I.3. Система менеджмента и регулирования социальной инфраструктуры сельского муниципального образования
Для России проблемы управления сельской социальной инфраструктурой имеют особое значение. В стране происходит резкая смена социально-экономической системы, устанавливаются рыночные отношения, разнообразные формы собственности, растет предпринимательская активность, кардинально меняются функции и методы государственного регулирования и управления, меняются стереотипы мышления, сложившиеся в течение многих десятилетий. Управление на научных принципах можно оценить как основное средство осуществления экономических реформ на селе. Отсутствие государственного регулирования пространственного развития всех сфер хозяйствования сельского муниципального образования и долгосрочной стратегии социально-экономического развития его территории ведет к усилению асимметрии в развитии территорий и регионов страны и к таким серьезным последствиям, как: - увеличению разрыва в уровне экономического и социального развития сельских муниципальных образований и городов; особенно велик этот разрыв между развитием областного центра и остальными городами и районами; - недоиспользование и неэффективное использование социального и экономического потенциала сельских муниципальных образований; - усиление дифференциации на уровне социально-экономического развития сел и городов. Ослабление управляемости практически во всех секторах экономики и потребности практики активизировали внимание ученых не только к фундаментальным основам теории управления, но в значительной степени к необходимости изменений в системе управления и регулирования социальных процессов на селе. Можно выделить четыре значения системы менеджмента социальной инфраструктуры: Первое - это методология и теория управления обществом как целостной социальной системой. Второе - это общая теория управления социальными процессами (человеком, социальными группами, обществом). Третье - это управление социальной сферой и научная основа социальной политики и социальной деятельности. Четвертое - это система социальных методов управления, опирающаяся на социально-психологические особенности личности, менталитет и ментальность. Также можно выделить несколько видов (уровней) управления: 1) общегосударственное управление; 2) управление государством со стороны исполнительной власти; 3) народнохозяйственное управление субъектами Федерации; 4) управление хозяйствующими субъектами; 5) управление саморегулирующимися объединениями и корпорациями[9]. Таким образом, характеризуя содержание управления социальной инфраструктурой сельского муниципального образования, можно выделить в его содержании административно-государственный, социокультурный и производственный аспекты. Менеджмент социальной инфраструктуры сельского муниципального образования понимают в узком и широком смысле слова. В первом случае речь идет о практике регулирования социально-экономических и общественно-политических процессов в сельских муниципальных образованиях, силами и средствами органов местного самоуправления: в пределах их компетенции. Во втором случае муниципальный менеджмент раскрывается как вся совокупность организационно-экономических отношений, реализуемых в этих территориальных системах государственными, региональными, муниципальными органами власти и управления» экономическими негосударственными структурами, политическими партиями и другими общественными самодеятельными организациями населения, средствами массовой информации. Система менеджмента социальной инфраструктуры сельского муниципального образования призвана обеспечивать все основные условия жизнедеятельности и потребности населения: в жилье, коммуникациях, общественном порядке, образовательных и медицинских услугах. Система менеджмента социальной инфраструктуры сельского муниципального образования реализует следующие функции: - анализ и оценку, разработку прогнозов, сценариев, программ и планов социально-экономического развития сельского муниципального образования; - стимулирование увеличения и использования трудового потенциала муниципальных образований, их научно-технического и интеллектуального ядра; - поддержание и развитие всех отраслей социальной инфраструктуры; - инициирование конкурентной борьбы по предоставлению услуг населению, в том числе муниципальными структурами; - наполнение местного бюджета и рациональное его использование; - получение внебюджетных ресурсов; - владение и распоряжение муниципальной собственностью, рациональное ее использование; - создание условий для развития рыночной среды, ее инфраструктуры и предпринимательства; - организацию рабочих мест, оптимизацию занятости и демографической нагрузки на экономику муниципальных образований и экономически активное население; - налаживание и укрепление экономических и производственных связей с другими городами и районами; - взаимодействие местной власти с коммерческими банками, инвестиционными, страховыми и другими структурами, в том числе расположенными в других районах и регионах России. В сельских муниципальных образованиях конкретизируются и приобретают территориальную специфику все основные связи и отношения, действующие в обществе. Поэтому научное осмысление принципов муниципального менеджмента и их эффективное применение на практике имеет первостепенное значение. Принципы менеджмента социальной инфраструктуры разнообразны. В их системе можно выделить принципы общие и специфические. Среди общих принципов, действующих во всех сферах общественной организации, в том числе в муниципальном менеджменте, следует назвать принципы системности, научности, выделения главного звена, устойчивого развития, социально-экономической эффективности и т.п. Специфические (частные) принципы обусловлены особенностями объектов и субъектов менеджмента социальной инфраструктуры муниципального образования. К специфическим принципам муниципального менеджмента можно отнести: принцип оптимального сочетания федерального и регионального управления с местным самоуправлением; принцип ориентации структур местного самоуправления на социальное обслуживание населения; комплексность социально-экономического развития сел и сельских районов. Разработка современной научно обоснованной системы менеджмента означает выбор пути повышения эффективности управления. Но это не обеспечивает автоматически более высоких результатов в управленческой деятельности. На рис. 1 представлена модель системы менеджмента и регулирования социальной инфраструктуры сельского муниципального образования (См.: Приложение 1). Характерной чертой развития теории и практики управления, особенно в последнее десятилетие, является резкое возрастание относительной доли формализованных операций и применение на этой основе математических моделей для получения оптимальных результатов управленческой деятельности. Это обстоятельство иногда создает иллюзию, что вполне возможно формализовать весь процесс управления,, а алгоритмический подход превратить в единственно возможный в теории и практике самоуправления. Для социальной инфраструктуры села в силу характерного для нее признака неопределенности точное структурирование не всегда возможно. Научный анализ ограничен в силу различных причин; неизбежная неполнота, неминуемая приблизительность, отсутствие способов точного предсказания будущего. Для эффективного управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий необходимо: - создание межведомственных советов (комиссий), обеспечивающих координацию на федеральном, региональном и местных уровнях, между заинтересованными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Российской Федерации; - рекомендовать субъектам Российской Федерации ежегодно формировать планы социально экономического развития территорий на основе комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. С целью обеспечения совершенствования качества услуг на селе и координации вопросов их реализации и финансирования необходимо введение практики заключения межведомственных соглашений по следующим основным направлениям: здравоохранение, образование, телекоммуникационные сети и почта, транспорт, торгово-бытовое обслуживание, жилищные условия, культура, информационно-консультационное обслуживание населения.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |