Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее понятие о детских играх



2020-02-04 226 Обсуждений (0)
Общее понятие о детских играх 0.00 из 5.00 0 оценок




Игровая деятельность представляет собой воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними. Она направлена на познание окружающей действительности и является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В процессе игровой деятельности создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов ребенка, формирования его как личности. Таким образом, игра является важным средством социализации ребенка.

Под игрой понимается определенный вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта,
в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В игре существуют цели трех уровней:

1) установка, определяющая готовность к игровой активности;

2) решение игровой задачи, выполнение правил игры;

3) решение творческой задачи.

В социально-педагогической практике игра может выполнять следующие функции:

¾ развлекательную;

¾ коммуникативную (освоение диалектики общения);

¾ игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

¾ диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

¾ корректирующую (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

¾ социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Основные характерные черты детских игр (по С. А. Шмакову) заключаются в следующем:

¾ свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности (процедурное удовольствие);

¾ импровизационный и творческий характер данной деятельности («поле творчества»);

¾ эмоциональная приподнятость деятельности («эмоциональное
напряжение»);

¾ наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Структурную композицию детской игры можно рассматривать в двух вариантах: игры как деятельности, игры как процесса.

В структуру игры как деятельности входят такие компоненты:

¾ целеполагание;

¾ планирование;

¾ реализация цели;

¾ анализ результатов.

Структуру игры как процесса составляют:

¾ роли, взятые на себя играющими;

¾ игровые действия как средство реализации этих ролей;

¾ игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

¾ реальные отношения между играющими;

¾ сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно оценить рекреативно-развлекательными возможностями. Особенность детской игры состоит в том, что, являясь развлечением, она способна перерасти в воспитание, обучение, творчество, реабилитационную операцию, профилактическое действие, модель коммуникативных отношений.

Игровая деятельность, реализуемая в рамках работы ЛОДГ, позволяет ребенку входить в коллектив свободно, без нарушения собственной личности, без угнетения своего внутреннего мира. Именно групповая стимуляция является существенным элементом игры. Рекреативные игровые группы обычно спонтанны, дают свободу действий и свободу от условностей. Интеграция группы сопровождается сознательным или бессознательным присвоением массива социальных ценностей, который обеспечивает совместимость детей в группах.

Существует множество видов детской игры: манипулятивная (первоначальные формы игры с предметом), предметная (овладение различными способами употребления окружающих предметов), ролевая (выполнение роли взрослого в специально создаваемых самим ребенком игровых условиях), подвижная (спортивная), умственная (используемая для развития познавательной активности ребенка). Для социального развития ребенка наибольшую ценность представляют символические и коммуникативные игры.

В символических играхреальность воспринимается ребенком в виде символов (знаков, ассоциированных с определенным объектом, представлением, убеждением, мыслью и чувством, относимыми к той части действительности, которую этот знак представляет), а действия выполняются
в абстрактной, символической форме.

Например, применение социальным педагогом в работе с дошкольником рисуночной терапии прямо и непосредственно связано с игрой, как бы вплетено в нее. Рисунок ребенка представляет собой символический образ значимой для ребенка ситуации, благодаря своей предметной форме объективирует и сохраняет переживаемый ребенком аффект, представляет его в отрытой для коммуникации форме, позволяет и самому ребенку благодаря отчуждению продукта увидеть свое переживание с иной, чем своя собственная, позиции. В изобразительной деятельности ребенок создает символический объект посредством творческого креативного акта, реализуя символизацию более высокого уровня.

Таким образом, возможности символизации, а значит, и выражения своего внутреннего мира переживаний изобразительной деятельности неограниченно расширяются вместе с добавлением репертуара изобразительных средств, которыми владеет ребенок.

Коммуникативные игры по содержанию представляют собой обмен информацией между детьми и взрослыми как участниками игры, или реальные отношения между детьми как партнерами игровой деятельности. Коммуникативные отношения в игре определяются особенностями личностного развития ребенка и характером межличностных отношений между партнерами. Данные отношения играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. В социально-педагогической деятельности в качестве коммуникативных игр могут быть использованы игра-драматизация, результативная игра, дидактическая игра и т. д.

Детские игры в отечественной педагогике классифицируются по следующим основаниям:

1) по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

2) характеру педагогического процесса: а) обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

3) характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации;

4) специфике игровой среды: игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, технические со средствами передвижения.

Наиболее обширная классификация детских игр, содержащая в себе
9 параметров, представлена С. А. Шмаковым:

1) содержательность (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

2) место проведения (игры в помещении, походе, на улице, воде, с эстрады);

3) количество участников (индивидуальная игра, парная, командная, массовая);

4) временной параметр (игры сезонные, длительные, кратковременные, игры-минутки);

5) двигательная активность (активно-подвижные, малоподвижные, «сидячие», «стоячие» игры);

6) половозрастной параметр (игры для мальчиков, девочек, малышей, дошкольников, младших школьников, подростков, юношей и девушек, смешанные игры);

7) использование атрибутики (отсутствие или наличие в игре специального игрового материала);

8) правила игры (игры с фиксированными открытыми правилами
и игры со скрытыми правилами);

9) степень участия взрослых (игры стихийные и управляемые).

В рамках работы ЛОДГ можно применять и дидактические игры. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых специалистами в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формулируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача не выступает открыто,
а реализуется косвенным образом, через задачу игровую, игровые действия и правила. По характеру используемого материала принято разделять дидактические игры на три группы:

1) предметные (дидактические игрушки и материалы);

2) настольно-печатные (игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или сложения из частей целого (разрезные картинки, пазлы);

3) словесные игры (игры-загадки, игры-предположения).

Технология дидактической игры состоит из следующих этапов:

1) этап подготовки:

а) разработка игры (разработка сценария, план игры, общее описание, содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения);

б) ввод в игру (постановка проблемы, целей, условия, инструктаж, регламент, правила, распределение ролей, формирование групп, консультация);

2) этап проведения:

а) групповая работа над заданием (работа с источниками, тренинг, мозговой штурм, работа с игротехникой);

б) межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов, правила дискуссии, работа экспертов);

3) этап анализа и обобщения (вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации.

В данном практическом пособии представлен перечень игр для детей разного возраста, в основу которого положена система детских игр, составленная А. В. Петровым (Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 1995).

Игры-знакомства

Игра 1. Снежный ком.

Прежде чем совершить какое-либо дело группой социальный педагог объявляет ребятам, что сначала им нужно организоваться. После этого следует команда: «Построиться в шеренгу по росту… с закрытыми глазами!». Если шеренга готова, все дружно кричат: «Ура!».

Далее можно строиться с уже открыли глазами: по начальной букве имени, цвету глаз, длине имени, длине волос, длине ногтей, номерам домов, размеру обуви и т. д.

Игра 2. Не ошибись.

Игроки становятся в круг. Ведущий начинает расчет по порядку номеров, но на каждый четный номер вместо цифры игрок произносит свое имя и подпрыгивает. Ошибившись игрок выбывает из игры, и счет начинается снова с единицы. Ведущий, поддерживая высокий темп игры, определяет победителей и регистрирует рекордную цифру, до которой «умеют» считать участники этой игры.

Игра 3. Мячик.

Игроки стоят по кругу. Ведущий первым бросает мяч через центр круга, называя свое имя, запоминая имя того, кто его мяч поймал. И так каждый игрок: бросает мяч через центр круга, называя свое имя, запоминая имя того, кто его мяч поймал.

Когда каждый бросил мяч и все имена уже названы, ведущий предлагает проверить память игроков. Теперь, бросая мяч, нужно назвать имя того, кто ваш мяч ловил до этого.

Игра 4. Интервью.

Игроки сидят в кругу и разбиваются на пары. Задача состоит в том, чтобы за 1 минуту узнать о партере как можно больше. Ведущий следит за временем, через минуту роли меняются.

Затем каждый рассказывает о своем соседе, но всего за 30 секунд.

Игра 5. Имена.

Игроки сидят на стульях по кругу, но один стул свободен. Около него стоит ведущий. Тот, у кого стул стоит по правую руку, должен хлопнуть по нему ладонью и назвать имя одного из присутствующих игроков (кроме своего и водящего). Игрок, которого «позвали», спешит занять вакантное место. Теперь свободен другой стул, и задача водящего успеть его занять, пока туда не позвали нового претендента. В то же время игрок,
у которого освободился стул с правой стороны, должен помешать водящему и назвать имя любого из играющих. Если же он не успевает позвать кого-то и водящий занимает стул, то теперь его очередь быть водящим.

Игры в дороге



2020-02-04 226 Обсуждений (0)
Общее понятие о детских играх 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее понятие о детских играх

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)