Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монументальная живопись Рима 6-9 веков.



2020-02-04 346 Обсуждений (0)
Монументальная живопись Рима 6-9 веков. 0.00 из 5.00 0 оценок




Билет 1. Периодизация искусства западноевропейского средневековья.

Первый период: позднеантичный или раннехристианский. Эпоха великого переселения народов (5-7в) и к 7в на западе образуется совершенно новый этнос (в Галлии и северо-западной Германии – франки, на севере Испании – вестготы, в Северной Италии – остготы (потом лангобарды), в Британии – англосаксы).

Второй период: раннее средневековье - начинается с коронации Карла Великого (768-814г). Тёмные века - время экономического, демографического и культурного спада. Каролинский период 8-10в - формирование зрелого средневековья. Начинается с создания империи Карла. Заканчивается тогда когда средневековье обретает черты зрелости: первые крестовые походы (конец 11в), формирование романского искусства.

Третий период: зрелое средневековье - формирование самостоятельной философской мысли на латыни, рождение литературного нового языка. Начинается со 2п 11в. Середина 12 века - сложение готики. 13в- расцвет монастырских орденов, формулировка схоластики. Конец зрелого средневековья - нет единой границы, но важны некоторые обстоятельств: чума - вторая половина 30-40г 14в.

Четвертый период: позднее средневековье - в середине 14 века сильный подъем цивилизаций, и в это же время возникает итальянский ренессанс (воспринимается как антисредневековый). Позднее средневековье характеризуется обострением национальной самоидентификации. Итальянцы хотят найти свое прошлое и поэтому обращаются к античности. 16 век по сути является концом большого периода, происходят изменения.

Архитектура раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.

Сан Лоренцо за стенами в  Риме, Санта Прасседе в Риме, баптистерий во Фрежюсе, баптистерий св.Иоанна в Пуатье, Темпьетто Лангобардо в Чивидале, Сан Педро де ла Наве в Испании, Сан Юлиан де лос Прадос, Санта Мария де Наранко, Сан Сальвадор де Вальдедиос.

В искусстве племен и народов Западной Европы в 5-8в много разных черт. Но на территории Древней Италии сильны отзвуки античных традиций и строительных навыков (искусство остготов и лангобардов). Упрощение и изменение заимствованых у позднего, христианского Рима основных форм культовых зданий применительно к новым условиям, с иной техникой, а вместе с тем и новой художественной выразительностью. Деградация строительной техники и вырождение римско-античного понимания отношений конструкции и декора. Изменение формы и орнаментации колонны: теряет свою органичную стройность, превращается в круглый каменный блок, приобретает богатую орнаментику, не имеющую отношения к структурной роли колонны. Вторичное использование фрагментов разбираемых античных зданий (сполии).

Остготы: королевство в Северной и Средней Италии с центром в Равенне. Опирались на ранее разработанные типы построек. Строители – византийские архитекторы, так что сооружения Равенны – византийское искусство. Утверждается тип базилики. Образцы: Сан Паоло фуори ле мура. В Равенне – церковь Сант Аполлинаре Нуово ( плоские деревянные перекрытия, высокий средний неф), Сант Аполлинаре ни Классе. Центрические сооружения: Сан Витале, гробница Теодориха (526-530, римская традиция погребальных сооружений, двухэтажное центрические сооружение, нижний этаж – десятиугольный, крестовообразный в плане, верхний – круглый, обход с арками на консолях и колоннами).

Лангобарды: север Италии (Милан, Павия). Мастера-каменьщики – «мастера с озера Комо», существовали регламентированные правила строительства, но постройки весьма примитивны. Темпьетто Лангобардо в Чивидале («лангобардский храмик»), Сан Джорджо в Вальполичелла (близ Вероны): н8в, небольшая трехнефная базилика без трансепта с тремя апсидами, перекрытая полукуполом апсида, применение различных по типу опор (четырехугольные столбы, колонны), капители колонн – заимствованные формы римского композитного и коринфского ордера (но грубые и плоскостные). Базилика Сант Амброджо в Милане (8-12в). Возможно именно Лангобарды ввели в употребление крипту.

Рим: архитектура наиболее консервативна. Тип базилики с плоским перекрытием и центрического здания. Из Рима пришел тип большого базиликального храма с расположением его основных частей по одной продольной оси. Главная церковь в Латеране. Старая базилика Святого Петра: западная ориентация, прообраз крипты с обходом. Базилика Санта Праседе. Реконструкция базилики как храм – мартирий и перенесение туда мощей пап и мучеников, остававшихся в катакомбах. Устройство крипты, одной из самых первых в Риме, для размещения реликвий. Связь с возросшим значением самого культа реликвий в Риме в эпоху иконоборчества. (Почти одновременное появление (чуть раньше) крипты в Санта Мария ин Космедин). Размещение части реликвий в капеллах, построенных для этого.

Вестготы: испытали давление арабов, Тулузское королевство (Южная Галлия, Испания).

Сан Педро де ла Наве, 680-711г. Очень мощный камень, приземистая, полностью крест, только с востока к тому рукаву вровень выдвигаются две прямоугольные со скошенной крышей, базиликально пониженные апсиды.

Сан Юлиан де лос Прадос, Авьедо, 8в. Первые настоящие цилиндрические своды, базилика с трансептом. Живопись – своды имитируют позднеантичные своды с кессонами, переработка меандра в сложные плетения. Большое количество изображений престолов (кивориев). Напоминают помпейский стиль, это символическое изображение церковных соборов (съездов священников). Это взято из иконоборческой Византии. То есть смесь античности и иконоборчества. Очень мощные стены. Прямоугольное завершение хора, против трех нефов находятся три апсиды, заключенные в общий прямоугольник, разделенные стенами и не закругленные изнутри. Снаружи она довольно примитивна, колонки в окнах как в Византии, прозрачные орнаменты. Внутри осотатки прошлого. Алтарная часть со сводами, колонны не вторичного потребления, а сделанные заново. Ордера получают характер пристенных декораций.

Церковь Сан Сальвадор де Вальдедиос: открытая арочная галерея с южной стороны, массивная и тяжеловесная.

Санта Мария даль Монто Наранко, близ Овьедо. Однонефное помещение, цилиндрические своды на подпружных арках, цоколь небольшой, но для входа высокая лестница (2эт?). Подвесные медальоны, мотивы спиралевидных каннелюр. Смешение мотивов и тенденций, колонны – декоративный элемент. Идея: декор должен структурировать и упорядочивать пространство (которое промыслено и продуманно, не скрывает силу, и само обладает зримой структурой). В итоге, на структуру наложена рациональная сетка. Влияние Византии не велико. Изящные удлинённые пропорции аркад с тонкими колоннами, мастерство кладки из нерегулярных каменных блоков. Пристенные аркады, счетверенные колонки, собирающиеся в общую капитель. Появляется ритмизация пространства. Сетка демонстративного логического порядка.

Ирландцы и англосаксы: Римская традиция почти не оставила следа, а к 6в фактически утрачена. Строительство христианских сооружений в Ирландии с 5в. Однокомнатные небольшие «оратории» без окон с одной дверью (Ораторий Галлерус, 9в). Церкви: связь с деревянной архитектурой, слабое развитие строительной техники (Башня Бартона в Норсгемптоншире). Монастыри в Ирландии: на небольшой территории объединились кельи и небольшие капеллы ( Монастырь на острова Скеллинг-Майкл, 822-1225г – 2 капеллы и 6 разбросанных полусферических каменных хижин).

Франки периода Меровингов: Хлодвиг (481-511г)– объединитель варварских племен, первый король франков, принял христианство. Образец – базилика: Сан Пьер во Вьенне (1п 5в): появление башни (или купола) над пространством, предшествующим апсиде. Церковь Сен Мартен в Туре (470г, не сохранилась, башни по продольной оси, украшали 120 колонн из античных зданий). С 7в– план базилики усложнился, появляется трансепт в середине помещения, крестообразная форма здания. Ранние галльские баптистерии: в Эксе и Фрежюсе. Баптистерий в Венаске (6-7в): прямоугольный план с крестообразно расположенными полукруглыми апсидами. Крипты: небольшие и тесные помещения с колоннами (Крипта в Жуаре). крипта Сен Лоран в Гренобле (цилиндрический свод). Баптистерий Святого Иоанна в Пуатье: прямоугольный, почти квадратный зал, с востока – низкая четырехгранная с внешней стороны и многогранная изнутри абсида, с юга и севера – низкие маленькие полукруглые абсиды, с запада – большой прямоугольный притвор), из кирпича и мелкого бытового камня.

Монументальная живопись Рима 6-9 веков.

Мозаики Козьмы и Дамиана, Cан Лоренцо за стенами Рима, Агнессы, оратория папы Иоанна VII при базилике Петра, оратория Cв.Венанция при Латеранской базилике; фрески Санта Мария Антиква; мозаики капеллы Cан Дзено церкви Санта Прасседе; мозаики Санта Мария ин Домника.

Деконструкция античности, но приверженность к антикизирующей изобразительной традиции. Рим меньше всего подвержен примитивизации, но все равно постепенный переход ко все более плоскостной линейной и схематичной манере. Римская эллинистическая художественная культура, воздействие востока, полы, саркофаги. Сан Лоренцо в Милане – культура умирающая, Сан Лоренцо фуори ле Муро – конструктор из руин. С н9в – новый подъем мозаичного искусства (как-то все связано с иконоборчеством).

Санти Косма э Дамиано в Риме, 526-530г. Очень большая апсида, с 6в дошла она и триумфальная арка. Христос стоит на возвышении, как бы шаг вперед делает и рукой всех обводит, Петр и Павел подводят Косму и Домиана, еще есть папа (правда поздний) и святой Федор (рядом с ним изображена птица-феникс). Внизу к центру сходятся овечки. У образов активная энергетика. Мастер, скорее всего, был римлянином, так как очень плотные складки, римский тип лица, мозаика – почти статуарная пластика. Внизу (где овечки) посередине изображена она овечка с нимбом, стоит на холме, из которого вытекают 4 реки. На триумфальной арке поклонение агнцу (на престоле овечка, по сторонам 4 ангела и символы евангелистов, ниже 24 апокалиптических старца). Композиция не закончена, так как при перестройке что-то меняли в стенах и частично их разрушили, была потеряна часть мозаик. Очень необычный фон вокруг Христа – вообще темно синий, но вокруг его фигуры горизонтальные линии красные, белые, голубые – как будто море на закате. Дважды изображенный Спаситель – новая ступень в иконографии.

Сан Лоренцо за стенами в Риме. Изображение на триумфальной арки, Христос синит на земном шаре-мандорле, золотой фон, угрюмые черты лица, к нему подходят по три человека с каждой стороны.

Сан Джовани ин Латерано. Ораторий, новое мироощущение, отрешенность образов, изолированность фигур.

Базилика Санта Мария Антиква. В Риме сильная византиезирующая струя, из Константинополя бегут иконопочитатели. Первая римская базилика, посвященная Богородице. Здесь все стены, как винегрет. Слои художественной деятельности разных Пап, которые выступали как заказчики (до 8в кучу всего рисовали). Около 8в она стала разрушаться, в 9в она уже не служила, и ее засыпал культурный слой, в 19в ее отрыли. Так как это римское здание, ориентировано на юг. На стенах полипсест – по старым слоям делали новые (фрески). Там есть фреска, ее называют Прекрасный Ангел (из композиции Благовещения 7в, относится к правлению папы Иоанна 7, 705-707г), одухотворенный облик, сияющее выражение, совершенная скульптурная пластика, мягкая сочная живопись. Хотя проглядывается и римская основа (есть некая грузность форм). Там еще есть Благовещение 6в. И еще куча композиций. В западной части беглое, свободное изображение апостола Андрея, живой вдохновенный взор. Архангел Гавриил из Благовещения (на столбе). При папе Иоанне 7 тоже. Многоцветие, переливы, просвечивание тонов. Свечение. Хотя сделан он могучим. Здесь виден и чистый классический стиль, и классический стиль, соединенный с местными традициями.

Санта Мария ин Домника. Все огрубляется, триумфальная арка и конка.

Санта Прасседе в Риме, мозаики 817-824г. Образ глорификации императора. Христос с 4 Никами-ангелами. Стилистика контурная, нет цветового пятна. Фон становится все более абстрактным (за Христом опять закат на море). Сестра Пуденцианы, церкви сестер (Пуденцианы и Прасседы) стоят по сторонам от Санта Марии Маджоры. Тоже церковь Пасхалия. Эта базилика менее перестроена, но создана позже. Еще у них был брат, тоже мученик, Федор, для него здесь есть капелла. Оригинальность строения – здесь есть две триумфальные арки перед алтарем. В целом, вся композиция – это поклонение агнцу (он расположен на престоле), под ним в конхе Христос с предстоящими, по сторонам Петр и Павел подводят к Христу двух святых сестер, рядом с Прасседой стоит их брам (справа), рядом с Пуденцианой стоит папа Пасхалий (слева). Завершают композицию две пальмы, на левой птица-феникс. По главной вертикальной оси расположены все самое главное: Христос, агнец, и на верху на самом Христос, там же, со внутренней стороны арок расположены вензели Папы. Агнец, по сторонам от него ангелы и символы евангелистов, под ними изображены 24 апокалиптических старца (по 12 с каждой стороны). На второй арке тема страшного суда, Христос по центру и сидящие (поясные) апостолы, к нему подходят тучи людей. В конхе внизу расположены 12 овец, идущих к Христу, под ними большая надпись про Папу. Линии ликов жесткие, черные, создают настрой, моделировки брошенные и внезапные, четкой конструкции нет, хотя общая симметрия ее создает. Наверху вход в капеллу Феодора. Вокруг арки два пояса, там изображения в медальонах: вверху Христос, под ним Богородица. По сторонам от Христа ученики, по сторонам от Марии некоторые святые и жены, в основании два портрета пап (переделаны в 19в). В ликах усилено все главное. В капелле свод, но вспарушенный, поэтом выглядит как купол. Христос с центре в медальоне, 4 ангела поддерживают обруч медальона. Все стены в мозаиках. Золотой фон. На одной из сторон Петр и Павел готовят престол Господу. Апостолов хотели поставить на землю, поэтому им создали что-то вроде зеленых квадратов по ногами (они касаются ногой части своего квадрата), на нижней линии квадрата растут цветы. Итог: нарастание стилизации. воспроизводится античная структура, но стилистика и форма совсем не античная.



2020-02-04 346 Обсуждений (0)
Монументальная живопись Рима 6-9 веков. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монументальная живопись Рима 6-9 веков.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)