Менингеальные симптомы
Они определяются в положении ребенка на спине. 1. Симптом Кернига- предварительно согнутую ногу ребенка в коленном и тазобедренном суставах затем разгибают в коленном суставе, определяя при этом степень сопротивления и выраженность болевой реакции. 2. Симптомы Брудзинского: а) верхний - при резком пассивном наклоне головы ребенка, у него происходит сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах с подтягиванием их к животу; б) средний или лобковый - надавливание на область лобка вызывает при ведение и сгибание ног в тазобедренных и коленных суставах; в) нижний или контрлатеральный - при пассивном сгибании одной ноги ребенка в коленном и тазобедренном суставах с последующим прижатием бедра к животу, происходит сгибание ноги в этих же суставах. У новорожденных детей одним из ранних признаков раздражения мозговых оболочек являются не менингеальные симптомы, которые могут встречаться и в норме в течение первого месяца жизни, а отказ ребенка от груди и его беспокойство на фоне так называемого "мозгового крика" -резкого и пронзительного. Этот крик может быть спровоцирован перкуссией головки ребенка, надавливанием на глазные яблоки, или на наружный слуховой проход (симптом Менделя), а также поколачиванием по скуловой дуге (симптом Бехтерева). В более старшем возрасте уже обращается внимание на положение ребенка в кроватке. При менингите он обычно лежит на боку с запрокинутой головой, поджатыми к животу ногами и согнутыми в локтях руками. Характерным является и "симптом треножника", когда ребенок, сидя в кроватке, опирается широко расставленными руками позади ягодиц. Типичным являются симптом подвешивания Лесажа- если ребенка поднимают подмышки над кроваткой, он подтягивает колени к животу. Вегетативная нервная система Вегетативная нервная система развита у новорожденного еще недостаточно. Можно выделить несколько периодов, которые различаются между собой по степени функциональной активности и дифференцированности вегетативных реакций. Первый период (от рождения до 2-х месяцев): Вегетативная нервная система различно дифференцирована в разных органах, вегетативные эффекты склонны к генерализации, непостоянны, быстро переходят из одной системы в другую. При этом, к примеру, зевание вызывает выраженную брадикардию, а плач - тахикардию. Второй период (от 2-х до 7 месяцев): В этот период повышается возбудимость вегетативной нервной системы и значительно расширяются функции ее симпатического отдела. Третий период (от 9 до 12 месяцев): Происходит стабилизация вегетативных реакций с активным включением их центральной регуляции. После первого года жизни вегетативные функции ребенка становятся все более устойчивыми, однако достигают совершенства к 11-12 годам. Исследование вегетативной нервной системы у детей первых лет жизни проводится с помощью проб и методов, аналогичных применяемым в более старшем возрасте. Психическое развитие Представление об уровне психического развития ребенка складывается из рассказов родителей и осмотра врача. Не вызывает сомнения, что профессионально оценить состояние психологической сферы может только специалист-психолог. В то же время любой практический врач обязан дать оценку уровню интеллекта хотя бы в общих чертах. У ребенка первых месяцев жизни следует обратить внимание на общее выражение лица, способность фиксировать взгляд, следить за игрушкой, реагировать на звуковые раздражения. В возрасте после года обращают внимание на способность ребенка понимать отдельные слова и простейшие фразы, на знание им предметов обихода и наличие навыков опрятности. Не стоит забывать, что необходимым условием правильной оценки является динамическое наблюдение за ребенком. Перечень основных показателей нервно-психического развития Детей раннего возраста Й год жизни К 1-му месяцу: - первая улыбка в ответ на разговор взрослого; - пытается поднимать и удерживать голову, лежа на животе.
Ко 2-му месяцу: - рассматривает висящие над ним игрушки, следит за движущейся перед глазами игрушкой; - быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.
К 3-му месяцу: - появляется «комплекс оживления»—улыбка, оживленные движения рук и ног, звуки в ответ на разговор взрослого; - лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и хорошо удерживает голову; - хорошо удерживает голову в вертикальном положении; - поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
К 4-му месяцу: - поворачивает голову к источнику звука; - во время бодрствования часто проявляется «комплекс оживления»; громко смеется, когда с ним заигрывают; - рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки.
К 5-му месяцу: - отличает близких от чужих людей; - подолгу певуче гулит; - берет игрушку, которую держат у него над грудью, удерживает ее; - долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук; - ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
К 6-му месяцу: - начинает произносить отдельные слоги; - свободно берет погремушку из разных положений; - переворачивается с живота на спину; - начинает ползать; - хорошо ест с ложки.
К 7-му месяцу: - повторно произносит одни и те же слоги; - на вопрос: «Где?» («часы», «огонек» и др.) ищет и находит взором предмет; - хорошо и много ползает.
К 8-му месяцу: - по просьбе взрослого выполняет разученные движения, например «Дай ручку», «До свидания», «Ладушки»; - игрушками может заниматься долго; - садится и ложится из сидячего положения; - придерживаясь руками, сам встает, стоит и опускается, переступает; - пьет из чашки, которую держит взрослый.
К 9-му месяцу: - На вопрос «Где?» отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их месторасположения; - знает свое имя - оборачивается на зов; - с предметами действует по-разному в зависимости от их свойств – катит шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку; - переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками; - хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.
К 10-му месяцу: - повторяет за взрослым разнообразные звуки и слоги; - по просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку («Дай мяч», «Дай лялю»); - проделывает разученные действия с предметами (вынимает, вкладывает, открывает, закрывает и др.).
К 11-му месяцу: - употребляет первые слова-обозначения («Ав-ав», «кис-кис», «Дай» и др.); - овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, снимает со стержня и надевает на него свободно снимающиеся кольца; - стоит самостоятельно.
К 12-му месяцу: - легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов; - самостоятельно ходит; - самостоятельно пьет из чашки. 4.1.2 2-й год жизни От 1 года до 1 года 6 месяцев: - запас слов около 30—40, легко подражает часто слышимым облегченным словам; - сопровождает свои действия лепетом; - понимает изображения отдельных предметов, называет их; - легко подражает новым действиям; - действия с предметами носят целенаправленный характер (собирает пирамиду из 3—5 колец, двухместную матрешку и т.д.); - различает предметы, резко контрастные по величине (большой -маленький); - проходит по наклонной доске, перешагивает через палку, бросает одной рукой мяч; - самостоятельно ест ложкой густую пищу; - знает место хранения игрушек и своей одежды.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет: - понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте; - словарь употребляемых слов растет до 300 (к 2 годам); - легко повторяет слова и простые фразы; - облегченные слова заменяет правильными; - начинает говорить по разным поводам; - начинает употреблять предложения из 3—4 слов, начинает употреблять прилагательные и местоимения; - понимает несложный сюжет по картинке, отвечает на вопросы; - задает вопрос: «Что это?»; - подбирает по образцу предметы четырех основных цветов из двух однородных предметов разного цвета; - нанизывает кольца на пирамидку, подбирая по величине 6—7 колец; - легко влезает на стремянку высотой 1 метр и спускается с нее чередующимся шагом; - ест довольно аккуратно; - по мере надобности пользуется носовым платком; - частично одевается и раздевается; - пытается складывать свою одежду; - контролирует физиологические отправления.
От 2 лет до 2 лет 6 месяцев: - ребенок понимает будущее, прошедшее; - появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?»; - легко повторяет услышанные фразы; - понимает рассказ без сопровождения иллюстрациями; - легко воспроизводит в игре ряд последовательных, связанных между собой часто наблюдаемых действий; - начало конструктивной деятельности; - в игре объединяются 2—3 ребенка; - влезает на табурет или скамейку; - полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки; - ест аккуратно.
От 2 лет 6 месяцев до 3 лет: - легко запоминает стихи и песенки; - словарь равен 1200—1500 словам; - в словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия; - появляются вопросы: «Зачем?», «Когда?»; - произносит правильно все звуки, кроме «р», «л» и шипящих; - начало изобразительной деятельности; - знает и называет четыре основных цвета; - имеет понятие о количестве предметов — один, два, много, меньше, больше; - может согласовывать свои движения с другими детьми, например, ходить парами в общем кругу, одновременно действовать рукой и ногой. Может менять темп, направление, характер движений в зависимости от словесного или музыкального сигнала; - одевается самостоятельно, может застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого; - моет руки перед едой без напоминания; - пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания; - благодарит после еды без напоминания. 5 Дополнительные исследования. Клинические, биохимические, иммунологические и микробиологические анализы; инструментальные исследования (люмбальная пункция, исследования глазного дна, трансиллюминация черепа, нейросонография, обзорная краниография, пневмоэнцефалография, ангиография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография (ЭЭГ), реоэнцефалография (РЭГ), эхоэнцефалография (эхо-ЭГ), электромиография (ЭМГ) и др.); консультации с врачами других специальностей. 6 Топический диагноз На основании выявленных симптомов при исследовании ребенка устанавливается топический диагноз - "что" и "где" поражено.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |