Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальная доктрина образования в Российской Федерации



2020-02-04 212 Обсуждений (0)
Национальная доктрина образования в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее докт­рина) — основополагающий государственный документ, устанавливающий приори­тет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посред­ством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития рос­сийского общества, включая:

— создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной бе­зопасности;

— укрепление демократического правового государства и развитие гражданс­кого общества;

— кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся а мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособ­ностью и инвестиционной привлекательностью;

— утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы а сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского госу­дарства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населе­ния, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повы­шать образовательный уровень в течение всей жизни.

Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявле­ния и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образова­ние сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответствен­ность социальных партнеров — государства, общества, семей, работодателей — в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрас­тающего поколения.

Доктрина определяет основные направления совершенствования законодатель­ства а области образования и является основой для разработки программ развития образования.

Принятие нормативных актов, противоречащих доктрине, а том числе снижаю­щих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финанси­рования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного обра­зования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Основные цели и задачи образования

Система образования признана обеспечить:

— историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историчес­кому и культурному наследию народов России;

— воспитание патриотов России, граждан правового, демократического госу­дарства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважаю­щих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявля­ющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к язы­кам, традициям и культуре других народов;

— формирование культуры мира и межличностных отношений;

— разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

— формирование у детей и молодежи целостного миропониманияи современ­ного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

— формирование у детей, молодёжи, других категорий граждан трудовой мо­тивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

— организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

— непрерывность образования в течение всей жизни человека;

— многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

— преемственность уровней и ступеней образования;

— создание программ, реализующих информационные технологии в образова­нии и развитие открытого образования;

— академическую мобильность обучающихся;

— развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молоде­жью, участие педагогических работников в научной деятельности;

— подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных спе­циалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильно­сти в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

— воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

— противодействие негативным социальным процессам;

— экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

 

Основные задачи государства в сфере образования

Образование является сферой ответственности и интересов государства и его институтов.

Государство в сфере образования призвано обеспечить:

— реализацию конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества;

— сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

— участие органов государственной власти в обеспечении деятельности муни­ципальных образовательных учреждений;

— формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;

— расширение участия общества в управлении образованием;

— участие профессиональных образовательных сообществ в разработке обра­зовательной политики на федеральном и региональном уровнях;

— светский характер образования;

— условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;

всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспи­тании и развитии детей, учащихся и студентов;

— условия для получения всеми детьми основного общего образования, пре­дусмотрев ответственность органов государственной власти, органов местного са­моуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за нарушение конституционных прав детей на получение основного общего образования;

— ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;

— воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

— создание социально-экономических условий для приоритетного развития си­стемы образования;

— открытость системы образования и учебных заведений для общественного контроля;

— нормативное финансирование образовательных учреждений;

— стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления установленных законодательством налоговых и иных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образователь­ных учреждений;

— привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социально­му партнерству и организации профессионального образования с целью удовлет­ворения потребностей рынка труда;

— доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учрежде­ния к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам дан­ных, методической, учебной и научной литературе;

— предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования из социально уяз­вимых слоев населения;

— свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг;

— высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;

— единое правовое пространство функционирования и развития образователь­ных учреждений различных форм собственности;

— законодательное определение сфер материальной, административной и иму­щественной ответственности учредителей образовательных учреждений;

— повышение ответственности работодателей за соблюдение трудового зако­нодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, ре­ализацию социальных гарантий работников образования и обучающихся;

— гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;

— сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытнос­ти народов России, гуманистических традиций их культур;

— сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;

— развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

— сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяю­щих факторов многонационального российского государства;

— качественное образование в общеобразовательной школе, в том числе в сель­ской, на основе развития ее материальной базы, использования современных тех­нологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащих­ся и педагогов в сельской местности;

— государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собствен­ности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

— создание правовых условий получения образования как за счет средств бюд­жетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся и их семей, предприятий и организаций;

— создание правовых условий для предоставления образовательных кредитов учащимся и студентам из малообеспеченных семей;

— создание и реализацию условий для получения общего и профессионально­го образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;

— развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, на­уки и новых технологий;

— интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию науч­ных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образо­вательными учреждениями, науки и образования с производством;

— развитие системы профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию в выборе профессии, направлений и форм образования, тру­довой мотивации, становлению профессиональной карьеры;

— создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки ра­ботающего населения, высвобождаемых работников и безработных граждан;

— поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемле­мую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой куль­туры молодежи;

— активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализа­цию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;

— доведение доли образовательных программ в сетке вещания государствен­ных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;

— интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;

— активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организа­ций и сообществ.

Педагогические кадры

Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государ­ство призвано обеспечить:

— дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателя­ми, как правило, с высшим образованием;

— условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, порядок проведения кото­рых определяется учредителями и уставом образовательного учреждения;

— привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать у обучаю­щихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации;

— ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи;

— условия для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докто­ров и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных науч­ных исследований и повышения научного уровня обучения студентов и аспирантов;

— условия для неуклонного повышения престижа и социального статуса препо­давателей и работников сферы образования.

Ожидаемые результаты реализации доктрины

 

Качество образования.

Государственная политика в области образования обеспечивает:

— создание демократической системы образования, гарантирующей необхо­димые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

— индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

— конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

 

Доступность образования.

Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, националь­ности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:

— общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

— обязательное и бесплатное основное общее образование;

— общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;

— общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;

— бесплатное высшее и среднее профессиональное образование на конкурс­ной основе;

— бесплатное послевузовское образование на конкурсной основе в аспиранту­ре, докторантуре;

— дополнительное образование, для детей — на основе адресной финансовой поддержки детей из малообеспеченных семей;

— общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограничен­ными возможностями здоровья.

 

Оплата труда педагогических работников.

Заработная плата работников образования будет расти опережающим темпом, по сравнению со средней в промышленности, за счет увеличения доли расходов на образование в государственном бюджете, расширения самостоятельности органи­заций отрасли и стимулирования эффективного использования бюджетных и вне­бюджетных средств.

Это позволит достичь уровня заработной платы, обеспечивающего устойчивую кон­курентоспособность образования на рынке труда, и поэтапно приблизить оплату труда:

— учителей и других педагогических работников к средней заработной плате работников промышленности в Российской федерации;

— иных работников образовательных учреждений к средней заработной плате аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.

Уже на первом этапе оплата труда педагогических работников из числа профес­сорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего профес­сионального образования будет приближена к удвоенному размеру средней зара­ботной платы работников промышленности а Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение.

Работникам образования на основе повышения оплаты труда и создания отрасле­вой пенсионной системы будет обеспечен достойный уровень пенсионного обеспечения.

Уже на первом этапе начнется создание отраслевой профессиональной пенси­онной системы для работников образования. За счет этой системы и средств образовательных организаций будут обеспечены, в частности, повышенные пенсии по возрасту для профессорско-преподавательского состава, научных работников и других категорий педагогических работников.

При этом педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, взамен пенсии за выслугу лет будет предоставлено право на получение надбав­ки за стаж работы при продолжении ими педагогической деятельности.

Социальное обеспечение обучающихся, воспитанников, студентов и аспирантов.

Детям и молодежи, обучающимся в образовательных учреждениях, гарантируется:

— защита жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание дошкольни­ков, учащихся, студентов и аспирантов;

— адресное предоставление академических и социальных стипендий, а также законодательно устанавливаемых пособий учащимся и студентам из малообеспе­ченных семей и другим определенным категориям учащихся;

— содействие трудоустройству и занятости студентов, аспирантов, выпускни­ков образовательных учреждений.

Финансирование системы образования.

Государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить на первом этапе опережающий рост расходов на систему образования а общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффек­тивности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из вне­бюджетных источников.

Для реализации целей и задач, определяемых доктриной, обеспечивается дос­тижение следующего уровня финансирования системы образования.

На первом этапе(до 2004 года) — темпы роста бюджетных средств будут опе­режающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета.

Начиная с 2001 года будут предусматриваться целевые средства на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений.

Будут расширены возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.

На втором этапе (до 2010 года) — следует обеспечить темпы роста объемов бюд­жетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. До­полнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.

На третьем этапе(до 2025 года) — при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему обра­зования финансовых средств из различных внебюджетных источников.

В соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а также за счет иных источников, устанавливаемых законодательством, должны предусматривать­ся средства в объемах, необходимых для реализации положений действующего за­конодательства об образовании в Российской Федерации,

Образование определяет положение государства в современном мире и чело­века в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические тради­ции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотно­сти, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фунда­ментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования ока­зались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направ­ленности государственной политики в области образования, укрепления в обще­ственном сознании представления об образовании и науке как определяющих фак­торах развития современного российского общества.

Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

 


 



2020-02-04 212 Обсуждений (0)
Национальная доктрина образования в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальная доктрина образования в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)