Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл. Готический собор, его конструкция и декорация.



2020-02-04 358 Обсуждений (0)
Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл. Готический собор, его конструкция и декорация. 0.00 из 5.00 0 оценок




Время восхождения и расцвета готики – 2п 12-13в – апогей в развитии феодального общества. Синтезирующее мышление времени. Готика: как стиль была порождением совокупности общественных изменений эпохи, ее политических и идейных устремлений, выступавших в динамическом взаимодействии. Сущность готики – в сопоставлении противоположностей, в способности объединить в духовном горении абстрактную идею и живой трепет жизни, космическую бесконечность универсума и выразительную конкретность детали, в умении пронизать земную плоть движением духовной энергии, балансирование на грани двух контрастных сфер. Суть: в единстве противоположностей и многозначности феномена. Проблемы синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Собор в целом представлял собой как бы собранное в едином фокусе религиозно преображенное изображение мира. Но в религиозные сюжеты незаметно вторгался интерес к реальной действительности, к ее противоречиям. В искусстве готики большое значение приобретали наряду с чисто феодальными и новые, более прогрессивные представления, отражавшие рост средневекового бюргерства и зарождение централизованной феодальной монархии. Монастыри утрачивали роль ведущих центров средневековой культуры. Возрастало значение городов, купечества, ремесленных цехов, а также королевской власти как главных строителей-заказчиков, как организаторов художественной жизни страны.

В целом готическое искусство, отражавшее глубокие и острые противоречия эпохи, было внутренне противоречиво: в нем причудливо переплетались черты реализма, глубокой и простой человечности чувства с набожным умилением, взлетами религиозного экстаза. Наиболее типичной для готики церковной постройкой стал городской собор. Иногда считают, что отличительным признаком готической конструкции является стрельчатая арка. Это неверно: она встречается уже в романской архитектуре. Преимущество ее, известное, например, еще зодчим бургундской школы, заключалось в меньшем боковом распоре. Готические мастера лишь учли это преимущество и широко воспользовались им (к тому же она позволяла отказаться от связной системы).

Главное новшество: каркасная система. Готические архитекторы сделали эти ребра (иначе называемые нервюрами, или гуртами) основой сводчатой конструкции. Возведение крестового свода начинали, выкладывая из хорошо отесанных и пригнанных клинчатых камней ребра - диагональные (так называемые оживы) и торцовые (так называемые щековые арки). Они создавали скелет свода. Получавшиеся распалубки заполняли тонкими тесаными камнями при помощи кружал. Нервюрный свод: значительно легче романского; пятами свод опирался на столбы-устои, а не на стены; позволял перекрывать пространства неправильной формы. Контрфорс: боковой распор нервюрного свода, строго лаколизованный, в противоположность тяжелому романскому своду не требовал массивной опоры в виде утолщения стены в опасных местах, а мог быть нейтрализован особыми столбами-пилонами - контрфорсами. Готический контрфорс является техническим развитием и дальнейшим усовершенствованием контрфорса романского. Контрфорс, как установили готические зодчие, работал тем успешнее, чем он был шире снизу. Поэтому они начали придавать контрфорсам ступенчатую форму, относительно узкую наверху и более широкую внизу. Аркбутан: решали проблему бокового распора сводов в среднем нефе; одним концом эта арка, перекинутая через боковые нефы, упиралась в пазухи свода, а другим - на контрфорс. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, пинаклем. Первоначально аркбутан примыкал к пазухам свода под прямым углом и воспринимал, следовательно, только боковой распор свода. Позднее аркбутан начали ставить под острым углом к пазухам свода, и он принимал, таким образом, на себя частично и вертикальное давление свода. Стена: как конструктивная часть здания становилась излишней; она либо превращалась в легкий простенок, либо заполнялась громадными окнами. Стало возможным строить здания невиданной ранее высоты (под сводами - до 40м и выше) и перекрывать пролеты большой ширины.

С начала 13в стало обычным иное решение: все устои делали одинаковыми, квадрат среднего нефа делился на два прямоугольника, и каждому звену боковых нефов соответствовало одно звено среднего нефа. Таким образом, все продольное помещение готического собора (а нередко также и трансепт) состояло из ряда единообразных ячеек, или травей. Интерьеры: не только грандиознее и динамичнее романских - они свидетельствуют об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность. Пространство среднего и боковых нефов почти сливается; боковые нефы повышаются, устои занимают сравнительно малое место. Окна становятся больше, простенки между ними заполняются фризом из арочек. Тенденция к слиянию внутреннего пространства сильнее всего проявилась в архитектуре Германии, где многие соборы строились по зальной системе, т. е. боковые нефы делались той же высоты, что и главный.

Внешний вид: характерные для большинства романских церквей массивные башни над средокрестием исчезли. Зато мощные и стройные башни часто фланкируют западный фасад, богато украшенный скульптурой. Размеры портала значительно увеличились. Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен. Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12в Фреску заменил витраж.

Пластика: значительная роль. Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета. По сравнению с романскими готические скульптурные композиции отличаются более ясным и реалистическим раскрытием сюжета, более повествовательным и назидательным характером и, главное, большим богатством и непосредственной человечностью в передаче внутреннего состояния.

Готическая конструкция – логическое завершение романской; Сохранение старой базиликальной формы с поднятым центральным нефом и пониженными боковыми. Нефы перекрыты крестовыми сводами. Романика – обеспечение прочности конструкции за счет инертной тяжести больших масс камня; Готика – стремление выделить основной несущий каркас и до предела облегчить остальные части сооружения. 

Архитектура готики более едина, чем романская, но большое разнообразие конструкций и форм (особенно вне Франции), но при всем разнообразии деталей и частностей – общие черты стиля достаточно ярко проявляются

В отличие от романского, готический собор больше украшен снаружи, чем внутри.

Собор в Дареме, Англия – 4ная арка на чердаке трифория – тут возникает аркбутан впервые.

Сен Сернен в Тулузе – интегрированные в стену контрфорсы впервые. Здесь нет клирестория, поэтому легче все удерживать (это зальная церковь).

Сен Мадлен в Везле – использует аркбутаны на верхних нефах. 



2020-02-04 358 Обсуждений (0)
Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл. Готический собор, его конструкция и декорация. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл. Готический собор, его конструкция и декорация.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)