учитывать, составляя вопросы-задания для учащихся каждого класса.

При объединении трех-четырех тем на одном уроке ведущую роль в учебно-воспитательном процессе играет метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному. Этот метод лежит в основе планирования, поскольку каждый момент урока является для части детей «забеганием» вперед, для других – «возвращением» к пройденному. Применение этого метода позволяет учащимся «глубоко вникать в сравнительно небольшое число значительных произведений, помногу раз слушая и анализируя их» (Д. Б. Кабалевский).

Условия работы в малокомплектной школе требуют от учителя специальной компоновки программного музыкального материала для каждой темы четверти. Часть музыкальных произведений рекомендуется заменять ежегодно по ряду причин. Во-первых, зачастую проблемные ситуации могут возникнуть лишь при восприятии незнакомой музыки, только в том случае возможно создание атмосферы творческого поиска. Кроме этого, ежегодное введение в урок новых произведений обогащает музыкально-слуховой опыт школьников, восполняет те неизбежные потери музыкального материала, которые происходят за счет объединения программы четырех классов. С этой целью учителю необходимо в своем планировании предусмотреть вариативность музыкального материала для каждого года обучения.

С рядом произведений школьники встретятся несколько раз в начальной школе. Однако это не простое повторение. Встреча со знакомым произведением происходит с позиции новой темы, и музыка раскрывается перед детьми каждый раз новыми гранями. Подобный подход к повторению одной и той же музыки из года в год способствует, в частности, оттачиванию исполнительского мастерства учащихся и в целом развитию их музыкальной культуры.

Важной особенностью в работе с детьми разного возраста на одном уроке является обращение к жизненному и музыкальному опыту школьников 1–4-х классов. В различных формах общения детей с музыкой эта особенность проявляется по-разному. Так, раскрытие содержания произведения начинается в беседе с первоклассниками, затем присоединяются ученики 2–4-х классов, обобщая размышления младших. По этому принципу строится и вокально-хоровая работа в условиях малокомплектной школы. Хотя встречаются хорошо поющие дети и в 1-м классе, учитель в первую очередь опирается на учеников
2–4-х классов, имеющих больший творческо-исполнительский опыт.

При небольшой наполняемости класса дети могут петь двухголосно с учителем или одновременно со звучанием музыкальной фонограммы. Использование на уроке фонограммы дает возможность учителю управлять хоровым исполнением, а также наблюдать за музыкальным исполнительством каждого ученика.

Прежде чем заниматься с детьми под фонограмму, педагогу необходимо самому тщательно изучить запись, вслушаться в интерпретацию произведения, обратив особое внимание на динамику и темп исполняемой музыки. Учитель не специалист, не владея профессиональным дирижерским жестом, может заменить его яркой эмоциональной пульсацией, раскрывающей характер музыки.

В условиях малокомплектной школы характерной особенностью является одновременность разных форм общения учеников 1–4-х классов с музыкой. Например, учащиеся одного класса могут петь песню, другого – аккомпанировать их исполнению на детских музыкальных инструментах, в то время как остальные ребята выступают в роли заинтересованных слушателей и высказывают затем свое мнение по поводу услышанного. А все вместе они объединяются в единой музыкально-творческой деятельности, способствующей формированию дружного разновозрастного коллектива.

Учитель начальных классов, встречаясь с детьми ежедневно, имеет богатейшие возможности воздействия на них красотой слова, музыки, рисунка, которые имеют своим источником красоту окружающего мира.

Программы по музыке для 5–8-х классов построены на основе системного подхода, который исполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Его использование помогает организовать важнейшие компоненты программы – ее тематическое построение, музыкальный и фоновый (литературно-изобразительный) материал, виды практической деятельности.

Так же, как и в начальном звене, учащиеся 5–8-х классов в условиях малокомплектной школы могут одновременно усваивать несколько тем. Несмотря на то что темы обладают самостоятельностью и внутренней законченностью, они выступают как звенья единой содержательной концепции.

Например, тема 5-го класса «Музыка и другие виды искусства» (программа «Музыка», авторы В. В. Плев, Т. Н. Науменко, Т. Н. Кичак) раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Раскрытие этой темы можно совместить с темой 6-го класса «В чем сила музыки», т. к. музыкальное искусство, как уже известно учащимся данного возраста, оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека. Учитель может подобрать такие примеры музыкальных сочинений, которые помогут ребятам в освоении обеих тем. А взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством только усилит эмоциональные впечатления школьников от встречи с конкретными музыкальными произведениями или их фрагментами.

Темы 7–8-х классов – «Содержание и форма в музыке» и «Традиция и современность в музыке» – можно объединить на основе «сверхзадачи» про­граммы (Д. Б. Кабалевский), а именно связи музыки и жизни. Как и все явления, предметы в жизни, все, что нас окружает: природа, обычаи, верования, сказки, картины, архитектурные сооружения и многое другое – имеет свою форму и содержание. Все имеет свой смысл. Содержание и форма предметов, явлений тесно связаны между собой и с жизнью. Из чего складывается музыкальное содержание? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? На эти и другие вопросы можно ответить на примерах разных музыкальных сочинений, например классических, посмотрев на них сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне (музыка Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского). Содержание и форма современных произведений откроется и через вечную актуальность высоких традиций, и через искусство ХХ века.

Организация тематизма в указанной программе для 5–8-х классов принципиально отличается от организации тематизма в программе для начальной школы. Это обусловлено тем, что восприятие школьников в возрасте 10–14 лет становится во многом другим, способным удерживать и развивать одну тему (проблему) на протяжении нескольких уроков. С учетом этого в преподавании музыки в малокомплектной школе необходимо укрупнять, а также соединять внутренние тематические блоки.

Особое внимание учителю в преподавании музыки в 5-8-х классах нужно уделить правильному подбору музыкального репертуара, как для вокального исполнения, так и для слушания музыки. Если уроки музыки преподает не специалист, ему необходимо придерживаться указанных в программе методических рекомендаций по подбору репертуара.

Критерии подбора репертуара для слушания и вокального исполнения:

- эстетическая красота,

- педагогическая целесообразность,

- доступность.

В программах по музыке для общеобразовательных школ («Музыка» авторов В. В. Алеева, Т. Н. Науменко, Т. Н. Кичак; «Музыка», авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной) подбор музыкального репертуара соответствует интересам современных школьников.

Успешному обучению в малокомплектной школе существенно помогут интегрированные уроки, позволяющие ученикам глубже осознать целостность и гармонию окружающего мира. Это могут быть уроки музыки и природоведения, музыки и изобразительного искусства, музыки и литературы, музыки и истории, музыки и ботаники и т. п.

Урок музыки – урок искусства. Главное, чтобы дети чувствовали, что их учитель увлечен музыкой и стремится передать им свое отношение к ней. Любовь учителя к музыке может проявляться в разных формах. И хотя бы в одной из них он должен обладать истинной артистичностью – вдохновенно петь или управлять детским хором, пластично «исполнять» музыку движением, выразительно играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или эмоционально вести беседу о музыке.

Преподавание искусства в 10–11-х классах общеобразовательной школы представлено учебной дисциплиной «Мировая художественная культура». Одним из важнейших принципов построения предмета является принцип интеграции. Механизм интеграции заключается в создании вариантов учебного процесса, предполагающих на уровне цели направленность на формирование у школьников целостных представлений об окружающем мире и человеке. Интеграция в данном предмете направлена на нравственное развитие личности школьника, развитие его духовной сущности, осознание им взаимосвязанности с другими людьми и миром, ответственности за них.

В условиях реализации государственной стратегии устойчивого развития сельских территорий с позиции социально-педагогического подхода содержание гуманитарного образования в малокомплектной школе должно решать задачу восстановления у сельского жителя традиционных ценностных ориентаций. Предмет «Мировая художественная культура» наряду с другими гуманитарными дисциплинами направлен решать задачи духовно-нравственного развития личности, которое включает не только знания по мировой художественной культуре, но и, прежде всего, положительное отношение и уважение к обычаям, традициям, культуре своего народа.

Учителю МХК в малокомплектной школе необходимо выделить ведущие темы предмета, раскрывающие духовные ценности, созданные человеком в мире художественной культуры. Для этого необходимо провести тщательный анализ программ по МХК и гуманитарным учебным дисциплинам (литература, история), учитывая синхронный принцип построения содержания учебного материала. Из огромного количества фактического материала учителю необходимо остановиться на самых значительных памятниках мировой художественной культуры с учетом прогрессивных национальных традиций, истории и культуры Камчатского края. Такой вектор преподавания МХК направлен на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для жизни в конкретной среде и являются в настоящее время социально значимыми.

В настоящее время развивающиеся информационно-коммуникационные технологии и ограниченные образовательные возможности малокомплектных школ требуют обращения к сетевым системам образования и организации школьной жизни. Сетевые системы образования дают возможность школе выйти за пределы собственных стен. Учащиеся и учителя могут учиться в индивидуальном режиме независимо от места жительства.

Современные требования к урокам ставят много новых задач, одна из которых – научить ученика самостоятельно добывать знания. Самым распространенным и доступным для учащихся источником информации стал в последнее время Интернет.

В этой связи, при наличии необходимого технического оборудования (компьютер, мультимедиа, интерактивные устройства) в школе, школьники, особенно учащиеся старших классов, могут пользоваться различными программами по искусству, как учебными, так и популярными.

Для того чтобы заинтересовать школьников художественной культурой, учителя, преподающие искусство в малокомплектной школе, могут планировать и проводить элективные курсы социально-гуманитарного направления. Например, содержание элективных курсов, направленное на изучение родного языка (корякского, ительменского и других) может быть интегрировано с изучением традиционной культуры коренных народов Камчатки. Элективные курсы наряду с кружковой и факультативной работой, индивидуальными и групповыми консультациями – это тот резерв, который может быть использован для ознакомления с шедеврами мирового и национального искусства. Наличие занятий в разновозрастных группах в системе школьного дополнительного образования (разновозрастные творческие объединения учащихся) может компенсировать недостаточный объем учебной нагрузки учителей искусства.

Эффективность художественного и музыкального образования в малокомплектной школе во многом будет зависеть от наличия учебной базы по предметам искусства, которая включает не только учебно-методические комплекты, но и словари-справочники по искусству, дидактические материалы для разноуровневых заданий школьникам, наличие музыкальных инструментов и технических средств обучения (музыкальный центр, магнитофон, видеоаппаратура).

Таким образом, качественное музыкальное и художественное образование в условиях малокомплектной школы является составной и важной частью решения задач достижения качественного российского образования в целом.

Учителю химии

Малокомплектные школы, с ее спецификой организации учебного процесса, работают по учебным программам и планам, единым для всех типов общеобразовательной школы, однако особенности преподавания в малочисленных группах сельских школ не отражены в специфике учебников и пособий по химии. Существует особая потребность в педагогах, способных обучать школьников в режиме вариативности. При организации учебной деятельности на основе дифференцированного подхода необходимо учитывать психофизиологические особенности школьников. Дифференцированный подход к обучению предполагает сочетание приемов фронтальной, групповой, индивидуальной работы.

Ведущие направления в преподавании химии в 2008/09 учебном году охватывают следующую проблематику:

- разработка образовательных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития образования;

- переход на личностно ориентированное и практико-ориентированное образование;

- компетентностный и деятельностный подходы в образовании.

Учитель основной школы (8–9 класс) продолжает ориентироваться на обязательный минимум основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 19.05.1998 года (№ 1236). Для обязательного изучения химии на этапе основного общего образования Федеральный базисный учебный план отводит 140 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю в 8-х классах и 2 учебных часа в неделю в 9-х классах. Среди основных целей изучения химии в основной школе наиболее важными являются:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, в сельском хозяйстве и на производстве;

- решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основными проблемами в изучении химии является изучение состава и строения веществ, зависимость их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. В период перехода на государственные образовательные стандарты в 8 и 9-х классах используются программы, составленные на основе обязательного минимума 1998 года. От умения учителя осуществить выбор программы и учебника, освоения им содержания выбранной программы зависит уровень образовательных достижений школьников.

Приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперименты); проведение практических лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты изучения курса химии приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

В ходе разработки стандартов по химии была проведена разгрузка обязательного минимума содержания основного общего образования. Прежде всего, был исключен материал, по которому излишне детально излагались отдельные вопросы строения вещества:

- атомные орбитали и электронные конфигурации;

- аллотропия;

- донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи;

- геометрия молекул;

- изомерия.

Такие понятия, как гидратация, гидролиз, электролиз, химическое равновесие, а также вопросы промышленного производства химических веществ и материалов отнесены к обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования. Разгрузке призвано способствовать также выделение материала курсивом, которой подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Это относится, в частности, к следующим элементам содержания:

- скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов;

- особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов, водородный показатель (рН среды), азотистые гетероциклические основания и нуклеиновые кислоты (базовое среднее образование);

- понятие о переходном комплексе, циклические формы моносахаридов, принципы комплементарности в построении двойной спирали ДНК (профильное среднее образование).

Все это позволило без снижения уровня изучения химии сократить объем учебного материала, выносимого на итоговый контроль, и защитить учеников от завышенных требований к уровню их знаний и умений при итоговом контроле. Элементы знаний, выделенные курсивом, позволяют сохранить высокий уровень преподавания химии.

Оценить общеобразовательную подготовку по химии выпускников 9-го класса общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) позволяет экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов, демонстрационный вариант которой, а также кодификатор и спецификация экзаменационной работы представлены на сайте WWW.fipi.ru.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы являются для учителя основой при осуществлении отбора или разработки заданий. Содержание заданий и характер учебной деятельности, которую учащиеся осуществляют при его выполнении, должны находиться в строгом соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по химии (приложение к приказу Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»).

Приоритетной задачей преподавания курса химии на этапах основного и среднего (полного) общего образования является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности:

- познавательной деятельности, позволяющей использовать для познания окружающего мира наблюдений, измерений, экспериментов, моделирования;

- приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач; умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы;

- информационно-коммуникативной деятельности, предполагающей приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, перевод информации из одной знаковой системы в другую, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);

- рефлексивной деятельности, предполагающей приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В стандарте базового уровня система знаний, будучи дополнена блоками содержания, имеющего прикладной и культурологический характер, призвана, прежде всего, обеспечить выпускнику возможность ориентироваться в общественно и личностно значимых проблемах, связанных с химией.

В стандарте профильного уровня система знаний о химических элементах и свойствах их соединений расширяется и углубляется на основе представле­ний о строении вещества, химической связи и закономерностях протекания химических реакций, рассматриваемых с точки зрения химической генетики и химической термодинамики. Тем самым обеспечивается подготовка выпускни­ков школы к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях, профиль которых предусматривает изучение химии.

Программа базового уровня по органической химии 10 класса и курс общей химии 11 класса направлены на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира.

Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он дает возможность формировать у учащихся умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит их безопасному и экологически грамотному обращению с химикатами в быту и на производстве.

Логика и структура курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Исходные документы для составления рабочей программы:

· Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004 г.;

· Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004 г.;

· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007/2008 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 321 от 14.12.2006 г.

На базовом уровне на изучение химии выделяется 70 часов (по одному часу в неделю в 10 и 11-х классах); на профильном уровне – 210 часов (по три часа в неделю в 10 и 11-х классах). Изучение химии на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-химического, химико-биологического, технологического профилей. Независимо от профиля обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к химии, школа может увеличить число часов на ее изучение путем предоставления возможности выбора элективных курсов по химии.

При большом числе учащихся, желающих изучать химию углубленно, школа имеет право добавлять на изучение химии к трем недельным часам, предусмотренным для профильного уровня еще два часа в неделю за счет часов, выделяемых базисным учебным планом на элективный курс.

Ориентировкой для учителей химии могут служить авторские программы и учебники для школ, классов с углубленным изучением химии, рекомендованные, допущенные Федеральным перечнем учебников, а также программы элективных курсов.

Статус химии как непрофильной дисциплины в гуманитарных и прочих классах имеет следствием низкую мотивацию ее изучения для большинства учащихся. Повысить интерес к предмету можно усилением прикладного характера содержания обучения, раскрытием связи изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы. В современных условиях учителю придется изменить свое отношение к преподаванию предмета: вместо химико-центрического подхода использовать человеко-центрический (когда обучение химии строится в первую очередь на основе учета интересов, склонностей и особенностей учащихся).

Требования к подготовке учащихся определяются стандартом по химии для базового и профильного уровня. Для реализации образовательных стандартов разработаны примерные программы, которые конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта в старшей школе (базовый и профильный уровни).

В целях освоения нового содержания образования считаем целесообраз­ным приобретение учебников по химии, удовлетворяющих федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год.

Основным документом при календарно-тематическом планировании для учителя старшей школы (10–11 класс) является федеральный компонент государственного стандарта. Программа, учебник и весь УМК являются лишь средством его реализации. Образовательные достижения школьников определяются требованиями к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы, заложенные ФГС. Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников школы. Одной из форм определения уровня образовательных достижений выпускников является единый государственный экзамен, содержание заданий которого, виды учебной деятельности, проверяемые заданиями, соотнесены с требованиями ФГС по химии.

Так, содержательный блок «Химический элемент» дополнен понятием «основное и возбужденное состояние атома».

В содержательный блок «Вещество» внесены вопросы: характеристика ковалентной связи, гомологический ряд углеводородов, структурная и пространственная изомерия, мыла, моносахариды, сахариды и полисахариды.

В содержательном блоке «Познание и применение веществ человеком» уточнена позиция «Познание и применение веществ химических реакций», которая звучит следующим образом: «Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсическими веществами, средствами бытовой химии».

В соответствии с требованиями ФГС в заданиях ЕГЭ реализуется деятельностный подход. Предлагаемые задания требуют от выпускников не только прочных знаний по химии, но и умений применять их в новой ситуации, в том числе и проблемной. Результаты единого государственного экзамена по химии, однако, свидетельствуют о репродуктивном уровне усвоения химического содержания, а также о несформированности таких общеучебных умений, как анализ, сравнение, сопоставление и др. Результаты ЕГЭ указывают на необходимость усиления внимания к отдельным темам школьного курса химии; развития у учащихся общеучебных умений; преобладания заданий продуктивного уровня над заданиями репродуктивного уровня; использования активных форм и методов обучения, реализующих деятельностный подход.

Деятельностный подход предусматривает овладение определенными спо­собами познавательной деятельности, свойственными химии. Они направлены на то, чтобы определять и распознавать состав веществ и их принадлежность к соответствующему классу соединений; виды химических связей, типы химических реакций; характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева, связь между составом, строением и свойствами веществ; объяснять закономерности изменения свойств химических элементов; природу и способы образования химической связи, сущности химических реакций и закономерностей их протекания и т. п.

Для выполнения этих требований учителю необходимо организовать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение химических явлений, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению закономерностей. Учащиеся должны овладеть методами научных исследований химических явлений.

Все это вместе взятое позволяет каждому учителю определить те элементы содержания, на которые необходимо обратить внимание при планировании учебного процесса на уроке, использовать те приемы и методы, которые будут способствовать развитию умений получать, а также применять знания в нестандартных ситуациях, будут обучать школьников приемам работы с различными видами контролирующих заданий, в том числе



2020-02-03 249 Обсуждений (0)
Отличительные особенности урока в малокомплектной школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отличительные особенности урока в малокомплектной школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)