Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Авторские учебные программы



2020-02-04 268 Обсуждений (0)
Авторские учебные программы 0.00 из 5.00 0 оценок




Задание 21.

Работа в группах.

Проведите экспертизу авторских учебных программ, предложенных преподавателем, в соответствии с нижеприведенными требованиями к ним и обсудите результаты в форме круглого стола или напишите экспертное заключение.

Любая рабочая учебная программа является главным документом, отражающим реализацию достижения образовательного стандарта, концепцию образовательного учреждения, предметность, ступени обучения и дифференциацию возрастного развития ребенка и т.д.[9]

Под учебной программой понимается документ в виде нормативного текста, детально раскрывающий структуру программы, ее содержание и параметры качества усвоения учебного материала по конкретной учебной дисциплине, образовательной области или по конкретным (объединенным) формируемым граням культуры.

Учебная программа включает в себя следующие элементы:

· Пояснительная записка.

· Содержательный блок курса (дисциплины).

· Методический блок (модель педагогического процесса).

· Блок научно-методического и информационного обеспечения.

Определим основные моменты, которые желательно отразить в каждом из названных элементов. Предлагаемые разъяснения носят рекомендательный характер, т.к. авторская программа является сугубо индивидуальным документом.

Прежде всего следует отметить, что, приступая к созданию, описанию и защите своей программы, автор должен представить глубокий анализ всех существующих доныне как государственных, так и авторских программ с целью объяснения (в чем новизна предлагаемой программы) и аргументации выбора своих позиций (с чем и в какой из программ он согласен или нет, и почему) в форме заключения, с которой и начнется «Пояснительная записка».

Итак, разработчик представляет выстраданный им замысел и вправе формулировать свою концепцию по своему усмотрению, но так, чтобы идея была оптимально раскрыта и методически грамотно обоснована.

В пояснительной записке должна быть отражена концепция программы: обоснование необходимости, аспекты деятельности, новизна, преимущества перед аналогичными существующими программами, ее место и роль в образовательной программе учебного заведения, цели и задачи, сведения об учащися, на которых ориентирована программа, требования к уровню знаний и умений, получаемых в результате обучения, сведения об апробации.

Содержательный блок включает: реферативное описание тем с указанием времени, необходимого для их изучения, выделение объема содержания для различных уровней усвоения, перечень основных изучаемых и формируемых понятий, критерии результативности обучения, список практических и лабораторных работ.

Методический блок содержит модель образовательного процесса, краткое описание применяемых педагогических приемов, методов и технологий, аппарат контроля качества обучения, методы оценки эффективности программы, результаты и выводы об апробации программы.

В блоке научно-методического и информационного обеспечения представляют сведения:

· об учебной литературе для учащихся,

· о дидактическом материале для учителя,

· о методических материалах для введения авторского курса,

· о практических разработках аппарата контроля деятельности учащихся (диагностические и контрольные задания),

· о поддерживающих компьютерных программах,

· о других источниках (публицистические работы, художественная литература и т.п.).

Далее приводим перечень ориентирующих вопросов, ответы на которые раскрывают выше перечисленные содержательные моменты по работе с учебными программами:

· Существует ли общественная потребность в регионе (образовательном округе, муниципальном образовании) во внедрении данной программы?

· В каких типах и видах образовательных учреждений и в какой образовательной программе может быть использована данная учебная программа?

· Является ли предлагаемая программа принципиально новой, или ее внедрение приводит к раскрытию (углублению) определенных аспектов учебно-воспитательного процесса?

· Данная программа раскрывает общие или специальные способности ребенка?

· Кому адресована программа, какие запросы обучающих она удовлетворяет?

· Какие возможности открываются перед учащимися, успешно освоив­шими данную программу?

·  В чем преимущества данной программы перед аналогичными, рекомендованными для учебных заведений?

·  Какие учебные программы, уже существующие (государственные, авторские), легли в теоретико-методическую основу данной авторской?

· Какая идея положена в основу программы?

· В чем состоит авторская точка зрения?

· Актуальна и сопоставима ли цель программы одновременно как для образовательной программы, так и для концепции данного образовательного учреждения?

· Достаточно ли четко цель программы выражает авторский подход?

· Важна ли цель программы для учащихся?

· Какие типы деятельности осваивают учащиеся при изучении данного курса?

· Нужна ли предварительная подготовка учащихся для изучения данного курса?

· Раскрывают ли задачи все аспекты содержания учебной программы по ее структуре?

· Как соотносятся цели, задачи учебной программы к содержательному представлению и объему учебной программы?

· Согласовано ли содержание программы с требованиями образователь­ных стандартов (норм федеральных, региональных, муниципальных и конкретного образовательного учреждения)?

· Имеется ли взаимосвязь между предлагаемым курсом с предыдущими и последующими?

· Какие принципы для отбора содержания и его структурирования предлагаются?

· В чем состоит специфика содержания курса?

· Какие уровни усвоения материала предлагаются?

· На какие критерии (показатели) опираются уровни?

· Какие понятия являются базовыми и формируемыми?

· Какие требования предъявляются к учителю, реализующему данную программу?

· Какие критерии результативности обучения используются?

· Какие возможности для развития личности учащихся заключены в разработанных приемах, методах и технологиях обучения?

· Какие особенности имеются в организации учебного процесса?

· Какой аппарат контроля обеспечивает деятельность учащихся?

· Доступен ли методический материал, необходимый для проведения данного курса?

· Указаны ли рекомендуемые условия для осуществления данной учебной программы?

· Какие положительные и отрицательные моменты выявились при опытно-экспериментальной проверке?

· Какие предложения имеются по повышению эффективности программы?

· Учитываются ли запросы родителей по освоению данной учебной программы?

· Какие именно требования, пожелания родителей осуществлены и включены при составлении данной учебной программы, где это отражено и как?

Методические рекомендации по экспертизе программ курсов по выбору см. Приложение № 4.

Школьные учебники

Задание 22.

а) На основе компетентностного подхода, исходя из проблемной ситуации, сформулируйте противоречие, проблему, тему эксперимента, идею, замысел, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи, критерии результативности (самостоятельная работа в группах).

б) Ознакомьтесь с предложенными вариантами решения задания и в ходе коллективного обсуждения внесите коррективы.

Школа с 2001 года работает в режиме эксперимента. Одно из направлений эксперимента это апробация и анализ учебников и УМК, используемых в ходе эксперимента.

Педагогический коллектив, разделяя взгляды ученых, понимает, что учебник – это комплексная информационная модель, в которой отражены четыре элемента педагогической системы: цели, содержание, дидактические процессы, организационные формы. Но анализ и оценку учебников осуществляют с позиции своего педагогического опыта*. И не могут научно обосновать, почему по ряду предметов в старших классах экспериментальные учебники не удовлетворяют ни учителей, ни учащихся своим содержательно-методическим построением, а в начальной школе не знают, как компенсировать неполноту учебно-методического комплекса для отработки модели начального образования. Социологический опрос показал, что учителя не видят взаимосвязи между всеми источниками в составе УМК, не умеют выявить эффективность использования этого набора средств в обучении; проверить и оценить полученные результаты образования с позиции современных требований компетентностного подхода к содержанию общего образования. Учителей волнует вопрос анализа учебников. Как проверить, способствует ли содержательно-методическое построение учебника или УМК достижению нового качества образования? Ориентированы ли они на личность ребенка? Помогают ли реализовать БЭУП, учебные программы? Заложены ли в учебниках и УМК педагогические технологии развивающего типа, способствующие формированию универсальных методов деятельности у учащихся? Как проверить, что именно учебники способствовали расширению образовательного пространства учащихся? Учителя испытывают затруднения в выработке критериев и параметров анализа и оценки эффективного использования учебников в образовательном процессе. В этом состоит проблемная ситуация.

*Примечание

Анализ практического опыта использования в экспериментальной работе методических рекомендаций и учебников (из отчета по ФЭ).

 

Автор, название учебника Соответствие содержания возрастным особенностям, задачам эксперимента Оценка методической части учебника Возможность организации самообразования Стиль Оформление
Под ред. Боголюбова Л.Н. и др. Человек и общество. 10-11 кл. Перегружен по содерж. и теоретически положительная да соотв. соотв.
Гузей Л.С. Химия. 10-11 кл.(физ-мат. профиль) Нет Завышен научно-теоретический уровень материала ___ не соотв. соотв.
Габриелян О.С. 10-11 кл. (хим.-биол. профиль) Да положительная да соотв. соотв.
Иванова Р.Г. Химия. 10 кл. (гуманит. профиль) Да отрицательная да не соотв. соотв.
Иванова Т.В., Калинова Г.С. и др. Общая биология. 10 кл. Нет отрицательная да соотв. соотв.
Свиридова В.Ю. Литература 1 кл. (1-4) да удовлетвор-ная   соотв. соотв.
Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука 1 кл. (1-4) Не в полной мере соотв. Методика формирования способа чтения остается малопонятной для больш. учителей (Учителя, работающие по системе Л.В.Занкова обучают детей чтению по “Азбуке” Н.В.Нечаевой, но по методике В.Г.Горецкого)   соотв. соотв.

 

Варианты ответов решения задания.

Противоречия:

· между необходимостью провести апробацию и анализ учебников и УМК, используемых в ходе эксперимента, и неподготовленностью учителей к данной деятельности, недостаточным уровнем их методологической компетентности;

· между стремлением учителей проанализировать учебники и УМК с позиции компетентностного подхода и отсутствием критериев и параметров анализа и оценки эффективного использования учебников в образовательном процессе (недостаточной разработанностью научно-методического сопровождения процесса анализа и апробации учебников и УМК);

· между желанием педагогов реализовать социальный заказ и отсутствием для этого необходимых дидактических условий;

· между пониманием педагогами роли учебников и УМК в образовательном процессе и неумением или нежеланием анализировать данные средства обучения с позиции компетентностного подхода;

· между изменением ценностей современного образования и наличием традиционного подхода к анализу учебников и УМК, реализующих образовательную модель инновационной педагогики.

Проблема:

1) Как осуществить анализ учебников и УМК на основе компетентностного подхода? или

2) Каковы педагогические условия для апробации и анализа учебников и УМК, используемых в эксперименте, с позиции компетентностного подхода? или

3) Проблема состоит в преодолении противоречий на основе использования компетентностного подхода к анализу учебников и УМК для определения содержания, организационных форм и методов повышения квалификации педкадров.

Тема:

· Использование (применение) компетентностного подхода к апробации и анализу экспериментальных учебников и УМК. или

· Личностно-ориетированная направленность апробации и анализа учебников и УМК.

· Идея:

· идея использования в образовательном процессе личностно-ориетированных учебников;

· идея дифференциации по интересам учащихся на основе использования учебников и УМК, реализующих компетентностный подход к содержанию общего образования;

· идея саморазвития учащихся посредством учебников и УМК, разработанных на основе компетентностного подхода.

Замысел: проектирование программы ОЭР по апробации и анализу экспериментальных личностно-ориентированных учебников и УМК, реализующих компетентностный подход к содержанию общего образования.

Цель исследования: выявить, в какой степени экспериментальные учебники и УМК позволяют реализовать компетентностный подход к содержанию общего образования.  

Объект:

· использование экспериментальных учебников и УМК в образовательном процессе;

· учебники и УМК, используемые в ходе эксперимента.

Предмет:

· анализ экспериментальных учебников и УМК с позиции условий реализации компетентностного подхода или

· компетентностный подход к анализу содержательно-методического построения учебников и УМК, способствующих реализации идеи личностно-ориентированной педагогики; или

· совокупность дидактических и педагогических условий апробации, анализа учебников и УМК и оценки их эффективного использования в образовательном процессе.

Задачи:

1) Создать временные творческие коллективы по апробации учебников и УМК.

2) Изучить источники о современных подходах к анализу учебников и УМК и имеющийся опыт ОУ по данной проблеме.

3) Выработать или осуществить отбор критериев и параметров для предмета анализа.

4) Разработать или подобрать диагностический инструментарий для решения следующих основных задач:

· определить возможный спектр использования пособия;

· уточнить адресность и жанр учебного пособия;

· выявить перспективность учебного пособия;

· выявить необходимость корректировки предметно-методических дефектов;

· выработать рекомендации автору по созданию методического и дидактического сопровождения, совершенствованию издания с точки зрения полиграфии, соответствия ГОСТам и санитарным нормам;

· выявить отношения учителя и обучающихся к новому учебному пособию;

· определить качество учебной книги по специально разработанным параметрам;

· выявить степень успешности (результативности) освоения содержания предмета.

5) Разработать проект программы ОЭР по апробации и анализу учебников и УМК.

6) Установить (определить) дидактическую взаимосвязь между экспериментальными учебниками и набором средств обучения в УМК и преемственность дидактических основ.

7) Определить степень активизации познавательной деятельности учащихся.

8) Выделить характерные черты экспериментальных учебников и УМК.

9) Выявить и дифференцировать совокупность педагогических приемов, методов, определяющих эффективность использования экспериментальных учебников и УМК в образовательном процессе.

10) Создать условия для реализации программы по апробации учебников и УМК.

11) Разработать систему диагностики эффективного использования учебников и УМК, реализующих компетентностный подход, в образовательном процессе.

12) Разработать систему мер морального и материального поощрения педагогов по результатам ОЭР.

13) Создать собственные методические разработки по апробации, анализу и оценки экспериментальных учебников и УМК.

Гипотеза:

Варианты:

а) эффективность использования экспериментальных учебников и УМК будет достигнута, если будут учитываться следующие факторы:

· наличие диагностического инструментария;

· подготовка педагогов к проведению апробации и анализу указанных средств обучения;

· целостная система критериального аппарата результативности эксперимента по апробации и анализу экспериментальных учебников и УМК;

· ориентация руководства и педагогов на востребованность образовательных результатов, на освоение учащимися способов решения познавательных, аксиологических и иных проблем;

· ориентация на подготовку учащихся к ЕГЭ.

б) эффективное использование экспериментальных учебников и УМК будет обеспечено при создании следующих организационно-педагогических условиях образовательного процесса:

· образование осуществляется на интегративной основе;

· в ОУ соблюдается преемственность в обучении;

· апробация и анализ средств обучения осуществляются на основе проектного подхода;

· учебники – основной источник построения образовательного пространства развивающего типа.

в) эффективность использования экспериментальных учебников и УМК может быть достигнута, если

· педагоги не только владеют знаниями, но и умеют использовать педагогические технологии развивающего типа в образовательном процессе;

· определены критерии и параметры анализа учебников и УМК, критерии результативности эксперимента.

г) эффективность использования в образовательном процессе экспериментальных учебников и УМК, реализующих идеи личностно-ориентированной педагогики, может быть достигнута, если будет обеспечена организационная, информационная, научно-методическая поддержка реализации программы по апробации и анализу учебников и УМК

д) Если разработать программу апробации и анализа учебников и УМК, используемых в образовательном процессе в ходе эксперимента, на основе компетентностного подхода, то это будет способствовать расширению образовательного пространства развивающего типа, что непосредственно окажет положительное влияние на развитие личности ученика.

Критерии оценки учебников иУМК:

· соответствие общим педагогическим принципам и образовательным стандартам;

· соответствие бюджету времени учащихся;

· обеспечение всех видов образовательных программ;

· стимулирование дополнительного образования и самообразования.

Критерии результативности эффективного использования экспериментальных учебников:

· достижение нового качества образования, которое выражается в способности выпускников школы самостоятельно решать коммуникативные, информационные, познавательные, аксиологические проблемы, определять свою позицию и ситуации выбора (коммуникация, вычислительные навыки, решения проблем, информационные технологии, работа с другими людьми - это основные навыки, которые необходимы каждому человеку, независимо от выбора жизненного пути);

· позитивные изменения в отношениях между участниками образовательного процесса;

· рост социальной активности учащихся, повышения уровня их конкурентноспособности;

· качество образования и сформированность универсальных методов деятельности у учащихся с позиции компетентностного подхода;

· подготовка учащихся к профильному обучению;

· подготовка учащихся к ЕГЭ;

· подготовка учащихся к самообразованию;

· многофункциональность учебника и УМК;

· рациональность использования учебника;

· возможность создания образовательного пространства развивающего типа;

· обеспечение учебными пособиями как инвариантной части Базисного учебного плана, так и его вариативной части, реализующей региональный и школьный компоненты;

· соблюдение преемственности между учебными пособиями для разных параллелей внутри предмета (вертикальные связи) и дидактической взаимосвязи между пособиями по разным предметам, предназначенных для одной параллели (горизонтальные связи).

Методические рекомендации по анализу школьных учебников: см. Приложение № 3.

Воспитание

Задание 23.

Исходя из предложенной проблемной ситуации, сформулируйте противоречие, проблему, тему эксперимента, идею, замысел, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи, критерии результативности.

Наша сельская школа выбрала одно из основных направлений модернизации общего образования – это повышение воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение условий эффективной реализации воспитания в ОУ.

Мы, педагоги, понимаем, что фундаментальная роль СШ – социализация личности. И эта роль школой может быть реализована только в тесном содержательном взаимодействии с семьей. Но как это осуществить в окружающем нас социуме, когда царит безработица, отсутствует возможность выезжать в Санкт-Петербург, сельский дом культуры и сельские библиотеки закрыты и работают только в периоды выборных кампаний. Если школа раньше была центром просвещения, культуры, военно-патриотического воспитания, то в годы перестройки разрушены старые идеалы. В результате у жителей села исчез интерес к жизни и образованию. Резкое снижение интеллектуального и нравственного здоровья взрослых сказалось на воспитании детей.

В окружающем социуме наблюдается нарастание негативных явлений в подростковой среде: усиливается влияние националистических, сектантских, криминальных, сексуальных, наркотических явлений на подростков.

Педагогический коллектив волнует вопрос, как в таких условиях формировать социокультурный тип личности. Школа попыталась перейти из режима функционирования в режим эксперимента. Спроектирована личностно-ориентированная модель образовательного процесса, разработаны проекты «Я и я», «Я и моя семья», «Я и моя школа», «Я и окружающий мир», «Я и мое Отечество», «Лето», «Наставник», «Здоровье», «Самоуправление» и др.

С точки зрения экспертов, эти проекты программ не отвечают научным требованиям к данным видам документов. Нечеткое понимание замысла, концептуальных и методологических основ приводит к естественным «западениям» в управлении.

Школа, проектируя личностно-ориентированную модель образовательного процесса, в реальности продолжает работать по традиционной модели. Как следствие, в школе складывается система социокультурных отношений «мутации», чуждые как для старого, так и для нового типов культур. Нарушаются преемственность и общий вектор социокультурного развития. В этом и заключается суть проблемной педагогической ситуации.

Конкурсы

Задание 24.

На круглом столе по конкурсному движению как формы непрерывного повышения квалификации специалистов образования обсудите предложенные вопросы и напишите резюме.

Вопросы для обсуждения:

Как подструктуры института постдипломного образования могут способствовать изменению роли и социокультурного статуса педагога и руководителя в современных условиях, используя ресурсы конкурсного движения?

Как через систему постдипломного образования можно помочь участникам конкурса достичь необходимого уровня мастерства в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями по определенному направлению? Какие формы творческой работы с участниками конкурса позволяют достичь требуемого уровня мастерства?

Особая миссия победителей конкурсных движений на Всероссийском уровне заключается в том, что он должен быть готов выехать в любой район, город, село, чтобы поделиться своим инновационным педагогическим опытом, показать свое мастерство. Ваше видение реализации данной миссии конкурсантов в нашей системе повышения квалификации.

Как решить проблемы анализа и обобщения инновационного опыта, опираясь на теоретические положения методологии эксперимента?

Программа ОЭР

Задание 25.

Самостоятельная работа в межсессионный период (может быть выполнена вместо курсовой работы).

а) Ознакомьтесь со структурой программы эксперимента IV уровня и в соответствии с данными требованиями разработайте проект программы эксперимента своего ОУ или отдельного направления педагогической (управленческой) деятельности.

б) Проведите взаимоэкспертизу программ эксперимента в соответствии с заданными требованиями и напишите экспертное заключение.



2020-02-04 268 Обсуждений (0)
Авторские учебные программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Авторские учебные программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)