Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


V . Процесс обучения в группе.



2020-02-04 178 Обсуждений (0)
V . Процесс обучения в группе. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Профсоюзная образовательная работа происходит в группах, т.е. является групповым процессом. В свою очередь группа оказывает весьма значительное влияние на ход обучения каждого участника семинара.

«Принимают ли меня здесь? Нравится ли мне учиться?  Хорошо ли я себя здесь чувствую? Есть ли соперничество с другими участниками? Могу ли я открыто выражать свое мнение?» - это лишь некоторые вопросы из тех, что стоят перед участниками семинара. Они определяют атмосферу в группе. Задача руководителя семинара - организовать групповой процесс так, чтобы каждый участник семинара принимался другими как личность, чтобы все чувствовали себя комфортно и чтобы ни у кого не было боязни группы либо других участников.

Все группы разные. Характер и динамика каждой группы определяются личностями ее членов, взаимоотношениями между ними, отношением к тренеру. В то же время каждая группа независимо от численного состава проходит в своем развитии через некие общие для всех фазы группового процесса:

· Прибытие и знакомство участников.

· Структурирование семинарской группы - группа вырабатывает правила и структуру.

· Рабочая фаза группы - продуктивная работа.

· Завершение работы - прощание участников, возвращение в повседневность.

 Методы, которые выбирает руководитель, должны учитывать эти фазы и облегчать участникам пребывание в них. Каждая фаза имеет свои особенности. Работоспособность группы зависит от того, примут ли все члены группы возникшую структуру. В этом преподавателю может помочь применненый метод анкетирования или метод тестирования (см. в разделе VI).

Фаза 1: Прибытие-Знакомство.

 

Эта фаза начинается еще до самого семинара, когда будущие слушатели и тренер внутренне настраиваются на совместную работу. Каждый из них по прибытии на семинар только что закончил фазу расставания - расставания с домом, работой, повседневными проблемами. Эти впечатления участники приносят с собой на семинар, и они играют значительную роль на начальной фазе.

Поведение участников по прибытии характеризуется противоречивыми чувствами:

· Поиск контакта и желание сохранить дистанцию;

· Желание показать себя и остаться в тени;

· Желание пробовать новое, и невозможность отказаться от привычного;

· Собственная неуверенность и желание больше узнать о других.

До тех пор, пока нет общих для всех событий, членам группы не известны ни степень допустимой свободы, ни возможности раскрытия себя как личности. Все еще заняты поисками своего места. Но все хотят, по сути одного и того же: чтобы их принимали такими, какие они есть; чтобы они чувствовали себя уверенно; чтобы им не нужно было сразу же менять что-то в себе.

Для этой фазы тренер должен выбрать такие методические решения, которые позволили бы всем участникам показать себя, узнать больше о других, пообщаться между собой. В рамках знакомства полезно как можно большее количество контактов, элементов общения между участниками. Важно также, чтобы определяя общее направление, тренер оставлял бы возможность для проявления групповой инициативы. 

 

Знакомство слушателей.

Как начать процесс установления эффективных контактов слушателей семинара?

Активные методы обучения обязательно предполагают:

· «ломку льда», «разогрев» группы (подробнее см. в главе 6.4., а варианты «разогревающих» игр см. в Приложениях);

· настрой на интенсивное взаимодействие;

· создание определенной атмосферы раскованности, снимается излишнее напряжение;

· создание положительного настроя на партнера по общению, на процедуры совместной деятельности.

На эффективностьустановления контактов влияет:

1. Имеющееся время.

2. Количество участников семинара

3. Степень опытности участников.

Ведущий определяет круг вопросов, о которых о себе сообщает слушатель: ФИО, специальность, работа в профсоюзе, хобби, любимая книга, любимое блюдо, семейное положение и т.д.

Размещение слушателей.

Размещение слушателей в аудитории, рациональная организация игрового рабочего пространства – важный фактор обеспечения эффективных занятий.

Традиционное размещение.

  Такое размещение подходит для отдачи распоряжений или для сообщения информации. Организатор стоит лицом к слушателям, которые записывают сообщение. Возможность взаимодействия между организатором и участниками сведена к минимуму.

Блочный метод размещения.

  Такое размещение подходит для организации диспутов, дискуссий, «круглых столов». Участники обеспечены микрофонами. В случае необходимости микрофоны выставляют в зале, где располагается основная группа слушателей.

Расположение лицом к лицу.

  Применяется в случае, если между участниками предполагается полемика из-за противоположных интересов или предстоят двусторонние переговоры.

Треугольник.

  Если участников не слишком много, они могут непосредственно общаться друг с другом, но организатор берет на себя лидерские функции.

«Круглый стол».

 Позволяет поставить всех участников в равное положение, облегчает взаимодействие и минимизирует роль организатора. Это самый лучший вариант для групповой работы. «Круглый стол» обеспечивает и облегчает зрительный контакт, физически сближает людей, создает состояние равенства, паритета участвующих в работе. (Попробуйте определить, кто в кругу начальник!)

   Если участников много, образуется «круглый стол» с «аквариумом» (2-3-круга слушателей). В этом случае создаются особые правила для участников внешнего круга, которые наблюдают за ходом общения во внутреннем кругу. Результаты наблюдения излагаются в общей дискуссии.

 

 



2020-02-04 178 Обсуждений (0)
V . Процесс обучения в группе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: V . Процесс обучения в группе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)