Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика изучения смысложизненных ориентаций  личности (Д.А. Леонтьев)



2020-02-04 356 Обсуждений (0)
Методика изучения смысложизненных ориентаций  личности (Д.А. Леонтьев) 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: изучение смысложизненных ориентаций (СЖО).

Предмет изучения: смысложизненные ориентации.

Методика «СЖО» разработана на основе опросника «Цели в жизни» Дж. Крамбо, который был создан для психометрического (количественного) обоснования положения В. Франкла о существовании «ноогенного» невроза как результата «экзистенциальной фрустрации».

       СЖО включает общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), пять субшкал, отражающих три конкретные СЖО и два аспекта локуса контроля (ЛК). В таблице 3 приведены средние и стандартные отклонения по общему показателю ОЖ и всем пяти субшкалам (отдельно для мужчин и женщин в возрасте от 18 до 29 лет).

 

Таблица 3

Показатели СЖО по шкалам (n=200)

Шкала Мужчины Мужчины Женщины Женщины
  Среднее знач. Станд. откл. Среднее знач. Стан. Откл.
1. Цели 32,90 5,92 29,38 6,24
2. Процесс 31,09 4,44 28,80 6,14
3. Результат 25,46 4.30 23,30 4,95
4. ЛК-Я 21,13 3,85 18,58 4,30
5. ЛК-жизнь 30.14 5,80 28.70 6,10
ОЖ 103,10 15,03 95,76 16,54

 

Задачи:1) выявить преобладающие типы жизненных ориентаций; 2) выявить типы локуса контроля; 3) вывести общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) по всем пяти шкалам; 4) сравнить типы жизненных ориентаций с показателями самоотношения.

Процедура проведения. Опросник включает полярные суждения относительно «качества жизни испытуемого».

Обработка результатов: Обработка результатов заключается в суммировании числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (проценты или стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия. Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов.

Ключ

Субшкала 1 (цели) - 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала 3 (результат) - 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) – 7, 10, 11, 14, 18, 19.

 

Инструкция:«Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1,2,3 в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны)».

Текст методики

1. Обычно мне скучно    2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей. 3. В жизни я не имею определенных целей и намерений. 4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. 5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие 6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал. 7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал. 8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. 9. Моя жизнь пуста и неинтересна 10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, тоя бы сказал, что она была вполне осмысленной. 11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. 12. Когда я смотрю на окружающий мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. 13. Я человек очень обязательный. 14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. 15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. 16. В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей. 17. Мои жизненные взгляды еще не определились. 18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. 19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. 20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. 3 2 1 0 1 2 3 3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1  2 3   3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3     3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3   3 2 1 0 1 2 3     Обычно я полон энергии Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной. В жизни я имею очень ясные цели и намерения.   Моя жизнь представляется вполне осмысленной и целеустремленной. Каждый день кажется мне похожим на все другие.   Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами. Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал. Я осуществил многое из того, что было мною запланировано.   Моя жизнь наполнена интересными делами. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла. Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. Я человек совсем не обязательный. Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств. Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.   В жизни я нашел свое призвание и цели. Мои жизненные взгляды вполне определились. Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями. Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

 

Интерпретация шкал

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляется личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенностью своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмыслена была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построит свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизни или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

 

 

Приложение 4

Результаты исследований жизненных смыслов


[1] Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный. Психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб: Питер, 2008.

[2] Анцыферова Л.И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвание человека // Психол. журн., №3, 2005.; Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл, 2001.; Франкл В. Сказать жизни «Да». М.: Смысл, 2008.

[3] Пек М.С. Непроторенная дорога. Новая психология любви и духовного роста. М.: София, 2008.

[4] Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл, 2001.; Франкл В. Сказать жизни «Да». М.: Смысл, 2008.

[5] Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Наука, 1966. Т. 6. – с.357

[6] Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Наука, 1966. Т. 6. – с.11

[7] Цит. по Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989. – с.13

[8] Рубинштейн М.М. О смысле жизни. М.,1927.

[9] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. – с.348

[10] Там же. – с.382

[11] Там же. – с. 242

[12] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. – с.72-73

[13] Там же. – с.73

[14] Там же. - С.74.

[15] Роменец В.А. Предмет и принципы историко-психологического исследования. Клев: Университет, 1990.

[16] Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.

[17] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: 1972.; Леонтьев А. Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во Московского университета, 1994.

[18] Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004.

[19] Csikszentmihalyi M., Nakamura J. The Construction of Meaning Through Vital Engagement // Flourishing positive psychology and the life well-lived / edited by Corey L. M. Keyes, Jonathan Haidt. Washington DC: APA, 2003.

[20] Csikszentmihalyi M., Nakamura J. The Construction of Meaning Through Vital Engagement // Flourishing positive psychology and the life well-lived / edited by Corey L. M. Keyes, Jonathan Haidt. Washington DC: APA, 2003. – р.87

[21] Там же. – р.97

[22] Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

[23] Леонтьев Д. А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии. // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005 г.). М.: Смысл, 2005. С. 36-48.

[24] См.: Осин Е. Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагностика. – 2007. - № 3

[25] Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997.

[26] Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

[27] Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

[28] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.

[29] Пергаменщик Л. А. Кризисная психология. Курс лекций. – Минск, 2003

[30] Тиллих П. Мужество быть. // П. Тиллих. Избранное. — М.: «Юрист», 1995. – С. 7-131.

[31] Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Под общ. ред. Л .Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. – с.308

[32] Ялом КД. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – с.248-249

[33] Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступление. М.: Республика, 1993. – с.15

[34] Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. – с.196-197.

[35] Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Под общ. ред. Л .Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. – с.308

[36] Калинин КВ. Психологический кризис с точки зрения личностного смысла //Антикризисное поведение: сущность, проблемы, тенденции / Под общ. ред. Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой. Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. С. 11-24.; Калинин КВ. Психология внутреннего конфликта человека. Ульяновск: ИПК ПРО, 2003.

[37] Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического ана-лиза. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – с.65-66.

[38] Василюк Б.Ф. Психология переживаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

[39] Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982.

[40] Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). - М.: Смысл, 1992. - 36 с.

[41] Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. - № 2. - С. 46 - 56.

[42] Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 1992. - 16 с.

[43] Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). - М.: Смысл, 1992. - 36 с.

[44] Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). - М.: Смысл, 1992. - 36 с.

[45] Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). - М.: Смысл, 1992. – с.25

[46] Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб., 1999. -528 с.

[47] Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992. - 17 с.

[48] Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психол. журн. - 1993. - т.14. - № 1. - С. 150-155.

[49] Узнадзе Д.Н. Взаимосвязь педагогической установки и профессионально-педагогической направленности: http://www.adygnet.ru/science/monograf _ioakimidi/RASDEL-2.1..htm

[50] Дудниченко А. С., Дышлевая, Дышлевой А. Ю. О важности оценки психического состояния онкологических больных и членов их семей http://www.psychiatry.org.ua/brief/paper054.htm

[51] Дудниченко А. С., Дышлевая, Дышлевой А. Ю. О важности оценки психического состояния онкологических больных и членов их семей http://www.psychiatry.org.ua/brief/paper054.htm

[52] Кукина М. Исследование отношения к смерти, смысложизненных ориентаций и их взаимосвязь у онкологических больных// Седьмая волна психологии. Вып.5./Сб. под ред. Козлова В.В., Качановой Н.А.– Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2008 –с. 180. – с.119-125

[53] Франкл В. (Frankl V.) Человек в поисках смысла. Пер. с англ. и нем. Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.

[54] Олпорт Г. Становление личности. Избр. тр.: Под общ. ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002.

[55] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

[56] Леонтьев Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали// Психологический журнал. – 1996. - №5. – с. 19–30.



2020-02-04 356 Обсуждений (0)
Методика изучения смысложизненных ориентаций  личности (Д.А. Леонтьев) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика изучения смысложизненных ориентаций  личности (Д.А. Леонтьев)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)