Критерии и параметры результативности педагогического эксперимента
Критерий (от греч. kriterion – средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Критерий результативности – качественный или количественный (т.е. порядковый) показатель, на основании которого можно оценить результат. Критерий обычно выражается через показатели. Показатели – наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты: а) педагогической деятельности (обучения, воспитания, развития личности или коллектива дошкольников, школьников, молодежи, учителей, родителей, администрации); б) управленческой деятельности (обеспечения процессов: становления, развития, функционирования учебного заведения; обеспечения традиционного или инновационного педагогического процесса). Признаки показателей: · диагностичность – возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять; · достоверность-»достаточность» для объективной характеристики состояния педагогических или управленческих процессов, закономерностей, явлений, фактов, не допускающая спорных или противоречивых оценок разными людьми; · валидность – адекватность выбранного признака показателя тому, что именно хочет оценить экспериментатор; · комплексность – возможность через применение совокупности признаков показателей раскрыть содержание и сущность состояния педагогического или управленческого объекта экспериментирования; · нейтральность – устойчивость от воздействий на исследуемые процессы. Разновидности критериев по ведущим изменениям в состоянии объекта воздействия: а) педагогические критерии: · обученности, · воспитанности (сформированности личностных качеств, проявляющихся в действии, деятельности, поступке), · развития личности (приобретение потенциала саморазвития, самообразования, самореализации, творческих способностей, креативного мышления...), · сформированности эмоционально-ценностного отношения к приобретаемому опыту деятельности, мышления, коммуникации... б) управленческие критерии: · информационной обеспеченности режима развития, становления, функционирования учебного заведения инновационного (традиционного) типа; · научно-методической обеспеченности режима развития, становления, функционирования учебного заведения; · кадровой обеспеченности режима развития, становления, функционирования учебного заведения; · нормативно-правовой обеспеченности режима развития, становления, функционирования учебного заведения; · материально-технической обеспеченности режима развития, становления, функционирования учебного заведения; · финансово-экономической обеспеченности режима развития, становления, функционирования учебного заведения; · ресурсной обеспеченности педагогического процесса инновационного (традиционного) типа. Разновидности критериев по делению на качественные и количественные типы изменений в состоянии объекта воздействия: · Критерий факта качества позволяет ответить на вопрос: имеется ли в наличии что-либо из планируемых результатов экспериментальной деятельности? · Критерий количества дает представление об уровне проявленности планируемых изменений в состоянии объекта, о степени развития и эффективности. Разновидности критериев оценки уровней изменений в состоянии объекта воздействия: · балльные: трех, пяти, десяти – балльные; · бинарные: «да» – «нет», или «0»-»1»; · словесные (сравнения): а) «владеет свободно», «владеет недостаточно», «не владеет»; б) «полностью соответствует», «частично соответствует», «не соответствует»; в) «традиционная эффективнее», «экспериментальная эффективнее», «обе одинаково эффективны», «обе одинаково неэффективны»; г) «традиционная... гуманнее», «экспериментальная...гуманнее», «обе одинаково гуманны», «обе одинаково негуманны»...; · числового «шкалирования» – позволяющие определить величину (как некую меру измеряемого) через шкалу измерения в определенной числовой системе. Экспертиза Экспертиза – это оценивание какого-либо объекта в соответствии с некоторой мерой. Критерии экспертной оценки (см. Приложение 2): · новизна (идей, способов, результатов); · соответствие (техническому заданию, каким-то эталонам); · значимость (для решения актуальных проблем развития образовательной системы). Цели экспертизы[4] проекта модели школы: · оценить грамотность проекта и определить возможные пути его доработки (если в этом есть необходимость). В этом случае эксперт может решать следующие вопросы: на решение какой проблемы направлен проект? Можно ли считать эту проблему актуальной для системы образования? Определены ли в проекте целевые группы? Соответствуют ли конечные результаты проекта потребностям данных целевых групп? Какой непосредственный результат предполагается получить при реализации проекта? Обеспечит ли достижение данного результата решение поставленной проблемы? В чем заключается теоретическое или эмпирическое обоснование предлагаемого в проекте способа достижения непосредственного результата? Можно ли это обоснование считать достаточно убедительным? В чем новизна проекта — в поставленной задаче? Способах ее решения? Определены ли в проекте ресурсы, необходимые для достижения планируемого результата? Достаточны ли эти ресурсы? Выявлены ли возможные риски осуществления проекта и способы их предупреждения или нейтрализации? Насколько убедительны предположения разработчиков относительно рисков? Определены ли способы управления проектом? · определить характер возможных изменений в системе образования в результате осуществления проекта и следствий этих изменений (к каким социальным и педагогическим результатам — положительным или отрицательным — могут привести проектируемые изменения).
Цели экспертизы результатов реализации проекта модели школы: · оценить степень соответствия реальных изменений проектируемым и выявить изменения, в том числе и в результатах, которые не планировались и не предполагались. При этом следует иметь виду, что реальные изменения могут быть более значимыми, чем те, на которые рассчитывали разработчики проекта. Поэтому эксперт не должен ограничиваться вопросом — достигнут ли желаемый результат? Он должен ответить на вопросы о том, что же изменилось, в какой мере изменения совпадают с ожиданиями и какова их значимость, в том числе для дальнейшего развития образовательной системы. · оценить возможности использования полученных результатов в массовой практике. Данная цель экспертизы может распадаться на ряд вопросов: получен ли в результат реализации проекта продукт (программа, нормативные документы, oписание технологии и т.д.), который возможно использовать в иных условиях? Существует ли спрос на продукт такого рода? Предполагает использование данного продукта обязательное консультативное сопровождение? Какие результаты (изменения в системе, образовательных результатах и т.п.) получены за счет осуществления проекта? Какова новизна этих результатов? Убеждают ли достигнутые результаты в ценности представленных на экспертизу продуктов?
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |