Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепция гуманизации и гуманитаризации образования



2020-02-04 258 Обсуждений (0)
Концепция гуманизации и гуманитаризации образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Раздел 4. Ценностные ориентации и учебный процесс

 

Цели и задачи обучения и воспитания. В документах ЮНЕСКО подчеркивается, что в современных условиях, когда увеличивается пропасть, разделяющая бедных и богатых, когда широко распространены проявления нетерпимости, расовой и этнической дискриминации, насилия над личностью, важнейшей стратегической задачей системы образования является всемерное содействие экономическому и социальному развитию общества, утверждению в нем демократических принципов, обеспечению свобод и прав человека.

Эта задача наиболее важна и в реформировании образования в России. В ходе обучения и воспитания у человека должна быть сформирована система навыков, ценностей и моделей поведения, общей основой которых являются всемирно признанные ценности.

Образование должно быть направлено на формирование личности, которой присущи:

– порядочность, честность, справедливость;

– открытость, готовность обсуждать и выслушивать;

– доброжелательное отношение к людям;

– самоуважение;

– уважение и терпимость по отношению к другим (отдельным лицам, представителям этнических и культурных групп), их образу жизни, идеям и мнениям;

– забота о благосостоянии общества;

– приверженность идеалам демократии;

– патриотизм и гражданственность;

– понимание ценности образования как открывающего путь к новым представлениям, понятиям, творческим возможностям.

Обучение и воспитание должны:

– обеспечивать правильное понимание ценности свободы, условий ее реализации, ее значения как для развития общества, так и для жизни человека;

– формировать у каждого человека чувство личной ответственности, добиваться понимания ценности служения обществу, чувства солидарности при решении проблем построения демократического общества;

– содействовать формированию способности признавать различия в оценках реальности, а также навыков общения и сотрудничества с другими;

– вырабатывать умение действовать в духе терпимости и ответственности в отношении социальных, политических, культурных и экологических аспектов жизни общества;

– развивать умение идти на уступки и стремиться к. поиску возможных уступок при решении различных задач строительства демократического, общества и плюралистического мира;

– формировать понимание того, что, отстаивая свои взгляды, необходимо быть готовым вести диалог, проявляя при этом уважение к другим, чувства солидарности и сопричастности;

– развивать способность делать обоснованный выбор, исходя в своих решениях и действиях из правильного анализа ситуаций и информации;

– содействовать формированию у граждан чувства ценности окружающей среды и понимания необходимости ее охраны в качестве основы устойчивого развития человечества;

– формировать ценностные ориентации и обеспечивать овладение знаниями, необходимыми для понимания международного аспекта устойчивого развития;

– развивать самостоятельность, критичность мышления;

– учить преодолевать трудные и неопределенные ситуации.

Для достижения перечисленных целей в системе образования необходимы изменения как в педагогическом процессе, так и в методах управления. Они должны включать: корректировку учебных планов, изменение содержания программ, разработку и распространение новых методов обучения, создание методических пособий, оснащение современным оборудованием, подготовку учителей и других работников образования, введение новых форм управления учебными заведениями.

Все эти изменения должны осуществляться с учетом специфики местных условий, поэтапно, с опорой на реальные материальные и интеллектуальные ресурсы, при особом внимании к культурному и социальному многообразию общества. При реализации этих задач на местном (национальном, региональном) уровне следует сочетать понимание проблем и взаимодополняемость различных подходов и действий. Изменения должны охватывать все виды, формы и уровни формального и неформального образования, обеспечивая участие всех структур общества, непосредственно или косвенно связанных с образовательным процессом (учебные и педагогические заведения, семья, специалисты, средства информации, неправительственные организации).

Интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие является основополагающим условием процесса формирования личности. Необходимо учитывать эволюцию психофизиологических характеристик каждой категории учащихся в рамках тех культур, носителями которых они являются. Следует обеспечить непрерывность и преемственность в содержании, формах и методах воспитания и обучения.

Необходимо ясное понимание того, что решение этих задач не может быть осуществлено усилиями одной системы образования.

Формирование навыков коллективной деятельности. Развитие общества невозможно без сотрудничества людей, которое характеризуется готовностью сообща решать, задачи, направленные на достижение общей для всех цели. Это подразумевает учет интересов коллектива и его членов; осознание возможности подчинения личных интересов общественным; умение согласованно действовать для достижения поставленной цели; способность адекватно оценивать и эффективно использовать личные качества людей в коллективной деятельности; умение разрешать конфликтные ситуации.

В целях развития навыков коллективной деятельности в сфере образования можно использовать групповые мероприятия и попарную работу; дискуссии; внеаудиторную коллективную работу.

В коллективной деятельности учащийся осознает взаимозависимость членов коллектива. У него вырабатывается чувство собственного достоинства, уважения и доверия к людям. Он учится считаться с потребностями другой личности, понимать необходимость взаимопомощи, сотрудничества.

Учебное заведение как социальный институт. Учебное заведение представляет собой сложную систему социальных отношений и само является частью общественной жизни. Его развитие невозможно без реализации демократических принципов. Демократический способ управления учебным заведением позволяет оптимально решать стоящие перед ним задачи.

Демократия в образовательном процессе проявляется в расширении участия членов коллектива в жизни учебного заведения. Она призвана обеспечить реализацию прав членов коллектива и содействовать эффективному выполнению их обязанностей.

Привлечение людей к выработке решений, относящихся к их собственной деятельности, должно способствовать пониманию встающих перед ними задач и восприятию их как своих собственных.

Для осуществления принципов демократии в жизни учебного заведения его коллектив должен иметь ясное представление о том, что они собой представляют и в каких формах могут быть реализованы на уровне: а) учебной группы, б) учебного заведения, в) в отношениях учебного заведения с обществом.

А. В учебной группе учащемуся должна быть предоставлена возможность формирования индивидуальной образовательной траектории, выбора преподавателя, учебных пособий, формы занятий, времени и системы оценки знаний, защиты своей оценки событий, своего собственного мировоззрения, реализации принципов свободы совести, участия в разработке правил коллективных действий группы.

Общая обстановка в учебной группе должна содействовать эффективному освоению материала; стимулировать индивидуальный прогресс учащихся, поощрять дискуссии и проявления самостоятельности мышления, развивать у учащихся ответственное отношение к учебе, формировать навыки самообразования.

Б. На уровне учебного заведения каждому члену коллектива должно быть предоставлено право обсуждать и вырабатывать правила жизни учебного заведения, участвовать в его управлении, заниматься в различных кружках или клубах, принимать участие в общешкольных мероприятиях.

Деятельность учебного заведения должна включать в себя коллективное обсуждение и разработку целей и задач развитая учебного заведения, осознание ценностного аспекта образовательного процесса понимание коллективом стоящих перед ним задач, разработку программы действий, направленных на достижение поставленных целей систематический контроль за ходом реализаций разработанных программ и их регулярную корректировку. В учебном заведении должна реализоваться педагогика сотрудничества, предполагающая взаимное уважение и совместную деятельность преподавателя и учащегося, а учебный процесс должен быть ориентирован на получение учащимся не только конкретных знаний и умений, но и целостной картины мира, а также на утверждение в его сознании гуманистических и; демократических ценностей. Необходимо создавать механизмы урегулирования конфликтов и устранения факторов личной тревоги, обеспечивая благоприятную обстановку для деятельности всех членов коллектива.

В. Учебное заведение должно стремиться оптимально использовать в учебно-воспитательной работе местный культурный потенциал, привлекать родителей для участия в деятельности учебного заведения, организовывать мероприятия, открытые для общественности, участвовать в местных мероприятиях, поддерживать контакты со своими выпускниками, осуществлять взаимодействие с местными жителями, развивать связи со средствами информации, принимать участие в мероприятиях по изучению и охране окружающей среды, знакомить учащихся с деятельностью различных организаций и предприятий, предоставлять возможности для систематического повышения квалификации педагога, обеспечивающего его специальную подготовку и общекультурное развитие.

Требования к учебному процессу. Принципиально важно создать индивидуализированное обучение с обязательным усвоением материала, имея в виду, что любой предмет содержит две компоненты – временную, содействующую пониманию смысла изучаемого и развитию учащегося на данном этапе, и фундаментальную; определяющую знание предмета. Игнорирование этого обстоятельства является одной из причин перегрузки учащегося, снижения его интереса к обучению и слабой устойчивости знаний, ухудшения качества обучения.

Учеба – это один из важнейших видов труда и важно, чтобы этот труд был осознанным и приносил удовлетворение учащемуся. Учеба на основе принуждения приводит к низкому качеству знаний учащихся и вырабатывает у них недобросовестное отношение к труду вообще.

В рамках школы должна быть создана такая инфраструктура учебно-воспитательной работы, которая обеспечивала бы востребованность фундаментальных знаний. Реализация этого требования приведет к устойчивости знаний и повышению заинтересованности учащихся в их освоении.

Учитель имеет право разработать свою программу в соответствии с государственными стандартами и определить оптимальные пути ее реализации, соответствующие его возможностям и особенностям обучающихся. При организации и осуществлении учебного процесса важно иметь в виду следующее:

– обучение должно не только давать учащемуся знания и навыки инструментального характера, но и учить его оценивать происходящее в мире большое внимание нужно уделять целостному видению предмета, его основных идей;

– усвоение фактического материала учащимися должно быть подчинено выявлению его смысла, связке единым, целым;

– преподавание должно вестись на понятном учащемуся языке, опираться на те знания, которыми: он обладает;

– важно показывать связь любого предмета с важнейшими проблемами жизни современного общества;

– необходимо обращать внимание на, мотивацию изучения как предмета в целом, так и его фрагментов;

– следует постоянно стремиться к развитию у учащегося интереса к обучению;

– получаемые знания, жизненные ориентации и оценки необходимо постоянно воспроизводить либо в самом учебном процессе, либо за его пределами;

– важно соблюдать правильный баланс между позитивными и негативными оценками результатов обучения, который стимулировал бы процесс освоения знаний учащимся.

Информатизация образования. Задачи реформирования образования немыслимо решить без использования новых технологий обучения. И здесь на первом плане стоит компьютеризация образования. Она дает возможность универсального выхода к необходимой информации и предоставляет невиданные возможности оперирования с нею. Информатизация образования является важнейшим шагом на пути к созданию информационного общества. Информатизация образования радикально меняет характер учебного процесса, позволяет в полной мере раскрыть творческий потенциал педагога; дает возможность резко повысить качество, и устойчивость, получаемых учащимся знаний. Нельзя построить демократическое общество не предоставив возможность каждому человеку свободно двигаться в мировом информационном пространстве. Использование компьютерных средств создаёт принципиально новые возможности для повышения эффективности гуманизации и гуманитаризации учебного процесса. Это расширение доступа к информации в ее вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления, информации, соединения рациональных и эмоциональных ее аспектов, включения игровых элементов, возможность использовать квазиэксперимент, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, широкое использование лучшего педагогического опыта, новые возможности в концентрации информации, содействие обеспечению целостности учебного процесса, индивидуализация образовательного процесса и его вариативность, новые возможности осуществления интегративных процессов в системе образования (взаимодействие между различными учебными заведениями, уровнями образования, международная интеграция); освобождение преподавателя от рутинного труда и концентрация его внимания на творческих моментах педагогического процесса; повышение уровня востребованности: высокого качества педагогического мастерства, интереса к получению знаний, улучшение качества общегуманитарной подготовки, получение устойчивых знаний в этой области.

Использование компьютерных средств меняет характер учебного процесса и соотношение его структурных элементов.

Во-первых, использование новых информационных технологий влияет на характер организации учебного процесса. Оно позволяет преподавателю видеть свое место в учебном процессе и выбрать оптимальные методики, решения задач, дает возможность учащемуся получить целостное представление об учебном процессе и материале, который ему предстоит освоить. На основе этой информации учащийся может осознанно формировать свою индивидуальную траекторию образования и корректировать её, получает возможность осуществить осознанный выбор глубины освоения каждого основного курса. Опираясь на эту информацию, он может осуществить оптимальный выбор различных спецкурсов.

Во-вторых, появляется реальная возможность четко зафиксировать требования к содержанию предмета, объему необходимого знания и критерии оценки его усвоения. Осознание этих требований дает возможности преподавателю, целенаправленно строить процесс обучения, а учащийся получает ясное представление о системе требований, которые к нему предъявляются, и о совокупности задач, которые он должен решить в процессе обучения. Это позволяет преподавателю и учащемуся широко использовать разнообразные формы промежуточного контроля И самоконтроля знаний, повышает эффективность самостоятельной. работы в процессе обучения.

В-третьих, использование новых информационных технологий влияет на характер преподавания. На первый план выходят: целостное отображение содержания изучаемой дисциплины, выявление особенностей предметной области, ее объектов и методов их постижения, специфики решаемых задач, характерного для данной области науки стиля мышления; формирование у учащегося интереса к изучаемому предмету, эмоциональное воздействие преподавателя на учащегося; личностное воздействие-педагога на слушателя интеллектом и убеждением, увязывание, обсуждаемого предмета-с проблемами сегодняшнего дня, панорамность и проблемность преподнесения материала, мировоззренческая и методологическая ориентация в изложении предмета, отражение вклада этой дисциплины в общее представление о мире и возможностях его познания и преобразования, широкое использование аудиовизуальных и иных технических средств.

Знание учащимся четких требований к учебному процессу позволяет ему целенаправленно готовиться к занятиям, а в процессе подготовки к занятию иметь большую свободу в информационном поле, относящемся к теме занятия. При этом возникает возможность индивидуализации процесса такой подготовки с учетом интересов и способностей учащегося.

Качественная подготовка к занятию позволяет эффективно реализовать его потенциал: сосредоточить внимание на эффекте обратной связи преподавателя и учащегося, на общении учащихся между собой; выявить степень усвоения знаний; развивать у учащихся умение последовательно, логично, аргументированно излагать свои мысли; научить ориентироваться в информационной среде и работать с ней; привить учащимся навыки корректной полемики (уважение иного мнения, умение критически оценивать суждения других и адекватно реагировать на критику в свой адрес); оказывать влияние на формирование личности учащегося, способствовать усвоению им гуманистических ценностей, идей демократии, свободы веры, мировоззренческих ориентации, воспитывать у него чувства патриотизма и гражданственности.

Учебные занятия могут быть полностью ориентированными на использование компьютерных средств, либо проводятся с их частичным использованием и без применения компьютерных средств. Использование компьютеров целесообразно в коллективных обучающих играх, коллективной, работе с информацией, для привития навыков отбора необходимой информации, при выполнении контрольных работ с участием преподавателя.

Информатизация общегуманитарной компоненты в образовании способствует развитию культуры мышления учащегося и преподавателя, повышая требования к уровню его знаний и педагогического мастерства. Она дает возможность построить целостную систему непрерывного образования.

Помещения и территория учебного заведения. Помещения и территория учебного заведения должны выглядеть гостеприимными, удобными, красочными, привлекательными, содержать как относительно постоянные, так и переменные компоненты их оформления. В учебных заведениях следует широко использовать разнообразные выставки и экспозиции: При этом важно уделять особое внимание отражению культурного и этнического многообразия региона, страны, мира. Оформление здания и территории учебного заведения должно быть делом педагогов и учащихся.

 


Концепция профильного обучения
на старшей ступени общего образования

Концепция одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 г. и 28.06.2002 г. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май-июнь 2002 г.), и результатам 2-го Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002 г.).

 

Цели профильного обучения

 

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №175б-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда < ..> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Прежде всего, следует разграничить понятия «профильное обучение» и «профильная школа».

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

– создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

– способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

– расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

 

Общественный запрос на профилизацию школы

 

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.)» поддерживают около четверти старшеклассников.

К 15–16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2002 году Центром социологических исследований Минобразования России, «профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м. а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе». При этом примерно 70–75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.

В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.

Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения).

 

Зарубежный опыт профильного обучения

 

Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.

В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и «профессиональный», в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе).

В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка, вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом, прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.

Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения на старшей ступени общего образования:

1. Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным.

2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.

3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.

4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академический и неакадемический), три во Франции (естественно-научный, филологический, социально-экономический) и три в Германии («язык-литература-искусство», «социальные науки», «математика–точные науки–технология»).

5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция. Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.

6. Количество обязательных учебных предметов (курсов) на старшей ступени по сравнению с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.

7. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей – во Франции, гимназия – в Германии, «высшая» школа – в США.

8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями, например во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.

9. Весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялись влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников и др.

 

Отечественный опыт профильного обучения

 

Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель – подготовка в университет) и реальная (цель – подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).

Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915–1916 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством министра просвещения П.Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4–7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.

В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения, и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР», предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.

Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г, были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8–10-х классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.

В конце 80-х – начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года «Об образовании», закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.

Вместе с тем сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем.

 

Возможные направления профилизации и структуры профилей

 

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой - ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др.

Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей щкол с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные – на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий, Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественно-научном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективн<



2020-02-04 258 Обсуждений (0)
Концепция гуманизации и гуманитаризации образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепция гуманизации и гуманитаризации образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)