Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация аудиторской деятельности



2020-02-03 375 Обсуждений (0)
Классификация аудиторской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 


 

 

 

Внешний

 


Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами с целью объективной оценки положения дел в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономического субъекта. В качестве экономического субъекта. В качестве экономических субъектов могут выступать предприятия, кредитно – финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и др.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность по проверке и оценке работы фирмы в интересах ее руководителей. Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Такую работу проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Обязательный аудит представляет ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.

Внутренние  аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или в устном виде.

Внешние аудиторские доказательства включают информацию, полученную от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудиторских организаций).

Смешанные аудиторские доказательства включают информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

Наибольшую ценность и достоверность для аудиторской организации представляют внешние доказательства, затем по степени ценности и достоверности следуют смешанные и внутренние доказательства.

Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными.

Их достаточность в каждом конкретном случае определяют на основе оценки системы внутреннего контроля и величины аудиторского риска. Для составления объективного и обоснованного заключения, аудитор обязан собрать достаточное количество качественных доказательств. Доказательства, полученные самой аудиторской организацией, обычно более достоверные, чем доказательства, предоставленные экономическим субъектом. Доказательства в форме документов и письменных показаний обычно более достоверные, чем устные показания.

Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах, составленные в виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организаций внутреннего контроля, а также в виде бланков, таблиц и протоколов, отражающих планирование, выполнение и изложение результатов аудиторских процедур. Данные полученных доказательств используются при составлении аудиторского заключения и отчета руководству проверяемого предприятия по результатам аудита.

Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) являются:

Первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

Регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

Устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

Сопоставление отдельных моментов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

Результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;

Бухгалтерская отчетность.

Качество доказательств зависит от их источников. Наиболее ценными считаются аудиторские доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.

Определение достаточности аудиторских доказательств зависит от следующих факторов:

Степени аудиторского риска, т. е. вероятности принятия неверного решения аудиторской организацией;

Наличия свидетельства от независимого источника (третьих лиц) как более достоверного, чем полученное непосредственно от сотрудников экономического субъекта;

Получения аудиторского доказательства на основе данных системы внутреннего контроля, которое является тем более достоверным, чем лучше состояние системы внутреннего контроля;

Получения информации в результате самостоятельного анализа или проверки аудиторской организации как более достоверной, чем сведения, полученные от других лиц;

Получения аудиторских доказательств в форме документов и письменных показаний как более достоверных, чем показания в устной форме;

Возможности сопоставления выводов, сделанных в результате использования полученных из различных источников доказательств.

Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, аудитору необходимо использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.

Если аудиторской организации экономическим субъектом не предоставлены существующие документы в полном объеме и она не в состоянии собрать достаточные аудиторские доказательства по какому либо счету и (или) операции, аудиторская организация обязана отразить это в отчете (письменной информации руководству экономического субъекта) и может рассмотреть вопрос о подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

Собирая аудиторские доказательства, аудитор может применить одну или несколько процедур вне зависимости от того, проверяется одна хозяйственная операция или группа их.

Наиболее распространенные способы (методы) получения аудиторских доказательств, которые аудиторские организации могут применять на конкретных участка аудита:

Проверка арифметических расчетов клиента (перерасчет);

Инвентаризация;

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

Подтверждение;

Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны.

Проверка документов;

Прослеживание;

Аналитические процедуры;

Подготовка альтернативного баланса.

Проверка арифметических расчетов клиента (перерасчет) заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и выполнении независимых подсчетов.

Как правило, перерасчет осуществляется выборочно. При проведении аудиторской выборки аудиторские организации обязаны следовать установленным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Аудиторская выборка" требованием.

Если экономический субъект ведет бухгалтерский учет с применением компьютерных средств, аудиторская организация может осуществлять проверку расчетов, применяя ПК.

Инвентаризация - прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежат имущество клиента и его финансовые обязательства.

В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской организации правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля.

Если аудиторская организация оценит надежность системы внутреннего контроля в целом или надежность отдельных средств контроля как высокую, она вправе разумным образом снизить количество элементов учета, проверяемых в ходе аудиторской выборки.

До начала проведения инвентаризации экономическим субъектом аудиторская организация обязана:

Выяснить, как часто проводилась инвентаризация имущества и финансовых обязательств; 

Проверить бухгалтерскую документацию по ранее проводившимся экономическим субъектом инвентаризации;

Ознакомится с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей;

Выявить дорогостоящие товарно-материальные ценности;

Проанализировать систему учета товарно-материальных ценностей и систему контроля экономического субъекта, выявить слабые и сильные стороны таких систем;

Принять участие в проведении контрольных измерений (взвешивание, пересчет) с целью проверки средств контроля;

Выяснить, имеются ли устаревшие, неиспользуемые  или мало используемые товарно-материальные ценности;

Проверить, хранятся ли отдельно запасы, принадлежащие третьим лицам, и учитываются ли они отдельно в складском учете и бухгалтерии на забалансовых счетах;

Изучить реальность дебиторской и кредиторской задолженности.

Для повышения точности получаемых данных аудиторской организации рекомендуется провести проверки в двух направлениях:

1). Сверить учетные данные с фактическим наличием товарно-материальных ценностей;

2). Сверить фактические  запасы товарно-материальных ценностей с данными учетных записей.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемые бухгалтерией.

Полученная информация считается достоверной только в том случае, если она получена непосредственно в момент исследования этих операций.

Подтверждение. Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.

Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде документа от имени руководства  экономического субъекта в адрес независимой (третьей) стороны. В них должно содержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации.

При необходимости аудиторская организация может самостоятельно установить непосредственный контакт с независимой (третьей) стороной, которой был направлен запрос на подтверждение.

Аудиторская организация, получив от независимой (третьей) стороны информацию, которая расходится с учетными данными экономического субъекта, должна применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения.

Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта в независимой (третьей) стороны может проводиться на всех этапах аудиторской проверки.

Результаты устных опросов должны записываться в виде протокола или краткого конспекта, в котором обязательно указывается фамилия аудитора, проводившего опрос, а также фамилия, имя, отчество опрошенного лица.

Для проведения типовых опросов аудиторская организация может готовить бланки с перечнями вопросов. На этих бланках могут отмечаться ответы опрошенных лиц.

Письменная информация по итогам устных опросов должна приобщаться аудиторской организацией к другим рабочим документам аудиторской проверки.

Проверка документов. Документальная информация может быть внутренней, внешней, либо внутренней и внешней одновременно. Документы, подготовленные и обработанные внутри экономического субъекта, являются внутренними. Степень доверия аудиторской организации зависит от надежности средств внутреннего контроля за подготовкой и обработкой таких документов. Более убедительными, чем внутренние , являются внешние документы - документы, подготовленные и отправленные экономическому субъекту  третьими лицами.

Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Прослеживание - процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно (неправильно) отражены в бухгалтерском учете.

Прослеживание позволяет изучить нетипичные статьи и события, отраженные в документах клиента.

При определении категории операции, в отношении которых следует применить процедуру прослеживания, аудитору рекомендуется изучить кредитовые обороты по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

При проведении прослеживания следует выполнять требования правила (стандарта) аудиторской деятельности "Аудиторская выборка".

Аналитические процедуры - это анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений.

Типичные виды аналитических процедур:

Сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

Сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями;

Оценка отношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;

Сопоставление финансовых показателей деятельности экономического субъекта со средними показателями соответствующей отрасли экономики;

Сопоставление финансовой информации и нефинансовой (сведений о деятельности экономического субъекта, не отражаемой напрямую в системе его бухгалтерского учета).

Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор обязан грамотно планировать, какие аналитические процедуры, в каком количестве и объеме не обходимо выполнить для сбора нужных данных.

Подготовка альтернативного баланса. Для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) аудиторская организация может составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнение работ, оказания услуг).

Баланс сырья, материалов и выхода продукции позволяет аудиторской  организации выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг) и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

Возможен вариант получения оборотного или сальдового баланса по результатам деятельности предприятия (за квартал, полугодие, год).

Эта работа является весьма трудоемкой, но позволяет проверить правильность ведения в целом по предприятию.

 

3.2. Объекты аудита движения денежных средств.

При проведении аудита кассовых операций проверяются в обязательном порядке документы, связанные с отношениями со всеми обслуживаемыми банками:

чековые книжки;

расчет-справка на установление лимита остатка наличных денежных средств в кассе, утвержденный банком и другая переписка с банком.

Основными вопросами, возникающими в процессе аудита кассовых операций, являются нижеследующие:

Установлена ли сигнализация в кассе;

Хранятся ли денежные средства в несгораемом шкафу;

Заключен ли договор на охрану;

Где и у кого хранятся дубликаты ключей;

Инкассируется ли данная организация;

Хранятся ли в кассе денежные документы (бланки ценных бумаг, путевки, билеты и т.д.);

Сопровождается ли кассир при сдаче и получении денежных средств в банк;

Кому предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров;

Имеются ли распоряжения руководителя предприятия (организации) о назначении уполномоченного лица ставить подпись на приходных и расходных кассовых ордерах в качестве главного бухгалтера;

Своевременно ли производятся записи в отчете кассира. Каков срок сдачи отчета;

Сменялись ли кассиры в проверяемом периоде;

Была ли произведена ревизия при смене кассира;

Назначена ли приказом руководителя предприятия комиссия для производства ревизии кассы;

Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности;

В каком размере банком установлен лимит остатка наличности в кассе;

Выдаются ли денежные средства при наличии в расходном кассовом ордере одной подписи (руководителя, главного бухгалтера);

Проводятся ли внезапные проверки кассы;

Периодичность плановых инвентаризаций кассы.

Принимает ли участие в инвентаризации кассы бухгалтер;

Регистрируются ли кассовые ордера в журналах регистрации;

Ведется ли на предприятии кассовая книга;

Проверяются ли бухгалтером отчеты кассира;

Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по предприятию;

Установлен ли срок, на который они выдаются.

 

 

Таблица 3.1



2020-02-03 375 Обсуждений (0)
Классификация аудиторской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация аудиторской деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)