Организация сбыта продукции на предприятии
План занятия: 1. Маркетинг как комплексная система организации и управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия. 2. Структура и функции отдела маркетинга. 3. Организация сбыта продукции. 4. Формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС).
Методические указания Маркетинг - это комплексная система организации и управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия (фирмы, предпринимателя), основанная на изучении состояния и перспектив развития рынка с целью обеспечения целенаправленного формирования спроса на свою продукцию (изделия, товар, услуги). Деятельность предприятия (фирмы, концерна, предпринимателя и т.п.), связанная со всесторонним изучением и прогнозированием спроса, цен, использования рекламы, стимулирования производства, применения современных способов хранения и транспортирования, активно воздействующих продвижению товаров к потребителю, составляют суть маркетинговой деятельности. Основными элементами маркетинговой деятельности являются: комплексное изучение рынка с целью выявления спроса и сбыта данной продукции, а также состава покупателей, на чьи запросы будет ориентироваться ее производство; организация изготовления этой продукции, ориентированной по количеству и качеству на различные группы потребителей; разработка цен, стимулирующих выпуск и реализацию продукции, организацию соответствующей рекламы и других мер по формированию спроса; выбор посредника на пути движения продукции к потребителю, материально-техническое обеспечение этого процесса. Предприятия применительно к конкретному виду продукции (товара, изделия) и контингенту ее потребителей акцентируют свое внимание на определенных элементах. Так, например, для потребительских товаров большое значение имеет реклама через средства массовой информации. С помощью маркетинга на предприятиях возможно решение следующих практических задач: обоснование целесообразности производства той или иной продукции путем выявления существующею или потенциального спроса, организация НИР и ОКР по созданию и выпуску продукции, соответствующей запросам потребителей; координация и планирование производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия, включая текущее оперативное руководство производством, транспортировкой, оптовой реализацией, рекламой, на достижение запланированных целей в области производства и сбыта. Главное при маркетинге -максимальное снижение неопределенности и риска при принятии того или иного управленческого решения. В объединениях и на крупных предприятиях функции сбыта продукции возложены на отдел сбыта и маркетинга, а на небольших они выполняются финансовым или отделом материально-технического снабжения. Служба сбыта ведет ежедневный учет отгруженной продукции, выполнения плановых заданий и договорных обязательств, оформляет отгрузочные документы, необходимые для составления счетов и платежных требований. Служба сбыта предприятия, его сбытовая деятельность может быть организована по одному из следующих четырех видов: - по функциям, предусматривающим создание функциональных отделов, включающих рыночные исследования в области планирования производства и маркетинга, формирования спроса и стимулирования сбыта, управления им и сервисом; - по видам товаров, требующих специфических условий производства, сбыта и обслуживания, когда создаются группы, каждая из которых занимается «своим» товаром (продукцией, изделием); - по рынкам, требующим выделение работников, занимающихся данной («своей») группой потребителей, каждая из которых специфична; - по территориям, позволяющим учитывать особенности потребления товаров по каждому из регионов, жители которых близки по демографическим и другим характеристикам. Во всех случаях деятельность службы сбыта предприятия должна согласовываться со стратегией маркетинга, включающей поиск рынка сбыта и увеличение прибыльности, учитывать уровень концентрации (объемы) и специализации производства, степень хозяйственной самостоятельности, особенности выпуска и потребления продукции, другие факторы. Количество и развернутый ассортимент хлебобулочных изделий, подлежащих поставке ь течение года, определяются в договоре или прилагаемой к нему спецификации, согласованной сторонами и основанной на заказах покупателей. Суточные заказы конкретизируются по часам завоза, установленным в графике. По договору хлебопекарных и торгующих организаций определен короткий срок реализации хлебобулочных изделий: 12-48 ч после выхода из печи в зависимости от сорта изделий. Доставка их в магазины должна осуществляться не менее 2-3 раз в течение одних суток относительно небольшими партиями и в ассортименте, необходимом для данного магазина. Отклонения от предусмотренного графиком времени доставки хлебобулочных изделий допускаются: в дневное время - не более чем на 1 ч; в ночное время (с 22 до 6 ч) - не более 2 ч после наступления срока по графику. При доставке хлебобулочных изделий с нарушением ассортимента, предусмотренного суточным заказом, а также графика более чем на 2 ч получатель вправе отказаться полностью или частично от приемки изделий с отметкой в товарно-транспортной накладной о причинах отказа. Хлебобулочные изделия поставляются с выдержкой после выхода из печи в течение следующих сроков: - хлеб из ржаной обойной, пшеничной обойной, ржано-пшеничной и пшенично-ржаной обойной или ржаной обдирной муки - не более 14ч; - хлебобулочные изделия массой более 200 г из сортовой пшеничной, ржаной сеяной муки и смеси пшеничной и ржаной сортовой муки - не более 10ч; - мелкоштучные изделия массой 200 г и менее (включая бублики) - не более 6 ч, национальные сорта - в сроки, определяемые в договоре.
Тема 11. Организация планирования (прогнозирования) производства
План занятия: 1. Принципы планирования деятельности предприятия. 2. Методы прогнозирования и планирования. 3. Основы внутризаводского планирования. 4. Сущность стратегического планирования (управления). Виды планов и их взаимосвязь. 5. Бизнес-план предприятия, его функции, структура и содержание. а) Прогнозирование (планирование) производства продукции, оценка рынков сбыта и конкурентов. б) Планирование численности работников и средств на оплату труда. в) Планирование затрат производства, дохода и прибыли. г) Финансовое планирование на предприятии. 6. Организация оперативного планирования и диспетчирования. 7. Организация учета и отчетности на предприятии.
Методические указания Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятий хлебопродуктов и хлебопечения представляет собой непрерывный процесс разработки различных показателей, организационно-технических мероприятий, требующих выполнения в определенные сроки, сознательно намечаемых целей. Основные принципы планирования: оптимальность, научная обоснованность, мобильность, комплексность. Различают следующие методы планирования: программно-целевой, экономико-математический, балансовый (нормативный), экспертных оценок, экономического эксперимента, оптимизационный, системный, индикативный, централизованный, научного прогнозирования, социологического исследования. По времени действия различают долгосрочное, среднесрочное и текущее (оперативное) планирование. Стратегическое планирование направлено на установление стратегии предприятия с учетом внешней среды (возможности и угрозы) и внутренних (сильных и слабых) факторов. Различают следующие виды бизнес-планов: инвестиционного и инновационного проектов, экономического и социального развития предприятия. Ежегодный бизнес-план экономического и социального развития предприятия содержит следующие разделы: - план маркетинга, производства и продажи продукции (производственная программа); - план развития науки и техники; - инвестиционный план; - план материально-технического обеспечения; - план по труду и персоналу; - план по себестоимости; - финансовый план; - план социального развития коллектива; - план мероприятий по охране природы. Производственная программа — это задание структурным подразделениям, а также в целом предприятию, по изготовлению продукции в соответствии с заключенными договорами в оговоренном ассортименте, соответствующего качества, в натуральном и стоимостном выражении. Производственная программа обосновывается наличием необходимых производственных мощностей. Среднегодовая численность работающих в пищевых предприятиях рассчитывается с помощью четырех методов: 1) по нормам времени на единицу изделия; 2) по нормам выработки изделий в смену; 3) по рабочим местам и агрегатам; 4) по штатным должностям. Первый метод применяется в кондитерском производстве, где по заранее разработанным картам трудоемкости отдельных видов изделий рассчитываются затраты труда в человеко-днях и человеко-часах на 1 т продукции. Среднегодовая численность рабочих при этом рассчитывается по Формуле (11.1) где Т- норма времени на изготовление единицы продукции; П - объем вырабатываемой продукции по производственной программе; Б - эффективный фонд рабочего времени одного рабочего (по балансу рабочего времени); К - коэффициент выполнения нормы. Второй метод определения среднегодовой численности по нормам выработки применяется на большей части предприятий пищевой промышленности. Численность работающих определяется в данном случае по формуле (11.2) где Нв - сменная норма выработки одного рабочего. Третий метод основывается на установлении твердого штата в смену по обслуживанию того или иного агрегата или рабочего места. Расчет ведется по формуле (11.3) где Ч1, - количество рабочих, необходимых для обслуживания одного агрегата в течение смены; А - количество работающих агрегатов; С - число смен работы агрегатов в сутки; Тр - число дней работы агрегата в планируемом периоде; Б - баланс рабочего времени одного рабочего в планируемом периоде (в днях). Исходными данными для расчета фонда заработной платы являются: - производственная программа; - баланс рабочего времени в плановом периоде; - плановая численность рабочих по профессиям и квалификациям; - штатные расписания ИГР и обслуживающего персонала; - сдельные расценки на нормируемые работы; - тарифные ставки, оклады и системы оплаты труда. Под точкой окупаемости понимается количество продукции, которое должно быть реализовано (продано) для того, чтобы обеспечить предприятию полное возмещение всех затрат. Этот показатель можно определить графическим и аналитическим способами по формуле (11.4) где А - объем продаж, соответствующий полной окупаемости затрат (т, шт); const - общие постоянные затраты (руб.); Седн - переменные затраты на единицу изделия (т); Цедн - цена единицы изделия (т, шт.). Примеры решения задач Задача Рассчитать численность грузчиков, занятых на операциях выгрузки зерна насыпью из вагонов с помощью механической лопаты с объемом работ 250 тыс.т в год и нормой выработки 100т/смену и на перемещении готовой продукции с объемом работ 120 тыс.т и нормой выработки 40 т/смену. Полезный фонд времени одного грузчика 1853ч. Средний процент выполнения нормы выработки 115%. Решение: 1. Затраты труда на выгрузке зерна: 250/100=2500 чел.-дн 2. Затраты труда на перемещении груза: 120/40=3000 чел.-дн 3. Общие затраты: 2500+3000=5500 чел.-дн 4. Затраты в человеко-часах: 5500*7ч=38500 чел.-ч 5. Численность грузчиков: 38500*100/(1853*115)=18 чел. Задача По данным таблицы 11.1 рассчитать среднесписочную численность основных производственных рабочих на год, если баланс рабочего времени одного среднесписочного рабочего 268 дней. Норма выполняется на 107%. Таблица 11.1
Решение: чел Задание 11.1 Рассчитать годовую производственную программу цеха с поквартальной разбивкой, определив объем производства в натуральном и стоимостном выражении по следующим данным: суточная производительность цеха обойного помола пшеницы КХП приведена в табл. 11.2; рабочий период - в 310 суток, в том числе в 1 квартале - 82 дня, во II - 59 дня, в III - 86, в IV квартале - 83 дня; выход продукции - 96%. Цену на муку установить по сложившейся средней рыночной самостоятельно. Таблица 11.2
Задание 11.2 Рассчитать производственную программу хлебозавода в натуральном и стоимостном выражении на основании данных табл. 11.3.
Таблица 11.3
Задание 11.3 Рассчитать точку окупаемости аналитическим и графическим способами по следующим данным: - общие постоянные затраты - 1 млрд руб.; - переменные затраты на одну тонну продукции - 0,5 млн руб.; - цена реализации одной тонны - 0,75 млн руб.
Задание 11.4 В первом квартале года предприятие реализовало 5000 изделий по цене 80 тыс. руб за одно изделие, что покрыло расходы предприятия. Но не дало прибыли. Общие постоянные расходы составляют 70 тыс. руб, удельные переменные - 60 тыс. руб., во втором квартале было изготовлено и реализовано 6000 изделий. В третьем квартале планируется увеличить прибыль на 10% по сравнению со вторым. Сколько должно быть дополнительно реализовано продукции, чтобы увеличить прибыль на 10%?
ЛИТЕРАТУРА
1. А к б е р д и н а Р.Э. Система экономики и планирования ремонтного производства на предприятии / Р.Э. Акбердина. Свердловск, 1990. 2. В о л к о в а Н.А. Структура производственного объединения / Н.А. Волкова, А.С. Симонова. Минск, 1997. 3. З в я г и н ц е в Ю.Е. Оперативное планирование и организация ритмичной работы на промышленных предприятиях / Ю.Е. Звягинцев. Киев, 1990. 4. К о в а л е в В.П. Транспортно-складское хозяйство / В.П. Ковалев. Минск, 1994. 5. К р а с н о щ е к о в а Г.А. Экономика, организация и планирование производства на предприятиях хранения и переработки зерна / Г.А. Краснощекова, Т.В. Редькина. М.: Агропромиздат., 1991. 6. Методика оценки организационно-технического уровня ремонтного производства / В.К. Мыльцев и др. Свердловск, 1993. 7. Н о в и ц к и й Н.И. Организация производства на предприятиях / Н.И. Новицкий. М., 2002. 8. К а р п о в В.А. Организация основного производства на перерабатывающих предприятиях и его материально-техническое обслуживание: лекция / В.А. Карпов. Горки: БГСХА, 2000. 9. Карпов В.А. Организация переработки сельскохозяйственной продукции: Пособие. Часть 1. – Мн.: ГУ "Учебно-методический центр Минсксельхозпрода", 2006. – 268 с. 10. Карпов В.А. Организация переработки сельскохозяйственной продукции: Пособие. Часть 2. – Мн.: ГУ "Учебно-методический центр Минсксельхозпрода", 2006. – 268 с. 11. Организация производства и управления предприятием / под ред. О.Г. Туровца. М., 2002. 12. П а н а с ю к М.Ю. Организация производства: учебно-практическое пособие / М.Ю. Панасюк, Т.Н. Долинина, А.А. Шабуня. Минск, 2002. 13. П е т р о в и ч И.М. Производственная мощность и экономика предприятия / И.М. Петрович, Р.П. Атаманчук. М., 1990. 14. П о ш у т о В.П. Организация и нормирование труда на предприятии / В.П. Пошуто. Минск, 2001. 15. Реформирование агропромышленного комплекса: учебно-методическое пособие / под ред. В.Г. Гусакова. Минск, 2002. 16. С а в и ц к а я Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий / Г.В. Савицкая. 2-е изд. Минск, 1997. 17. С и н и ц а Л.М. Организация производства: учеб. пособие / Л.М. Синица. Минск, 2004. 18. Организация производства. / О.Г. Туровец и др. Воронеж, 1993.
У ч е б н о-м е т о д и ч е с к о е п о с о б и е
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |