Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выводы по результатам исследования



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Выводы по результатам исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




В результате проведенного эмпирического исследования мы можем говорить о том, что жизненный путь личности, есть отражение временных характеристик смысловой реальности, а сама процедура изучения жизненного пути личности – есть акт специфической деятельности направленной на осознание и осмысление содержания смысловых основ жизненного пути, что запускает динамические процессы в смысловой реальности. Это подтверждается, во-первых, тем, что динамические процессы, происходящие в смысловой реальности, а именно «малая смысловая динамика», актуализируется специфической «особенной деятельностью», направленной на осознание смысловой реальности, когда происходит соприкосновение с содержанием смысловой реальности. Во-вторых, ряд показателей временной организации жизненного пути личности (специфика переживания настоящего момента, преобладающая временная ориентация) определяют то, насколько жизнь человека является осмысленной. Полученные данные подтверждают, что люди с преобладающей ориентацией на будущее имеют более низкий, по сравнению с теми, у кого преобладает временная ориентация на прошлое, уровень рефлексивности, что говорит об активности процессов поиска смысла жизни. При этом люди, более позитивно переживающие настоящий момент, имеют более высокий уровень осмысленности жизни. Именно в точке настоящего на жизненном пути личности сосредоточено наибольшее количество информации, т.к. именно из нее оценивается и строится прошлое и будущее. Это не есть прошлое или будущее в строгом смысле этого слова, это и есть психологическое настоящее, в котором слито смысловое богатство значимых событий прошлого и будущего. В-третьих, корреляции шкал теста СЖО с показателями, отражающими временную организацию жизненного пути говорят нам о том, что жизненный путь строится как система значимых, наполненных смыслом событий, и выступает как отражение временных отношений смысловой реальности.

В результате исследований по методике СЖО получены результаты (рис.10-14), которые говорят о различии в смысложизненных ориентирах молодых людей, находящихся в состоянии экзистенциального вакуума и переживших и непереживавших данное состояние.

Рисунок 10. Результаты исследований по методике СЖО - Цели

Цели в жизни (рис.10). Результаты характеризуют целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни обследуемых целей в будущем, которые придают их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Высокие баллы характерны для целеустремленных людей и для прожектеров (планы которых не имеют реальной опоры в настоящем и не подкреплены личной ответственностью за их реализацию).

24% обследуемых ГР №1 имели низкие баллы по этому показателю. Это характеризует их как людей, живущих сегодняшним или вчерашним днем.

Низкий показатель «цели» в ГР №2 имеет нулевой порог. Люди, победившие и перенесшие болезнь, т.е. прошедшие через экзистенциальный вакуум, имеют конкретные цели в жизни. Высокие баллы характеризуют убежденность в том, что человеку (вообще) дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их.

Значительная часть испытуемых ГР №3 живет сегодняшним и завтрашним днем. Часть испытуемых составили представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Однако присутствуют высказывания о невозможности принятия судьбоносных решений, необходимости подчиниться судьбе.

Рисунок 11. Результаты исследований по методике СЖО - Результаты

Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией (рис.11). Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы в ГР №1 были у 12% опрошенных, что характеризует их как людей, «доживающих свою жизнь», у которых все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы по шкале, а они составили 18% – это показатель неудовлетворенности прожитой частью жизни.

В ГР №2 высокие баллы были у 40% опрошенных, что характеризует их как людей, «доживающих свою жизнь», у которых все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы по шкале, а они составили 13% – это показатель неудовлетворенности прожитой частью жизни.

В ГР №3 20% испытуемых выразили неудовлетворенность прожитой частью жизни.

Рисунок 12. Результаты исследований по методике СЖО - Процесс.

Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни (рис.12). Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Определяет удовлетворенность жизнью в настоящем, воспринимает ли обследуемый процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.  У 18% обследуемых в ГР №1 были низкие баллы по данной шкале, что является признаком неудовлетворенности своей жизнью в настоящем. При этом ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее. Высокие баллы, а их было 12%, характеризуют исследуемых, как людей, живущих сегодняшним днем.

В ГР №2 и №3 можно увидеть, что с уверенностью живут сегодняшним днем 40% и 34% испытуемых соответственно.

 

Рисунок 13. Результаты исследований по методике СЖО - Локус-контроль "Я"

Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни) (рис.13) характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни (Я-концепция). 24% обследуемых в ГР №1 имели высокие показатели Локус контроля Я (ЛК Я).

Высокие и средние показатели у 80% опрошенных в ГР №2, и у 94% опрошенных в ГР №3.

Рисунок 14. Результаты исследований по методике СЖО - Локус-контроль Жизни

 

Локус контроля – жизнь (управляемость жизнью) (ЛК Ж) (рис.14) – отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

В обследуемой группе №1 24% пациентов имели низкие показатели Локус контроля Жизнь (ЛК Ж), они не верили, что жизнь подвластна человеку, не имели перспектив на будущее.

В обследуемой группе №2 низкий показатель Локус контроля Жизнь (ЛК Ж) имеет нулевой порог. Люди, победившие и перенесшие болезнь, т.е. прошедшие через экзистенциальный вакуум, имеют конкретные цели в жизни.

В обследуемой группе №3 показатели Локус контроля Жизнь (ЛК Ж) высокого и среднего уровня составили 94% - характеризуют убежденность в том, что человеку (вообще) дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их.

Исследования жизненных смыслов показали, что у испытуемых, находящихся в состоянии экзистенционального вакуума слабо выражены альтруистические и статусные смыслы, у испытуемых, проживших состояние экзистенционального вакуума – когнитивные и статусные смыслы, а у испытуемых никогда не переживавших состояние экзистенционального вакуума – альтруистический и когнитивный смыслы жизни. Доминирующими смыслами жизни являются коммуникативные в ГР №1, семейные в ГР №2, и статусные в ГР №3 (приложение 4).

Исследования по методу «Линия жизни» показали, что у испытуемых, находящихся в состоянии экзистенциального вакуума линия жизни представлена в основном событиями прошлого, где саамы негативным моментом является получение смертельного диагноза. После чего развитие жизни идет двумя противоположными траекториями сверхположительная – выздоровление и сверхотрицательная – смерть (рис.15).

 


+5  
   
   
   
0  
   
   
   
   
-5  
настоящее будущее
ГР №1
ГР №2
ГР №3

Рисунок 15. Результаты исследований по методике «Линия жизни»

Таким образом, линия жизни представляется в виде кривой, где наиболее отрицательными моментами является заболевание. У испытуемых Гр №2 кроме этой болезни (которую они победили) нет других отрицательных событий в жизни. У испытуемых, которые никогда не переживали данное состояние, несколько отрицательных моментов в жизни, однако по значимости с ГР №1 и №2 они соразмеримо меньше.

Полученные результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что группа молодых людей, находящихся в экзистенциальном вакууме имеет низкие смысложизненные ориентации, испытывает трудность в формулировке смыслов, находится в негативном эмоциональном состоянии, на основании чего нуждается в психологической помощи.

 

Нарушение связей между элементами смысловой сферы, разрушение ведущих смысловых образований: негативные ситуации жизненного пути обусловливают восприятие прошлого, настоящего и будущего; отсутствие осмысления событий прошлого и нарушения их интеграции с контекстом настоящего времени; вытеснение, а не переосмысление психологических проблем; напряженность адаптационных механизмов, ригидность нервных процессов с тенденцией фиксации на проблеме; дисфункция времени, проявляющаяся в неспособности устанавливать смысловые связи между событиями разных временных модусов и воспринимать себя как целостного субъекта деятельности сопутствуют проявлению экзистенциального вакуума.

Наиболее оптимальный механизм переживания негативных ситуаций жизненного пути был определен как «переосмысление и образование новых ведущих смысловых связей». Деятельность данного механизма определяется ростом силы и количества связей между смысловыми образованиями, формированием новых ведущих смыслов, опосредованностью связей между элементами смысловой системы: настоящее определяет ведение прошлого и будущего; ориентация на цели с опорой на настоящее; ощущение целостности, непрерывности жизненного пути; интеграции жизненных ситуаций в единый временной контекст жизни; широкий круг значимых переживаний, высокий уровень адаптационных механизмов, преобладание активной личностной позиции, позитивное отношение к будущему, оптимизм.

Как показало исследование, у лиц с неблагоприятной динамикой переживания негативных ситуаций жизненного пути, выразившейся в невротическом развитии личности, нарушение адаптации определяется вытеснением психологических проблем (негативных ситуаций) и конверсией напряженности в психосоматические нарушения, условно связанные с негативной ситуацией. Непродуктивно разрешенное противоречие на предыдущих стадиях переживания приводит к полному распаду смысловых связей между жизненными ситуациями, утрате ощущения непрерывности жизненного опыта.

 


Заключение

 

В ХХ веке в условиях кризиса мировой цивилизации, углубляющегося переживания «экзистенциального вакуума», «пустоты» (В.Франкл) проблема «смысла жизни» становится предметом пристального внимания со стороны различных школ и направлений теоретической и экспериментальной психологии. «Смысл» видится в контексте преодоления неполноценности, выработки собственного «стиля жизни» (А.Адлер), возможностей «самоактуализации» (А.Маслоу), в качестве «проекции» и реализации «сверхсмысла» (В.Франкл), психологической метапотребности, скрепляющей и ориентирующей «Я» (К.Обуховский). «Смысл» рассматривается как стержневой элемент в системе мотивов, обеспечивающий и направляющий активность индивида, личности. Ограниченность психологической теории в данном случае определяется ее исключительным вниманием к единичному (психологическим особенностям и «выбору» конкретного индивида, «я») и невниманием к всеобщему и особенному в человеке, родовым чертам и тому или иному «историческому контексту».

Помимо общего смыслового отчуждения, касающегося жизнедеятельности в целом, можно говорить о смысловом отчуждении, проявляющемся в отдельных сферах жизни или отдельных видах деятельности, таких как трудовая или учебная деятельность, общение, самопознание и др.

В феноменологическом аспекте эта ситуация проявляется в виде переживания смыслоутраты, экзистенциального вакуума или экзистенциальной фрустрации, отсутствия в жизни смыслового содержания. Проявления смыслоутраты выступают формой, в которой неполнота и ограниченность взаимоотношений с миром переживаются индивидом. Наконец, в деятельностном аспекте проявлением ситуации распада смысловых связей становится конформистская, по С. Мадди, ориентация, сводящая мотивационные основы жизнедеятельности к удовлетворению биологических нужд и выполнению социальных ролей.

Жизненный путь человека — это целостный, непрерывный, динамический процесс гармонизации отношений человека и общества, представленного его социальными институтами. Динамику этого процесса можно представить как положение постоянно меняющегося человека в непрерывно изменяющемся мире. Вектор развития этого динамического процесса должен идти в направлении конструирования человеком своего жизненного пути, к личности, творящей себя и свой жизненный мир. Жизненный путь человека не сводится к его биографии, ибо история жизни человека откладывается не только в ситуации или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие самого человека, который и является субъектом своего жизненного пути.

В процессе переживания происходит изменение, трансформация, порождение смысла. Но может происходить и утрата смысла, порождающая у человека новую задачу – «задачу» переживания. Понимание и выражение выступают атрибутами переживания, обеспечивают переосмысление, осознание переживаемого и объективацию его в отношениях «человек-мир».

Обобщая данные, полученные эмпирическим путем,мы можем сделать следующие выводы:

1. Человеку, который не переосмыслил и не включил негативные ситуации жизненного пути в целостную временную перспективу, свойственны тугоподвижность нервных процессов с тенденцией фиксации на проблеме, сложность переключения внимания, склонность к перепадам настроения, пре­обладание пассивной жизненной позиции.

2. У людей с так называемым состоянием экзистенциального вакуума нарушена интеграция жизненных событий в единый временной контекст жизни, утрачено ощущение целостности, непрерывности опыта, отсутствует понимание себя как целостного субъекта переживания.

 


Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская.-М.: Мысль, 1991.-299 с.

2.  Анцыферова Л.И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвание человека // Психол. Журнал. – 2005. - №3.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – с.65-66.

4. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

5. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. - № 2. - С. 46 - 56.

6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб., 1999. -528 с.

7. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е, Василюк. - М.: МГУ, 1984. - 200 с.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982.

9. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений/ С.В. Духновский – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2001. – 274 с.

10. Дудниченко А. С., Дышлевая, Дышлевой А. Ю. О важности оценки психического состояния онкологических больных и членов их семей http :// www . psychiatry . org . ua / brief / paper 054. htm

11. Коржова Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации / Е. Ю. Коржова // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л. А. Коростелевой: Вып. 4. — СПб., 2000. - С. 155-159.

12.  Кравцова С.А. Переживание человеком негативных ситуаций жизненного пути как фактор психического здоровья// Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. -22.04.2010 г.

13. Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Наука, 1966. Т. 6. – с.357

14. Калинин К.В. Психологический кризис с точки зрения личностного смысла //Антикризисное поведение: сущность, проблемы, тенденции / Под общ. ред. Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой. Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. С. 11-24.; Калинин КВ. Психология внутреннего конфликта человека. Ульяновск: ИПК ПРО, 2003.

15. Кукина М. Исследование отношения к смерти, смысложизненных ориентаций и их взаимосвязь у онкологических больных// Седьмая волна психологии. Вып.5./Сб. под ред. Козлова В.В., Качановой Н.А.– Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2008 –с. 180. – с.119-125

16. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.

17. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: 1972.

18. Леонтьев А. Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во Московского университета, 1994.

19. Леонтьев Д. А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии. // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005 г.). М.: Смысл, 2005. С. 36-48.

20. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). - М.: Смысл, 1992. - 36 с.

21. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 1992. - 16 с.

22. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992. - 17 с.

23. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психол. журн. - 1993. - т.14. - № 1. - С. 150-155.

24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

25. Леонтьев Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали// Психологический журнал. – 1996. - №5. – с. 19–30.

26. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. – с.196-197.

27. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.

28. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989. – с.13

29. Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл, 2001.

30. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный. Психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб: Питер, 2008.

31. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004.

32. Осин Е. Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагностика. – 2007. - № 3

33. Олпорт Г. Становление личности. Избр. тр.: Под общ. ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002.

34. Пек М.С. Непроторенная дорога. Новая психология любви и духовного роста. М.: София, 2008.

35. Пергаменщик Л. А. Кризисная психология. Курс лекций. – Минск, 2003

36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2004.-713 с.

37. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. М.,1927.

38. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. – с.348

39. Роменец В.А. Предмет и принципы историко-психологического исследования. Клев: Университет, 1990.

40. Тиллих П. Мужество быть. // П. Тиллих. Избранное. — М.: «Юрист», 1995. – С. 7-131.

41. Узнадзе Д.Н. Взаимосвязь педагогической установки и профессионально-педагогической направленности: http :// www . adygnet . ru / science / monograf _ ioakimidi / RASDEL -2.1.. htm

42. Франкл В. Сказать жизни «Да». М.: Смысл, 2008.

43. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997.

44. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Под общ. ред. Л .Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. – с.308

45. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступление. М.: Республика, 1993. – с.15

46. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

47. Csikszentmihalyi M., Nakamura J. The Construction of Meaning Through Vital Engagement // Flourishing positive psychology and the life well-lived / edited by Corey L. M. Keyes, Jonathan Haidt. Washington DC: APA, 2003.

48. Wong P.T.P., et al., Death Attitude Profile – Revised: A multidimensional measure of attitudes toward death. In Neimeyer (Ed.), Death anxiety handbook – New York: Tajlor & Francis, 1994, p 121-148

 

 


Приложение 1



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Выводы по результатам исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выводы по результатам исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)