Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сен-Дени, церковь аббатства Сен Жермен в Париже, Санс, Нуайон, Суассон, Лан, Нотр Дам де Пари.



2020-02-04 298 Обсуждений (0)
Сен-Дени, церковь аббатства Сен Жермен в Париже, Санс, Нуайон, Суассон, Лан, Нотр Дам де Пари. 0.00 из 5.00 0 оценок




Главными заказчиками стали города и отчасти король, основным типом сооружений — городской собор вместо господствовавшей ранее монастырской церкви. Первоначально строительные нововведения применялись в монастырских постройках. Самым ранним нервюрным сводом обычно считается перекрытие абсиды аббатской церкви в Морианвале (1125-1130г). Но здесь нервюры встроены в массивный романского типа свод, который не может считаться лежащим на них. Французское зодчество, как и архитектура других стран Западной Европы, прошло через этапы ранней, зрелой (или высокой) и поздней готики. Во Франции ранняя готика: 3/3 12-1/14 13в; зрелая: 1220е-к13в; поздняя: 14-15в. Собор в Дареме, Англия – 4ная арка на чердаке трифория – тут возникает аркбутан впервые. Сен Сернен в Тулузе – интегрированные в стену контрфорсы впервые. Здесь нет клирестория, поэтому легче все удерживать (это зальная церковь). Сен Мадлен в Везле – использует аркбутаны на верхних нефах. 

· Ранняя готика: четкость архитектурной композиции и монументальная простота форм (еще влияние романики). Наиболее характерные особенности в архитектуре соборов в Нуайоне, Лане и в соборе Парижской Богоматери. В архитектуре все начинается с иконографии, нужны большие витражные программы. Итог: предел смысла – рождение сплошного окна, остекление трифория, использование ордера. Романика: декорация отображает распределение функций явственно; архитектура подчеркивает и выявляет за счет чего она существует; демонстрирует то, что действительно есть; сетка порядка наложена строго на места, где есть смысл. Готика: тончайшие колонки и валики – прозрачные мембраны. Каждая арка должна иметь свою вертикаль; внутри кружевная фикция; идеал: тонкостенный мир, в котором все прозрачное и легкое. Каждый следующий собор имеет тенденцию воспринять предыдущий, но чувствует, что должен быть выше. Лан – первый гигант. Еще нет отчетливой звонкой логической ясности, сложная борьба ордеров; попытка охватить всю стену ордерами (еще не получается), несогласованная верстка, но большая форма состоялась. Есть несколько тем, которые переживаются, но ни одна не осмыслена до конца.Вкус к дематриализации, логичности ордера, желание полного осмысления. Идеальная система в итоге: окно и тонкие несущие ордера. Сен-Дени: после него три направления: 1) особенности плана 2)усовершенствование внутренней структуры 3)наиболее выразительное решение западного фасада. В постройках ранней готики медленно происходит процесс разгрузки и развеществления стены; становится все более проницаемой для пространства и света. 12в – любовь к повествовательным программам. Капеллы упраздняются, между их разделительными стенками появляются арка и колонка (то есть они не раздельны, а объединяются). Ранняя готика – поиск, эксперимент, еще неустоявшаяся система – все разные.

· Сен Дени, перестроен 1137-1151г. Усыпальница французских королей. Сугерий 40е 12в: хор и фасад. Образец – третий клюнийский собор. Нарушение логики несущих и несомых. Не сверстанная система на западном фасаде (одинаковая декорация, но не ровная). Книга Сугерия с подробным изложением истории строительства Сен Дени с 1137 по 1150г: сначала был перестроен фасад и вся западная часть здания: сохранилась разработанная романскими зодчими двухбашенность, но фасад получил три портала с широкими дверями против каждого нефа. Фасад разделен четырьмя контрфорсами на три поля, главное прозрачность, рождается вертикализм (мелкий, тонкий, колончатый декор). В травее притвора был применен стрельчатый свод на нервюрах. В 1140г: начало сооружения хора над криптой. Обособленные в романскую эпоху капеллы, располагавшиеся венком вокруг абсиды, были превращены в слегка выступающие полукруги, снаружи разделенные мощными контрфорсами, а внутри соединенные двойным обходом вокруг хора. И обход и капеллы имели нервюрное перекрытие. В устройстве хора церкви Сен Дени выражено новое понимание пространства, стремление к его объединению, 7 капелл, 14 витражей. Совмещение контрфорса и аркбутана. Сугерий активно использует одиночные, свободно стоящие колонны; нервюрные своды требуют полного осмысления при помощи ордерной системы, но есть и романское: мерные и регулятивные функции ордера, ордер выражает стену. Готика: стена инертная, колонны тонкие – дематериализация.

· Церковь аббатства Сен-Жермен де Пре в Париже. Четырехчастные широкие и тяжеловесные нервюрные своды, но достигнуто полное остекление окна (впервые), маленький вариант.

· Собор в Сансе (сен Этьен). Заимствование фасадных элементов из Сен-Дени, больше ярусов декора, романская основа, специфическая драматизация: шестичастные крестовые своды; чередование опор (очень тяжелые с тонкими щековыми), щековая колонна несет короткую дугу, она тонкая. А диагонали сводов приходятся на толстые опоры, на которые наложены три полуколонны; большие окна (13в); трехчастное деление маленькой колонки; отсутствие снятия массы еще невозможно.

· Собор в Нуайоне, 1157-1228г. 4яр декорация внутри (и галерея, и трифорий), модульное деление ордера (не совпадают оси, колонна несколько раз перехватывается валиком-«капителью»). Внешняя стена: тяжелые аркбутаны переходят во внешние контрфорсы, но еще круглая романская арка (где трифорий – там на самом деле четверть отделяется). Трансепт: ощущение вкуса к каркасности, внутренний вид важнее внешнего. Окно вдвинуто максимально вглубь. Много глухих проемов.

· Лан, 1174-1226г. Это первый гиганта, после Нуайона каждый следующий стремиться интерпретировать предыдущий. Проект составлен около 1160г, к 1174г были закончены хор и восточные части трансепта; главный корпус и западный фасад и значительное расширение хора — в первые годы 13в. В плане связан с романской традицией: трехнефное продольное помещение, пересеченное трехнефным же трансептом с широко раздвинутыми рукавами. Романские черты: обилие полуциркульных арок, невысокие, лишенные каменных переплетов окна, скупость декора, массивность опор, суровость. Особенность внутреннего пространства: изящный трифорий, расположенный между пролетами эмпор и ярусом верхних окон. Такое четырехчастное построение необычайно ясно и логично. Западный фасад имеет необычайный для ранней французской готики вид – три больших трубы-портала (цель – скрыть разделительный контрфорс): общая композиция тяжелых архитектурных масс фасада, создающих сильные контрасты света и тени, частичное сохранение плоскости стены во втором ярусе связаны еще с романским зодчеством. Архитектурное решение интерьера Ланского собора, стройного и очень красивого, носит последовательно готический характер и этим отличается от переходного по стилю фасада. Базы и капители чередуются (4уг-8уг), шестичастные своды (каждая точка опирается на одинаковые колонки). Есть несколько тем, которые переживаются, но ни одна не осмыслена до конца. Проблема окна – одновременно и круглое, и стрельчатое. Есть попытка полность осмыслить всю стену ордером.

Собор в Суассоне, 1177-1212г. 4х частная структура. Длинные колонки уже накладываются на колонны, то есть становятся непрерывнями.

Нотр Дам де Пари, 1163-первые десятилетия 13в. Постройку начали с хора (закончен в 1182г), главный корпус был завершен в 1196г, западный фасад с его порталами к 1208г; сер13в – встроены боковые капеллы между контрфорсами и увеличены выступы трансепта (архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтро); 14в - венок капелл, окружающих хор (охватили собой все здание). Итог: 5н, с эмпорами, почти без выступающих крыльев трансепта с двойным обходом хора (соответственно двум боковым нефам продольной части), со сводами из шести распалубок в главном нефе и простыми крестовыми сводами в боковых нефах. Ведущее значение во всей композиции принадлежит главному западному фасаду: отличается соразмерностью величавых масштабных соотношений, простотой целого; гармоничность пропорций и спокойное равновесие форм. Если в зрелой готике массив фасадной стены, по существу, исчезает и конструкция выявляется мощными пилонами — контрфорсами и проемами широких порталов и громадных окон, то в соборе Парижской Богоматери стена в известной мере сохраняет свое значение, однако она уже не играет былой определяющей роли. Две башни расчленены на три яруса. Портальный – «цоколь», несет на себе верхние два. Три портала выявляют толщину стены, сообщают ей пластичность и глубокое внутреннее напряжение; стрельчатые перспективно углубленные арки – медленное, но верное устремление ввысь). Хотя общее вписывание фасада в прямоугольник – устремленность ввысь, каждый отдельный ярус растянут по горизонтали (это сохраняет спокойную силу и устойчивость). Фасады трансептов являются творением развитой готики (1250-1270). Конструкция: центральный неф – нервюрный стрельчатый свод, к основанию которого снаружи подходит перекинутые через крыши боковых нефов аркбутаны. Интерьер: громадное внутреннее пространство центрального нефа господствует над низкими и менее освещенными боковыми нефами. 3-4яр внутреннее членение, верхнее ярко как бы клеристорий и в основном, оно сливается с большим (массивные приземистые колонны-столбы и аркада; арки эмпор (пролеты близки по форме к парным окнам второго яруса западного фасада, стрельчатый архивольт каждого пролета охватывает три арочки); стрельчатые окна). Чем выше ярус, тем пропорции колонн и арок стройнее. Еще чувствуется связь с романикой: тяжеловесность форм, подчеркнутость горизонтальных архитектурных членений, сдержанность строгого локализованного скульптурного декора. Идея многосоставности целого заменяется выделением единого целого (все слитно). 6частные своды в центральном нефе и 4х частные в боковых; везде по три вертикальные полуколонны – вся система однородна (в Лане 5:3), целостность деления ордера – нет ярусных и модульных делений (в Лане есть) – единоупорядоченность.

ДАЛЬШЕ: не изобретение новой системы, а переакцентировка предыдущей!

Итог: строятся соборы, нет единого целого. Цель: остекление. Сен Дени – хор со свободно стоящими опорами, капеллы объединяются между собой. 



2020-02-04 298 Обсуждений (0)
Сен-Дени, церковь аббатства Сен Жермен в Париже, Санс, Нуайон, Суассон, Лан, Нотр Дам де Пари. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сен-Дени, церковь аббатства Сен Жермен в Париже, Санс, Нуайон, Суассон, Лан, Нотр Дам де Пари.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)