Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж.



2020-02-04 392 Обсуждений (0)
Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж. 0.00 из 5.00 0 оценок




Важную роль в утверждении архитектурных принципов ранней готики и в постепенном переходе к зрелой готической архитектуре сыграл Шартрский собор, который, как и большинство средневековых соборов, был перестроен из романской церкви. Новое строительство собора началось в 1194 и завершилось в основном к 1260 г.; позже доделывались порталы боковых фасадов. В результате от старой романской постройки ничего не осталось, кроме башен на западном фасаде, получивших позднее свое готическое завершение.

Западный фасад Шартрского собора сохраняет большие плоскости стены при сравнительно небольших размерах трех порталов. Высокие окна второго яруса имеют полукруглые, а не стрельчатые завершения. Третий ярус — квадрат стены, в который врезана огромная роза, резко контрастирующая с массивными башнями. Весь фасад как бы сдавлен между этими двумя сохранившимися от старой церкви романскими по своему типу башнями, покрытыми высокими готическими стрельчатыми шатрами. Не только фасад, украшенный прекрасными скульптурами, переходными от романского к раннеготическому стилю, но и весь наружный вид здания производит более архаичное впечатление, чем собор Парижской Богоматери. Исключение составляют более поздние стены хора. Ступенчатые контрфорсы (за исключением контрфорсов хора), приставленные вплотную к стенам, обладают чрезмерным запасом прочности и очень массивны. Однако за полуроманской оболочкой скрыто внутреннее пространство, представляющее собой переход от ранней готики к готике развитой, зрелой.

Внутреннее пространство

Посетитель, войдя в сравнительно низкие ворота портала и миновав притвор, вступает в обширный центральный неф. Большая высота арок, которые отделяют центральный неф от боковых, дает возможность воспринять последние как единое целое с пространством центрального нефа. Стена над арками не прорезана аркадой эмпор, и легкие арочки трифория не разрушают, а лишь оживляют ее плоскости. Поэтому продольный корпус трехнефного собора обладает особенной целостностью. Перспективный ряд очень высоких окон, сквозь которые льется преображенный витражами свет, и стремительно взлетающие вверх, к сводам, пучки стройных полуколонок своим ритмом властно влекут вошедшего к алтарю. Внезапное расширение пространства при пересечении продольных кораблей с трансептом прерывает это целеустремленное движение, причем благодаря размерам трансепта это ощущение гораздо острее, чем в Парижском соборе. Взгляд теряется в сложных и неожиданных переходах между колоннами. Однако расширенное пространство восточной части храма (имеющей пять нефов вместо трех) вновь направляет внимание к окруженному лесом столбов святилищу — алтарю.

Скульптура

Шартрский собор замечателен не только своим классическим решением внутреннего пространства, но и богатством скульптурного убранства порталов. От скульптур Шартра берет начало типичное для французской высокой готики заполнение и заселение соборов целым миром статуй и рельефов. Шартр – скульптура свободнее по форме, но замкнутее по содержанию. Именно с Шартрской скульптуры начинается готика (хотя был еще второй портал Сен Дени при Сугерии, там ветхозаветные пророки, но они не сохранились). Расчленение толстых колонн на тонкие колонки открыло новые плоскости для декора.

В их произведении на первый план выступили общечеловеческие идеи — картина мироздания в целом, сущность божественного космоса, место в нем человека. С шартрского портала началась последовательная гуманизация священного образа, которая коснулась в первую очередь душевного мира персонажей.

Ансамбль западных порталов получил название “Королевского портала”. В тимпанах боковых арок помещены симметричные композиции: "Мария с младенцем" (справа) и "Вознесение" (слева). Тимпан центральных врат украшен традиционным изображением "Христос во славе".

Композиция центрального тимпана - шедевр зрелого романского стиля. Фигуры, символизирующие четыре евангелия, свободно размещены вокруг изображенного в мандорле Христа. Плавный силуэт радует глаз спокойной одухотворенностью, утонченным изяществом игры легких, графически переданных складок одежды. На фризе под центральным тимпаном в строгом и спокойном ритме изображены апостолы, а по сводам арки (на архивольтах), обрамляющей тимпан, в три ряда помещены 24 старца, предстоящие перед Христом. Старцы – на двех внешних архивольтах, каждый на маленьком троне, все имеют вид блигочестивых наблюдателей, вместо экстатического растворения набожное почтение. Южный портал, архивольты – знаки зодиака и месяцы годы с соответствующими видами работ.

Не менее интересны статуи пророков и предков Христа, расположенные по бокам трех входов западного фасада. Они размещены группами из трех и пяти фигур, подчеркивая такой группировкой нарастание торжественности композиций портала к центру. Статуи, помещенные на консолях, разделены тонкими стволами полуколонн. Удлиненные фигуры святых повторяют ритм столбов. Здесь мало движения, и по виду фигур понятно, что они не общаются ни с друг другом, ни со зрителем.

Важно и то, что оба боковых фасада, северный и южный, также украшены трехпортальным скульптурным ансамблем. Фасады трансептов выдают почерк двух различных художественных мастерских, руководимых разными творческими индивидуальностями. Строгий северный фасад с прекрасными, молчаливыми, полными сдержанности статуями пророков и предков Христа, еще отдающими дань архаизирующей стилизации Шартрской скульптурной школы XII века, в целом противостоит более зрелому и классицизирующему стилю южного трансепта.

Витраж

Шартр — один из немногих соборов готической Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII и XIII веков. В высоких окнах Шартра витражи XII века, с яркими насыщенными тонами, соседствуют с более темной гаммой красок окон XIII века.

Примером раннеготического ансамбля может служит витражное убранство западного фасада: комплекс из витражной розы и трех стрельчатых окон, решенный в лаконичной манере с тяготением к фронтальным построениям и акцентом на статике действия. Близость к романике ощутима и в витражах окон северного бокового нефа и хора.

В витражах южного рукава трансепта и южной стены с их гибкими динамичными фигурами, облаченными в классические складки драпировок, бесконечно разнообразных по своему рисунку, по изобилию градаций покоя и динамики, ясно ощутим классический дух зрелой готики. Изменяются композиционные схемы. Признаком смены стиля стало усложнение орнаментальных построений, складывающихся теперь в прихотливые узоры из стилизованных листьев, цветов, розеток, покрывающих бордюры, иногда - весь фон. Орнаментальный характер приобретают сами сюжетные клейма; арматура также теряет прямолинейные очертания, включаясь в общий декоративный ритм целого за счет своих изогнутых форм.

Тематика изображений в окнах Шартрского храма была необычайно разнообразна. Наряду со сценами Ветхого и Нового заветов, пророками и святыми — им отводили по преимуществу верхнюю зону — мы встречаем внизу около ста сюжетов из жизни ремесленников, пожертвовавших витражи в собор; одна из роз посвящена крестьянам. Мастерством исполнения, запоминающейся силой образа, выделяются в Шартре окна с изображением Богоматери (Богоматерь “прекрасного окна”, XII в.), витраж с житием св. Евстафия и “портрет” Карла Великого (начало XIII в.).

Второй этап зрелой готики в архитектуре Франции – лучистая готика и ее воздействие на другие архитектурные школы. Неф Сен Дени, Сен Шапель, трансепт Нотр Дам де Пари, собор в Клермон-Ферране, Сан Пьер э Поль в Труа, Сент Урбен в Труа, собор в Леоне, Страсбурге, Кельне, Йорке.

· В 14в новых больших соборов почти не воздвигали, велись в основном работы по окончанию соборов 13в (башни Амьенского и Реймсского соборов, «венок капелл» собора Парижской Богоматери и др.). Главной чертой поздней готики было не дальнейшее совершенствование готической конструкции, а рафинированное усложнение архитектурного декора, в частности применение вырезанных из камня декоративных деталей, напоминающих колеблющееся пламя свечи, что и дало повод назвать такое направление в поздней готике «пламенеющим» стилем. Лучистый стиль (сер13-сер14в): царственная величавость, подвижная одухотворенность, изысканное изящество. Стена – бесплотный ажурный орнамент. Мелко масштабные архитектурные планы стали чертить на пергаменте, создавались наброски, можно было экспериментировать, а к тому же, идеи стали легко транспортируемы. Лучистый – орнамент в форме солнечных лучей в розе (вместо колонок). В 13в французскую культуру, особенно культура Людовика 9 Святого, становится образцом для подражания. В результате уже в сер13в готика превратилась в обще европейский стиль. Многие характерные черты лучистой готики можно обнаружить уже в Амьене.

· Неф Сен Дени, после 1231г. Восток и запад при Сугерии, Эд Клеман заказал реконструкцию нефов (до этого был неф Каролингов). Укреплены ряды опорных столбов в хоре (сложно с технической точки зрения, так как нужно было не затронуть аркад и сводов). Только добавил несколько пилястр. Колонообразую форму опор сохранил. В остальных частях – единообразные кресчатые опоры, но облеплены пилястрами. То есть вообще нет круглых опор. И впервые нет капители у колонны, выходящей в центральный неф. Их вообще три (а по бокам есть капители, и еще много чего наложено). Высокие колонны вообще без расчленений (как в средокрестии, так и в нефе), капители есть только на самом верху – там где начинается свод. Унифицирована структура пролетов, она более разнообразна. У трифория и у окна общий средник (все колонки, какие есть – общие; их вообще три). То есть у длинных колонок по сути один ярус. В оформлении окон преобладают шестилистники (цветочки).

· Южный рукав трансепта Нотр Дама, после 1257г. Сначала перестроили северный, потом южный фасад. Нужно было все перестроить, так как капеллы пристроенные затенялм все.

· Сен Шапель в Париже, 1243-1248г. Королевская церковь – строй призван утвердить священный характер власти монарха. 2эт капелла=драгоценный реликварий (терновый венец Христа). Сооружение изящно, полно воздуха и света и вместе с тем, несмотря на малые размеры, монументально. Архитектор: Пьер де Монтро. Нижний – для обслуживавшего двор персонала; верхний – для короля и семьи. Нижний: пролет центрального нефа сужен + узкая галерея со сводами одинаковыми с нефом высоты (внизу три «нефа», но они на очень тонких колоннах. Вообще не воспринимаются как нефы). Под сводами: особые, имеющие вид аркбутанов, устройства, перекинутые через галерею и передающие распор главного свода на наружные контрфорсы = нижний этаж хорош связанный + прочное основание для верхней капеллы. Верхний этаж: однонефный зал, перекрытый нервюрным сводом стрельчатого очертания; состоит из 4 травей = свободное, со всех сторон освещенное пространство. Помещение капеллы имеет в нижней своей части высокий цоколь, с обилием аркад и ниш. Высокая верхняя часть представляет собой каркас из столбов, поддерживающих легкие нервюрные своды. Высокие и узкие простенки между столбами заняты ажурным переплетом окон с прекрасными витражами. Изящество готики доведено до высшего предела. Сложная система стержней. Все капители уехали в пяту арок. Какие то еще выше. Но они тоже опоры.

· Страсбург. Сооружался очень долго: от романского периода сохранились хор и трансепт; в духе развитой готики строилась продольная часть (до 1276г), а часть западной башни (до 1362г) и северная башня (до 1479г) несут в себе черты поздней готики. Западный фасад выполнен в 14-15в в духе поздней готики: порталы обильно украшены скульптурой, над средним порталом воздвигнут двойной вимперг, еще выше громадная роза. Нет эмпор во внутреннем пространстве; новым является использование зоны трифория для дополнительного яруса окон.

· Сент Урбен в Труа. Тонкие как перепонки стены, заложил папа Урбен. Везде соблюден принцип слоистой стены, нет ни трифория, ни стены на его месте. Верхние окна начинаются прямо над сводами боковых.

· Собор в Клермон Ферране, Жан Деш. Свидетельство распространение готики за пределы первоначального влияния (Иль де Франс). 3х ярусная структура в профиле окон. Трифорий уже сливается с окном. То есть он есть, но между ними нет пространства. Это архаический и чисто декоративный элемент.



2020-02-04 392 Обсуждений (0)
Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)