Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критерии и параметры результативности педагогического эксперимента



2020-02-04 446 Обсуждений (0)
Критерии и параметры результативности педагогического эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




Критерий (от греч. kriterion – средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Критерий результативности – качественный или количественный (т.е. порядковый) показатель, на основании которого можно оценить результат. Критерий обычно выражается через показатели.

Показатели – наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты:

а) педагогической деятельности (обучения, воспитания, развития личности или коллектива дошкольников, школьников, молодежи, учителей, родителей, администрации);

б) управленческой деятельности (обеспечения процессов: становления, развития, функционирования учебного заведения; обеспечения традиционного или инновационного педагогического процесса).

Признаки показателей:

· диагностичность – возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять;

· достоверность-»достаточность» для объективной характеристики состояния педагогических или управленческих процессов, закономерностей, явлений, фактов, не допускающая спорных или противоречивых оценок разными людьми;

· валидность – адекватность выбранного признака показателя тому, что именно хочет оценить экспериментатор;

· комплексность – возможность через применение совокупности признаков показателей раскрыть содержание и сущность состояния педагогического или управленческого объекта экспериментирования;

· нейтральность – устойчивость от воздействий на исследуемые процессы.

Разновидности критериев по ведущим изменениям в состоянии объекта воздействия:

а) педагогические критерии:

· обученности,

· воспитанности (сформированности личностных качеств, проявляющихся в действии, деятельности, поступке),

· развития личности (приобретение потенциала саморазвития, самообразования, самореализации, творческих способностей, креативного мышления...),

· сформированности эмоционально-ценностного отношения к приобретаемому опыту деятельности, мышления, коммуникации...

б) управленческие критерии:

· информационной обеспеченности режима развития, становления, функционирования учебного заведения инновационного (традиционного) типа;

· научно-методической обеспеченности режима развития, становления, функционирования учебного заведения;

· кадровой обеспеченности режима развития, становления, функционирования учебного заведения;

· нормативно-правовой обеспеченности режима развития, становления, функционирования учебного заведения;

· материально-технической обеспеченности режима развития, становления, функционирования учебного заведения;

· финансово-экономической обеспеченности режима развития, становления, функционирования учебного заведения;

· ресурсной обеспеченности педагогического процесса инновационного (традиционного) типа.

Разновидности критериев по делению на качественные и количественные типы изменений в состоянии объекта воздействия:

· Критерий факта качества позволяет ответить на вопрос: имеется ли в наличии что-либо из планируемых результатов экспериментальной деятельности?

· Критерий количества дает представление об уровне проявленности планируемых изменений в состоянии объекта, о степени развития и эффективности.

Разновидности критериев оценки уровней изменений в состоянии объекта воздействия:

· балльные: трех, пяти, десяти – балльные;

· бинарные: «да» – «нет», или «0»-»1»;

· словесные (сравнения): а) «владеет свободно», «владеет недостаточно», «не владеет»; б) «полностью соответствует», «частично соответствует», «не соответствует»; в) «традиционная эффективнее», «экспериментальная эффективнее», «обе одинаково эффективны», «обе одинаково неэффективны»; г) «традиционная... гуманнее», «экспериментальная...гуманнее», «обе одинаково гуманны», «обе одинаково негуманны»...;

· числового «шкалирования» – позволяющие определить величину (как некую меру измеряемого) через шкалу измерения в определенной числовой системе.

Экспертиза

Экспертиза – это оценивание какого-либо объекта в соответствии с некоторой мерой.

Критерии экспертной оценки (см. Приложение 2):

· новизна (идей, способов, результатов);

· соответствие (техническому заданию, каким-то эталонам);

· значимость (для решения актуальных проблем развития образовательной системы).

Цели экспертизы[4] проекта модели школы:

· оценить грамотность проекта и определить возможные пути его доработки (если в этом есть необходимость).

В этом случае эксперт может решать следующие вопросы: на решение какой проблемы направлен проект? Можно ли считать эту проблему актуальной для системы образования? Определены ли в проекте целевые группы? Соответствуют ли конечные результаты проекта потребностям данных целевых групп? Какой непосредственный результат предполагается получить при реализации проекта? Обеспечит ли достижение данного результата решение поставленной проблемы? В чем заключается теоретическое или эмпирическое обоснование предлагаемого в проекте способа достижения непосредственного результата? Можно ли это обоснование считать достаточно убедительным? В чем новизна проекта — в поставленной задаче? Способах ее решения? Определены ли в проекте ресурсы, необходимые для достижения планируемого результата? Достаточны ли эти ресурсы? Выявлены ли возможные риски осуществления проекта и способы их предупреждения или нейтрализации? Насколько убедительны предположения разработчиков относительно рисков? Определены ли способы управления проектом?

·  определить характер возможных изменений в системе образования в результате осуществления проекта и следствий этих изменений (к каким социальным и педагогическим результатам — положительным или отрицательным — могут привести проектируемые изменения).

 

Цели экспертизы результатов реализации проекта модели школы:

· оценить степень соответствия реальных изменений проектируемым и выявить изменения, в том числе и в результатах, которые не планировались и не предполагались. При этом следует иметь виду, что реальные изменения могут быть более значимыми, чем те, на которые рассчитывали разработчики проекта. Поэтому эксперт не должен ограничиваться вопросом — достигнут ли желаемый результат? Он должен ответить на вопросы о том, что же изменилось, в какой мере изменения совпадают с ожиданиями и какова их значимость, в том числе для дальнейшего развития образовательной системы.

· оценить возможности использования полученных результатов в массовой практике. Данная цель экспертизы может распадаться на ряд вопросов: получен ли в результат реализации проекта продукт (программа, нормативные документы, oписание технологии и т.д.), который возможно использовать в иных условиях? Существует ли спрос на продукт такого рода? Предполагает использование данного продукта обязательное консультативное сопровождение? Какие результаты (изменения в системе, образовательных результатах и т.п.) получены за счет осуществления проекта? Какова новизна этих результатов? Убеждают ли достигнутые результаты в ценности представленных на экспертизу продуктов?




2020-02-04 446 Обсуждений (0)
Критерии и параметры результативности педагогического эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критерии и параметры результативности педагогического эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)