ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Составьте схему обследования чтения и письма у детей (подготовительная группа детского сада, начальные классы общеобразовательных и вспомогательных школ). Сопоставьте речевые карты, используемые в детском саду и на школьном логопункте. 2. Подготовьте дидактический материал для обследования письменной речи у детей. 3. Приведите примеры заданий, игр, упражнений для обследования: · моторики; · зрительно-моторной координации; · высших психических функций; · пространственной ориентировки; · фонематического слуха; · звукопроизношения; · лексико-грамматического строя речи; · связной речи; · чтения; · письма. 4. Проведите сопоставительный анализ результатов логопедического обследования при различных формах дислексий и дисграфий, используя речевые карты. 5. Проанализируйте причины возникновения нарушений письма и чтения, используя данные анамнеза речевых карт. 6. Проведите обследование учащихся начальных классов на логопункте при общеобразовательной школе. Сопоставьте степень выраженности затруднений в письменной речи и уровень развития устной речи. 7. Проведите работу в подготовительной группе детского сада с целью раннего выявления предрасположенности к нарушениям письменной речи у детей. 8. Составьте перспективный план работы с обследованным ребенком. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Раскройте цели, задачи, причины обследования детей, имеющих нарушения письменной речи. 2. Охарактеризуйте методы и приемы, используемые для обследования детей с нарушениями чтения и письма. 3. Какие разделы должно включать обследование детей с дисграфией, дислексией. 4. Заключения каких медицинских специалистов необходимы при проведении обследования детей с дисграфиями, дислексиями? Почему? 5. Какие анамнестические данные необходимо собрать при проведении обследования учеников с нарушениями чтения и письма? 6. С какой целью проводится исследование моторики? Приведите примеры соответствующих заданий. 7. Какие задания можно использовать для оценки уровня развития изобразительно-графических способностей? Обоснуйте необходимость включения подобных заданий в структуру обследования. 8. Перечислите психические функции, которые необходимо обследовать. С какой целью? Приведите примеры заданий. 9. Наличие каких видов нарушения звукопроизношения может свидетельствовать о нарушении письменной речи? Ответ обоснуйте. 10. Почему важное значение для выявления нарушений письменной речи имеет обследование фонематических процессов? Приведите приемы обследования фонематических процессов. 11. С какой целью проводится изучение состояния лексико-грамматического строя речи? Приведите примеры соответствующих заданий. 12. Как вы понимаете положение о том, что обследование чтения и письма поводится поуровнево? 13. Опишите систему заданий для исследования сенсомоторного уровня чтения. Сформулируйте цели и инструкции к этим заданиям. 14. Охарактеризуйте задания для обследования семантического уровня чтения. 15. Какие параметры необходимо проанализировать, обследуя чтение? 16. Дайте характеристику системе заданий для изучения состояния сенсо-акустикомоторного подуровня письма. 17. Как проводится исследование оптико-моторного подуровня письма? 18. Какие задания используются для исследования психологического и лингвистического уровней письма? 19. Какие ошибки, выявленные при обследовании, свидетельствуют о дисорфографии? 20. Как оцениваются результаты исследования письма? 21. Как (по каким параметрам) проводится анализ результатов всего обследования? 22. Что необходимо отразить в логопедическом заключении? Почему в логопедическом заключении рекомендуется использовать и психолого-педагогическую, и клиническую классификацию? 23. По каким данным при обследовании детей дошкольного возраста можно предположить возможность затруднений в овладении грамотой? 24. Охарактеризуйте методику раннего выявления дислексий А.Н. Корнева. 25. Опишите цели и процедуру проведения каждого субтеста МРВД. Как оцениваются результаты данной методики? ЛИТЕРАТУРА 1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М., 1991.- С.21-34. 2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- М., 1990, С.58-86. 3. Корнев А.Н. Методика раннего выявления дислексии у детей.- СП.,1991. 4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.- СПб.,1997.- С.150-205. 5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.-СПб.,2001.-С.24-88. 6. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М., 1998.- С.468-469. 7. Методы обследования состояния письма и чтения. – М., Изд. АПН РСФСР, 1982. 8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М., 1997.- С.41-74. 9. Усанова О.Н. Специальная психология.- М., 1990,С.153-154,157-159.
ТЕМА 10. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Цель: Дать понятие о задачах, принципах, методах логопедической работы по устранению и профилактике дислексий, дисграфий. Закрепить практические умения и навыки коррекционной работы по преодолению и профилактике нарушений письменной речи. Время: 8 часов. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ 1. Основные принципы логопедической работы при коррекции нарушений письма и чтения. 2. Направления логопедического воздействия и их характеристика: - профилактика нарушений письменной речи; - преодоление дислексий, дисграфий. 3. Комплексное преодоление нарушений письма и чтения. 4. Коррекция нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия. 5. Упрочение звуко-буквенных связей. 6. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. 7. Методика формирования лексико-грамматического строя речи. 8. Коррекция несовершенного навыка чтения. 9. Формирование понимания текста. 10. Коррекция нарушений зрительного восприятия, анализа, синтеза, пространственных представлений. 11. Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. 12. Преодоление дисорфографии. 13. Анализ существующих методик коррекции дисграфий и дислексий. 14. Формирование функционального базиса навыков чтения и письма. Предупреждение дисграфий, дислексий. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ Принципы логоработы, ведущая деятельность, интериоризация, сохранные функции, полимодальность, методика логоработы, методы коррекции, приемы коррекционной работы, профилактика.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |