Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1  Теоретические исследования смысложизненных ориентаций в условиях экзистенциального вакуума



2020-02-04 246 Обсуждений (0)
Глава 1  Теоретические исследования смысложизненных ориентаций в условиях экзистенциального вакуума 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Психологические закономерности переживания человеком тяжелых жизненных событий – актуальное в последние годы направление в психологической науке и практике. Изучаются виды таких жизненных событий и особенности их переживания, когнитивная, аффективная и поведенческая симптоматика, совладающее поведение, стадии переживания, факторы, влияющие на конструктивность переживания, методы психологической помощи. Мы предлагаем сосредоточится на изучении психологических закономерностей переживания сложных жизненных событий и того, каким образом влияет на конструктивность их переживания способ интерпретации, осмысления человеком жизненных событий в целом.

Представления человека о жизненных закономерностях, мировосприятие и интерпретация событий происходящих в жизни, представления о другом человеке и его психическом мире (т.н. «модель психического»), формирование психологического пространства, его содержание и границы – все эти феномены находятся в рамках субъектного подхода, начатого С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым и продолженным А.В. Брушлинским, К.А. Абульхановой-Славской, Е.А. Сергиенко. Отечественный исследователь и практический психолог С.К. Нартова-Бочавер[1] продолжая логику этого подхода, исследовала феномен психологической суверенности, которая устанавливается по отношению к разным измерениям психологического пространства: физического тела, территории, личных вещей, привычек, социальных связей, вкусов и ценностей. В контексте нашего исследования эта информация необходима для понимания и исследования готовности человека к включению в свое пространство нового элемента – жизненного обретения.

Тема смысла жизни является в настоящее время одной из традиционных для большинства гуманитарных теорий и практик, поскольку означает выявление глубинных предпосылок становления и развития личности. Большой акмеологический опыт накоплен психологией, педагогикой, социологией, философией и другими науками для того, чтобы вновь и вновь ставить человека перед проблемой личностного самоопределения. Еще в XVIII веке немецкий философ И. Кант в своей антропологической теории утверждал, что каждый человек обязан задавать себе три вопроса, из ответов на которые складывается смысл его жизни: «что я могу знать?», «на что я могу надеяться?» и «что я должен делать?». Вплоть до XX века такая жизнеутверждающая позиция побуждала человека быть Человеком, с максимальной ответственностью относиться к судьбе собственного бытия. Однако XX век привнес в европейскую культуру вместе с научно-технической революцией состояние беспокойства, неуверенность в завтрашнем дне, страх за жизнь и, в конечном итоге, ощущение абсурда. Тему бессмысленности человеческой жизни подхватили и усилили философы-экзистенциалисты Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю и др. Прежде всего они попытались «внушить» мысль о том, что жизнь лишена смысла, если она конечна. Затем они развенчали миф о целесообразности того, чтобы «быть Человеком» в изменчивом и неустойчивом мире, который стремится к небытию. И в настоящее время экзистенциальная философия предстает как учение о «пограничных состояниях» личности, в которых обостряется ощущение жизни и возникает личностное осмысление. Таким образом, экзистенциализм свел проблему смысла жизни к одному из моментов нашего бытия, в котором мы только и можем понять, что существуем.

Субъектный подход неизбежно приводит нас к идее ответственности человека за преобразования в собственном внутреннем мире. Поэтому здесь мы, безусловно, находимся в поле гуманистической и экзистенциальной психологии[2]. Помимо известных и традиционных работ мы предлагаем рассматривать проблему переживания кризисных жизненных событий, и, в частности, обретений и утрат, с помощью оригинального и психологически тонкого подхода английского психотерапевта М.С. Пека[3]. Он, безусловно, является продолжателем идей Виктора Франкла, Ролло Мея, особенно в части ответственности человека за выбор пути переживания жизненных событий[4]. Суть подхода состоит в том, что личностное и духовное развитие человека рассматривается как единственный путь по-настоящему конструктивного переживания тяжелых событий.

Объект исследования – группа молодых людей 20-27 лет.

Предмет изучения - смысложизненные ориентации молодых людей по отношению к состоянию экзистенциального вакуума.

На основании вышеизложенного, определена цель данной работы – изучить особенности смысложизненных ориентаций молодых людей в состоянии экзистенциального вакуума.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить основной вектор развития смысложизненной проблематики в ХХ веке, ключевые принципы построения современной, конкретно-всеобщей концепции смысла жизни.

2. Определить подходы к определению экзистенциального вакуума и логотератии.

3. Провести эмпирические исследования в группе молодых людей, находящихся в состоянии экзистенциального вакуума, а также в группах, проживших данное состояние, и не знающих данного состояния. На основании полученных результатов сделать выводы.

Гипотеза работы такова: группа молодых людей, находящихся в экзистенциальном вакууме имеет низкие смысложизненные ориентации, испытывает трудность в формулировке смыслов, находится в негативном эмоциональном состоянии, на основании чего нуждается в психологической помощи.

Методы и методики исследования. В работе использовался теоретический анализ литературных источников и эмпирические исследования. Исследования проводились по методике СЖО, МПС, проективной методике «Незаконченные предложения» и Каузометрии.

Предполагаемая выборка исследования: три группы молодых людей в возрасте 20-27 лет по 15 человек. Первая группа – молодые люди, находящиеся в состоянии экзистенциального вакуума, вторая группа – молодые люди, прожившие и вышедшие из состояния экзистенциального вакуума, третья группа – молодые люди никогда не переживавшие состояние экзистенциального вакуума.

 


Глава 1  Теоретические исследования смысложизненных ориентаций в условиях экзистенциального вакуума

 



2020-02-04 246 Обсуждений (0)
Глава 1  Теоретические исследования смысложизненных ориентаций в условиях экзистенциального вакуума 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1  Теоретические исследования смысложизненных ориентаций в условиях экзистенциального вакуума

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)