- чтение книг, обращения к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события, занятия и т.д.
Дети - разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.
Родители – ищем информацию, работаем по созданию развивающей среды группы (по заданиям воспитателей), изготовление с детьми газет, листков, сочинялок и пр.
То, что можно подержать в руках:
Æ программа
Æ методические рекомендации
Æ методическая разработка
Æ методическое пособие
Æ анкеты и пр.
НА КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫ РАССЧИТЫВАЕТЕ?
ЧТО БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ ПРОДУКТОМ ВАШЕГО ПРОЕКТА?
Результаты:
Ø диагностики,
Ø анкетирования,
Ø экспресс опроса и т.д.
Ø книга
Ø лэтбук
Ø мини-музей
Ø игровой уголок
Ø информационный стенд
Ø альбом
Ø фотовыставка
Ø выставка
Ø праздник/развлечение и пр.
Паутинка проекта.
По образовательным областям (примеры)
Социально – личностное развитие (социализация, труд, безопасность)
ü Разработать правила обращения к хлебу.Беседы по темам:
ü «Как хлеб на стол пришел»,
ü «Как наши предки хлеб выращивали»,
ü «Почему хлеб называется хлебом»,
ü « Что такое злаки, и из чего пекут хлеб»,
ü «Пшеница»,
ü «Рожь»,
ü «Овес»,
ü «Ячмень»,
ü «Как растет пшеница и рожь? »,
ü «Батоны и булки не растут на грядке»
ü «Профессии людей, вырастившие хлеб»,
ü «Кто помогает хлеборобам заботиться о хлебе?»- показать значимость и других профессий,
ü «Какие машины помогают людям растить хлеб? »,
ü «Умные машины работают дружно»,
ü «Что такое элеватор» ,
ü « Как мука в хлеб превращается?»
ü «Что вы знаете о хлебе»,
ü «Культура поведения за столом»,
ü «Военный хлеб»,
ü «Бережем хлеб»,
ü « Какие бывают виды хлеба?»
ü «Можно ли обойтись без хлеба»,
ü «Мой любимый хлеб»,
ü «Терпение и труд все перетрут»,
ü «О правильном обращении с электроприборами»,
ü Рассказ о коллекциях и музеях хлеба.Ситуативный разговор:
ü «Как и какие твоя бабушка печет пироги, блины»,
ü «Что полезнее хлеб или торт»,
ü «Что делать, если хлеб высох»,
ü «Как разделить угощение?»,
ü «как поступить, чтобы хлеб дольше хранить?». Трудовая деятельность:
ü Посев семян 3-х зерновых культур - пшеница, рожь, овес.
ü Полив, прополка.
ü Измельчение зерен в муку в кофемолке.
ü Обмолотить зерно, провеять.
ü Замешивание теста.
ü Выпекание хлебобулочных изделий из соленого теста,Подкормка птиц хлебными крошками.
Физическое развитие (здоровье, физкультура)
Беседы:
ü «Почему нельзя есть много пирогов, тортов, пирожных?»,
ü «Что такое диета?».
ü О пользе и вреде хлеба «Бывает ли хлеб опасным?» (от неправильного хранения). Утренняя гимнастика: «Мы маленькие зерна». Этюд
ü «Полюшко»,
ü «Тесто»,Физкультминутки :
ü «В поле зёрнышко попало»
ü «Вырастай колосок» ,
ü «Едем в поле»
ü «Каравай»
ü «Посевная»,
ü «Трактора».Игра на дыхание
ü «Дрожжи».Упражнения на развитие координации движений :
ü «В землю зёрнышко попало»,
ü «Колоски».Подвижная игра
ü «Воришки - воробьишки»,
ü «Золотая рожь»,
ü «Калачи»;
ü «Каравай»,
ü «Колобок»,
ü «Колоски, колоски, соберитесь во снопки» (по названному числу),
ü «Кто с нами?»,
ü «Найди свой калач»,
ü «Принеси колосок»
ü «Просо»,
ü «Решето». Игры-эстафеты:
ü «Собери продукты для теста»
ü «Перевези урожай»,
ü «Разгрузи машину с мукой»,
ü «Собери зёрнышки». Психоэтюд:
ü «Тесто».Психогимнастика:
ü «Хлеборобы».Спортивное развлечение:
ü «Хлеб – всему голова»,
ü «Чтобы хлеб растить - надо ловким быть».
Художественно-эстетическое развитие (художественное творчество, музыка)
Лепка: (соленое тесто)
ü «Печенье»,
ü «Хлебобулочные изделия»,
ü «Хлебное поле».Аппликация:
ü Из соломки «Ваза»,
ü «Сельхозтехника».Рисование
ü «Золотая нива»,
ü «Колосья»,
ü «Любимое блюдо из теста»,
ü «Откуда хлеб пришел»,
ü «Трактора в поле»,
ü «Уборка урожая»,
ü «Украшаем каравай»,
ü иллюстраций к произведению А. Ремизова «Хлебный голос»,
ü раскрашивание изделий из солёного теста.Конструирование:
ü «Мельница» (коллективная работа).Аппликация:
ü «Грузовая машина с зерном»,
ü «Колоски в вазе»,
ü «Вкусное пирожное».Коллаж:
ü «Хлеб – в нем наша сила и здоровье!»,
ü «Что можно сделать из муки?».Ручной труд :
ü «Пшеничное поле» (мини-панно из зерен пшеницы, овса и ржи на картонной основе, обмазанной пластилином)
ü Изготовление тряпичной куклы «Крупеничка».Составление букетов из листьев, колосков.Хороводные игры:
ü «Каравай»,
ü «Земелюшка - чернозем»,
ü «Урожай у нас хорош»,
ü «Если нравится тебе, то делай так»,
ü «Чик и Брик»,
ü «Бояре, а мы к вам пришли»,
ü «На чем весна пришла?». Прослушивание и разучивание песен о хлебе.
Познание:
Опытно-исследовательская деятельность:
ü «Где лучше хранить хлеб» (влияние внешних факторов на продолжительность хранения),
ü Посев семян пшеницы и овса в емкости с разным грунтовым составом (плодородность почвы влияет на урожай),
ü «Без воды нет жизни» (взаимосвязь между количеством получаемой воды ростом и урожайностью растений),
ü Опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением - ветряная мельница),
ü « Как получается мука» - перемалывание зерен через мельницу
ü «Чем пахнет хлеб»,
ü «Тепло и холод» (влияние температуры на поднятие теста),
ü «Как превратить муку в тесто?». Наблюдение:
ü За тем, как температура влияет на поднятие теста, а затем изучаем и пробуем на вкус получившееся булочки.
ü Рассматривание и сравнение зерен (рожь, пшеница, ячмень, овес).
ü Наблюдение «Здравствуй, росток!» - вызывать интерес к тому, что в земле се семена и зерна дают ростки.
ü Проверка зерна на зрелость
Æ по цвету колосков,
Æ если колосок потереть в ладошке, и он упадет - значит, зерно созрело.
ü Подсчет зерен для высевания: из расчета 10 зерен на горшочек (всхожесть зерна). Составление мерной таблицы для приготовления соленого теста. Просмотр презентаций:
ü «История хлеба»,
ü «Как хлеб попал на стол»,
ü «Каравай, каравай, какой хочешь - выбирай!»,
ü «Хлеба к обеду в меру бери».
ü «Хлебобулочные изделия».Экологические игры:
ü «Что за чем». Экскурсии:
ü в хлебный магазин,
ü на пищеблок детского сада «Как готовится тесто»,
ü на хлебокомбинат.
Коммуникация.
НОД по познанию
ü «В каждой крошке хлеба - труд»,
ü «Как мы будем беречь хлеб?»,
ü «Как рождается хлеб»,
ü «Ознакомление детей с процессом выращивания хлеба».
ü «Откуда хлеб пришел?»,
ü «Пекарь, кондитер - кто это?»,
ü «С помощью каких орудий труда растили хлеб в старину» (серп, коса, соха, борона) ,
ü «Хлеб - всему голова»,
ü «Хлеб - всему голова». Составление рассказов
ü по серии картин «Как люди выращивают хлеб»
ü «Кем бы ты хотел стать» (по профессии хлебороба),
ü «Хлеб»,
ü «Чудо – машины» (рассказывание по серии иллюстраций (сельскохозяйственные машины),
ü отгадывание загадок по мнемотаблицам,
ü рассуждения по пословицам и поговоркам.Дидактические игры:
ü «В какой сказке живёт хлеб»,
ü «От зёрнышка до каравая»,
ü «Где мы были мы, не скажем, а что делали, покажем»,
ü «Закончи предложение
ü «Золушка»,
ü «Как пекут хлеб»,
ü «Лото. Хлебобулочные изделия»,
ü «Назови профессию и действия» (пахарь - землю пашет, комбайнер…)
ü «Назови хлебобулочные изделия»,
ü «Найди лишние продукты»,
ü «Откуда хлеб пришел»,
ü «Подбери признак»,
ü «Подбери словечко»,
ü «Раз, два, три - сказка выходи»,
ü «Разложи блинчики»,
ü «Разложи по порядку»,
ü «Разрезные картинки. Хлебобулочные изделия»,
ü «Родственные слова»,
ü «Сложи колосок»,
ü «Сложи правильно»,
ü «Сложи цепочку» (родственные слова),
ü «Угадай, что в мешочке»,
ü «Узнай профессию»,
ü «Узнай хлеб по вкусу»,
ü «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.
ü «Чем пахнет магазин»,
ü «Что было бы если…»,
ü «Что в поле растёт»,
ü «Что из какой муки испекли»,
ü «Что лишнее? »,
ü «Что лишнее?»,
ü «Что сделано из муки?»,
ü «Что сначала, что потом». Словесная игры:
ü «Вершки и корешки».
ü «Назови разные блюда из круп»,
ü «Узнай по описанию». Рассматривание альбомов:
ü «Как наши предки выращивали хлеб»,
ü «Как хлеб выращивают в наше время»,
ü «Какой бывает хлеб»,
ü «Сельскохозяйственные машины»,
ü «Хлебобулочные изделия». Рассматривание иллюстраций :
ü И.Шишкин «Рожь»,
ü И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба»,
ü И. Левитан «Золотая рожь»,
ü М. К. Клодт "На пашне",
ü Г. Г. Мясоедов "Сеятель",
ü Г. Г. Мясоедов "Жатва». Рассматривание:
ü Серии сюжетных картин на тему «Откуда хлеб пришёл»,
ü Серии картин «Как люди выращивают хлеб»,
ü Серии картин «Хлебозавод»,
ü Серии иллюстраций «Сельскохо-зяйственные машины» Коллекционирование фотографий с различными видами хлебобулочных изделий. Рассматривание и сравнивание хлебобулочных изделий
Чтение художественной литературы:
ü А. Лопатина "Волшебный хлеб"
ü А. Лопатина «Хлебная фея»,
ü А. Толстой «Три калача и баранка»,
ü А. Букалов «Как машины хлеб берегут»,
ü А.Лопатина "Сладкий хлеб",
ü А.Остапов "Когда кончается страда",
ü А.Остапов "Стоят комбайны у обочин",
ü А.Прокофьев «Каравай»,
ü А.Ремизов «Хлебный голос».
ü Американская народная сказка "Рыжая курочка",
ü Белорусская сказка «Колосок»,
ü Белорусская сказка «Легкий хлеб»,
ü Борис Вовк "Мякиш",
ü В. Крупин «Нынешний хлеб»,
ü В. Крупин «Отцовское поле»,
ü В.Путилина «Теплый хлеб»,
ü В.Ремизов «Хлебный голос»,
ü В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»,
ü Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла»,
ü Д.Кугультинов «Зерно»,«Я помню прошлое»,
ü Дацкевич «От зерна до каравая»,
ü Е. Житникова «От зёрнышка до булочки»,
ü Е.Русаков «Ржаной колос»,
ü Е.Русаков «Черный хлеб»,
ü И. Токмакова «Что такое хлеб»,
ü Ирис Ревю "Сказка про хлеб"
ü К. Филатов «Притча о хлебе»,
ü К.Паустовский «Теплый хлеб»,
ü К.Паустовского «Дом зерна»,
ü К.Ушинский «Два плуга»,
ü Литовская сказка "Как волк вздумал хлеб печь",
ü М.Глинская «Хлеб»,
ü Н. Самкова «О хлебе»,
ü Н.Носов "Мишкина каша",
ü Н.Рубцов «Хлеб»,
ü П.Коганов «Хлеб – наше богатство»,
ü Русская народная сказка "Как курочка хлеб испекла",
ü Русская народная сказка "Каша из топора",
ü Русская народная сказка «Колобок»,
ü Русская народная сказка «Крупеничка»,
ü Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И.В.Карнауховой),
ü Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»,
ü С.Богдан «Как колосок на стол хлебом пришел»,
ü «Сказка о пшеничном зернышке»
ü Сказка «Петушок - золотой гребешок и чудо меленка»
ü Т. Аргези «Хлеб»,
ü Т.Шорыгина «Ломоть хлеба»,
ü Украинская народная сказка «Колосок»,
ü Ф. Шкулева «Молотьба»,
ü «Чудо мельница»,
ü Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»,
ü Э. Шим «Хлеб растёт»,
ü Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками»,
ü Ю. Ждановская «Нива»,
ü Ю.Ермолаев "Два пирожных",
ü Я. Дагутите «Руки человека», «Лето»,ü Инсценировка сказок «Курочка хохлатка и пшеничное зернышко», «Колобок», «Колосок».Загадки о хлебе, пословицы и поговорки, чистоговорки о хлебе и труде Заклички :
ü «Дождик»,
ü «Солнышко, выгляни».
План осуществления проекта (основной этап) (примеры)
Режимные моменты
Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика2. Подготовка к завтраку, завтрак3. Игры и детские виды деятельности4. Непосредственная образовательная деятельность5. Подготовка к прогулке, прогулка6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед7. Подготовка к сну, дневной сон8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия9. Игры, самостоятельная деятельность детей10. Подготовка к ужину, ужин11. Игры, прогулка, уход детей домой
Совместная работа педагога с детьми
Игры: Сюжетно-ролевые игры:
ü «Булочная»,
ü «Встречаем гостей блинами и пирогами»,
ü «Магазин: Хлебобулочные изделия»,
ü «Мы - хлеборобы»,
ü «На мельнице»,
ü «Пекарня»,
ü «Семья»,
ü «Ярмарка». Игры с мячом:
ü «А какой он, хлеб»
ü «Кому что нужно?»
ü «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
ü «Назови профессию»
ü «Подбери признак» (Хлеб: какой? Мука: какая?)
ü «Разрезные картинки»
ü «Что нужно для работы хлебороба»
ü «Что сначала, что потом» Кроссворды:
ü «Зернышко»
ü «Отгадай, что это?»
ü «Сложи правильно»
ü «Что сделано из муки?»Аттракционы:
ü «Узнай на вкус!»Пальчиковая гимнастика:
ü «Божья коровушка»,
ü «Испечём пироги и плюшки»,
ü «Каша»,
ü «Колосок»,
ü «Месим тесто»,
ü «Поможем бабушке»
ü «Хлеб».
Совместная работа родителей с детьми
Просмотр мультфильмов :
Æ «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена,
Æ «Чудо-мельница»,
Æ «Круть и Верть»,
Æ «Колобок»,
Æ «Пряник».
ü Просмотр фильмов:
Æ «Как хлеб на стол приходит»,
Æ «Из чего делают хлеб, от чего зависит вкус изделия?».
ü Выпечка хлеба дома, замешивание теста.
ü Дать задание посетить с детьми хлебобулочный магазин.
ü Изготовление атрибутов и декораций к сказке «Путешествие колобка».
ü Изготовление визитной карточки музея «Хлеб всему голова».
ü Изготовление вместе с детьми хлебобулочных изделий из соленого теста.
ü Изготовление пальчикового театра к сказке «Колосок»,
ü Подбор иллюстраций о хлебе, составление альбома «Хлеб - всему голова».
ü Предложить родителям организовать семейную поездку на хлебное поле.
ü Совместный подбор материала по истории возникновения хлеба в разных странах.
ü Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе.
ü Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел»,
ü Составление альбома «О пользе хлеба».
ü Составление книги «Рецепты выпечки»,
ü Составление кулинарной книги «Рецепты бабушек и мам «Колобок»,
ü Составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?».
ü Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий,
ü Составление рассказов о хлебе, придумывание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.
ü Участие в создании уголка в группе «Музей хлеба».
Свободная творческая деятельность детей
«Я пеку, пеку, пеку… »
ü Изготовление книжек-малышек.
ü настольно-печатные игры,
ü Переписывание новых слов
ü Посчитать зерна, выложить буквы и цифры,
ü Придумывание рассказов о хлебе,
ü Раскрашивание разукрашек.
ü Рассматривание альбома «Как к нам хлеб пришел»,
ü Рассматривание и проба разных видов хлеба,
ü Рассматривание книг, альбомов о хлебе,
ü Рассматривание колосков, зерен,
ü С/р игры «Магазин», «Ярмарка», «Мы -хлеборобы»,
ü Составление узоров и рисунков из круп, выкладывание орнамента из круп, зерен.
(заключительный этап)
Ожидаемый результат (исходя из поставленных целей проекта):
• Дети узнают весь процесс получения хлеба.
• Дети будут понимать, и уважать труд хлеборобов.
• Научаться ценить хлеб
• После завершения проекта дети смогут рассказать о профессии хлебороб, различать злаковые растения по их характерным особенностям, рассказать о хлебобулочных изделиях.
Æ Оформление альбом, выставки детских работ, фотоматериалов по данной тематике.
Æ Планы, конспекты занятий, бесед, наблюдений.
Æ Подбор методической и педагогической литературу требуемой тематики.
Æ Проведение педсовета, круглого стола, развлечения / праздника.
Æ Публикация наработок в СМИ и на интернет – ресурсах.
Æ Разработка пособий с использованием ИКТ по теме.
Æ Систематизация собранных материалов: рассказов, сказок, стихотворений, пословиц, поговорок, игр.
Æ Создание в группе игрового уголка «…».
Æ Создание информационного стенда, папок передвижек, картотеки тематических опытов.
Æ Создание списка и оформление выставки детской художественной литературы, рекомендуемой для чтения в семье по теме «На Донбассе есть слова - хлеб всей жизни голова».