Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пример формы экологического воспитания детей



2020-02-04 205 Обсуждений (0)
Пример формы экологического воспитания детей 0.00 из 5.00 0 оценок




Экологический серпантин

Подготовка к мероприятию: необходимо разделить детей на команды. Оптимальное количество команд 4—5, детей в командах — до 8 человек.

Материальное обеспечение: жетоны зеленого, красного и синего цветов, маршрутная карта, призы.

Описание мероприятия

Мероприятие проводится на любой подходящей местности. Все команды получают маршрутную карту, на которой указано местонахождение только одной станции (причем у всех команд своя). После прибытия на станцию команда получает задание с несколькими вариантами ответов. При правильном ответе команда получает зеленый жетон, и судья на этой станции показывает направление пути на следующую станцию. При
неправильном ответе — красный жетон, и ей указывают другое (неправильное) направление, где их встречают лешие, кикиморы и т. п. Они отбирают у команды маршрутную карту и требуют откупиться: либо отдать зеленый жетон, либо поработать на благо Земли. За работу дается синий жетон, и за него выкупается карта. Заранее готовятся различные формы работы: уборка мусора, посадка деревьев и т. п. Назначается несколько групп сказочных персонажей, чтобы они находились в разных местах. Вернув маршрутную карту, нечистая сила предлагает команде отправиться на станцию, на которой они потерпели неудачу, и попробовать свои силы еще раз. По окончанию игры команды сдают жетоны, и определяется победитель.

Варианты станций и заданий (звездочкой отмечены правильные ответы)

Станция «Птицы»

Наука, изучающая птиц, называется…

1. Кинология.

2. Орнитология*.

3. Энтомология.

Какая птица выводит птенцов зимой?

1. Филин.

2. Клест*.

3. Стриж.

4. Стерх.

Какая птица летает на высоте до 4 500 м?

1. Ворона.

2. Журавль*.                                     

3. Голубь.

4. Орел.

Какая птица умеет бегать под водой?

1. Чайка.

2. Гагара.

3. Оляпка*.

4. Зимородок.

Станция «Насекомые»

Назовите самого крупного паука.

1. Птицеед*.

2. Каракурт.

3. Тарантул.

Кто слышит ногами?

1. Сверчок.

2. Таракан.

3. Кузнечик*.

Какая из этих бабочек самая маленькая?

1. Моль*.

2. Стеклянница.

3. Шелкопряд.

Станция «Грибы»

Назовите самый ядовитый гриб.

1. Мухомор.

2. Бледная поганка*.

3. Желчный гриб.

4. Сатанинский гриб.       

Какой из этих грибов является пластинчатым?

1. Рыжик*.

2. Белый гриб.                                   

3. Подберезовик.

Какой гриб разлагает полезную древесину и считается вредным?

1. Подберезовик.

2. Опенок*.

3. Груздь.

Станция «Воздух»

При увеличении этого газа в составе воздуха можно умереть от удушья…

1. Кислород.

2. Азот.

3. Углекислый газ*.

Станция «Лес»

Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов, для чего?

1. Для красоты.

2. Для очищения воздуха*.

3. Для того чтобы селились птицы и животные.

4. Для дров.

Какое дерево дольше живет?

1. Береза.

2. Осина.

3. Дуб*.

4. Ель.

На вырубках раньше всех вырастает…

1. Береза*.

2. Клен.

3. Сосна.

Станция «Вода»

Наиболее загрязненное озеро…

1. Глухое.

2. Яльчик*.

3. Конанер.

Какое море пересыхает из-за деятельности человека?

1. Каспийское.

2. Азовское.

3. Аральское*.

По какому животному можно определить чистоту озер и рек?

1. Уж.

2. Рак*.

3. Лягушка.

Станция «Животные»

У какого животного глаза вращаются на 360˚?

1. Хамелеон*.

2. Крокодил.

3. Черепаха.

Самое большое животное республики Марий Эл…

1. Кабан.

2. Медведь.

3. Лось*.

Какой зверек все зиму спит вниз головой?

1. Еж.

2. Летучая мышь*.

3. Барсук.

Станция «Земля»

Овраги портят землю. Как не дать им увеличиться?

1. Засыпать землей.

2. Посадить на склонах деревья*.

3. Делать в них свалки.

Нитраты в овощах образуются оттого, что в земле много…

1. Минеральных удобрений*.

2. Воды.

3. Органических удобрений.

Когда проводится День Земли?

1. 19 мая.

2. 8 марта.

3. 22 апреля*.

4. 1 мая.                     

 

Книга Жалоб природы

Данное мероприятие дает возможность детям самим найти формы
и методы природоохранной работы по тому или иному направлению, расширить знания в области биологии и экологии.

Состав команд — 4—6 человек, играть могут одновременно 2—4 команды. Жюри может состоять из сказочных героев, зверей (конечно, это переодетые взрослые или старшеклассники), а могут быть и серьезные люди — биологи, лесничие и т. п.

В ходе мероприятия команды перевоплощаются: становятся то птицами, то растениями, то вновь людьми. Оценивается фантазия детей, обоснованность ответа, нестандартность подхода.

Задание 1.

Командам предлагается защищаться. Ведущий говорит, что в адрес команд поступили жалобы, предварительно объявив, кем становится каждая из команд. Например: первая команда — совы, вторая — лисы, третья — мыши, четвертая — медведи.

Следующие жалобы:

1) На сов жалуются мыши: пернатые хищники ночью нападают на них.

2) На лис жалуются мыши: лисы откапывают их из снега и уничтожают.

3) На мышей жалуются люди: мыши портят продукты.

4) На медведей жалуются дикие пчелы: медведи поедают их мед. Команды должны за 2—3 минуты оправдать свое поведение.

Задание 2.

Команды сами жалуются. Можно оставить командам их роли, а можно и сменить. Например, первая команда в качестве сов должна доказать, что мыши вредны и они поступают правильно. Конечно, повторения ответа из задания нежелательны.

Могут быть следующие задания:

1 команда — люди жалуются на комаров, мышей и т. д.

2 команда — овцы жалуются на людей, волков, собак.

3 команда — медведи жалуются на пчел, которые не дают им меда, на людей и т. д.

Задание 3.

Команды жалуются друг на друга заранее придуманными жалобами. Например, первая команда жалуется на вторую, третью и четвертую. Каждая команда, получившая жалобу, защищается, затем команды меняются местами.

Задание 4.

Командам дается представитель животного или растительного мира,
а участники перечисляют: на кого и на что он может жаловаться. Например:

• комары — на людей, рыб, лягушек, птиц (за уничтожение), на различных животных за то, что не дают пить кровь;

• полевые цветы — на людей, травоядных животных, пчел (за сбор нектара) и т. д.

Задание 5.

Жалоба на людей. Все команды становятся людьми и получают от природы жалобы на те или иные действия. Команды должны придумать, как сделать так, чтобы таких жалоб не было, как они могут исправить ситуацию.

Например:

Жалуются леса иа то, что их вырубают. Люди могу предложить следующие действия: посадка леса, сбор макулатуры, использование пластмасс вместо древесины и т. д.

Жалуются рыбы на загрязнение рек и рыбную ловлю. Команды могут предложить борьбу с браконьерами, строительство очистных сооружений, спасение рыбьей молоди из пересыхающих водоемов.

Задание 6.

Командам предлагается представить, что жалоба, поданная каким-либо видом животного или растительного мира, не была услышана и он исчез. Необходимо подумать, кто от этого пострадает и как. Предварительно можно рассказать о том, как в Китае уничтожили всех воробьев и т. п.

Ведущий в процессе мероприятия дополняет ответы участников
и подводит их к выводу, что все в природе взаимосвязано и исчезновение одного вида повлияет на весь животный мир.

И конечно, надо подумать, чем будут заняты паузы, пока команды готовятся. Это может быть показ слайдов о природе родного края, видеофильмов об охране природы, чтение стихов о природе и т. п.

 

Я хочу быть Берендеем!

В начале мероприятия необходимо рассказать детям о том, кто такие берендеи. О том, что только человек, любящий и охраняющий природу, может носить это звание, о необходимости жить в гармонии с природой, не нарушать природного равновесия.

В мероприятии принимают участие команды по 5—6 человек, команд может быть 2—3.

Для мероприятия необходим волчок со стрелкой — указателем, вокруг которого располагаются карточки в виде листьев деревьев с категориями заданий и вопросов, их может быть 6—8.

Возможные варианты этих категорий:

1. Птицы.

2. Лес.

3. Звери.

4. Лекарственные травы.

5. Браконьеры.

6. Грибы.

7. Насекомые.

8. Не навреди.

Представители команд по очереди вращают волчок и таким образом выбирают себе категорию заданий, а ведущий задает вопросы или дает задание. Команда через минуту должна ответить на вопрос или выполнить задание. За правильный ответ или правильно выполненное задание дается 1 балл. Игра идет до 6 баллов.

В конце мероприятия победителям вручаются призы. Это могут быть удостоверения «берендеев», дипломы в виде листьев и многое другое.

Примерные задания и вопросы

Птицы

1. Что можно заготовить в лесу для подкормки птиц зимой? (Семена репейника, ясеня, конского щавеля, веники лебеды, ягоды рябины, боярышника.)

2. Ребятам предлагаются различные предметы, а они должны показать, как из них сделать кормушки.

3. Можно предложить ребятам рисунки птиц и птичьих гнезд, а они должны расположить их друг за другом правильно.

Лес

1. Дается несколько вырезанных из бумаги листьев деревьев, разрезанных на несколько частей, а дети должны собрать их и назвать деревья.

2. От чего защищает лес поля? (От оврагов и суховеев.)

3. Почему для посадки леса нельзя использовать семена с больных
деревьев? (Только из здоровых семян вырастут здоровые деревья.)

Звери

1. Почему нельзя брать домой из леса зайчат, ежат и других зверей? (Потому что их дом — лес, а звери привыкают к человеку, отучаются
самостоятельно добывать пищу, прятаться от врагов, и если потом выпустить их на волю — они погибнут.)

2. Как можно помочь зверям зимой? (Можно подкармливать лосей, оленей, косуль сеном и вениками, запасенными летом.)

3. Можно предложить по рисункам следов определить животных.

Лекарственные травы

1. Какие растения можно использовать при простуде? (Липовый цвет, душицу, шиповник, матъ-и-мачеху, малину.)

2. Из каких ядовитых растений готовят лекарства? (Белена, дурман, белладонна, вороний глаз.)

3. Какое растение используют для лечения небольших ран? (Подорожник.)

Браконьер

1. Почему нельзя ловить рыбу весной? (Она нерестится.)

2. Где нельзя охотиться? (В заповедниках и других особо охраняемых местах.)

3. Какой вред наносят браконьеры с топором? (Делают самовольные вырубки леса.)

Грибы

1. Почему нельзя топтать мухоморы? (Ими лечатся звери.)

2. Какой зверь запасает грибы на зиму? (Белка.)

3. Почему в сухую погоду грибов в лесу нет, а после дождей их много? (Грибы питаются гниющими органическими остатками, а эти вещества гниют только тогда, когда в лесу много влаги.)

Насекомые

1. Какую пользу приносят муравьи? (Уничтожают насекомых-вредителей.)

2. Как по поведению муравьев узнать о приближении дождя? (Муравьи прячутся в муравейник и закрывают входы в него.)

3. Почему надо беречь шмелей? (Они самые полезные дикие опылители растений.)

4. Почему нельзя ловить жуков-оленей? (Они стали редкими насекомыми.)

Не навреди

1. Почему нельзя брать яйца из гнезда птиц? (Птица может оставить гнездо.)

2. Почему нельзя рвать первоцветы — подснежники, ландыши и др.? (Многие из них стали редкими и занесены в Красную Книгу.)

3. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте
несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, успевали восстанавливаться.)

Список использованной литературы:

1. Камакин, О. Н. Игры, конкурсы, викторины в летнем лагере / О. Н. Камакин // Классный руководитель. — 2007. — № 4.

2. Кеверик, Е. Государственные символы России / Е. Кеверик // Воспитание школьников. — 2003. — № 9.

3. Кислицына, Е. В. Путешествия в страну дорожных знаков / Е. В. Кислицына // Начальная школа. — 2005. — № 6.

4. Куприянов, Б. Классификация форм воспитательной работы / Б. Куприянов // Воспитание школьников. — 2002. — № 4.

5. Николаева, Н. Ты вышел на улицу / Н. Николаева // Воспитание школьников. — 2006. — № 7.

6. Предигер, А. В. Большие прыгалки / А. В. Предигер // Начальная школа. — 2007. — № 5.

7. Педагогика : учеб пособие для студентов пед. вузов и пед колледжей /
В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. — М. : Российское педагогическое агентство, 1996.

8. Педагогика: краткий курс : учеб. пособие для студ. спец. «Социальная работа» / авт.-сост. Л. А. Кабанина, Л. Н. Смотрова [и др.]. — Балашов : Николаев, 2007.

9. Саетгараева, З. Будьте добрыми, человечными! / З. Саетгараева // Воспитание школьников. — 2003. — № 9.

10. Тимофеев, Ю. Формы и методы организации досуга и оздоровления детей в условиях летнего лагеря / Ю. Тимофеев // Воспитание школьников. — 2002. — № 5.

11.Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский. — М. : Инфра-М, 1999.

5. Игры в практике работы
летних оздоровительных досуговых групп



2020-02-04 205 Обсуждений (0)
Пример формы экологического воспитания детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пример формы экологического воспитания детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)