III.1. Концептуальные основы стратегического развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования
На основе выяснения приоритетов социально-экономического развития, применительно к уровню социальной инфраструктуры сельских муниципальных образований, анализа потребностей и ожиданий жителей, достигнутого уровня развития и состояния социальной инфраструктуры должна вырабатываться концепция -прогнозно-аналитический документ, содержащий систему представлений о стратегическом выборе, целях и приоритетах развития социальной инфраструктуры, учитывающий имеющиеся разнообразные ресурсы и механизмы его реализации на протяжении определенного времени. Целью концепции стратегического развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования является определение ключевых проблем развития сельского сообщества и выработка комплекса мер экономического, правового и административно-управленческого характера, направленных на снижение бедности сельского населения и рост качества жизни в сельской местности. Разработка и внедрение концептуальной модели стратегического развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования играет ключевую роль в обеспечении эффективности социальных процессов и повышение качества и уровня жизни сельского населений, которая проявляется в следующем: 1. Разработанная модель стратегического развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования обеспечивает механизм реализации долгосрочных инвестиционных целей связанных с повышением качества жизни сельского населения, а также с социально-экономическим развитием территории в целом и его отдельных структурных единиц; 2. Концептуальная модель стратегического развития позволяет заранее предсказывать изменения факторов внешней и внутренней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для функционирования и развития социальной инфраструктуры в целом и ее отдельных компонентов в частности; 3. Разработка и внедрение стратегии развития социальной инфраструктуры позволяет выявить и использовать внутренний инвестиционный потенциал в целях развития социальной сферы и повышения качества жизни сельского населения; 4. Разработка и внедрение концептуальной модели стратегического развития социальной инфраструктуры позволяет выявить и использовать внутренний инвестиционный потенциал сельского муниципального образования в целях развития социальной сферы и повышения качества жизни сельского населения; 5. Разработка и внедрение концептуальной модели стратегического развития социальной инфраструктуры, позволяет определить сравнительные конкурентные преимущества сельского муниципального образования в соответствии с другими сельскими территориями; 6. Наличие концептуальной модели стратегического развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического и тактического управления социальными процессами на селе. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, темпы научно-технического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка не позволяют управлять, а тем более развивать социальную сферу села, а вместе с ней и инфраструктуру, лишь на основе ранее накопленного опыта и традиционных методов управления. Необходимость и актуальность разработки концептуальной модели стратегического развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования определяются: рядом условие, важнейшим из которых является интенсивность влияния факторов внешней и внутренней среды. Вот почему, на наш взгляд, разработка концептуальной модели стратегического развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования на основе теории стратегического управления наиболее полно отвечает сложившимся условиям на селе и необходимости повышения качества жизни населения и развития территории в целом[23]. Принципами, положенными в основу работы, связанной с поддержкой и стратегическим развитием социальной инфраструктуры сельского муниципального образования, являются: - ориентация на внутренние ресурсы; - прозрачность распределения средств местного бюджета; - информированность общественности, - вовлеченность общественности в работу, связанную с поддержкой сельской социальной инфраструктуры. Стратегическими целями политики в области развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования являются: - гарантированное осуществление гражданских прав сельских жителей на охрану здоровья, образование, приобщение культурным ценностям, благоустроенное жилище, торговое, бытовое, социальное обслуживание, связь с административными центрами; - создание среды обитания, позволяющей воспроизводить на расширенной основе полноценный демографический потенциал, формировать способность сельских товаропроизводителей к высокопроизводительному труду и освоению эффективных технологий, всесторонне развивать личность; - обеспечение социальной защищенности малоимущих пользователей услуг и потребности в социальном обслуживании инвалидов, лиц пожилого возраста, детей, других нетрудоспособных и социально уязвимых групп сельского населения; - обеспечение возможности выбора типов и форм обслуживания с учетом интересов разных по уровню доходов групп сельского населения; - сближение условий жизнедеятельности и на этой основе установление баланса труда и капитала между городом и деревней. Одним из направлений развития сельской местности должны быть программы охраны окружающей среды и стимулировании производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Первоочередной задачей является определение направлений совершенствования качества услуг на селе и механизмы их реализации на основе межведомственного соглашения. При этом могут быть предложены следующие направления стратегического развития и совершенствования социальной инфраструктуры сельских муниципальных образований: · Здравоохранение - гарантированный своевременный доступ к первичной медицинской помощи, расширение введения врачебных практик (семейный врач), обеспечение средствами связи дли экстренных и неотложных вызовов; · Социальная защита - гарантированное право на социальное обеспечение, а также социальное обслуживание престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, лиц, нуждающихся в социальной помощи; · Образование - повышение качества образования на селе, реструктуризация сельских школ, компьютеризация сельских школ, развитие информационных технологий, включая доступ в Интернет; · Телекоммуникационные сети и почта — обеспечение населения и учреждений социальной сферы телефонной связью и другими информационными услугами; сохранение сети отделений связи в сельской местности, включая расчетно-кассовое обслуживание; · Транспорт — доступ к автобусному сообщению; · Торгово-бытовое обслуживание — возможность приобретения товаров и услуг по месту жительства; · Жилищные условия - формирование организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизм ипотечного жилищного кредитования; · Культура — доступность и расширение структуры услуг сельских учреждений культурно-досугового типа и библиотек; · Информационно-консультационная служба — 100% доступ сельского населения к консультациям по юридическим, экономическим, агрономическим и другим вопросам. Решение проблемы устойчивого стратегического развития сельских территорий - долгосрочная задача, достижение которой может быть осуществлено поэтапно. Исходя из этого предлагается в краткосрочной перспективе: - принять направления совершенствования качества услуг для сельских территорий; - заключить межведомственное соглашение об их постепенном достижении в рамках действующих ФЦП в зависимости от ежегодных возможностей федерального бюджета; - этим же соглашением определить порядок совместного финансирования программных мероприятий из бюджетов всех уровней, внебюджетных источников, исключающий перекрестное финансирование; - признать необходимым наличие в региональных программах блока по устойчивому сельскому развитию, имея в виду закрепление молодежи на селе; - ввести практику заключения ежегодных межведомственных соглашений. В среднесрочной перспективе: - обеспеченность населения сельского муниципального образования услугами и объектами социальной инфраструктуры; - создать финансово-экономическую основу постоянно прогрессирующего развития социальных инфраструктур сельских территорий; - осуществить реализацию мероприятий, намеченных в концепции устойчивого развития сельских территорий, и региональных программ социально-экономического развития, направленных на повышение качества сельской жизни. Можно выделить следующие стратегические задачи, требующие решения в отраслях социальной инфраструктуры: 1. Решение жилищной проблемы - необходимо осуществлять на основе принципа софинансирования инвестиционных мероприятий за счет предоставления безвозмездных субсидий, что позволит обеспечить доступность сельским жителям с невысокими личными доходами и будет способствовать закреплению и притоку молодежи на село. 2. Стратегическое развитие сельского здравоохранения- обеспечение всеобщей доступности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих бесплатную медицинскую помощь в объеме государственных гарантий. Основное внимание уделяется восстановлению первичных лечебных учреждений (участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторно-поликлинических учреждений) с одновременным развитием мобильных форм медицинского обслуживания. 3. В области образования- обеспечение в сельской местности принципа общедоступности образования в независимости от места проживания обучающихся. 4. В области культуры- сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия села, создание интегрированных социокультурных учреждений, соединяющих «под одной крышей» помещения досугового типа, спортивные и образовательные помещения и предотвращение распространения асоциальных факторов среды обитания. 5. В области торгово-бытового обслуживания - восстановление и повышение уровня торгово-бытового обслуживания сельского населения в товарах и услугах, создание условий для приема от населения излишков сельхозпродукции, расширение производства и реализации изделий народных промыслов, развитие несельскохозяйственных видов деятельности. 6. В области информационно-консультационного обеспечения - завершение формирования территориальной сети сельских информационно-консультационных центров для распространения знаний среди населения по вопросам организации и ведения производства, торговли, информации о новых методах хозяйствования, технологиях и предоставление рекомендаций по их применению, осуществление опытно-демонстрационной деятельности по пропаганде и распространению новых знаний. 7. В области электрификации - обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских, потребителей путем реконструкции и технического перевооружения существующих электрических сетей и трансформаторных подстанций. 8. В области газификации - качественное изменение структуры газоснабжения путем увеличения потребления природного газа и доведение его до сельского потребителя за счет строительства распределительных газовых сетей. 9. В области водоснабжения сельских населенных пунктов- восстановление систем водоснабжения, находящихся в нерабочем состоянии, реконструкция сооружений водоподготовки на водопроводах, подающих населению воду не питьевого качества, изготовление, монтаж и строительство установок и станций опреснения и обезжелезивания воды. 10. В области развития телекоммуникационных сетей - обеспечение потребности сельского населения, учреждений социальной сферы в телефонной связи к информационных услугах. 11. В области дорожного строительства - приведение в нормативно-техническое состояние ведомственных автодорог, связывающих сельские населенные пункты, а также строительство новых сельских автодорог общего пользования. Безусловно, решение этих задач непосредственно сельскими поселениями невозможно. Поэтому требуется серьезная поддержка федеральной и региональной власти.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |