Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.



2020-02-04 530 Обсуждений (0)
Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Пентатевх Ашбернхема, Кодекс Эгино, Геласьенский Сакраментарий (Ватикан), Геллонский сакраментарий (Париж), Кодекс Ауреус из Кентербери, Евангелие Дарроу, Линдисфарнское Евангелие, Келлская книга, Эхтернахское Евангелие.

В поздней античности завершился переход к средневековому типу книги – кодексу – и принципу украшения её страничными миниатюрами. Наиболее ранние памятники почти не сохранились, но есть более поздние копии (9в).

Подлинники: Ватиканский (Римский) Вергилий (420/30г), миниатюры «Кведлинбургской Италы» (после 400г, Берлин). В 4в сочинения языческих авторов вытесняются религиозными текстами: списки Евангелия, литургические книги, комментарии и сочинения отцов церкви. Метод иллюстрирования: сначала – графические украшения колофонов (в конце выходные данные автора); затем – украшение таблицы канонов – согласований евангельских текстов (в начале книги, оформлялись как парадный вход: в виде импозантной арки или аркады); в дальнейшем – изображения евангелистов и иллюстрации некоторых евангельских сцен.

«Евангелие Августина Кентерберийского», к4в, Кембридж: сохранилось 2 миниатюры (Евангелист Лука на троне в глубокой нише), линейно-графический стиль.

Ирландцы и англосаксы: возникли особое каллиграфическое письмо. Слово – магический знак, буква – священная религия, увеличенная буква в начале текста – инициал. Инициалы достигают огромных размеров, заполняя собой всю страницу. Их декорация – разнообразные мотивы, основа которых в кельтском наследии. Преобладает вечно движущийся варварский орнамент. Позднеантичная умирающая культура и кельсткий хтонический мир – два направления после 787 – собор иконопочитателей: изображения не отвергаются, и не почитаются, они нужны для иллюстрации. В 3/3 7в – воздействие Итало-византийского толка. Центр, из Кентербери распространялось влияние Рима. Отсюда обычай создавать пурпурные кодексы, написанные золотом, первенствующая роль – антикизирующие фигуративные изображения. Ирландия и Британия подверглись влиянию римской цивилизации в значительно меньшей степени, чем Испания или Галлия, и в этих областях долго-сохранялись пережитки родового строя. Ирландская церковь долгое время не была связана с римской и сохраняла свои особенности. Ее церковные обряды содержали некоторые черты местных языческих культов. Это, несомненно, отразилось и на художественной культуре монастырских скрипториев. Здесь слагается и получает широкое распространение своеобразный орнаментальный стиль, особенно полно выраженный в книжной миниатюре. Его характерной особенностью являются геометризм и линейно- плоскостная трактовка форм, распространившиеся и на изображение человека. Согласно новейшим изысканиям, стиль этот окончательно сложился во 2п 7в в Западной Англии. В качестве наиболее обычных мотивов можно назвать спирали, чаще всего в сочетании с раструбами (так называемый спирально-трубчатый орнамент), лестничный мотив из ломающихся под прямым углом линий, шахматный узор и особенно характерный зверино-ленточный орнамент: ленты со змеиными или звериными головами на концах, сплетающиеся в сложные, запутанные извивы. В человеческой фигуре обычно сохраняются лишь основные элементы человеческой фигуры, без которых изображение вообще перестает быть понятным. Англо-ирландские миниатюры выполнены с редким каллиграфическим мастерством при помощи пера, без какой бы то ни было моделировки. Золото и серебро не применяются.

«Евангелие из Келлса», к7в, Дублин. Это библия, мельчайшие орнаменты, феноменальная каллиграфическая культура. Это абсолютна другая цивилизация, кельтский мир. Ощущение структурированного хаоса, они не иллюстрируют, это культура вещей, а не изображений. Густота орнамента – это свидетельство его значимости. Сам шрифт готов превратиться в орнамент. Это все - нечеловеческий мир, который в античности уже давно был вытолкнут. Орнаментальный подход к телесной форме, символы и знаки. Искусство балансирует на грани смысла и бессмыслицы. Архаично, но не примитивно – шедевры каллиграфии. Осязаемая связь с ювелирным искусством (орнаментальная страница – драгоценный оклад).

«Евангелие из Дарроу», 2п 7в, Дублин. Небольшая, соединение разных орнаментальных форм (точки, завитки, спирали, раструбы, ленты, обращающие сложные плетения, орнаментальные мотивы и головы фантастических животных), в расположения мотивов есть симметрия, страница имеет обрамление и центральное поле. Структурированный хаос, огромное количество плоского орнамента; где есть изображения – человек или птица, там они в орнаментальных рамах на пустом фоне, геральдические и сами плоские. Человек – коврик. 

«Евангелие из Эхтернаха», к7в, Париж. Экспрессивные изображения животных – символов евангелистов, высокая каллиграфичность контурной линии, страница заполнена рядами плоских ленточных спиралей.

«Золотой кентерберийский кодекс» («кодекс Аурес из Кентербери», сер8в, Стокгольм).

Франки: с 7в важнейшим из разделов меровингского искусства стала книжная миниатюра. Центр книгописания в Северной Галлии, крупные мастерские – монастыри Люксёй в Бургундии и Корби, скриптории Флёри. Манускрипты той поры – литургические книги, сочинения отцов церкви, реже – Евангелия. Повествовательные сцены отсутствуют, предпочтение символическим и сакральным знакам (фронтисписы украшает крест в арке, венки и аркады). «Меровингский курсив» - динамичный и декоративный характер букв. Яркая цветовая гамма с преобладанием красных, зеленых, желтых и синих тонов.

«Геллонский Сакраментарий», 780г, Париж. Мария в узорчатом восточном платье, капюшоне, с крестом и кадилом в руках, изображения сливаются с буквами (Распятие = T ; фигура Марии = I).

Каролингское Возрождение. Общая характеристика. Архитектура (6), книжная миниатюра (7). Живопись: мозаики оратория в Жерминьи-де-Пре, фрески церкви св. Иоанна в Мюстере, фрески дворца в Ингельхайме.

К8-1п 9в. Первая средневековая империя – империя Карла Великого (800); Карл Мартелл – Пипин Короткий – Карл Великий; Идея возрождения Римской империи на западе. При дворе Карла: Академия Просвещения – возрождение с антикварной точностью жанров поздней античности (Алкуин, Ангильберт, Эйнгард, Теодульф), узкая социальная база, придворный характер, быстро угасает после распада империи. Проникновение франков в Равенну (новая столица) и поход на Рим – приобщение к античной традиции. Нет яркого стилистического единства, ряд направлений черпают вдохновение из ряда локальных источников. Итог: подражание поздней античности, влияние восточных образцов, изобразительные традиции древности, дидактические схемы раннехристианского типа. Но традиционные мотивы вступают в тесную связь с искусством кельтских и германских племен, заимствуют новую творческую силу и подвергаются оригинальной̆ переработке. Сознательные попытки возрождения традиции, шедшие сверху, сталкивались с другим, гораздо более мощным потоком идей и образов, отражающих те изменения, которые произошли за время переселения народов на территории бывшей Римской империи. Народные массы – движущая сила общественных изменений. В результате борьбы против античного рабства зародилось феодальное общество, а классовое угнетение приобрело новые формы. Искусство каролингской эпохи – первый шаг нарождающийся художественной культуры, соответствующей феодальному обществу западного средневековья. Возникающий синтез еще не всегда имеет вполне органический характер; нередки в эту эпоху странные сочетания элементов древней цивилизации с формами наивной фантазии. И все же историческая почва для новой эпохи эстетического развития уже созрела. В течение 9в в мастерских, находившихся при дворе императора и в зависимых от двора монастырях вырабатывались первые формулы западного средневекового искусства, получившие дальнейшее развитие в романском стиле и готике. Это дальнейшее развитие не было прямым и непрерывным движением по восходящей линии, но при всех дальнейших противоречиях начало, положенное неизвестными мастерами 8-9в, навсегда сохранило свое значение.

Живопись: сохранилась плохо, росписи как в культовых, так и в светских постройках (прославление подвигов библейских царей, античных полководцев и императоров, победы каролингских суверенов). Главное – дидактическая роль священных изображений, предпочтение отдано слову. Нужно было приспособить раннехристианские мотивы к новым условиям и выразить с наибольшей ясностью рассказываемую им историю. Императорские указы, так называемые Libri carolini (Карловы книги), подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». В 9в некоторые новые специфические черты: не может быть и речи о преобладании декоративных начал, принципы и приемы изобразительного повествования заимствовались из христианской традиции, следовательно, из поздней античности. Однако, художники раннего средневековья создавали не подражание или копирование античных образцов, а нечто вполне своеобразное и самобытное (специально или нет). Одна из характернейших черт – экспрессия. Рабан Мавр: первый схоласт, вместе с Абиляром. Только написанное может служить путеводной нитью, изображение искажает истинные смысл вещей; фигурные стихи и комментарии на Ветхий Завет.

Мозаики оратория в Жерменьи де Пре (рубеж 8-9в, ок 806г). Личная оратория архиепископа Теодульфа, необычный для западноевропейского искусства сюжет: Ковчег Завета с указывающими на него ангелами по сторонам; манера исполнение также говорит о воздействии ранне христианского искусства, но по стилистике это римское искусство. Ангелы очень большие, не помещаются в конху, сворачиваются еще у самого ковчега 2 меньших ангелов).

Фрески из церкви св. Иоанна в Мюстере. Живопись 5 регистрами, каждый разбит на прямоугольные поля, заключенные в рамки. Один из первых повествовательных циклов раннего средневековья, объединение эпизодов из жизни святых с библейскими (особенно подробно разработаны евангельские сцены). Запад: Страшный Суд, сгущенная эмоциональная атмосфера. Есть попытки возродить античные приемы живописи, основанной на зрительной иллюзии; и близость к раннехристианской традиции. Античное: классическая архитектура, правильные пропорции фигур, естественные движения, энергичная светотеневая моделировка – объемность, но мастер не всегда понимает формы, которые воспроизводит (нарушение плавности движений, искажение перспективы) – зато много экспрессии.

Фрески дворца в Ингельхаймем (не дошел). На одной из стен большого зала дворца в Ингельсгейме изображены сцены смертей реальных и легендарных героев древности: Кира, Нина, Фалариса, Рема, Ганнибала и Македонского. На противоположной стене сюжеты из современной истории: основание Константинополя, житие Теодориха, победа Карла Мартелла над фризами, покорение Пипином Аквитании, коронация Карла и покорение им саксов.

Росписи в крипте церкви Сен Жермен в Оксерре, житие св. Стефана, ок850. Живая убедительность рассказа, монументальность и представительность. Как бы ни были наивны изобразительные приемы мастера из Оксерра, его искусство носит повествовательный характер, недавно еще чуждый и недоступный художественной фантазии германцев и кельтов.

Каролингское Возрождение. Архитектура. Дворцовый комплекс с капеллой в Аахене, надвратная зала в Лорше, ораторий в Жерминьи де Пре, базилика монастыря Сен-Рикье, базилика монастыря Фульда, базилика монастырей Сен-Галлен и Корвей.

Большое влияние древнеримского и раннехристианского зодчества – подражание древним памятникам в архитектуре; господствует базиликальная форма. В 1п 9в это еще не определилось с достаточной ясностью (продолжается возведение храмов самых разнообразных форм). Базилики каролингских времен в первоначальном виде не сохранились, судить о них можно по различным остаткам и документам; подражают раннехристианским. Через церковную традицию проходят тенденции, более устойчивого характера. Размах монастырского строительства (рост могущества монастырей и их влияния в империи); монастырские комплексы 9в – целые поселки с множеством строений. Активизируется сооружение крипт – постепенно они становятся как бы вторыми церквями (самая красивая – в Шпайре). Увеличение числа реликвий и погребений – появление плана крипты с радиально расположенными капеллами вдоль кольцевого обхода. Распространяются вестверки, это западная часть, до клюнийских реформ 10-11в использовалась как светская, потом влилась в пространство храма. Такие храмы делятся на две части: основная с апсидо – церковь триумфальная, и западная с вестверком – церковь воинствующая (место государя-защитника), в к10в в Кельне появился вестверк с группой из 3х башен (церковь Санкт Панталеон).

Аахенская капелла, 795–805г, Одо из Меца. Входила в комплекс дворца Карла; два центра – тронный зал и дворцовая капелла; это место хранения важнейших государственных и церковных реликвий. Центрический план: концепция единства и централизации, шестнадцатигранник, внутри которого расположено восьмиугольное подкупольное пространство. Это не первое центрическое сооружение каролингской эпохи: капелла в Неймегене, церковь в Георгенберге НО: непосредственный образец – в Италии – Сан-Витале в Равенне. Как и церковь Сан Витале, Аахенская капелла представляет собой высокий центральный восьмиугольный зал (d 15 м), окруженный более низким (d 29 м) шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале. Отличия от Равенны: упразднены экседры, нет отдельного объема нартекса, который сжался до двухбашенного фасада, совсем не архитектура Юстиниана: все разделения массивные и обстоятельные. К тому же, иное образное содержание: на первом плане статичность пространства, доминирует масса стены и опоры в нижнем ярусе; есть тенденция пространства подразделяться на отдельные зоны и ячейки. Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами, 2эт обход; нижний этаж открыт в центральное пространство простыми арками между опорными столбами восьмиугольника, 2й – 2яр аркада на колоннах, доставленных из Равенны. В итоге создавалась иллюзия 3эт. Внутреннее пространство восьмиугольника весьма искусно соединено с внешним шестнадцатиугольником. В нижней галлерее применены сложные крестовые своды, в верхней - наклонные цилиндрические своды, передающие распор купола на массивные внешние стены. Структура подчеркнута, а не скрыта; колонны опираются в кривизну арки – в Византии быть не могло; видно грубую структуру – этот памятник может помочь только сам себе. Традиции нет и быть не может.

Церковь и капелла св. Михаила в Фульде, 820-882г, 11-12в, аббат Эйгиль. Самые верхние и самые нижние части не пересекаются – возникают и глохнут на ходу. При перестройке 791-819г церковь при аббате Ратгаре существовавшая церковь была заменена огромныйм новым зданием, базилика, получила западный трансепт и апсиду, контрапсиды. Нигде у Каролингов не было такого мощного трансепта западного, это ориентация на церковь святого Петра в Риме. Центрическая планировка у капеллы.

Церковь в Жерменьи де Пре, 806г освещения. Заказ епископа Теодульфа (родственник Карла), квадрат с 3-мя апсидами (восток, юг, север); сохранилась мозаика – там смешение разных влияний. Центрическая планировка.

Церковь Сен-Рикье, 790-814г. Бывшее бенедектинское аббатство близ Амьена, расцвет при Ангильберте (видный деятель Каролингского Возрождения, ученик Алкуина и наставник сына Карла Великого, Пипина). Сейчас от того сооружения почти ничего не осталось. 3н базилика с 2мя трансептами: восточный завершался апсидой и хором, а западный имел над проходом высоко расположенный хор (это первое использования вестверка – характерный тип крепостного западный фасад (отождествлялся с силами зла, которым надо противостоять) с 2 башенным фасадом). Над двумя средокрестиями, в местах пересечения трансептов и продольного помещения, находились башни. Это была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством, деревянные перекрытия. Новое: удлинение восточной части, дробление пространства на части (увеличение количества алтарей), двубашенный западный фасад ориентация на Сирию-МА).

Надвратная зала в Лорше, 774г. 2эт: нижний – 3 большие арки на импостах, разделенные 6ю свободно стоящими колоннами, несущими небольшой карниз. Верхний: каннелированные пилястры, но над ними - не арки, а треугольники фронтонов, вершинами своими упирающиеся непосредственно в верхний карниз. Колонны и пилястры выдержаны в античных пропорциях. Особое своеобразие придает воротам узор, выложенный из светлых и темных плит, напоминает триумфальные арки императорского Рима. По сторонам 2 полукруглые башни (как будто апсиды).

Монастырь Сен-Галлен. Сохранился набросок плана – регулярность и функциональная обоснованность. Постройки расположены в строгом порядке и разделены пересекающимися под прямым углом улочками. Базилика: 2 контрапсиды,2 башни на фасаде, отсюда многобашенность и сложные восточные обходы; 1 трансепт; главные входы – на западном фасаде по сторонам апсиды; к трансепту пристроена ризница и библиотека со скрипторием.

Церковь аббатства Корвей, 873-885г. Дошел вестверк: 2яр зал с эмпорами, увенчанный шатром, со стороны фасада фланкируют две прямоугольные башни



2020-02-04 530 Обсуждений (0)
Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (530)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)