Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образцы заданий для итоговой государственной аттестации



2020-02-04 727 Обсуждений (0)
Образцы заданий для итоговой государственной аттестации 0.00 из 5.00 0 оценок




Задача 1.

В процессе наблюдения за леворуким дошкольником 6-ти лет с общим недоразвитием речи, при изучении его творческих работ было отмечено: при срисовывании и аппликации зеркальное воспроизведение предметов, при обводке и штриховке линии заходят за контур, при копировании изображений сильно уменьшает их размеры, не соблюдает последовательность, при рисовании по памяти опускает множество деталей изображения, не любит рисовать, если необходимо найти заданное количество отличий в изображениях, то находит половину, быстро устает в процессе деятельности, часто отвлекается, теряет интерес к заданию.

1. Установите возможные механизмы данных нарушений;

2. Определите, к каким нарушениям речи эти симптомы могут привести в дальнейшем, дайте определения этих нарушений, охарактеризуйте их механизмы и симптоматику, приведите примеры возможных ошибок;

3. Обоснуйте выбор направлений коррекционно-педагогической работы, перечислите методы и приемы реализации предложенных направлений

4. Опишите методические пособия, используемые в процессе коррекционно-педагогической работы, приведите примеры инструкций к заданиям.

5. Раскройте роль воспитателя логопедической группы в организации коррекционно-педагогической работы по преодолению вышеуказанных нарушений.

6. Разработайте методические рекомендации для родителей по преодолению вышеуказанных нарушений.

Задача 2.

Ученик первого класса общеобразовательной школы в письменных работах допускает стойкие ошибки, связанные с изменением падежных окончаний, нарушением предложных конструкций, согласования слов в предложении. Подобные ошибки отмечаются и в устной речи.

1. Предложите и обоснуйте варианты возможного речевого нарушения по клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациям.

2. Охарактеризуйте речевые и неречевые предпосылки формирования навыка письма.

3. Охарактеризуйте этапы развития грамматического строя.

4. Составьте 3 конспекта фронтальных логопедических занятий по преодолению данного нарушения на разных этапах работы

5. Предложите систему профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи.

6. Составьте рекомендации для учителей начальных классов для осуществления сотрудничества в реализации коррекционно-логопедической работы.

Задача 3.

Разработать основные направления работы и методические рекомендации для проведения подготовки к обучению письму дошкольников подготовительной группы с ФФН.

1. Характеристика психофизиологического уровня функциональной системы навыков письма. Речевые и неречевые предпосылки овладения навыком письма.

2. Характериистика зрительно-моторной координации, оптико-пространственной координации, графо-моторных навыков как базовых предпосылок процесса письма.

3. Цели, задачи, принципы, планирование и содержание коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению письму дошкольников с ФФН, место занятий в программе обучения и воспитания. Основные направления и приемы подготовительного обучения.

4. Взаимосвязь логопеда с другими специалистами в работе по подготовке к обучению письму дошкольников с ФФН. Приведите примеры взаимосвязи в работе логопеда и других специалистов.

5. Подготовить три конспекта фронтальных заня­тий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФН в разные периоды обучения.

Задача 4.

Во втором классе ученик при чтении допускает такие ошибки, как замены и смешения свистящих и шипящих, пропуски букв, слогов, которые не связаны со знанием правил орфографии.

1. Дайте теоретическое обоснование данного нарушения. Определите его форму и обоснуйте логопедическое заключение.

2. Опишите механизмы нарушения, которые наблюдаются при данной форме дисграфии.

3. Дайте определение системы, нарушение которой лежит в основе данного дефекта, и составляющих ее компонентов, раскройте основные онтогенетические закономерности ее формирования.

4. Опишите содержание направлений коррекционно-логопедической работы и приведите их обоснование.

5. Определите содержание работы и приведите примеры лингвистического материала по каждому из направлений работы.

6. Разработайте систему логопедических занятий по преодолению данной формы дисграфии на разных этапах коррекционно-логопедической работы.

Задача 5.

Для организации и проведения фронтальных занятий в группу были объединены ученики с фонематической дислексией, артикуляторно-акустической дисграфией и дисграфией на почве нарушения фонемного распознавания.

1. Теоретически обоснуйте правильность такого объединения.

2. Каковы основные онтогенетические закономерности формирования фонематической системы языка.

3. Методически обоснуйте подбор лингвистического материала для проведения обследования и коррекционно-логопедической работы.

4. Опишите содержание направлений коррекционно-логопедической работы и приведите их обоснование

5. В чем будет проявляться специфика работы при каждой форме нарушения.

6. Составьте 3 конспекта занятий по дифференциации звуков (на выбор).

Задача 6.

Ученик 2 класса общеобразовательной школы при чтении текста допускает следующие виды ошибок: смешения звонких – глухих, твердых – мягких, отмечается переход на побуквенное чтение и трудности понимания прочитанного.

1. Охарактеризуйте основные параметры процесса чтения и их состояние у данного ученика.

2. Опишите механизмы нарушения при данной форме дислексии. Раскройте основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы.

3. Охарактеризуйте особенности личности младших школьников с нарушениями письменной речи.

4. Укажите специфику преодоления нарушений чтения у учащихся с ЗПР.

5. Раскройте специфику обследования учащихся с дислексиями.

6. Составьте 3 конспекта занятий, содержащих фрагменты на формирование звуко-буквенных связей.

10. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации

Пояснительная записка

Данные контрольно-измерительные материалы составлены с целью осуществления промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине. В соответствии с целями проводимого контроля в тест включены задания, выполнение которых отражает владение студентами основным понятийным аппаратом данной дисциплины, а также демонстрирует уровень теоретического освоения общих вопросов данного нарушения.

Задания предлагаются в закрытой тестовой форме, в соответствии с которой студент должен выбрать правильный ответ из предложенных вариантов ответов. Тест групповой, рассчитан на одновременное его выполнение студентами всей группы. Задания предлагаются на готовых бланках, в которых студент должен обвести букву соответствующую правильному варианту ответа.

Система оценки результатов тестирования предполагает подсчет общего количества правильных ответов.

 

Тестовые задания

ИНСТРУКЦИЯ:

       Внимательно прочитайте вопросы. Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный. Номер правильного ответа отметьте на бланке ответов. Каждый вопрос имеет только один правильный ответ.

СУБТЕСТ №1

1. Исторически развитие письма шло в следующем направленнии:

1) иероглифия, пиктография, алфавитное письмо;

2) пиктография, идеография, звуко-буквенное письмо;

3) идеография, пиктография, фонетическое письмо;

2. В звуко-буквенном письме:

1) буква является названием звука;

2) буква является знаком звука;

3) звук является названием буквы;

3. Кто впервые описал нарушение чтения и письма как самостоятельную патологию?

1) В. Морган;

2) А. Куссмауль;

3) П. Раншбург;

4. Какого мнения придерживались ученые Ф. Бухман, Г. Вольф, Б. Энглер?

1) нарушение чтения и письма наблюдаются только у детей с нарушением зрительного восприятия;

2) нарушения чтения и письма наблюдаются только у детей с нарушением устной речи и слуха;

3) нарушения чтения и письма наблюдаются только у умственно отсталых детей;

5. Впервые нарушения письменной речи связал с нарушениями устной речи:

1) Н. К. Монаков;

2) Е. Иллинг;

3) Р. М. Боскис;

6. По мнению С.С. Мнухина психопатологической основой расстройств чтения и письма является:

1) дефекты устной речи;

2) мнестические нарушения;

3) нарушение структурообразования;

7. По мнению Л. С. Выготского:

1) история развития письменной речи лишь изредка воспроизводит историю развития устной речи;

2) история развития письменной речи в существенных чертах полностью воспроизводит историю развития устной речи;

3) история развития письменной речи в существенных чертах нисколько                    не воспроизводит историю развития устной речи;

8. Исключите неправильные утверждения:

1) К моменту начала обучения дети не обнаруживают ни малейших признаков зрелости тех психологических предпосылок, которые должны бы предшествовать самому началу обучения;

2) Развитие психологической основы обучения письменной речи не предшествует началу обучения, а происходит в неразрывной внутренней связи с ним, в ходе его поступательного движения;

3) К моменту начала обучения психологические основы письменной речи уже достигают высокого уровня развития, позволяющего ребенку успешно овладеть письменной речью.

9.  Исключительная предикативность характеризует:

1) устную речь;

2) письменную речь;

3) внутреннюю речь.

10.  Выберите верное утверждение:

1) Сознание и намерение с самого начала управляют письменной речью ребенка;

2) Осознанность процесса письма является характеристикой только достаточно высокого уровня развития письменной речи;

3) Лишь изредка письменная речь ребёнка, начинающего обучаться грамоте, является сознательным действием.

СУБТЕСТ №2

1. Какая мыслительная операция преобладает при чтении?

1) синтез;

2) анализ;

3) обобщение;

4) абстрагирование.

2. Семантический уровень процесса чтения обеспечивает:

1) точность восприятия;

2) регуляцию процесса чтения;

3) скорость чтения;

4) понимание значения и смысла информации.

3. Сенсомоторный уровень процесса чтения преобладает:

1) на поздних этапах овладения навыком чтения;

2) на всех этапах овладения навыком чтения;

3) на ранних этапах овладения навыком чтения;

4) у опытного чтеца.

4. Способ чтения цельными словами называется:

1) сукцессивным;

2) симультанным;

3) сукцессивно-симультанным;

4) бухштабированным.

5. Какой уровень не входит в структуру процесса письма:

1) семантический;

2) лингвистический;

3) психологический;

4) сенсомоторный.

6. Работой каких отделов мозга обеспечивается психологический уровень процесса письма?

1) нижнетеменных;

2) лобных;

3) височных;

4) затылочных.

7. На каком подуровне процесса письма происходит операция звукоразличения?

1) лингвистическом;

2) сенсо-акустико-моторном;

3) акустико-оптико-моторном;

4) семантическом.

8. Какие операции осуществляются на оптико-моторном подуровне процесса письма?

1) перевод фонемы в графему, графемы в кинему;

2) перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему;

3) перевод артикулемы в кинему, кинемы в графему;

4) перевод фонемы в артикулему, артикулемы в кинему.

9. К функциональным причинам нарушений письменной речи не относится:

1) асфиксия;

2) длительное соматическое заболевание;

3) неправильная речь окружающих;

4) дефицит речевых контактов.

10.  Нарушения письменной речи преимущественно обусловлены:

1) внешним воздействием патологических биологических факторов;

2) наследственной предрасположенностью;

3) воздействием социально-психологических факторов;

4) воздействием эндогенных факторов.

11. Кто автор следующего определения: «Дислексия- стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и на адекватную методику обучения»?

1) Лалаева Р. И.

2) Левина Р. Е.

3) Ковшикова В. А.

4) Корнев А. Н.

 

11. Учебно-исследовательская работа

Пояснительная записка

Учебно-исследовательская работа по дисциплине занимают важное место в формировании специалиста-логопеда высокой квалификации. Выполнение этих работ требует от студента не только прочного и неформального усвоения фундаментальных теоретических знаний, но и развитие творческого подхода к стоящей перед ним задаче. Дипломная или курсовая работа является самостоятельным исследованием, проводимым студентом по одной из актуальных проблем изучения нарушений письменной речи под руководством преподавателя.

Задачи курсовых и дипломных работ по данному разделу логопедии будут следующие:

- глубоко изучить теоретический материал по одной из актуальных проблем , разобраться в современном состоянии вопроса,

- развить самостоятельность мышления студента, потребность в познании нового;

- научить студента самостоятельно работать со специальной литературой, реферировать статьи, составлять обзоры по заданной теме, правильно оформлять отчет о проделанной работе в стиле научной статьи или монографии;

- разрабатывать стратегию научного исследования, правильно анализировать полученные данные, обосновывать гипотезы и выводы исследования;

 

11.2 Темы курсовых и дипломных работ

1. Особенности коррекционной работы по устранению нарушений письменной речи у детей с ринолалией.

2. Специфика работы по устранению нарушений письменной речи у леворуких детей.

3. Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР.

4. Подготовка к обучению грамоте детей с ФФН.

5. Нарушения почерка у детей.

6. Методика преодоления нарушений почерка.

7. Нарушения письменной речи у леворуких детей: причины, механизмы, особенности.

8. Вербальные и невербальные аспекты в формировании навыка письма.

9. Зеркальное письмо и причины его возникновения.

10. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей с речевыми нарушениями.

11. Приемы раннего выявления предрасположенности к нарушениям письма и чтения.

12. Использование современных педагогических технологий в обследовании младших школьников с дисграфией.

13. Дифференциальная диагностика дисграфических и дисорфографических ошибок.

14. Разработка индивидуальных педагогических стратегий в коррекции нарушений письменной речи.

15. Реализация деятельностного подхода при обучении письменной речи младших школьников.

 

Вопросы к экзамену

Итоговый контроль по курсу предусматривает экзамен. Экзамен проводится в форме собеседования по вопросам, предложенным в экзаменационном билете. Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Два вопроса предполагают освещение теоретических и практических вопросов дисциплины. В качестве третьего вопроса студентам предлагается задача на определение форм дисграфии и дислексии.

1. Коррекционно-логопедическая работа по устранению кинетических ошибок.

2. Обзор коррекционных программ по преодолению нарушений письменной речи.

3. Особенности нарушения чтения у детей с ЗПР.

4. Особенности преодоления нарушений чтения у детей с ЗПР.

5. Особенности нарушения письма у детей с ЗПР.

6. Специфика коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей с ЗПР.

7. Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте.

8. Подготовка детей с ФФН к обучению грамоте.

9. Особенности нарушения чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью.

10. Специфика коррекционной работы по преодолению нарушений чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью.

11. Особенности нарушений письма у детей у детей с интеллектуальной недостаточностью.

12. Специфика коррекционной работы по преодолению нарушений письма у детей с интеллектуальной недостаточностью.

13. Оптическая дислексия. Механизмы, симптоматика. Методика коррекционной работы.

14. Аграмматическая дислексия. Механизмы, симптоматика. Методика коррекционной работы.

15. Фонематическая дислексия. Механизмы, симптоматика. Методика коррекционной работы.

16. Семантическая дислексия. Механизмы, симптоматика. Методика коррекционной работы.

17. Мнестическая дислексия. Механизмы, симптоматика. Методика коррекционной работы.

18. Оптическая дисграфия. Механизмы. Симптоматика. Методика коррекционной работы.

19. Кинетические ошибки у детей. Механизмы. Методика преодоления кинетических ошибок.

20. Аграмматическая дисграфия. Механизмы. Симптоматика. Методика коррекционной работы.

21. Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания. Механизмы. Симптоматика. Методика коррекционной работы.

22. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмы. Симптоматика. Методика коррекционной работы.

23. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Механизмы. Симптоматика. Методика коррекционной работы.

24. Обзор программ и методик по преодолению нарушений письменной речи.

25. Дисорфография. Определение. Механизмы. Система коррекционной работы по преодолению.

26. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями письменной речи.

 

13. Список основной литературы

1. Ахутина Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция // Актуальные проблемы логопедической практики: Метод. Материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи» / Отв.ред.М.Г.Храковская. – СПб., 2004.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической помощи в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2000.

4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекции дизорфографии у учащихся 5-6 классов. – М., Школьная пресса, 2003.

5. КорсаковаН.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети. – М., 2002.

6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

7. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб: СОЮЗ, 1998.

8. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.- Спб.: Издательство «Союз», 2001.

9. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с ЗПР: Учебное пособие / Под ред. Л.С Волковой. – СПб., «Детство-пресс», 2004.

10. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.

11. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В.Чиркиной. – 3-е изд., доп. М., АРКТИ, 2003.

12. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /Под ред. Т.В.Волосовец. – М., 2000.

13. Основы логопедической работы с детьми / Под общ.ред. д.п.н., профессора Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.

14. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. – М., 2000.

15. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Под ред. О.Б. Иншаковой. – М., Воронеж, 2001.

16. Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Комплексный подход к коррекции ВПФ у детей младшего школьного возраста // Актуальные проблемы логопедической практики: Метод. Материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи» / Отв.ред.М.Г.Храковская. – СПб., 2004.

17. Прищепова И.В. Методика коррекции дизорфографии у младших школьников. – СПб., 2000.

18. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-пресс, 2004.

19. Семаго Н.Я., Семаго Н.Н. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., АРКТИ, 2000.

20. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие. – М., 2002.

21. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М.: Классикс стиль, 2003.

22. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2002.

23. ФотековаТ.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.

24. ФотековаТ.А., АхутинаТ.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей // Школьный психолог. – 2001. - №37, 38.

25. Чиркина Г.В Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Специальная дошкольная педагогика. – М., Академия, 2001.



2020-02-04 727 Обсуждений (0)
Образцы заданий для итоговой государственной аттестации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образцы заданий для итоговой государственной аттестации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (727)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)