Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II.1. Основные факторы и особенности развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования



2020-02-04 252 Обсуждений (0)
II.1. Основные факторы и особенности развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проводимые в России социально-экономические реформы привели к радикальным переменам в жизни общества. Социально-экономическое развитие села происходит в условиях общего упадка всех сторон общественной жизни. В настоящее время социальная инфраструктура сельского муниципального образования переживает системный кризис, основными проявлениями которого являются:

1. Ухудшение демографической ситуации в сельской местности.

2. Бедность населения сельских муниципальных образований.

3. Высокий уровень безработицы сельского населения.

4. Снижение качества жизни в сельских муниципальных образованиях, в том числе:

- сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры;

- сужение доступа селян к основным социальным услугам: образованию и здравоохранению.

5. Разрушение эволюционно сложившейся системы сельского расселения, а именно, образование новых организационно-правовых формирований и наделение их землей (появились коллективно-долевая собственность и земельные паи, образованы крестьянские и фермерские хозяйства, выделены земли сельских населенных пунктов, фонд перераспределения земли района и т.д.)[10].

В качестве положительных особенностей развития сельских муниципальных образований можно выделить увеличение доли индивидуального жилищного строительства и развитие инженерной инфраструктуры (строительство водопроводных сетей, телефонных станций, ускорение газификации сельских поселений).

Необходимо отметить еще одну важнейшую особенность современного развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования; в связи с переходом к рыночным отношением происходит смена хозяина и переориентация на новые источники финансирования. Естественно, что денег, которые выделяет государство явно не достаточно, поэтому нужно искать новые источники, например привлечение денежных средств населения, так именно оно является получателем услуг, оказываемых социальной инфраструктурой, или же, например, привлечение промышленного и банковского капитала. Но прежде чем осуществлять данные проекты, необходимо проанализировать современное состояние социальной инфраструктуры, с целью выявления основных факторов и тенденций развития, а также наиболее приоритетных направления финансирования.

Рассмотрим группы факторов, оказывающих непосредственное влияние на развитие социальной инфраструктуры сельского муниципального образования.

Проблемы развития социальной инфраструктуры сельских муниципальных образований могут быть объяснены двумя такими группами факторов, как внешние и внутренние. Внешними - очень часто недооценивается роль и место социальной инфраструктуры в жизни общества:

- отсутствуют обоснованные пропорции в выделении средств на развитие материального производства и социальной инфраструктуры;

- преобладает остаточный принцип распределения экономических ресурсов на развитие социальной инфраструктуры;

- отсутствуют отработанные механизмы проведения социально-экономической политики развития сельских муниципальных образований путем развития инфраструктуры и т. д.;

Внутренние - проблемы, связанные с многоотраслевым составом социальной инфраструктуры:

- отсутствие единого заказчика развития социальной инфраструктуры;

- эксплуатация объектов социальной инфраструктуры различными ведомствами;

- наличие различных стандартов и подходов к развитию социальной инфраструктуры в разных ведомствах и т. д.

Успех решения обозначенных проблем связан, прежде всего, с политической и социальной стабильностью развития сельского муниципального образования, региона и страны в целом, поскольку во всех случаях успешного развития социальной инфраструктуры ведущая роль принадлежит государству или государственным организациям.

Как и всякая экономическая система, социальная инфраструктура сельского муниципального образования имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия. Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:

- производственно-ресурсный потенциал территории;

- структуру территориального рынка;

- кадровый потенциал муниципального образования;

- муниципальный бюджет;

- стратегию развития сельского муниципального образования.

Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:

- внешними поставщиками товаров и услуг;

- внешними потребителями;

- регионами-конкурентами;

- финансовыми организациями;

- транспортными предприятиями.

Среда косвенного воздействия на социальную инфраструктуру сельского муниципального образования может включать следующие группы факторов влияния:

- общеэкономические;

- общеполитические;

- научно-технические;

- природно-экологические;

- демографические[11] .

Социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований, а, следовательно, и развитие социальной инфраструктуры, в настоящее время испытывает возрастающее влияние организационно- экономических факторов – рыночного, конкурентного и производственного.

Рыночный фактор выражается во взаимопроникновении территориальных, региональных, национальных и мирового рынков. Для России, ее регионов и муниципальных образований наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС в возможного принятия в ВТО.

Конкурентный фактор выражается в усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции - конкуренции в области качества жизни населения и инноваций.

Производственный фактор означает постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой, вертикальной организации труда - горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности - соучастием индивида в производственном процессе.

Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных территориальных рынков - к диверсифицированным, а в целом - от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.

Для нашего исследования интересным является сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов. Традиционно в отечественной экономической литературе выделяются следующие группы факторов размещения: природные, демографические, экономико-географические, экономические. В зарубежной теории и практике в настоящее время принят иной стандартный набор факторов. В первую очередь различают две большие группы факторов: так называемые «жесткие» и «мягкие»[12].

Под «жесткими» понимаются количественно измеряемые факторы:

а) ориентированные на производственные ресурсы (земля, рабочая сила, капитал);

б) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления);

в) установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки). Наиболее часто используют факторы, показанные в табл. №1 (См.: Приложение 2).

Если между отечественными и жесткими факторами еще можно провести параллели, то мягкие факторы в число первых пока не включены вообще. Они касаются, прежде всего, количественно трудноизмеряемых категорий: уровня развития социальной среды муниципального образования, его, если можно так выразиться, дружественности экономике. В качестве мягких факторов чаще всего упоминают:

- стабильность политической ситуации о стране, муниципалитете;

- стабильность общественного климата в муниципальном образовании;

- квалификация занятых по найму;

- муниципальная структура экономики и отдельных предприятий;

- качество системы образования и профессиональной подготовки кадров;

- оснащение муниципального образования учебными заведениями, технологическими центрами, исследовательскими организациями;

- наличие факторов, ориентированных на производство услуг (экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг);

- отношение к экономике основных действующих лиц муниципального образования (предприятий и союзов предпринимателей, работающих по найму и профсоюзов, коммунальных служб и муниципальных администраций, политиков);

- качество жизни в муниципальном образовании (качество жилья, экологическая ситуация, культурные и рекреационные возможности и т.д.).

В последние годы появляются новые тенденции в соотношении отдельных факторов. Важнейшей тенденцией является то, что значение жестких факторов размещения снизилось в пользу мягких. Именно мягкие факторы все чаще становятся условиями экономического успеха. По группе жестких факторов в соответствии со структурной перестройкой экономики от первичного (сельское хозяйство) по вторичному (промышленность) и третичному (услуга и информация) секторам факторы «земля», «близость к источникам сырья», «издержки на заработную плату и первоначальный капитал» теряют свое значение в пользу агломерационных преимуществ. Среди мягких факторов определяющий вес получают стабильность экономического, социального и политического положения. Важным фактором становится и само наличие у управленческих структур муниципального образования стратегии согласованного развития, которая главной своей целью должна иметь создание благоприятного имиджа муниципального образований, развитие его социальной инфраструктуры и повышение качества жизни населения. Итак, управленческому звену предприятий и организаций, работникам муниципальных подразделений по экономике и прогнозированию, финансам, социальной, промышленной и инвестиционной политике необходимо адекватно оценивать реальные факторы размещения производительных сил, постоянно и своевременно улавливая современные тенденции[13].

На основе детального изучения и фиксации изменений показателей развития сельских муниципальных образований и условий жизни сельского населения были выявлены основные тенденции развития социальной инфраструктуры сельских муниципальных образований, полученные данные систематизированы в табл.2 (См.: Приложение 3).

Однако, отмеченных положительных моментов явно недостаточно для преодоления разрыва в уровне и качестве жизни городского и сельского населения. Сохранение деструктивных демографических процессов на селе на более длительный срок, a также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям рыночных экономических преобразований отечественного продовольственного комплекса, пагубно отражается на перспективах оздоровления и роста сельской экономики. Масштабы нынешнего социального неблагополучия российского села таковы, что ставят под угрозу дальнейшее существование российской государственности и делает невозможным обеспечение гармонии устойчивого развития российского общества.

Таким образом, для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности страны, выполнения селом демографической, трудоресурсной, культурной, рекреационной, природоохранной и других функций необходима государственная поддержка развитию сельской социальной инфраструктуры, созданию для сельского населения общественно нормальных условий жизнедеятельности, развитию несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширению рынка труда и его привлекательности для сельского социума, развитию процессов демократизации и самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала и повышения благосостояния местного населения.




2020-02-04 252 Обсуждений (0)
II.1. Основные факторы и особенности развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II.1. Основные факторы и особенности развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)