Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация, методы и методики экспериментального исследования



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Организация, методы и методики экспериментального исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Представление о том, что смысл человеческой жизни не может быть сведен к какой-либо простой формуле, а, скорее всего, представляет собой сложно организованную систему смыслов, давно и прочно укоренилось в современной психологии. Так, например, Л. С. Выготский рассматривал динамическую смысловую систему (ДСС) как единство аффективных и интеллектуальных процессов сознания[39], Д. А. Леонтьев определял ДСС как "…относительно устойчивую и автономную иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующих как единое целое"[40], Б. С. Братусь также говорит о сложной динамической системе, образующей особую смысловую сферу личности и обуславливающей всю жизнедеятельность человека[41].

В то же время, обращаясь к практическому исследованию смысловой сферы личности, мы обычно сталкиваемся с достаточно ограниченным набором методик. Чаще всего для исследований в этой области используются два метода: тест смысложизненных ориентаций (адаптированный Д. А. Леонтьевым тест "Цель в жизни" Дж. Крамбо и Л. Махолика)[42] и методика предельных смыслов (Д. А. Леонтьев, 1985; Д. А. Леонтьев и В. Н. Бузин, 1992)[43].

Ощущение этого дефицита подвигло нас к поиску новых подходов. Нам показалось интересным попытаться разработать простой и удобный в использовании инструмент для определения содержания системы жизненных смыслов (т.е. для ответа на вопрос, какие категории жизненных смыслов и в каком соотношении представлены в системе жизненных смыслов испытуемого).

Для решения этой задачи мы использовали результаты отчетов испытуемых, работавших с методикой предельных смыслов (МПС). После построения испытуемыми "смыслового дерева" и обработки полученных данных, перед испытуемыми ставилась задача выбрать из всех вариантов ответов ("смысловых категорий" по Д. А. Леонтьеву)[44] один, который наиболее точно соответствовал бы их представлению о смысле собственной жизни. Фактически испытуемые пытались сформулировать ведущий смысл своей собственной жизни, каким он им представляется на момент исследования.

При большой вариативности ответов (отражающих уникальность индивидуальных жизненных смыслов) мы обнаружили сходство многих ответов, вплоть до полной идентичности. При проведении контент-анализа данных были выделены группы однородных смысловых предпочтений, т.е. идентичных либо близких по значению вариантов ответов на вопрос о смысле собственной жизни. Всего было выделено 24 таких группы. Эти выделенные группы частных (индивидуальных) жизненных смыслов стали основой для создания текста опросника (приложение 1).

На втором этапе варианты индивидуальных жизненных смыслов были объединены в более крупные группы или категории (по аналогии с классификационными категориями П. Иберсола[45]). Всего удалось выделить 8 таких категорий жизненных смыслов. В рамках этой классификации все жизненные смыслы могут быть отнесены к альтруистическим, экзистенциальным, гедонистическим, статусным, коммуникативным, семейным, когнитивным, самореализации. Способ подсчета выраженности каждой из категорий представлен в тексте методики (приложение 2).

Метод «Линия жизни», предлагаемый В.В.Нурковой для исследования жизненного пути, жизненных сценариев и т.п. Суть его заключается в следующем: испытуемому предлагалось на бланке со шкалой от +5 вверх и до –5 вниз, изобразить «линию своей жизни», отмечая на ней события своей жизни, при этом оценивая их относительно предлагаемой шкалы как положительные (движением вверх) и как отрицательные (вниз). Потом предлагали продолжить эту линию в будущее, отражая на ней события, которые испытуемый предполагает или желает видеть в своем будущем, при этом не оговаривалось, до какого именно периода необходимо рисовать. Потом предлагалось рассказать об этих событиях.

Для оценки временных характеристик жизненного пути мы выбрали следующие показатели, получаемые по методу «Линия жизни»:

    Оценка точки настоящего момента, как положительной или отрицательной, с указанием точного значения по шкале;

    Отношение событий будущего к общему числу событий, показатель отражающий временную ориентацию личности, а также базовую смысложизненную ориентацию на будущее (при значении показателя выше 0,5);

    Отношение событий прошлого к общему количеству событий, показатель отражающий временную ориентацию личности, а также базовую смысложизненную ориентацию на прошлое (при значении показателя выше 0,5). Этот показатель является обратным предыдущему, и используется для более точной верификации гипотез;

    Показатель отношения количества событий прошлого к количеству событий будущего. Также оценивает временную ориентацию личности, (при 0,5 и выше – на прошлое, ниже 0,5 – на будущее);

Обработка и интерпретация результатов проводилась в несколько этапов:

1. При оценке значимости различий по временной ориентации и спецификой переживания настоящего момента с показателями смысловой сферы, получаемыми психометрически, мы разделили выборку по выбранным показателям:

1) с преобладающей ориентацией на будущее и

2) с преобладающей ориентацией на прошлое,

2. Изучение динамических процессов происходящих в смысловой реальности под воздействием метода «Линия жизни» как направленного на осознание содержания смысловой реальности.

Система ценностей человека представляет собой осознаваемую, интернализованную часть системы его личностных смыслов. Результат осознания целей и смысла собственной жизни представляет собой смысложизненные ориентации человека. Дж. Крамбо и Л. Махолик, на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла, в 1964 г. разработали тест "Цель в жизни" (PIL - Purpose in Life). Цель жизни авторы теста определяют как переживание индивидом ее "онтологической значимости". PIL состоит из трех частей: 20 утверждений с двумя полярными вариантами окончания, оцениваемыми по семибалльной шкале; 13 незаконченных предложений; задания изложить свои устремления и цели в жизни, а также успешность их реализации. Данная методика количественно измеряет наличие цели жизни и позволяет тем самым диагностировать степень "экзистенциального вакуума", субъективного ощущения утраты смысла, являющегося следствием "экзистенциальной фрустрации", т.е. неудачи в поиске человеком смысла жизни.

Позднее Дж. Крамбо создал еще один тестовый инструмент, рассматриваемый им в качестве дополнения к PIL - шкалу поиска смысложизненных целей (SONG - Seeking of Noetic Goals). Эта шкала направлена на измерение силы мотивационной тенденции к поиску смысла жизни. Методика включает 20 описаний действий, переживаний или состояний, которые оцениваются по семибалльной шкале в зависимости от того, насколько они характерны, типичны для испытуемого[46].

На русском языке тест PIL впервые был адаптирован К. Муздыбаевым в 1981 г.[47]. На основе версии К. Муздыбаева Д.А. Леонтьевым был разработан и адаптирован еще один отечественный вариант PIL, названный им тестом осмысленности жизни (ОЖ).

В результате исследования факторной структуры теста ОЖ Д.А. Леонтьевым и М.О. и О.Э. Калашниковыми было установлено, что осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой[48]. По их мнению, выделенные ими факторы представляют собой составляющие смысла жизни личности. На основании полученных при факторном анализе результатов тест осмысленности жизни был преобразован в многомерный тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля (приложение 3):

1. "Цели в жизни". Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

2. "Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни". Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.

3. "Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией". Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

4. "Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)". Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни.

5. "Локус контроля - жизнь или управляемость жизни". Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Предполагаемая выборка исследования: три группы молодых людей в возрасте 20-27 лет по 15 человек. Первая группа (ГР №1) – молодые люди, находящиеся в состоянии экзистенциального вакуума, вторая группа (ГР №2) – молодые люди, прожившие и вышедшие из состояния экзистенциального вакуума, третья группа (ГР №3) – молодые люди никогда не переживавшие состояние экзистенциального вакуума.

 



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Организация, методы и методики экспериментального исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация, методы и методики экспериментального исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)