Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состояние нервной системы



2020-02-04 157 Обсуждений (0)
Состояние нервной системы 0.00 из 5.00 0 оценок




Неврологический осмотр новорожденного включает в себя оценку:

Поведенческого состояния;

Коммуникабельности;

Мышечного тонуса;

Спонтанной двигательной активности;

Безусловных рефлексов;

Исследование функций черепных нервов, сухожильных рефлексов;

Выявление возможного источника болевых ощущений;

Исследование координации движений;

Анализ функции чувствительных анализаторов;

Исследование вегетативной нервной системы.

 

Поведенческие состояния (по Т.Б. Бразелтону):

1.Глубокий сон: закрытые глаза, регулярное дыхание, отсутствие спонтанных движений в конечностях, быстрые движения глаз.

2.Поверхностный сон: закрытые глаза, нерегулярное дыхание, незначительные движения в конечностях, быстрые движения глаз.

3.Дремотное состояние: глаза открыты или полуприкрыты, движения в конечностях медленные.

4.Спокойное бодрствование: глаза открыты, живой взгляд, минимальная двигательная активность.

5.Активное бодрствование: глаза открыты, живой взгляд, выраженная двигательная активность.

6.Крик, глаза открыты или закрыты.

 

Коммуникабельность – способность вступать в контакт с осматривающим – важнейший критерий оценки состояния ребенка. Оценивают коммуникабельность по комплексу поведенческих реакций новорожденного на голос, лицо, прикосновение врача, по характеру крика ребенка, смене выражения его лица, реакции при наличии дискомфорта (голод, мокрые пеленки, насильственное пробуждение), скорости успокоения при устранении раздражающих факторов.

Крик новорожденного оценивается по эмоциональности, интенсивности, длительности, модуляции.

Эмоциональный крик возникает в ответ на разворачивание, осмотр, болевое раздражение и характеризуется кратковременностью, динамичными и адекватными модуляциями в ответ на ласковый голос осматривающего, его поглаживающие движения. Он прекращается вскоре после устранения раздражителя.

Слабый крик или его отсутствие всегда вызывают беспокойство и, как правило, бывают у недоношенных; у доношенных же может быть следствием реанимационных мероприятий или поражения ЦНС.

Раздраженный (мозговой) крик сопровождает субарахноидальные кровоизлияния, повышение внутричерепного давления, болевой синдром.

Монотонный («неэмоциональный») оттенок крика бывает при метаболических нарушениях, гидроцефалии, билирубиновой энцефалопатии.

«Гнусавый оттенок» крика – свидетельство поражения каудальной группы черепно-мозговых нервов или надъядерных волокон.

Приступая к осмотру детей более старшего возраста, необходимо установить контакт с ребенком, расположить его к себе. Особенно это касается детей первых 2-3-х лет жизни. Благотворно на грудного ребенка влияют тихая ласковая речь, негромкие звуки, яркие игрушки. Со старшими детьми легче вступать в контакт при игровой ситуации. Предварительно следует понаблюдать за ребенком со стороны: как он двигается в кроватке, как играет, как реагирует на доктора. При этом обращаем внимание на позу ребенка. Необходимо определить степень упитанности, оценить состояние тургора тканей, состояние кожных покровов и слизистых. Особое внимание уделяется выражению лица малыша, реакции на осмотр, конфигурации головки, состоянию швов и родничков. При общем осмотре важно установить наличие или отсутствие мелких аномалий развития или стигм, нарушений пропорций туловища и конечностей, видимых деформаций скелета.

 

Двигательная сфера

 

Проводится исследование статики и моторики, мышечная сила, тонус, рефлекторная деятельность.

У здоровых новорожденных движения избыточные, некоординированные, нередко атетозоподобные. Особенности двигательной активности связаны с преобладанием паллидарной системы и недостаточной миелинизацией. Спонтанная двигательная активность у здоровых новорожденных детей обычно оценивается по периодическому сгибанию и разгибанию ног, их перекресте, отталкиванию от опоры (рефлекс ползания по Бауэру), движениям рук. Наличие хореатического компонента в движениях, физиологичного для новорожденных, является следствием преобладания экстрапирамидной регуляции моторики и может проявляться высовыванием языка, движениями пальцев и т.п.. Повышение спонтанной двигательной активности (гипервозбудимость) у новорожденных связывают с отсутствием контроля высшего (коркового) звена двигательного анализатора. Признаками гипервозбудимости являются: тремор, спонтанный рефлекс Моро, спонтанные вздрагивания, спонтанный и индуцированный клонус стоп, судороги.

Мышечный тонус является важной характеристикой состояния детей. Для новорожденных характерна флексорная поза – физиологического преобладания тонуса мышц-сгибателей: голова слегка приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к боковой поверхности грудной клетки, кисти сжаты в кулачки, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Различают активный (поза) и пассивный мышечный тонус.

Активный мышечный тонус – тонус мышц, поддерживающий позу ребенка при пассивных изменениях его положения.

Пассивный мышечный тонус (мышечный тонус в покое) у здорового новорожденного оценивают по разгибанию рук в локтевых суставах (до 1800), сгибанию в лучезапястных (до 1500), отведению в сторону бедер (на 750 в каждую сторону), разгибанию ноги в коленном суставе при согнутом под прямым углом бедре (до 1500), дорсальному сгибанию стоп (1200).

При нарушении мышечного тонуса необходимо отметить характер этого нарушения. Повышение мышечного тонуса возможно при поражениях ЦНС гипоксически-травматического генеза, внутриутробной инфекции с поражением ЦНС. Экстензорное повышение мышечного тонуса проявляется опистотонусом: голова ребенка запрокинута назад из-за ригидности затылочных мышц, спина и ноги переразогнуты, ноги приведены и перекрещены на уровне бедер или голеней, руки согнуты или разогнуты.

Снижение мышечного тонуса (мышечная гипотония) может проявляться в виде позы «лягушки»: руки ребенка разогнуты, ноги отведены и слегка согнуты во всех суставах. Такая поза является физиологической для глубоконедоношенных детей. У доношенных она свидетельствует о резком снижении мышечного тонуса и возникает при внутричерепных кровоизлияниях, острой надпочечниковой недостаточности, поражении верхних сегментов шейного отдела спинного мозга.

Поза «фехтовальщика» - голова повернута лицом к плечу, одноименные рука и нога находятся в разгибательном положении, причем  рука отведена в сторону. Другая нога несколько отведена в тазобедренном и согнута в коленном суставе. Эта поза может проявляться при внутричерепной родовой травме.

У детей более старшего возраста об объеме движений судят по тому, как ребенок тянется к игрушке, берет ее одной и другой рукой, как удерживает; как ведет себя в положении на спине, на боку, на животе, ползает ли он.

Оценка мышечной силы у самых маленьких детей производится с учетом силы, с которой ребенок отдергивает конечности, сопротивляясь осмотру, а у более старших – согласно тестам по пятибалльной системе:

1. Полный паралич – 0.

2. Активные движения отсутствуют, но пальпаторно определяется напряжение мышц – 1 балл.

3. Движения возможны при выключении силы тяжести – 2 балла.

4. Мышца преодолевает дополнительные сопротивления, но не в полной мере – 4 балла.

5. Мышца нормальная – 5 баллов.

 

Важное значение для оценки состояния моторики у детей имеет выявление мышечных атрофий или гипертрофий. Для атрофии мышц характерно уменьшение их объема. Атрофии могут быть диффузными и локальными. Мышечные атрофии – один из наиболее постоянных симптомов наследственных нервно-мышечных заболеваний.

Исследование мышечной силы по сегментам возможно лишь у детей после двух лет:

Слабость сгибателей шеи проявляется запрокидыванием головы при попытке поднять лежащего на спине ребенка за руки.

Симптом «треножника» выявляет слабость мышц спины, когда ребенок не может находиться в положении сидя, не опираясь на руки.

Слабость мышц живота определяется в положении лежа («лягушачий» живот) или в положении сидя (живот выбухает в виде пузыря).

 

Рефлекторная сфера

 

Физиологические рефлексы ребенка первых месяцев жизни формируют основу для его последующей моторики и в дальнейшем исчезают. Они получили название врожденных автоматизмов и в течение первых 2 – 4-х месяцев является нормой. Их выявление позже этого срока является патологией. У новорожденных, перенесших тяжелую гипоксию или родовую травму, эти автоматизмы не вызываются, при этом они могут появляться позже и дольше сохраняться.

Различают оральные и спинальные автоматизмы, а также миелоэнцефальные позотонические рефлексы.

 

Оральные автоматизмы (дуга замыкается в продолговатом мозге):

 

1. Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина) – при надавливании на ладонь ребенка у него возникает открывание рта и сгибание головы, плеча и предплечья. Рефлекс Бабкина является физиологически древним рефлексом, на базе которого формируется руко-ротовые реакции, он угасает к 3-хмесячному возрасту. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при парезе руки. Если рефлекс не имеет тенденции к угасанию после 2-х месяцев, а, наоборот, усиливается и возникает даже при легком касании ладоней ребенка, это указывает на поражение нервной системы.

2. Хоботковый рефлекс – в ответ на легкий удар пальцем по губам у ребенка вытягиваются губы хоботком. Рефлекс физиологичен до 2-3-х месяцев.

3. Поисковый рефлекс Куссмауля – при поглаживании пальцем около рта происходит опускание угла рта и поворот головы ребенка в сторону раздражения. Рефлекс выражен до 3-4-х месячного возраста и исчезает, когда тактильный анализатор сменяется зрительным, и ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком или при приготовлении  матерью груди для кормления. Поисковый рефлекс является базой для таких мимических движений, как качание головой, улыбка.

4. Сосательный рефлекс: при прикосновении какого-либо предмета к губам у ребенка возникают сосательные движения. Этот рефлекс сохраняется в течение всего первого года жизни, а, нередко, и позже.  

В норме каждый рефлекс орального автоматизма можно вызвать у новорожденного, начиная с первых суток жизни, не менее 5-7-ми раз подряд. Их более быстрая истощаемость свидетельствует о патологии.

 

Спинальные автоматизмы (дуга замыкается на уровне спинного мозга):

1. Защитный рефлекс – при выкладывании ребенка на живот он поворачивает голову вправо либо влево.

2. Хватательный рефлекс – при надавливании пальцем на ладонь ребенка у того возникает схватывающее движение. Этот рефлекс вызывается и на стопах в виде стопного хватательного рефлекса. Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, а затем на его базе формируется произвольное захватывание предмета, и имеет место смена тактильного раздражителя зрительным: ребенок видит игрушку и тянется к ней, т.е. формируется зрительно-моторная координация. Наличие рефлекса после 4-5-ти месяцев свидетельствует о поражении ЦНС.

3. Рефлекс Робинсона является разновидностью хватательного рефлекса: схватывающее пальцы врача движение выражено настолько, что ребенка можно приподнять.

4. Рефлекс опоры – поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит некоторое время. 

5. Шаговый рефлекс (рефлекс автоматической ходьбы) – при опоре ребенка на ножки и легком наклоне вперед у него возникают шаговые движения.

6. Рефлекс ползания (по Бауэру) – если положить ребенка на живот, то он старается поднять голову и выполнить одновременно ползающие движения; а если плотно прижать руку к стопе ребенка, то он активно от нее отталкивается.

7. Рефлекс Моро вызывается несколькими способами, при этом реакция ребенка на них одинаковая:

При ударе рукой по поверхности, на которой лежит ребенок, он вначале широко разводит руки в стороны и разгибает пальца (1-я фаза рефлекса), а затем возвращает руки в прежнее положение, совершая охватывающее движение (2-я фаза).

Удерживая ребенка на руках, резко опустить его вниз на 15 – 20см (возникает 1-я фаза), в дальнейшем вернуть в прежнее положение (возникает 2-я фаза).

Это может быть продолжением хватательного рефлекса – подтянуть ребенка за пальцы (не приподнимая над столом) и тут же отпустить их, после чего последовательно возникают обе фазы рефлекса.

Рефлекс также может быть вызван похлопыванием по бедру, ягодице, быстрым разгибанием нижних конечностей ребенка.

8. Рефлекс Галанта – при раздражении двумя пальцами паравертебральных линий сверху вниз (в положении ребенка на животе или на боку) – от шеи к ягодицам – возникает дугообразное изменение туловища.

9. Рефлекс Переса – если в положении ребенка на животе с некоторым усилием провести указательным пальцем снизу вверх (от копчика до шеи) по остистым отросткам позвоночника, это вызывает у ребенка крайне негативную реакцию: резкий крик, изгибание конечностей, непроизвольную дефекацию или мочеиспускание.

 

Миелоэнцефальные позотонические рефлексы

(регулируются центрами продолговатого и среднего мозга):

Симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР – физиологичен до 2-х месяцев) – при пассивном сгибании головы ребенка в лежачем положении происходит сгибание верхних конечностей и разгибание нижних; при разгибании головы возникают противоположные изменения.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР – физиологичен до 2 – 3-х месяцев) - при пассивном повороте головы ребенка в одну сторону так, что подбородок коснется плеча, на этой же стороне снижается тонус конечностей и возникает их кратковременное вытягивание, а на противоположной – сгибание за счет повышения их тонуса.

 



2020-02-04 157 Обсуждений (0)
Состояние нервной системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состояние нервной системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)