Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики. Нотр Дам, Шартр, Реймс, Амьен, Бурж, Ле Ман, Бове.



2020-02-04 312 Обсуждений (0)
Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики. Нотр Дам, Шартр, Реймс, Амьен, Бурж, Ле Ман, Бове. 0.00 из 5.00 0 оценок




«Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартра башни, от Парижа фасад, от Амьена продольный корабль, от Реймса скульптуру». Период зрелой готики во Франции разделяется на два этапа: 13в – наивысший расцвет, создание зрелых произведений, 14в – достройки, нарастание декоративных тенденций. История (почти всех) важнейших памятников французской готики начинается с пожара предыдущего романского здания. Особенность: композиционная расчлененность целого, вместо сопоставления частей. Путь от замкнутости и разобщенности пространства романских построек к объединению пространственных элементов и к сравнительной своде их трактовки в Нотр-Даме; от Нотр-Дама к Амьену: пространство во всех измерениях освободилось от технической скованности, сохранив тектоническую ясность и конструктивную определенность. Идея: собор – зал; трансепт перестает выносится; главное – целостность пространства (уже в Нотр Дам). Реймс и Амьен упраздняют дифференциацию ордеров: все одинаковое. Ярусное деление и ордер совпали. Демонстративная логика, никогда не может быть точной копии. Очень большие системы, управляемые одним генерализирующим принципом. Эволюция – все больше снятие массы. Подвижность системы, важен не гигантизм, а кристальная ясность перепончатой системы.

Шартр, 1194-1260г. Центр богословской школы Франции. Там хранилась Риза Богоматери. Зрелая готика – интерьер, трансепт, хор. Она не сгорела, поэтому выстроили новый собор. Мощная многоярусная разгрузочная конструкция, торжество множественности. Обязательная тема внутри: бинарные оппозиции А и Б (в центральном нефе круглые опоры -8 гранные колонки или 8 гранные опоры -круглые колонки). В хоре добавляются еще две величины: помимо описанных выше еще просто круглые и просто 8гранные. В нефе на опоры с 4х сторон наклыдваются колонки, в хоре – и так, и на простые объемы накладываются пучки колонн. В хоре самая сложная и трудная философия ордера. 3 нефа, трансепт, после него 5 нефов (вынос трансепта не заметен с восточной стороны, но заметен с западной). Здесь трифорий, а не эмпоры (которые были в Нотр даме). Поэтому увеличивается окно. Ярусное деление и ордер совпали. Южная башня западного фасада – ранняя готика. Роза раньше, чем в Нотр Даме, там 1 ярус радиальных колонок (заканчиваются какими то резными кружочками), еще массивная, еще вынимание массы, а не остекление. Трех частный портал, над ним 3х частное окно (лишь немного выделяется центральное). Все окна реальны, нет слепых (как в Сен Дени). Фасад здесь не разделяется вертикально, он весь сдавлен. Наружний вид более архаичен, чем Нотр дам. Всего 146 витражей. Первый из готических соборов, где сужены галереи (увеличение высоты аркад и окон). Западный фасад: сохраняет большие плоскости стены при сравнительно небольших размерах трех порталов; Высокие окна второго яруса имеют полукруглые, а не стрельчатые завершения. Третий ярус — квадрат стены, в который врезана огромная роза, резко контрастирующая с массивными башнями.

Нотр Дам в Реймсе, 1210-н14в. «Благороднейший из всех соборов», дальнейшее освоение во внешней стене ордером всех уровней контрфорсов и аркбутанов. Сжатие телесности; колонны выше, чем шире. Величавый, благородный по своим пропорциям, могучий центральный неф господствует над боковыми. Строили: 13в – Жан из Орбе: стены хор и начало возведения свода; 1236-1252 – Жан ле Лу; Гоше из Реймса; рубеж 13 – 14в – Робер из Куси. План: западная трехнефная часть, трехнефный трансепт, широкий хол, завершенный венцом из 5 капелл. Структура интерьера (как в Шартре): трехъярусное членение по вертикали; отсутствие галерей. Композиция интерьера и по вертикали слагается из трех основных ярусов: 1) продольная аркада, через которую проникает в средний неф свет из больших окон бокового нефа (в восточной части соответствуют окна капелл), нет чередования колонн;2) узкая и темная полоса трифориев (высота служит модулем для высоты колонн с базой и капителью2 и аркады3). 3) полоса верхних окон (верхнее окно делится пополам, колонка в окне ровно по центру трифория (она утолщается), еще она приходится ровно на центр стрелы архивольта нижней аркады) . Грандиозность и целостность, башни представляют одно целое с массивом фасада; вертикальные линии пронизывают здание и стремительным нарастанием и убыстрением своего ритма, решительно преобладая над горизонталями. Ярусы не поставлены друг над другом (как в Нотр Дам), а перетекают один в другой. Боковые фасады: широкие и высокие, почти соприкасающиеся друг с другом окна. Основное: устремление здания ввысь. Отличие от предыдущих: большая стройность пропорций; легкость масс; богатство декоративных элементов. Единственный раз в истории готики западная стена имеет богатую скульптурную программу. Здесь уже 4х частные крестовые своды (до этого 6 частные), общая тенденция к расчленению романской опоры. Снаружи дальнейшее освоение ордером всех плоскостей. Декорация аркбутанов (футлярчики), здесь контрфорсы и двойные аркбутаны включены в общее сооружение (по декорации, в Шартре они выглядят техническими). Капитель малых полуколонн полностью соответствует капители большой опоры, она тоже как бы двух частная. Образует своеобразную муфту.

Амьен, 1220-1269г. Начат с западного конца. Самый изысканный с точки зрения диффернциации ордеров. Возврат к капителям Шартра, но совпадение сечений верха и низа. Средокрестие: чистая многоколонная вертикаль – победа многоколонности в опорах хора. Новая тенденция: мелкие ордера важнее больших, необычайно большой центральный неф – вышиной более 40 и протяженностью 145 м. Проект: Робер де Люзарш 13 в (башни – закончены в 14 и 15в). Образец – Шартр: трехнефная базилика с широким трансептом и развитой хоровой частью, окружённой венцом из 7 капелл; средняя сильно выдвинута вперед. Трансепт: три нефа; центр средокрестия совпадает с серединой всего собора. План близок Шартру, но нефы, трансепт и хор стали здесь относительно менее самостоятельными частями, подчиненными общему единству. Внутри: большая (чем в Шартре) вышина сводов при относительно меньшей ширине главного нефа и его большей протяженности; боковые нефы настолько высоки, что все пространство продольного корпуса представляется гораздо более единым, чем в Шартрском соборе. Между ярусом нижних аркад и ярусом окон расположена галерея трифория, ставшая самостоятельным этажом. Система опор и сводов (как в Реймсе): своды – крестовые, стрельчатые (средокрестье – простейшая форма звездчатого свода); травея – четырехраспалубковая. Интерьер: грандиозен, ясен, но монотонен. Ширина и высота бокового нефа составляет половину ширины и высоты главного нефа; высота колонн и арок в главном нефе равна высоте трифория и окон, вместе взятых, высота среднего нефа в три с половиной раза превышает его ширину. Верхние окна среднего нефа: больше чем в Шартре и Реймсе: каждые проем заполняет целиком пространство между устоями, делится на два парных окна. Объем отличается компактностью (короткие аркбутаны). Фасад: строгая тектоничность и свободная живописность. Последовательное и мастерское применение уже найденных формул, чем творческие искания, которые сообщают такую художественную силу и непосредственное очарование соборам в Лане, Париже, Шартре и Реймсе. Вертикаль увеличивается, ширина не меняется. Средокрестие – чистая многоколонная вертикаль. Построение колонн аркады такое же, как в Шатре, но нет чередования опор, они все круглые (с 4х сторон приставляются полуколонны). К тому же, капитель маленьких полуколонн на половину соответствует половину капители большой опоры (это в Шартре и Амьене), к тому же, колонка, выходящая на центральный неф без капители. Трифорий воспринимается уже почти как этаж, структура у него такая же, как и у окна (в этом и тенденция). В Реймсе и Шартре видно, что это наложенная структура. В хоре 2:2, то есть окно равно всей нижней части. И там, и там двойное окно, двойной клиресторий – по центру колонка.

Бове, 1225-1272г. Хотел превзойти Амьен, но потерпел неудачу, высота под сводами: 48 м – в 1290г – частично обрушился. При увеличивающейся вертикали не стали менять ширину, стремление к полному уничтожению стен при одновременном увеличении высоты нефов. Контрфорсы в два ряда с двухъярусными аркбутанами (учащение опор хора), совмещение очень высокого Амьена с дополнительным клеристорием малого нефа Буржа, все треснуло, дальше двигаться некуда.

Бурж, 1200-1280г. Ориентация на Нотр Дам (5 нефов), но нет трансепта. Шестичастные своды и 5 сплошных нефов, капеллы совсем маленькие. Двойные боковые нефы (внутренние гораздо выше внешних) переходят в обход хора, нет галерей (над аркадой – узкая полоса трифориев). Отход от раннеготического типа: значительная высота в среднем нефе, отход от цилиндрических столбов и расположение пяты арки продольной аркады на очень большой высоте (визуально опоры стремяться к тому, чтобы слиться с пучком пилястр). Здесь уже нет романской опоры – круглой толстой колонны (такая последняя была в Амьене). Трифорий тоже воспринимается как окно, к центру там подъем арок, колонки очень тонкие, пауз меньше (только там, где высокие колонны).

Ле Ман. Хор – 1п 13в, 1217-1254г. Уничтожение и галерей, и трифориев (высокие и колонны, и импосты сильно вытягиваются, потом уже арка, потом высокое окно). Значительно увеличены верхние окна, трансепты и нефы 14-15в, 2 клеристория, трифорий только на стене малого нефа. ольше от Буржа, чем от Амьена. Из 4х ярусов превращение в 2яр. Нет романских толстых опор.



2020-02-04 312 Обсуждений (0)
Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики. Нотр Дам, Шартр, Реймс, Амьен, Бурж, Ле Ман, Бове. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики. Нотр Дам, Шартр, Реймс, Амьен, Бурж, Ле Ман, Бове.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)