Специальность 050715 «Логопедия» заочное отделение
На 2008-2009 уч.г.
Рабочую программу осуществляют:
Лекции
К.п.н., доцент Н.И.Буковцова
Практические занятия
К.п.н., доцент Н.И.Буковцова
Учебных часов:Лекции – 16
Семинарские –
Практические – 12
Лабораторные –
Зачет –
Экзамен – 7 сем.
Самостоятельная работа студентов 124 часа
№
Тема и содержание
Форма изучения материала
Кол-во часов
Межпредметные связи
1
2
3
4
5
1.
История возникновения письма. Основные этапы становления письменности. Развитие науки о нарушениях письменной речи. Вклад отечественных и зарубежных ученых. Современные взгляды на нарушения письменной речи.
ЛК
2
Лингвистика
психолингвистика, общая психология, общая педагогика, психология развития,
2.
Сравнительная характеристика устной и письменной речи. психологическое содержание устной и письменной речи. Взгляды Л.С. Выготского на процессы устной и письменной речи.
СР
Лингвистика, психолингвистика, общая психология, общая педагогика, психология развития, нейролингвистика
3.
Психология усвоения чтения. Чтение как форма речевой деятельности. Психофизиологическая и семантическая организация процесса чтения. Этапы формирования навыка чтения.
Этиология и патогенез дислексий, дисграфий. Биологические и социальные факторы, ведущие к нарушениям письменной речи. Физиологический, психологический, лингвистический аспекты механизмов дислексий, дисграфий.
ЛК, ПР
2+2
Лингвистика, неврология, нейролингвистика, психолингвистика, общая патология, анатомия, физиология ЦНС
6.
Симптоматика дислексий, дисграфий. Речевая и неречевая симптоматика нарушений письменной речи. Психолого-педагогическая характеристика детей, имеющих нарушения письменной речи.
ПР
2
Лингвистика, методика русского языка, общая психология, психология развития, неврология, разделы логопедии: дислалия, алалия, дизартрия, ринолалия.
7.
Классификация дислексий (Р.Беккер, С.Боррель-Мезонни, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, А.Н.корнев, Р.И. Лалаева): основание, выделяемые формы, их характеристика.
ЛК, ПР
2+2
Лингвистика, методика русского языка, общая психология, психология развития, неврология, разделы логопедии: дислалия, алалия. дизартрия, ринолалия.
8.
Классификация дисграфий (О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева): основание, выделяемые формы, их характеристика. Дисорфография: определение, виды.
ЛК, ПР
2+2
Лингвистика, методика русского языка, общая психология, психология развития, неврология, разделы логопедии: дислалия, алалия. дизартрия, ринолалия.
9.
Обследование учащихся с нарушениями письменной речи. задачи, принципы. Формы, методы, структура, содержание обследования.
ПР
2
Психодиагностика
10.
Методика логопедической работы по устранению и предупреждению нарушений письменной речи. Основные принципы логопедической работы. Коррекция нарушений речевых и неречевых функций: основные направления, содержание, приемы и методы. Формирование функционального базиса навыков чтения и письма у дошкольников.
ЛК, ПР
2+2
Общая педагогика, психокоррекция, психология развития, методика русского языка.
11.
Нарушения письменной речи у различных категорий детей. Особенности дисграфий, дислексий и специфика коррекционной работы у детей с дизартрией, с ринолалией. с ФФН, с ОНР, с ЗПР, с интеллектуальными недостаточностью.
СР
Разделы логопедии: ринолалия, дизартрия, алалия; психология детей с ЗПР, клиника умственной отсталости, спецметдика русского языка.
12.
Организация логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи в условиях логопедического пункта. проведение обследования, комплектование групп, проведение коррекционных занятий. Документация и оборудование логопункта.
ЛК
2
Разделы логопедии: дислалия, алалия. дизартрия, ринолалия, технология обследования произн. стор. речи
Составить таблицу примеров различных видов письма.
8
Фронтальный опрос
2. Сравнительные таблицы
I № 2, № 22 с.131-134, № 17
II №5, 11, № 14 с. 3-33, № 27 с.152-154.
Составить конспект работы Л.С. Выготского «Мышление и речь»
10
Анализ конспектов, фронтальный опрос.
3. Схема, таблицы.
I №1, №3, №9 с.24-31, №11 с.4-14, №13 с.443-444.
II № 7 , 27 с.186-191.
Составить конспект работы Т.Г.Егорова «Психология овладении навыком чтения».
8
Анализ конспектов, фронтальный опрос.
4. Схемы, таблицы.
I №1, №9 с.9-24, №13 с.458-460, №14., №22 с.135-142
II №21, 27 с 151-161.
Составить конспект работу А.Р.Лурия «Очерки психофизиологии письма». Провести сравнительный анализ структуры процессов письма и чтения и составить таблицу.
8
Анализ конспектов, программированный опрос.
5. Схемы, таблицы.
I №9 с. 139-149, №11 с. 22-27, №13 с.445-449, №19 с. 20-24, №22 с.137.
Составить сводную таблицу факторов, ведущих к нарушению письменной речи. Подготовить рекомендации для родителей по воспитанию детей «группы риска» с целью предупреждения у них дисграфий, дислексий.
10
Фронтальный опрос.
6. Таблицы примеров ошибок на письме, письменные работы учащихся.
I №9 с 42-138, №11 с. 27-30, №13 с. 457-458, №19 с.25-40.
II №9 с.5-9, 15-18, №18, №22.№ 32
Составить конспект работы И.Н.Садовниковой «Нарушение письменной речи у младших школьников». Заполнить таблицы примеров ошибок на письме при чтении.
14
Программированный опрос.
7. Таблицы, образцы чтения учеников.
I №9 с.42-48, №11 с. 42-67, №13 с.449-457, №21 с.337-348, 465-469.
II №10.
Проанализировать образцы чтения детей, определить формы дислексии, заполнить таблицу по формам дислексии.
8
Фронтальный опрос.
8. Таблицы, письменные работы учащихся.
I №9 с.114-138, №13 с. 461-468, №19 с.24-41, №22 с. 348-375.
II №10 с.18-23.
Проанализировать письменные работы, определить формы дисграфии. Заполнить таблицу поп формам дисграфии.
6
Фронтальный опрос.
9. Дидактический материал для обследования, тесты для чтения, тесты диктантов, речевые карты.
I №5 с.21-34, №8, №9 с.150-205, №20 с.!53-154, 157-159, №19 с.41-74, №13 с.468-469.
II №9, №16 с.24-88.
Подготовить дидактический материал для обследования речевых м неречевых функций у ребенка с нарушением письменной речи, привести примеры заданий.
12
Индивидуальный опрос, моделирование занятия по обследованию детей.
10. Дидактический материал для коррекционной работы, конспекты коррекционно-логопедических занятий.
I №4, №9 с.206-257, №11 с.109-216, №13 с.469-483, №19 с.76-254, №16.
II №1, №7. №9 с.117-213, №17, №23, №30, №31.
Подготовить дидактический материал для коррекции нарушений письменной речи, подобрать задания. Составить конспекты коррекционных занятий. Подготовить рекомендации для родителей и воспитателей. Определить основные направления коррекции различных форм дислекии, дисграфии и заполнить таблицу.
Анализ рефератов, моделирование фрагментов коррекционных занятий.
12. Документация логопункта.
I №5 c.6-44, №13 c. 577-578, 584-586, №23.
Подготовить конспекты беседы с учителями начальных классов. Составить перспективный план коррекционной работы с группой учеников, имеющих нарушения письменной речи.