Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Книжная иллюстрация второй половины 11 – 12 веков.



2020-02-04 385 Обсуждений (0)
Книжная иллюстрация второй половины 11 – 12 веков. 0.00 из 5.00 0 оценок




Германия: Библия из Поммерсфельдена, «Человек как микрокосм» сборника из Прюфенинга, « Scivas » Хильдегарды Бингенской, « Hortus Deliciarum ». Англия: Псалтирь Сент Олбанс, Библия дворца Ламбет, Винчестерская Псалтирь, Винчестерская Библия, иллюстрированный Теренций. Прочие: Библия Пантеона, Библия Флорефф.

Очень сильно зависит от места, в котором находится, выделение жанров и копий. В это время существуют различные книги (театральные жанры, например). Античные авторы начнут иллюстрироваться во 2п 13в. Опора на каролингское наследие, за которым уже почти не видна античность. Появление синтетических картинок – соединение текста и образа. Появление морализованных библий – сопоставление сюжетов из ветхого и нового заветов. Тяготение к энциклопедичности, попытка уложить все смыслы в одну книжку. Тенденция латинского мира к созданию схем и таблиц смыслов, но ни в одну систему не может уложиться все знание латинского мира, которое он может произвести. Несобранность тенденций, все непохоже.

Германия: в сер11в изображения становятся более монументальными, для них характерна величественность осанки и репрезентативность образа. Начинаются поиски закономерной, уравновешенной композиции, рисунок становится более спокойным. С точки зрения содержания миниатюра этого времени обнаруживает стремление к обширным циклам, взятым главным образом из Нового завета. Наступает время богословской разработки догматов христианской церкви как общей основы для мировоззрения, охватывающего небо и землю, — время ранней схоластики. На страницах средневековых рукописей изображение вещей в их действительных связях часто вытесняется теперь системой изобразительных символов, непонятных без тщательного изучения деталей и чтения надписей умозрительного содержания. 12в – расцвет кельнской школы. Миниатюры отличаются живописными тенденциями

обычные религиозные темы уже не являлись единственным материалом искусства книги. Чисто церковные мотивы оттеснялись более свободными и светскими. Появлялись иллюстрированные хроники, исторические сочинения, сборники постановлений обычного права. С точки зрения стиля миниатюра уже приближалась к формам готики. В рукописях светского содержания люди часто изображены в костюмах своего времени. Фигуры становятся удлиненными и гибкими, позы не лишены грациозности, одежды ниспадают красивыми складками. Появляются (получившие позднее очень большое распространение) фоны в виде пестрого ковра из цветов и листьев или покрытые шахматным узором. Новое содержание внесло существенные изменения и в технику миниатюры, которая стала более гибкой. Обычно это рисунок пером, тонко раскрашенный водяными красками. Такая манера облегчала художнику изложение сюжета в быстро схваченных и подвижных зрительных образах

«Hortus deliciarum », 1175, рукопись погибла в 1870г при пожаре Страсбургской библиотеки. Аббатисы Герарды фон Ландсберг. Своеобразная энциклопедия, в которой само содержание требовало от мастера большой наблюдательности и чувства реальной жизни.

Англия: громадное впечатление на английских миниатюристов произвела Утрехтская псалтырь, попавшая в Англию в конце 10в (бесчисленное количество копий). После завоевания Англии нормандцами традиции старой винчестерской школы исчезли, а связи с материковыми скрипториями не только не прервались, но, наоборот, стали теснее. Вместе с нормандскими завоевателями в Англию устремилось множество духовных лиц, переплетчиков, миниатюристов (например, в 1077г весь монастырь Сент Этьен из Кана перебрался в Сент Олбен). Самыми значительными скриптериями обладали монастыри Сент Эдмунд и Сент Олбен. Возобновили свою деятельность Винчестерский монастырь и два Кентерберийских; на севере вновь возрождались скриптории Дерхема. Начиная с 12в в Англии стали широко распространяться иллюстрированные календари, поражающие фантазией и своеобразием почерка художников. Особенно яркая фантазия присуща художникам, украшавшим рукописи бестиариев ( поучительные рассказы о жизни животных, в которых звери часто фигурируют в басенных ситуациях, свойственных человеку).

Псалтирь Сент-Олбанс, 1119-1146г, библиотека Годехарда в Хильсхайме. 45 страниц иллюстраций и многочисленные инициалы, многие из которых выполнены в виде жанровых сценок. Псалтырь Годехарда иллюстрирована сюжетами из библейских и евангельских текстов; изображения людей в этих миниатюрах отличаются некоторой однообразностью, слабой выразительностью лиц, колорит их несколько тяжеловат.

Иллюстрация к драмам Теренция, вводная страница, Англия, 12в. Похожа на кадр из фильмов ужасов. Вообще то, изначально это были античные театральные маски. Копировавший человек ни разу в жизни не видел античного театра и античных масок, в результате у него получились хорошие такие уродцы. Без специальных объяснений нельзя понять, что это за персонажи, и что они делают. Так как просто понять не возможно, этот жанр тупиковый, подобные вещи почти не копировались.

Псалтырь Эдвайна, ок1170г, Кембридж, библиотека Тринити-колледжа. Очень свободная копия Утрехтской псалтыри (перо, эскизность). Картинки включаются в текст, но тонкой рамкой отделены от него. Преимущественно белый фон, планы друг над другом, но есть раскраска. Это вполне оригинальное произведение с перовыми рисунками — новыми по тематике и по композиционному решению. Сравнительная характеристика двух рукописей (подлинника и копии) позволяет выявить свойственные кентерберийской школе черты, внесенные переписчиками. В данном случае художники смело соединили библейские сюжеты со сценами из жития саксонских и кельтских святых, украсили инициалы персонажами легенд о короле Артуре.Ощущение, будто человеку подарили цветные карандаши и он решил порисовать. Иллюстрация ведет себя так, как и текст. Им не приходит в голову, что это язык, поэтому они не меняют цитирование (про иллюстрации). Оттуда же страница с Сотворением мира, разбита на квадраты, это совсем другая манера, не копирует Утрех. В первом верхнем Господь с циркулем и весами. Казалось бы странно, ладно еще циркуль (7 раз отмерь, один раз отрежь), а вот весы зачем. Как будто он уже собрался взвешивать еще не созданные души. На самом деле, таким образом подчеркивалось, насколько точно все было в расчетах при сотворении. Интересно, что здесь всем персонажам даны византийские одежды. На странице три квадрата по горизонтали и 4 по вертикали, между ними только тоненькие рамочки. 

Винчестерская библия, 1150-1180е, Нью-Йорк, коллекция Моргана. Богатейший узор инициалов и разнообразными по сюжету оформления страницами, пестро и цветно. В рукописи несколько миниатюр остались незаконченными; выполнен лишь четкий рисунок пером, дающий живую характеристику персонажей. В законченных миниатюрах художник оплетал рисунок сложным растительным орнаментом, создавая тонкую по красочной гамме и по изощренному ритму композицию. Византийского влияния почти нет, но греческие образцы были. Только вот образцы были для копирования верхней части и их не было для нижней части. Латинское влияние хочет создать конструкцию, а византийское – раскрыть суть. Эти влияния еще пока не конкурируют особенно, но им уже сложно уживаться вместе.

Винчестерская псалтирь. Пестро, цветно, византийское влияние: рассказать и показать ,плюс латинское влияние: показать конструкцию смысла.

Псалтырь из аббатства Шефстбери, к12в, Британский музей. Жанровые фигурки (например, для февраля — греющийся у костра старик) смело введены в канву религиозных сюжетов.

«Великий Бестиарий», 12в, коллекция Моргана в Нью-Йорке. Иллюстрированный Теренций, иконография имеет тенденцию сжаться в значок, многословность, многосоставность и структурность сознания 12в.

Карта мира. Есть такое изображение. Квадрат, в него вписан ромб. Ромб разделен на три части, в нижней чуть ниже половины по горизонтали отделена Европа. То, что выше разделено по вертикали напополам, там Азия и Африка. Если это все растянуть и повернуть, то что-то даже приближается к реальности. Ромб заканчивается кружочками (там обозначены стороны света), а в треугольниках, полученных между ромбом и квадратам тоже в кружочках помещены надписи с силами (что ли) природы (влажный, горячий, и тд). Важно то, что они учатся вкладывать смыслы в образ. Для грека образ уже самодостаточен. Здесь демонстративно-наглядный принцип.

Евангелие Генриха Льва, 1175-1188г. Везде все подписывается, везде развиваются свитки. Не возможно ошибиться в смысле. Все это потом приведет к созданию морализованных библий, где будут сопоставляться сюжеты из ветхого и нового заветов, причем иногда с апокрифами или выдержками. То есть видно тяготение к энциклопедичности, к попытки уложить в одну книжку все смыслы и знать, что там все обо всем сказано.



2020-02-04 385 Обсуждений (0)
Книжная иллюстрация второй половины 11 – 12 веков. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Книжная иллюстрация второй половины 11 – 12 веков.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (385)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)