Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учет и документирование операций по расчетным счетам.



2020-02-03 436 Обсуждений (0)
Учет и документирование операций по расчетным счетам. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Безналичные расчеты в условиях развитой рыночной экономики осуществляются с помощью платежных поручений и других расчетных документов, а также векселей и чеков, заменяющих наличные деньги, путем перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских счетов между различными банками, а также клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты. В отличие от платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты осуществляются большей частью с помощью различных банковских, кредитных и расчетных операций, заменяющих наличные деньги в обороте.

Отношения между банками и клиентами носят договорный характер и оформляются договорами. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном или нескольких банках. Кредитные отношения банков с предприятиями оформляются кредитными договорами.

Безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сократить потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность. Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п.

К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п. В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные).

Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, которые находятся в разных населенных пунктах, а одногородними — расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, которые находятся в одном населенном пункте.

Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ:

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты по инкассо;

в) расчеты по аккредитиву;

г) расчеты чеками.

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение предприятия на списание денег с его расчетного счета и зачисление их на счет получателя.[5] Расчеты платежными поручениями по договоренности сторон могут производиться в виде срочных, досрочных и отсроченных платежей.

Срочные платежи осуществляются в виде: авансовых платежей, т. е. до отгрузки продукции, выполнения работ и оказания услуг; прямого акцепта товаров (работ, услуг), то есть после отгрузки продукции (работ, услуг); частичного платежа при крупных операциях.[6]

Досрочный и отсроченный платежи должны производиться таким образом, чтобы не нанести урон финансовому состоянию предприятия.

Если между предприятиями установились длительные отношения, то можно рассчитываться плановыми платежами. При этом перечисление денежных средств осуществляется периодически в определенные сроки и в установленном договором размерах.

Платежными поручениями пользуются как при одногородних, так и при иногородних расчетах.

Платежное требование-поручение – это требование поставщика к покупателю по оплате последним денежных сумм за полученные товары, выполненные работы (услуги).

Платежное требование-поручение вместе с отгрузочными документами направляется в трех экземплярах в банк покупателя. Плательщик в течение трех дней проверяет документы и принимает их к полной или частичной оплате либо отказывается от оплаты. Если дано согласие на полную или частичную оплату, то все экземпляры требования-поручения подписываются главным бухгалтером и руководителем предприятия, заверяются печатью предприятия и сдаются в обслуживающий банк. Если же произошел отказ, то требование-поручение с приложенными отгрузочными документами направляются непосредственно поставщику.

Заявление на открытие аккредитива выписывается плательщиком (аккредитиводателем) и представляется в банк. Банк плательщика производит по поручению клиента платеж поставщику или представляет полномочия банку поставщика производить соответствующие платежи.

Аккредитивы могут быть покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные), отзывные и безотзывные.

Покрытый – это перечисленный аккредитив в банк поставщика.

Каждый аккредитив должен содержать указание, является он отзывным или безотзывным. Если такого указания нет, то аккредитив считается отзывным, то есть он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласия поставщика.

Все первичные банковские документы записываются в лицевой счет предприятия ежедневно. Выписка из лицевого счета представляется клиенту.

В выписке банка отражаются: дата, номер документа, код операции, денежные суммы по дебету и кредиту счета, а также остатки денежных средств.[7]

Главный бухгалтер, получив выписку банка, производит подбор к ней документов по поступлению и расходу денежных средств, а затем составляет разработочную ведомость. В разработочной ведомости записывается наименование организации, предприятия, учреждения, которым были произведены платежи или были получены от них денежные суммы, проставляется корреспонденция счетов, подсчитываются итоги по дебету и кредиту операций по расчетному счету.

При обработке выписки банка следует иметь в виду то, что дебет по выписке банка для хозяйства означает кредит, а кредит по выписке – для хозяйства дебет.

Чек состоит из чека и корешка. Заполняется чек и корешок одновременно. Защищены чеки водяными знаками. Подчистки и исправления в них не допускаются.

Чеки бывают именные и на предъявителя. В именном чеке после слова «Заплатите» указываются фамилия, имя, отчество получателя полностью, а на предъявителя – фамилия, имя, отчество не указываются.

На лицевой стороне также отражают дату выписки чека, сумму цифрами и прописью, ставится печать, подписи руководителя и главного бухгалтера предприятия. На обратной стороне указывают, для какой цели получают деньги и подтверждают целевые расходы подписями главного бухгалтера и руководителя предприятия. После получения денег лицо, их получающее, расписывается в чеке, также указывая при этом свои паспортные данные.

Заполняются чеки чернилами или шариковой ручкой. Сумму прописью начинают писать с заглавной буквы, а в клеточке, где указывается сумма цифрами, в свободных местах до и после написания цифр прочеркивают две линии.

Испорченные чеки и корешки к ним перечеркиваются и из чековой книжки не отрываются. Кроме того, на таких чеках пишут слово «Испорчено» и ставится подпись лица, в подотчете которого находится чековая книжка.

Корешки оплаченных чеков и испорченные чеки хранятся не менее трех лет. Если счет в банке закрывается, то оставшиеся чистые чеки возвращаются в банк.

На лицевой стороне, в правом верхнем углу чека, имеется контрольная марка. После того как банковский работник примет к исполнению чек у предприятия или физического лица, он отрывает эту контрамарку и отдает ее получателю денег. Получатель денег с данной контрамаркой отправляется в кассу, где и представляет ее кассиру банка. Кассир, сверив соответствие контрамарки с чеком, производит выдачу денег получателю.

Для осуществления расчетов с предприятиями посредством чеков хозяйству необходимо представить в банк заявление в одном экземпляре и платежное поручение по депонированию денежных средств на отдельном лицевом счете чекодержателя. Банк вместе с чеками выдает предприятию идентификационную карточку с указанием в ней: наименования банка и его адреса; наименования юридического или физического лица; номера счета чекодателя, его подписи (для физического лица и паспортных данных).

Банки сдают чеки в РКЦ с составленными реестрами в четырех экземплярах.

Списание средств со счета чекодателя происходит на основании поступивших из РКЦ реестров чеков. Сами чеки хранятся в РКЦ.

При принятии чека к оплате обязательно следует обращать внимание на соответствие его номера и подписей, номеру и подписям, поставленным в чековой книжке, а также не превысил ли платеж лимита денег, который проставляется на обратной стороне чека.

Если все чеки использованы, а сумма лимита осталась, то по заявлению предприятия банк может выдать дополнительно чеки, или предприятие представляет банку поручение о перечислении остатка денег по чекам на тот счет, откуда ранее была использована денежная сумма для открытия счета по расчетам чеками.

При потере чеков предприятие подает в банк заявление с перечнем номеров использованных чеков.

Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Каждое предприятие вправе открывать в любом учреждении банка расчетный счет и другие счета для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Расчетные счета открываются предприятиям, имеющим статус юридического лица и находящимся на самостоятельном балансе.

Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией Центрального банка Российской Федерации, в соответствии с которой, каждой организацией может быть открыт расчетный счет в одном или нескольких банках по его выбору. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных счетов. Для их открытия в банк предоставляются следующие документы:

1) заявление на открытие счета;

2) копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;

3) нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации предприятия;

4) карточка с образцами подписей распорядителей кредитов (руководитель предприятия и главный бухгалтер), оттиском печати предприятия, заверенной нотариусом в двух экземплярах;

5) справки о постановке на учет (налоговой инспекции, пенсионного фонда, органов социального страхования и обеспечения).

После открытия расчетного счета банк присваивает ему определенный номер, который указывается во всех расчетно-платежных документах, передаваемых в банк. На расчетном счете сосредотачиваются денежные средства, зачисленные в форме выручки от реализации продукции, банковских кредитов и прочих поступлений. С расчетного счета производятся перечисления поставщикам за продукцию, финансовым органам, различным кредиторам, погашаются банковские кредиты, а также выдаются наличные для выдачи заработной платы и других расходов. Выдачу денег или безналичные перечисления с расчетного счета банк осуществляет с согласия владельца расчетного счета. Однако, в определенных случаях, законодательством предусмотрено списание денежных средств с расчетного счета в бесспорном порядке (взыскание просроченных платежей в бюджет, по исполнительным листам, приказом государственного арбитража), банк может списать проценты за пользование кредитом, проценты по просроченным ссудам, плату за расчетно-кассовое обслуживание.

Согласно Гражданскому кодексу РФ части 2 статьи 855 очередность списания денежных средств с расчетного счета осуществляется следующим образом. Так, при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех платежей, списание этих средств происходит в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на использование денег. При недостаточности денежных средств на расчетном счете они списываются в следующей очередности:[8]

1) в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

2) во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

3) в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ;

4) в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

5) в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

6) в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке их календарной очередности поступления.

Прием и выдачу наличных денег, безналичные платежи банк осуществляет на основании первичных документов установленной формы.

1. Объявление на взнос наличными является основанием на внесение наличных денежных средств на расчетный счет из кассы.

2. Чек (денежный) является основанием для получения денежных средств с расчетного счета.

3. Платежное поручение – это приказ банку о перечислении указанной суммы по соответствующему адресу.

4. Платежное требование-поручение – это требование поставщика покупателю оплатить стоимость отправленной по договору поставки продукции, работ, услуг.

Периодически банк выдает владельцу счета выписки с расчетного счета.

Выписка с расчетного счета - второй экземпляр лицевого счета организации, открытого ему банком. В ней показывается остаток на начало периода, движение за отчетный период с разбивкой по каждой операции и конечный остаток. Выписка с расчетного счета является регистром аналитического учета операций по расчетному счету. К ней прилагаются все документы, по которым производится зачисление и списание сумм. Полученные выписки с приложенными документами в бухгалтерии подвергаются тщательной проверке.

Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сократить потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

 

2.3. Аналитический и синтетический учет наличных расчетов денежными средствами.

 

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге по форме КО-4. Записи в кассовой книге производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или заменяющему его документу. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. Записи в кассовой книге ведутся в 2 экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия. Оформленный отчет кассира подлежит проверке бухгалтерами. Она заключается в тщательной проверке правильности оформления приходных и расходных документов, соответствия записей в отчете данным приложенных к ним документов, подсчетов итогов операций за день и остатков на начало и конец рабочего дня. Должны быть сверены и суммы полученных и сданных наличных денег в учреждения банка по расчетному и другим счетам. После проверки кассового отчета в специальной его графе проставляют номера корреспондирующих счетов.

Синтетический учет ведется на балансовом счете 50 «Касса».

Счет 50 "Касса" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации.

К счету 50 "Касса" могут быть открыты субсчета:

50-1 "Касса организации";

50-2 "Операционная касса";

50-3 "Денежные документы" и др.

Схема 2.2

Схема журнально-ордерной формы учета

 

Первичные документы

 

 


Ведомости и карточки                                                  Накопительные и

(аналитический учет                                                      группировочные

по тем объектам, где                                                     ведомости по счетам

не удается совместить           Кассовая книга        синтетического учета

аналитический и

синтетический учет)

                                                                                Журналы-ордера

                                                                                 (по кредитовому

                                                                                 признаку)

 

 


Оборотные ведомости                                                         Главная книга

по счетам аналити-                                                           (по дебетовому

ческого учета                                                                          признаку)

 

 

                                                                                                    Баланс и

                                                                                                     отчеты

 

 

Условные обозначения:

                Текущие записи

                 Сверка записей

 

 

На субсчете 50-1 "Касса организации" учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 "Касса" должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

На субсчете 50-2 "Операционная касса" учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.

На субсчете 50-3 "Денежные документы" учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 "Касса" в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

По дебету счета 50 "Касса" отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 "Касса" отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

Приход наличных денег в кассу отражаются в Райпо по дебету счета 50 на основании приходного кассового ордера.

Деньги, снятые с расчетного счета оприходуются проводкой:

Дебет 50 Кредит 51

- поступили с расчетного счета денежные средства в кассу организации.

Если организация за получение наличных денег с расчетного счета уплачивает банку определенный процент, делают такую запись:

Дебет 91-2 Кредит 51

- учтены расходы на оплату услуг банка.

Расход наличных из кассы отражается по кредиту счета 50 на основании расходного кассового ордера:

Дебет 70 (71) Кредит 50

- выдана работникам заработная плата (подотчетные суммы).

В кассе могут храниться не только наличные деньги, но и денежные документы, например почтовые марки, оплаченные авиабилеты, проездные билеты, оплаченные путевки, приобретенные за счет средств социального страхования.

Для учета денежных документов, которые хранятся в кассе, к счету 50 открыт отдельный субсчет 50-3 "Денежные документы".

Райпо приобрело в 2004 году 10 путевок для детей сотрудников в санаторный оздоровительный лагерь сроком на 24 дня. Стоимость одной путевки составляет 12 000 руб.

За счет средств Фонда социального страхования может быть оплачена стоимость путевок исходя из 400 руб. в день. Эта сумма составила:

400 руб. * 24 дня * 10 путевок = 96 000 руб.

Бухгалтер Райпо сделал проводки:

Дебет 76 Кредит 51

- 120 000 руб. (12 000 руб. * 10 шт.) - перечислены деньги санаторию в оплату путевок;

Дебет 50-3 Кредит 76

- 120 000 руб. - оприходованы путевки в кассу организации;

Дебет 73 Кредит 50-3

- 120 000 руб. (12 000 руб. * 10 шт.) - выданы путевки работникам организации;

Дебет 69-1-1 Кредит 73

- 96 000 руб. - стоимость путевок частично оплачена за счет средств Фонда социального страхования;

Дебет 50-1 Кредит 73

- 24 000 руб.(120 000 - 96 000) - работники погасили задолженность за путевки, внеся наличные в кассу организации.

Если путевки для своих сотрудников получены в отделении фонда

социального страхования, их стоимость отражена на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности".

 



2020-02-03 436 Обсуждений (0)
Учет и документирование операций по расчетным счетам. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учет и документирование операций по расчетным счетам.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)