Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II.3. Потенциал развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования



2020-02-04 192 Обсуждений (0)
II.3. Потенциал развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Начиная с 90-х годов XX в. - времени экономической и социальной трансформации - в России произошли значительные деструктивные изменения как институтов общественной жизни на селе, так и большинства объектов сельской социальной инфраструктуры. В настоящее время социальная сфера, так же как сельскохозяйственные организации, личные подсобные хозяйства, малый бизнес на селе, нуждаются в поддержке. В широком смысле слова «поддержка и развитие социальной инфраструктуры на селе» понимаются нами как развитие сельского самоуправления и институтов гражданского общества, в узком - как развитие сети предприятий в организаций, обеспечивающих условия повседневной жизни селянина вне сферы производства.

В целом в качестве основных итогов перемен на селе в рассматриваемый период можно выделить:

1. Формирование многоукладной экономики в сельском хозяйстве и соответствующей ей структуры производителей сельхозпродукции;

2. Распространение новых форм собственности и новых земельных отношений;

3. Трансформация структуры занятости;

4. Изменение роли и места сельских домохозяйств;

5. Перемены и конфигурации демографического типа сельской семьи и человеческого капитала;

6. Появление новой социальной структуры и дифференциации по доходам;

7. Преобразование функций и положения сельской администрации.

Широкие возможности лучшего использования тех или иных сторон имеющегося потенциала социальной инфраструктуры села есть на хозяйственных различных уровнях, в разных отраслях, регионах, областях, районах, в промышленных предприятиях, колхозах, совхозах, в каждом трудовом коллективе, Потенциалом развития обладают все сферы социальной инфраструктуры сельского муниципального образования, необходимо только разработать соответствующие мероприятия правильно оценить их целесообразность и эффективность и расставить приоритеты развития территории[17].

Реализация таких возможностей одновременно явится, предпосылкой более быстрого и эффективного дальнейшего наращивания потенциала социальной инфраструктуры, так как она обеспечит экономное использование ресурсов, повысит темпы экономического и социального роста сельского муниципального образования. Особую роль в решении производственных и социальных задач играет рациональная организация потенциала города и села.

Социальное содержание интеграции города и села заключается в постепенном становлении относительно равных условий труда и жизни городского и сельского населения, которое обеспечивается посредством:

· во-первых, использования и усиления позитивных особенностей и преимуществ села по сравнению с городом, компенсации ими ряда преимуществ города;

· вo-вторых, ослабления негативных особенностей в каждой стороне условий труда и жизни и их совокупности;

· в-третьих, расширения доступности для всего населения городских и сельских центров и возможностей использования в необходимых случаях как сельского, так и городского потенциала.

Таким образом, интеграция города и села обеспечивает улучшение использования всех основных сторон городского и сельского потенциала, обогащение общественного потенциала наиболее перспективными и требующимися обществу городскими и сельскими формами.

Современный потенциал развития социальной инфраструктуры села характеризуется весьма сложной структурой и такими возможностями, которые не могут быть заменены наращиванием городского потенциала. Более того, развитие потенциала городов предполагает эффективное и разностороннее использование целого ряда уникальных сторон сельского потенциала. Сельский потенциал представлен всеми важнейшими структурно-функциональными формами. Прежде всего - это потенциал производственных структур, среди которых основной удельный вес приходится на агропромышленные, а внутри них - на сельскохозяйственные подразделения. На селе социалистическое хозяйство представлено более разнообразными социальными формами, чем в городе, что имеет существенное значение для включения в хозяйственный оборот дополнительного количества ресурсов и мобилизации социальных факторов развития. Село располагает значительным демографическим и трудоресурсным потенциалом, который обеспечивает потребности не только села, но частично и города. Поэтому значение потенциала развития сельской социальной инфраструктуры в целом и его отдельных структурно-функциональных форм следует оценивать исходя не только из объемных показателей, но и с учетом роли и функции каждого элемента потенциала в обществе.

Изменение абсолютных показателей потенциала сельской социальной инфраструктуры свидетельствует о происшедших в ней межотраслевых и структурных внутриотраслевых сдвигах. Развитие инфраструктуры осуществлялось не столько путем наращивания числа предприятий и организаций ее различных отраслей, сколько за счет обновления их фондов и увеличения доли более крупных инфраструктурных подразделений. Это позволило расширить масштабы обслуживания сельского населения. Преимущественное развитие получили те отрасли инфраструктуры, недостаточность которых ощущалась особенно остро (жилищное и дорожно-транспортное хозяйство, учреждения сферы просвещения, бытовое обслуживание), что способствовало улучшению условий жизни сельского населения,

Возможности и необходимость становления социальной инфраструктуры системы - «город-село» усиливаются в связи с возрастанием многофункциональности села. Практика показывает, что вне процессов интеграции городской и сельской социальной инфраструктуры нельзя решить проблему устранения социально-экономических различий между городом и селом в условиях жизни населения. Так, до недавнего времени системы просвещения, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания в городе и на селе развивались в значительной мере автономно. И это было одной из причин не достаточности социальной отдачи от вложений в эту сферу. Дело в том, что само по себе наращивание тех или иных элементов социальной инфраструктуры на селе, а в ряде случаев даже выравнивание или сближение абсолютных показателей объема отдельных видов социально-культурных и социально-бытовых услуг, оказываемых: городскому и сельскому населению, вида не обеспечивают преодоления социально-экономических различий между городом и селом в этой области. Это свидетельствует о необходимости перехода от автономного развития отраслей общественного обслуживания в городе и на селе к созданию общих систем обслуживания городского и сельского населения[18].

Развитие народнохозяйственного и территориальных АПК и агропромышленной интеграции создает ряд благоприятных предпосылок для интеграции социальной инфраструктуры города и села. Оно позволяет более рационально размещать по поселениям сеть предприятий и организаций отраслей обслуживания с учетом их доступности для населения, поскольку усиливаются взаимосвязи между поселениями разных типов, формируется дорожно-транспортная сеть.

Интеграционные процессы в производственных сферах, социальной инфраструктуре и в системах расселения города и села обусловливают необходимость и создают предпосылки формирования трудоресурсного потенциала системы «город-село». Одной из сторон создания общих производственных и инфраструктурных подразделений, вообще усиления производственных и хозяйственных взаимосвязей между городом и селом является обеспечение комплексного формирования и использования трудовых ресурсов, позволяющего планомерно регулировать их подготовку, распределение и перераспределение в соответствии с изменениями в отраслевой и межотраслевой структуре, совершенствованием форм организации и с ростом производительности труда и т.д.

Формирование общего трудоресурсного потенциала в рамках системы «город-село» включает несколько направлений:

1) постепенное сближение структурных характеристик трудовых ресурсов города и села (профессионально-квалификационный состав, уровень образования и т. д.) на базе выравнивания уровня развития основных сфер производства и инфраструктуры;

2) осуществление балансовой увязки потребностей в трудовых ресурсах (с учетом изменений в структуре отраслей увеличения объема производства и услуг, роста производительности и совершенствования организации труда) с их наличием и возможностями привлечения и подготовки дополнительного количества работников, в частности взаимоувязки расширения производства и сферы обслуживания (при условии увеличения потребностей в трудовых ресурсах) с развитием трудоэкономии в других отраслях.

Создание общего трудоресурсного потенциала предполагает также регулирование всех форм миграции трудовых ресурсов из села в город и из города в село (включая временные и сезонные перемещения работников) на основе приведения в действие системы стимулов, включающей изменение условий труда и жизни, разные формы воздействия на уровень дохода и т, д. и рационализации межселенных связей, обеспечивающих доступность мест приложения труда.

Решение широкого круга задач, стоящих перед сельским хозяйством в области повышения производительности труда, рационального использования трудовых ресурсов, изменения характера труда связано с усилением трудоэкономии на базе технического прогресса. Практическая реализация трудоэкономящих тенденций предполагает изменение технического потенциала сельского хозяйства, как в количественном, так и в качественном отношении. Особенно велика в этом отношений роль внедрения отраслевых индустриальных технологий. Именно на такой базе создаются предпосылки рационального использования трудоресурсного потенциала, решения проблемы дефицита сельскохозяйственных работников, сокращения численности занятых в этой отрасли и повышение обеспеченности трудовыми ресурсами несельскохозяйственных отраслей в сельской местности.

От реализации этих направлений в развитии научно-технического прогресса зависит ускорение сокращения потребности сельского хозяйства в рабочей силе, возможности и масштабы трудоэкономии.

Прогрессивные формы организации труда в сельском хозяйстве, в основе которых лежит высокий уровень механизации, специализации и разделения труда, ориентированы на улучшение производственных показателей в использовании техники, земли, рост производительности труда, повышение конечных результатов производства. Одновременно возрастает удовлетворенность трудом, которая зависит как от внешних условий труда, уровня механизации, так и от личностных отношений, психологической совместимости в коллективе, отсутствия конфликтных ситуаций и т. д.

Современный уровень здоровья городского и сельского населения свидетельствует о том, что восполнение дефицита трудовых ресурсов в различных отраслях народного хозяйства возможно наряду с повышением производительности труда и за счет снижения непроизводительных потерь, обусловленных состоянием здоровья работников. Увеличение такого резерва особенно важно в условиях снизившегося естественного прироста населения[19].

Учет фактора здоровья необходим и потому, что индустриальный путь развития в таких отраслях, как сельское хозяйство, коренным образом меняет условия труда, характер трудовых процессов, порождает новые профессии и комплекс факторов, влияющих на работоспособность, здоровье трудящихся, изменяет их поведение, установку на закрепление или смену места работы.

Снижение заболеваемости, укрепление здоровья работников, увеличение творческого долголетия - огромный резерв увеличения трудовых ресурсов страны, повышения производительности труда, рационального перераспределения материальных затрат на сохранение здоровья и лечение. В профилактике заболеваний трудящихся все большее значение приобретают социально-оздоровительные мероприятия, направленные на улучшение условий труда, быта, реализацию сбалансированного питания, активного отдыха, здорового образа жизни, искоренения вредных, пагубных привычек (курение, алкоголизм), повышение гигиенической образованности, своевременное использование всех форм восстановительного лечения (лечебной физкультуры, физиотерапии, трудотерапии, психотерапии,

Одним из важнейших условий решения социально-экономических проблем села на базе реализации его преимуществ является преобразование жилищно-коммунального хозяйства. Выбирая пути и формы улучшения жилищных условий сельского населения, необходимо исходить из создания наиболее благоприятных предпосылок для реализации функций сельской семьи, всемерно используя в этих целях позитивные особенности сельских поселений.

Одной из важных характеристик сельского жилища, отражающих его преимущества, является наличие при нем земельного участка, позволяющего включать в среду постоянного обитания семьи часть окружающей природы, удовлетворять оздоровительные и эстетические потребности семьи, осуществлять трудовое воспитание детей и подростков. При недостаточном уровне развития общественного производства земельный участок при жилище выполняет экономическую функцию, обеспечивая возможности производства части сельскохозяйственной продукции и получения сельским населением дополнительного дохода. В то же время специфика функций сельской семьи в современных условиях вызывает повышенную потребность в обеспечении жилища водоснабжением, отоплением, канализацией, быстрой и надежной его связью с предприятиями социальной инфраструктуры[20].

Специфической особенностью сельского жилищного фонда является чрезвычайно высокий по сравнению с городом удельный вес индивидуальных домов (72,9 % жилой площади против 23,5 % в городе). С другой стороны, современный индивидуальный сельский жилой фонд имеет и недостатки, снижающие его ценность. Прежде всего, это отсутствие комплексного благоустройства. Полная электрификация и газификация большей части сельских поселений не ведет, однако, к применению газа и электричества для целей водо- и теплоснабжения сельского жилого дома. Электрическая энергия используется лишь для удовлетворения потребностей в освещении. Основная часть поселений газифицирована баллонным, а не сетевым газом. Водоснабжение сельского жилого дома обеспечивается чаще всего из колодцев или водозаборных колонок. Острым вопросом благоустройства сельского жилищного фонда является его отопление. Традиционное печное отопление требует регулярного снабжения сельского населения твердым топливом.

Следует значительно увеличить рыночные фонды различных строительных материалов, выделяемых для сельского индивидуального и кооперативного строительства (лесоматериалы, цемент, кровельные материалы, гвозди, трубы и т. д.). Необходимо создать базу для выпуска автономных систем благоустройства и соответствующего оборудования.

Требуется также широко внедрить на селе современные методы обслуживания сельского жилищного строительства: с одной стороны, это широкое распространение кооперативного строительства, с другой стороны, индустрия обслуживания сельского жилищного строительства должна предусматривать возможность для застройщиков построить, провести реконструкцию или ремонт дома своими силами. Необходимо предусмотреть развитие хозрасчетных строительных организаций и обеспеченность их кадрами по оказанию помощи застройщикам в выборе проектов застройки или реконструкции, оказании необходимой консультации, продаже тех или иных материалов и сантехнического оборудования, проведения ремонтных работ.

Повышение эффективности использования производственного и социального потенциала села тесно связано с дальнейшим развитием торговли и совершенствованием торгово-бытового обслуживания в сельской местности. Происходящие в экономике, социальной структуре и жизненном укладе села перемены повышают требования к уровню организации и методам торговли, качеству торгового обслуживания.

Сельская торговля как составная часть всей советской торговли выступает связующим звеном между производством и личным потреблением, обеспечивая доведение товаров от производства до потребителей и удовлетворение платежеспособного спроса населения. В соответствии с общественным разделением труда сельская торговля выполняет важную роль в осуществлении экономических связей между городом и селом.

В отношениях потребительской кооперации с личным подсобным хозяйством (ЛПХ) населения новым является то, что кооперативные организации призваны выступать не только заготовителями произведенной продукции, но и активно влиять на увеличение производства продукции в ЛПХ, содействовать улучшению условий и повышению заинтересованности в его ведении. Для этого необходимо шире использовать такие методы, как оказание помощи населению в обеспечения молодняком скота и птицы, а также кормами, заключение договоров на производство продукции и продажу ее через потребительскую кооперацию, организация продажи населению садово-огородного инвентаря, тары и упаковочных материалов, минеральных удобрений и др.[21]

Развитие закупок и производства продовольственных и непродовольственных товаров потребительской кооперации позволит более эффективно использовать производственные и социальные ресурсы села.

На современном этапе проблема преобразования сельского быта, его благоустройства приобрела особую остроту.

Во-первых, по мере роста материального благосостояния сельского населения меняется структура его потребностей. С одной стороны снижается престижность многих видов домашних работ, с другой - увеличивается потребность в такой организации быта, которая способствовала бы увеличению свободного времени для более творческих видов деятельности. Эта потребность тем более настоятельна, что ведение трудоемкого ЛПХ намного увеличивает трудовую нагрузку жителей села. Замена различных видов труда в домашнем хозяйстве общественными формами удовлетворения бытовых нужд сельской семьи сократила бы затраты времени жителей села на домашний труд и позволяла в какой-то степени компенсировать большие затраты на труд в ЛПХ. Актуальность проблеме придает также постоянно увеличивающаяся занятость в общественном производстве сельских женщин. Их бюджет времени характеризуется особенной напряженностью. Развитие сферы бытового обслуживания и повышение комфортности жилищных условий содействовало бы снижению чрезмерной загруженности женщин в быту, сокращению совокупной трудовой нагрузки работающих женщин.

Во-вторых, развитие бытового обслуживания, улучшая условия жизни, положительно влияет на трудовую активность работников в общественном производстве и содействует стабилизации квалифицированных кадров на селе.

Практическая реализация курса на повышение эффективности производства бытовых услуг и организации бытового обслуживания населения требует совершенствования формирования, распределения и использования ресурсов, выделяемых на эти цели. Прежде всего, важно усилить роль государственных ассигнований в формировании общих предпосылок интенсификации службы быта. Основным направлением в капитальном строительстве за счет средств государства остается создание крупных высокомеханизированных предприятий в областных центрах[22].

Реализация в перспективе рассмотренных направлений совершенствования организационно-хозяйственных форм службы быта будет содействовать реальному выравниванию уровней бытового обслуживания городского и сельского населения. Вместе с тем это обеспечит не только необходимый социальный, но и определенный экономический эффект. Индустриальный уровень производства бытовых услуг, в частности таких их видов, как индивидуальный пошив одежды, вязание трикотажных изделий, ремонт бытовой техники, радиотелевизионной аппаратуры и др., будет в известной степени компенсировать имеющуюся недостаточность товарных ресурсов, содействовать ослаблению дефицита на некоторые их виды.

Мероприятия по развитию социальной инфраструктуры сельских территорий на государственном, региональном и территориальном уровнях должны предусматривать:

1) формирование эффективной системы государственного регулирования АПК на основе проведения целенаправленной бюджетной, кредитной, налоговой и социальной политики в интересах сельского населения, сельхозтоваропроизводителей и российской экономики в целом, регулирования агропродовольственных рынков, рынков товаров и услуг, потребляемых в сельской местности, развития рыночной инфраструктуры;

2) стимулирование диверсификации сельской экономики, способствующей росту занятости и повышению доходов сельских жителей, включая:

- развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса в несельскохозяйственной сфере (сфера услуг, торговля, сельский туризм и др.);

- содействие развитию крестьянских (фермерских) хозяйств;

- создание условий для получения сельскими жителями дохода от лесных и иных территориальных ресурсов;

3) повышение товарности личных и крестьянских (фермерских) хозяйств за счет роста их производственного потенциала, освоения новых технологий, развития кооперации;

4) финансовое оздоровление и формирование эффективных, рыночно ориентированных сельскохозяйственных организаций;

5) реформа местного самоуправления в сельской местности;

6) создание достойных условий жизнедеятельности, способствующих расширению престижности проживания в сельской местности;

7) расширение доступа сельского населения к рынкам ресурсов и рынкам готовой продукции;

8) поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации и иных кооперативных формирований;

9) расширение доступа сельского населения к кредитно- финансовым ресурсам путем создания кредитных кооперативов;

10) разработка основных направлений совершенствования качества услуг на селе, учитывающих особенности сельского образа жизни и обеспечивающих равнодоступность социальных услуг для сельских жителей вне зависимости от места их проживания и сферы деятельности, а также механизма их применения.

Такие объекты социальной сферы, как клубы, библиотеки, детские сады, фельдшерско-акушерские пункты, образуют комплекс социальной инфраструктуры на селе. Социологические исследования показали, что сельские жители к ним привыкли и воспринимают их как данность. Ответственность за решение социальных проблем несут органы местного самоуправления. Проблемой является то, что местное население не вовлечено в мероприятия, связанные с поддержкой и развитием социальной инфраструктуры. Решением данной проблемы в настоящее время является развитие территориального общественного самоуправления, которое предусматривает самоорганизацию населения по месту жительства для самостоятельного осуществления (и под свою ответственность) собственных инициатив в решении вопросов местного значения. Такая деятельность осуществляется непосредственно населением или создаваемыми им органами территориального общественного самоуправления.

Итак, в данном разделе работы выявлены основные факторы и особенности развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования. На основе детального изучения и фиксации изменений показателей развития сельских муниципальных образований и условий жизни сельского населения были систематизированы основные тенденции развития социальной инфраструктуры сельских муниципальных образований, полученные данные систематизированы в виде таблицы. Особенности развития социальной инфраструктуры разделены на отрицательные и положительные, их анализ показал, что сегодня на селе преобладают отрицательные тенденции развития, хотя и намечен курс на положительные преобразования, Что касается факторов развития, то они классифицированы на внешние и. внутренние, регулируемые и нерегулируемые, жесткие и мягкие, проведен сравнительные анализ отечественных и зарубежных факторов, выявлены новейшие тенденции в соотношении отдельных факторов.

Также в данном разделе проведен анализ и оценка уровня перспектив комплексного развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования. Особенности развития социальной инфраструктуры разделены на отрицательные и положительные их анализ показал, что сегодня на селе преобладают отрицательные тенденции развития, хотя и намечен курс на положительные преобразования, Что касается факторов развитии, то они классифицированы на внешние и внутренние, регулируемые и нерегулируемые, жесткие и мягкие, проведен сравнительные анализ отечественных и зарубежных факторов, выявлены новейшие тенденции в соотношении отдельных факторов.



2020-02-04 192 Обсуждений (0)
II.3. Потенциал развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II.3. Потенциал развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)