Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 7. Работа в учебно-методическом кабинете профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.



2020-02-03 461 Обсуждений (0)
Занятие 7. Работа в учебно-методическом кабинете профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок




Организация учебно-методического занятия по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни в медицинской образовательной среде

Учебно-методические пособие для студентов старших курсов лечебного факультета медицинских ВУЗов

 

Краснодар

2016

УДК 616-084+613.97]:378.147 (075.8)

ББК 51.1р

Г 67

Составители:

зав. кафедрой поликлинической терапии с курсом общей     

врачебной практики (семейной медицины) ФПК и ППС                  

д.м.н. В.В. Горбань

зав. кафедрой эпидемиологии, здорового образа жизни и профилактики заболеваний, ректор ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России    

д.м.н. С.Н. Алексеенко

 

Под общей редакцией

зав. кафедрой поликлинической терапии с курсом общей     

врачебной практики (семейной медицины) ФПК и ППС                  

Д.м.н. В.В. Горбаня

 

Рецензенты:

зав. кафедрой факультетской терапии КубГМУ,

доктор медицинских наук, профессор                                              Л.Н. Елисеева

 

зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней КубГМУ,

доктор медицинских наук, профессор                                               А.С. Адамчик

     

 

Учебно-методическое пособие « Организация учебно-методического занятия по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни в медицинской образовательной среде» предназначено для студентов старших курсов лечебного факультета, клинических интернов и ординаторов, врачей терапевтов и семейных врачей. / Под ред. В.В. Горбаня. - Краснодар, КубГМУ, 2015 г. – 67 с.

 

 

Учебно-методическое пособие «Организация учебно-методического занятия по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни в медицинской образовательной среде» составлено на основании Рабочей программы учебной дисциплины «Поликлиническая терапия» по специальности 060101 «Лечебное дело», ФГОС-3 ВПО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г., № 1118 и учебного плана по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело». Предназначено для студентов старших курсов лечебного факультета медицинских ВУЗов. Может быть использовано в качестве учебного пособия для клинических интернов и ординаторов, врачей терапевтов и семейных врачей, врачей здравпунктов высших учебных заведений и врачей поликлинических отделений профилактики.

 

 

Рекомендовано к изданию ЦМС КубГМУ

 

Протокол № 2 от 5.10._2015 г.

 

Оглавление

Аннотация. 3

Предисловие. 4

Введение. 5

Список сокращений. 6

Занятие 7. Работа в учебно-методическом кабинете профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни. 7

1. Универсальные модифицируемые факторы риска развития ХНИЗ. 9

2. Методика проведения профилактического осмотра. 9

3. План обследования при профилактическом осмотре. 10

4. Структура и регламент работы учебно-методического кабинета (УМК) профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ) и ЗОЖ. 12

5. Основные задачи и функции учебно-методического кабинета профилактики неинфекционных заболеваний и здорового образа жизни КубГМУ. 13

6. Методы обследования, оснащение учебно-методического кабинета. 14

6.1. Анкетирование. 14

6.2. Измерение роста на аппарате «Ростомер – РЭС ТВЕС». 21

6.3. Измерение массы тела человека. 22

6.4. Измерение окружности талии (ОК) и окружности бедер (ОБ) сантиметровой лентой. 23

6.5. Проведение калиперометрии. 24

6.6. Биоимпедансметрия для композитного анализа внутренних сред организма человека. 28

6.7. Измерение артериального давления. 30

6.8. Компьютеризированная оценка (система скрининга) состояния сердца. 31

6.9. Мониторирование ВРС. 32

6.10. Допплеровское исследование сосудов. 34

6.11. Комплексная детальная оценка функций дыхательной системы - спирометрия. 36

6.12. Измерение внутриглазного давления. 41

6.13. Определение концентрации угарного газа. 43

6.14. Пульсоксиметрия. 44

6.15. Экспресс-определение глюкозы, холестерина, триглицеридов в крови. 45

6.16. Шагомеры - мониторы активности OMRON CALORI SCAN. 47

6.17. Интерпретация данных комплексного профилактического обследования. 47

6.18. Формирование групп здоровья по факторам риска. 48

6.19. Принципы краткого профилактического консультирования. 49

Контрольные вопросы. 51

Ситуационные задачи. 52

ТЕСТЫ... 56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 62

 

Аннотация

 

Для осуществления преподавания методам мониторинга факторов риска (ФР) и профилактики хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), а также разработки методических рекомендаций по ведению здорового образа жизни (ЗОЖ) и профилактической работе среди студенческой молодежи с 2013 года на базе Кубанского государственного медицинского университета в составе кафедры поликлинической терапии начал функционировать учебно-методический кабинет профилактики НИЗ. Настоящие методические рекомендации содержат описание организации и оснащения учебно-методического кабинета, цели его создания и поставленные задачи. Согласно нормативным документам, регламентирующим потребности в учебно-диагностической аппаратуре профилактической направленности [3], в оснащение кабинета предусмотрительно было включено следующее оборудование: электрокардиограф и система регистрации ЭКГ по Холтеру, спирометр компьютеризированный для комплексной оценки функций дыхательной системы, весы электронные медицинские с биоимпедансным посегментным анализом тканевого состава тела человека, сосудистый допплер-анализатор для исследования артериального и венозного кровотока, газоанализатор (смокелайзер) для определения монооксида углерода,  экспресс-анализатор для определения общего холестерина и глюкозы, триглицеридов в крови, пульсоксиметр портативный для индикации SpO2 и частоты пульса, портативный бесконтактный индикатор внутриглазного давления, шагомер, ростомер, автоматический тонометр на плечо, стетоскоп, компьютер.

Создание учебно-методического кабинета профилактики неинфекционных заболеваний и здорового образа жизни в медицинской образовательной среде отвечает стратегии профилактики НИЗ, которая должна быть комплексной, рентабельной, финансово доступной, соответствовать принципам общественного здравоохранения и соображениям культурного характера.

 

Предисловие

                                         « Именно здоровье людей должно служить          

                                                     главной  "визитной карточкой" социально-

                                                     экономической зрелости, культуры и

                                                     преуспевания государства»

                                                                                                                И.И. Брехман.

Предотвращение и уменьшение бремени заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний (НИЗ) является общенациональной задачей. Для решения этой проблемы необходимый ряд рентабельных вмешательств должен предусматривать объединение действий многочисленных заинтересованных сторон, включая органы власти, медицинских работников, ученых, гражданское общество и частный сектор. При этом необходимо учитывать медицинские и социальные потребности на всех этапах жизненного цикла, включая укрепление здоровья молодежи, а затем и укрепление здоровья трудоспособного населения. Эффективная профилактика НИЗ требует претворения в жизнь политики ”здоровье во всем” с помощью межсекторальных подходов, в первую очередь, для ее внедрения в здравоохранении и образовании. Учитывая то, что цена бездействия значительно превышает стоимость действий по формированию ЗОЖ и выявлению факторов риска на доклинических стадиях развития заболеваний, следует расширять полномочия учреждений здравоохранения и образования для осуществления мониторинга, научных исследований и их внедрения в практику профилактических услуг, что на должном уровне могут обеспечить учебно-методические цен­тры профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ в медицинских образовательных учреждениях.

Исследования многих российских вузов свидетельствуют о снижении уровня здоровья студентов в процессе обучения.Студентыпредставляют категорию населения с повышенными факторами риска, к которым относятся нервное и умственное перенапряжение, постоянные нарушения режима питания, труда и отдыха.

Сложившаяся система вузовского образования не способствует формированию здорового образа жизни студентов, а знания о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. Большинство студентов не занимаются формированием своего здоровья, так как это требует волевых усилий, их внимание направлено в основном на предупреждение нарушений здоровья и реабилитации утраченного. Это является результатом низкой активности личности, поведенческой пассивности и валеологической безграмотности.

Важнейшей задачей любого вуза является подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, творческим отношением к делу, психофизической выносливостью и способностью к высокоинтенсивному труду.

Введение

Развитие профилактической медицины, борьба с факторами риска наиболее опасных для жизни хронических неинфекционных заболеваний, формирование здорового образа жизни населения в настоящее время являются одними из наиболее приоритетных задач, стоящих перед органами здравоохранения страны.

Большинство поведенческих (курение, нерациональное питание, низкая физиче­ская активность, избыточное потребление алкоголя) и биологических факторов риска развития заболеваний (повышение артериального давления, нарушение липидного статуса крови) в значительной степени формируются в молодом возрасте, когда еще не до конца выработана индивидуальная система ценностей и продолжается период становления личности. Именно в этот период большое влияние на организм оказывает внешняя среда с ее положительными и отрицательными примерами.

Пропаганда здорового образа жизни, выявление факторов риска и предпосылок к развитию неинфекционных заболеваний у студентов, многие из которых только начинают свой осознанный путь во взрослую жизнь, является крайне важным и необходимым звеном для оздоровления населения, улучшения всех демографических показателей.

Создание учебно-методического кабинета профилактики неинфекционных заболеваний и здорового образа жизни на базе крупного медицинского общеобразовательного учреждения важно также и с педагогической точки зрения, так как позволяет будущим врачам на практике оценить огромное значение формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний с целью транслокации приобретенных знаний и здоровьесберегающих технологий на своих будущих пациентов.

 

Список сокращений

АГ       - артериальная гипертония

АД       - артериальное давление

АО      - абдоминальное ожирение

БИА    - биоимпедансный анализ

БМТ     - безжировая масса тела

ВГД    - внутриглазное давление

ВОЗ    - Всемирная организация здравоохранения

ВРС    -  вариабельность ритма сердца

ЖЕЛ   - жизненная емкость легких

ЖМТ    - жировая масса тела

ИБС    -  ишемическая болезнь сердца

ИМТ    - индекс массы тела

КЖС   - кожно-жировая складка

ЛПИ    - лодыжечно-плечевой индекс

ЛПУ    - лечебно-профилактические учреждения

ЛФК    - лечебная физкультура

МСВ    - максимальная скорость выдоха

МТ     - масса тела

ХНИЗ  - хронические неинфекционные заболевания

ОВО     - объем воды в организме

ОМП   - окружность мышц плеча

ОП      -  окружность плеча

ОТ      - окружность талии

ОФВ1     - объем форсированного выдоха за 1 секунду

ПАВ      - психоактивные вещества

ПК      - персональный компьютер

РМТ    - рекомендуемая масса тела

CCЗ    - сердечно-сосудистые заболевания

ТГ       - триглицериды

ТМТ   - тощая масса тела

ФА     - физическая активность

ФЖЕЛ   - форсированная жизненная емкость легких

ФР      - факторы риска

ХОБЛ   - хроническая обструктивная болезнь легких

ХС      - холестерин

ХС ЛВП  - холестерин липопротеины высокой плотности

ХС ЛНП - холестерин липопротеины низкой плотности

ЦЗ      - центр здоровья

ЦНС   - центральная нервная система

ЭКГ     - электрокардиография

Ppm     - parts per million

ЗОЖ   - здоровый образ жизни

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Занятие 7. Работа в учебно-методическом кабинете профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.



2020-02-03 461 Обсуждений (0)
Занятие 7. Работа в учебно-методическом кабинете профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 7. Работа в учебно-методическом кабинете профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (461)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)