Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Патологические рефлексы



2020-02-04 161 Обсуждений (0)
Патологические рефлексы 0.00 из 5.00 0 оценок




Патологические рефлексы обнаруживаются при поражении центрального двигательного нерва. Наиболее часто выявляются рефлексы Ба-бинского, Оппенгейма, Россолимо, Бехтерева.

1. Разгибательные патологические рефлексы (группа Бабинского).

Характерным признаком данной группы патологических рефлексов является разгибание большого пальца стопы, и иногда веерообразное расхождение остальных.

а) Рефлекс Бабинского - вызывается штриховым раздражением наружного края подошвы.

б) Рефлекс Оппенгейма - вызывается проведением с нажимом большим и указательным пальцами по передней поверхности большеберцовой кости сверху вниз.

2. Сгибательные патологические рефлексы (группа Россолимо).

Для этой группы патологических рефлексов характерно в ответ на раздражение быстрое подошвенное сгибание пальцев стопы или так называемый "кивок пальцев".

а) Рефлекс Россолимо - вызывается короткими ударами кончиков пальцев руки врача по подошвенной поверхности концевых фаланг II - V пальцев.

Патологические рефлексы Россолимо и Бехтерева можно вызывать аналогичным образом и с кисти. В ответ возникает кистевой "кивок пальцев".

Исследуя патологические рефлексы, следует помнить, что у детей до 1-1,5 лет рефлекс Бабинского может быть физиологическим.

 

Координация движений

Выявление расстройств координации движений у детей раннего возраста представляет немалые трудности. Дети, родившиеся с нарушением функции мозжечка, всегда задерживаются в моторном развитии. Эти нарушения можно обнаружить, наблюдая за тем, как ребенок тянется к игрушке, подносит ложку ко рту, сидит, стоит, ходит, поскольку проверить симптом Ромберга, пальце-носовую, коленно-пяточную пробу у детей раннего возраста не удается.

Для более целенаправленной проверки функций мозжечка можно попросить ребенка коснуться пальцем мелкого предмета: носа куклы, маленького шарика или маленькой пуговицы на одежде. Промахивание и тремор при приближении к цели характерны для мозжечкового поражения. Пробу на диадохокинез (быстрое совершение пронации и супинации кистями вытянутых рук) у ребенка провести трудно. Зато при атаксии выявляется неуверенная походка с широко расставленными ногами и частым падением.

Гораздо труднее выявить у детей раннего возраста нарушение координации тонких движений. Легкие мозжечковые нарушения обычно выявляются в возрасте 2-3 лет, когда у детей вырабатываются навыки самообслуживания, и они начинают участвовать в подвижных играх. Такие дети медлительны, часто роняют предметы, у них возникают трудности при обучении застегиванию пуговиц или зашнуровыванию ботинок. Иногда эти нарушения ошибочно отождествляют с синдромом неловкости, который может наблюдаться как у гипервозбудимых, так и у малоподвижных детей. Однако неловким детям трудно даются те упражнения, которые они никогда не делали раньше, поэтому после определенной тренировки они могут достичь хороших результатов.

При обследовании детей раннего возраста у них можно наблюдать и непроизвольные движения. Они обусловлены преобладающим влиянием таламо-паллидарной системы. К ним относятся пассивные движения, которые возникают спонтанно и наблюдаются в крупных суставах: плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных. Пассивные движения бывают симметричными и асимметричными. Обычно при их совершении на одной стороне туловища у ребенка нога разогнута, а на другой - согнута. Во время крика напрягаются все мышцы тела, и ребенок приобретает позу опистотонуса. Все эти пассивные, резкие, бросковые движения возникают внезапно и следуют друг за другом.

У недоношенных детей могут встречаться атетоидные движения. Они медленные, возникают в виде сгибания, растопыривания отдельных пальцев кисти независимо один от другого. Все эти непроизвольные движения не являются патологическими и постепенно исчезают по мере созревания стриарной системы и коры головного мозга.

Как патологические симптомы поражения нервной системы, атето-идные движения появляются при гемолитической болезни новорожденных, врожденном атетозе и в большинстве случаев сопровождаются еще и хореическими движениями. В этом случае врачу необходимо описать их характер, локализацию, ритм и амплитуду.

Чувствительность

В раннем детском возрасте весьма трудно составить представление о состоянии чувствительной сферы ребенка. Сделать это можно лишь ориентировочно, учитывая его реакцию на прикосновение или укол.

Болевая чувствительность  у новорожденного ребенка снижена. В норме он реагирует на укол общей двигательной реакцией или криком через 1,5 секунды после нанесения раздражения. При удлинении этого интервала до 2 секунд и больше можно думать о снижении нервно-рефлекторной возбудимости ребенка, а при укорочении и появлении гиперемии в месте укола - о ее по­вышении. Область лица у новорожденных и грудных детей достаточно чувствительна к  болевым раздражениям. Вместе с тем у детей этой возрастной группы практически невозможно выявить границы чувствительных нарушений. Поэтому прибегать к исследованию болевой чувствительности следует лишь в тех случаях, когда имеется подозрение на ее снижение или отсутствие при каком-либо патологическом состоянии (например, пороках развития или травме спинного мозга). С возрастом общая реакция на болевое раздражение уменьшается, а локальные проявления становятся более отчетливыми. К 1 – 1,5 годам жизни ребенок может локализовать место раздражения, болевая чувствительность выражена и дифференцирована хорошо.

Температурная чувствительность у новорожденного развита достаточно, особенно холодовая. Именно поэтому ребенок быстро и заметно в виде общей двигательной реакции реагирует на холод и практически совсем не ощущает опасного для него перегревания, которое может возникнуть при использовании грелок в педиатрической практике.

Функциональное развитие тактильной чувствительности опережает развитие остальных органов чувств. Как и у взрослых, разные части тела неодинаково чувствительны к прикосновению. Наиболее чувствительны лицо, кожа стоп, кистей рук, наименее – кожа предплечья, лопаток, груди, живота, спины, бедер и голеней. Реакция на щекотание появляется после 2-х месяцев жизни и с 9-ти имеется у всех детей. Вначале она вызывается с подмышечной впадины, затем – со стоп и шеи (неудовольствие, плач сменяются положительной эмоциональной реакцией в виде улыбки и смеха).

Глубокая чувствительность у детей развивается лишь к двум годам, что связано с созреванием афферентных систем в спинном и головном мозге.

Таким образом, информация о чувствительности, получаемая врачом у детей раннего возраста, скудна.

 



2020-02-04 161 Обсуждений (0)
Патологические рефлексы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Патологические рефлексы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)