Методика изучения смысложизненных ориентаций личности (Д.А. Леонтьев)
Цель: изучение смысложизненных ориентаций (СЖО). Предмет изучения: смысложизненные ориентации. Методика «СЖО» разработана на основе опросника «Цели в жизни» Дж. Крамбо, который был создан для психометрического (количественного) обоснования положения В. Франкла о существовании «ноогенного» невроза как результата «экзистенциальной фрустрации». СЖО включает общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), пять субшкал, отражающих три конкретные СЖО и два аспекта локуса контроля (ЛК). В таблице 3 приведены средние и стандартные отклонения по общему показателю ОЖ и всем пяти субшкалам (отдельно для мужчин и женщин в возрасте от 18 до 29 лет).
Таблица 3 Показатели СЖО по шкалам (n=200)
Задачи:1) выявить преобладающие типы жизненных ориентаций; 2) выявить типы локуса контроля; 3) вывести общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) по всем пяти шкалам; 4) сравнить типы жизненных ориентаций с показателями самоотношения. Процедура проведения. Опросник включает полярные суждения относительно «качества жизни испытуемого». Обработка результатов: Обработка результатов заключается в суммировании числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (проценты или стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия. Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов. Ключ Субшкала 1 (цели) - 3, 4, 10, 16, 17, 18. Субшкала 2 (процесс) - 1, 2, 4, 5, 7, 9. Субшкала 3 (результат) - 8, 9, 10, 12, 20. Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19. Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) – 7, 10, 11, 14, 18, 19.
Инструкция:«Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1,2,3 в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны)». Текст методики
Интерпретация шкал 1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляется личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО. 2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенностью своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее. 3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмыслена была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни. 4. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построит свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. 5. Локус контроля-жизни или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Приложение 4 Результаты исследований жизненных смыслов [1] Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный. Психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб: Питер, 2008. [2] Анцыферова Л.И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвание человека // Психол. журн., №3, 2005.; Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл, 2001.; Франкл В. Сказать жизни «Да». М.: Смысл, 2008. [3] Пек М.С. Непроторенная дорога. Новая психология любви и духовного роста. М.: София, 2008. [4] Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл, 2001.; Франкл В. Сказать жизни «Да». М.: Смысл, 2008. [5] Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Наука, 1966. Т. 6. – с.357 [6] Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Наука, 1966. Т. 6. – с.11 [7] Цит. по Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989. – с.13 [8] Рубинштейн М.М. О смысле жизни. М.,1927. [9] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. – с.348 [10] Там же. – с.382 [11] Там же. – с. 242 [12] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. – с.72-73 [13] Там же. – с.73 [14] Там же. - С.74. [15] Роменец В.А. Предмет и принципы историко-психологического исследования. Клев: Университет, 1990. [16] Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. [17] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: 1972.; Леонтьев А. Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во Московского университета, 1994. [18] Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. [19] Csikszentmihalyi M., Nakamura J. The Construction of Meaning Through Vital Engagement // Flourishing positive psychology and the life well-lived / edited by Corey L. M. Keyes, Jonathan Haidt. Washington DC: APA, 2003. [20] Csikszentmihalyi M., Nakamura J. The Construction of Meaning Through Vital Engagement // Flourishing positive psychology and the life well-lived / edited by Corey L. M. Keyes, Jonathan Haidt. Washington DC: APA, 2003. – р.87 [21] Там же. – р.97 [22] Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. [23] Леонтьев Д. А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии. // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005 г.). М.: Смысл, 2005. С. 36-48. [24] См.: Осин Е. Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагностика. – 2007. - № 3 [25] Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. [26] Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. [27] Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. [28] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. [29] Пергаменщик Л. А. Кризисная психология. Курс лекций. – Минск, 2003 [30] Тиллих П. Мужество быть. // П. Тиллих. Избранное. — М.: «Юрист», 1995. – С. 7-131. [31] Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Под общ. ред. Л .Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. – с.308 [32] Ялом КД. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – с.248-249 [33] Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступление. М.: Республика, 1993. – с.15 [34] Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. – с.196-197. [35] Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Под общ. ред. Л .Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. – с.308 [36] Калинин КВ. Психологический кризис с точки зрения личностного смысла //Антикризисное поведение: сущность, проблемы, тенденции / Под общ. ред. Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой. Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. С. 11-24.; Калинин КВ. Психология внутреннего конфликта человека. Ульяновск: ИПК ПРО, 2003. [37] Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического ана-лиза. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – с.65-66. [38] Василюк Б.Ф. Психология переживаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. [39] Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. [40] Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). - М.: Смысл, 1992. - 36 с. [41] Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. - № 2. - С. 46 - 56. [42] Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 1992. - 16 с. [43] Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). - М.: Смысл, 1992. - 36 с. [44] Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). - М.: Смысл, 1992. - 36 с. [45] Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). - М.: Смысл, 1992. – с.25 [46] Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб., 1999. -528 с. [47] Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992. - 17 с. [48] Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психол. журн. - 1993. - т.14. - № 1. - С. 150-155. [49] Узнадзе Д.Н. Взаимосвязь педагогической установки и профессионально-педагогической направленности: http://www.adygnet.ru/science/monograf _ioakimidi/RASDEL-2.1..htm [50] Дудниченко А. С., Дышлевая, Дышлевой А. Ю. О важности оценки психического состояния онкологических больных и членов их семей http://www.psychiatry.org.ua/brief/paper054.htm [51] Дудниченко А. С., Дышлевая, Дышлевой А. Ю. О важности оценки психического состояния онкологических больных и членов их семей http://www.psychiatry.org.ua/brief/paper054.htm [52] Кукина М. Исследование отношения к смерти, смысложизненных ориентаций и их взаимосвязь у онкологических больных// Седьмая волна психологии. Вып.5./Сб. под ред. Козлова В.В., Качановой Н.А.– Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2008 –с. 180. – с.119-125 [53] Франкл В. (Frankl V.) Человек в поисках смысла. Пер. с англ. и нем. Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. [54] Олпорт Г. Становление личности. Избр. тр.: Под общ. ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002. [55] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. [56] Леонтьев Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали// Психологический журнал. – 1996. - №5. – с. 19–30.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |