Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III.2. Качество жизни населения сельского муниципального образования как фактор эффективного развития социальной инфраструктуры



2020-02-04 224 Обсуждений (0)
III.2. Качество жизни населения сельского муниципального образования как фактор эффективного развития социальной инфраструктуры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Повышение качества жизни населения становится главной целью и основным индикатором социально-экономического состояния общества Качество жизни населения определяется степенью активности населения в программировании, улучшении среды своего обитания. Качество жизни населения - это интегральное понятие, всесторонне характеризующее степень комфортности общественной и природной среды жизни и деятельности человека и уровень благосостояния, социального, духовного и физического здоровья человека.

Успешное экономическое развитие муниципальных образований является решающим фактором для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения, роста покупательной способности и повышения качества жизни народа. Большинство авторов рассматривают уровень развития социальной инфраструктуры как фактор, определяющий качество жизни населений[24].

Регулирование качества жизни населения подразумевает выполнение комплекса действий, осуществляемых муниципальными властями в целях обеспечения и поддержания необходимого уровня путем целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество жизни.

Обеспечение качества жизни сельского населения имеет несколько специфических особенностей, обусловливающих необходимость разработки отдельной программы в этой сфере.

Социальное развитие сельской местности исторически отстает от городского социального развития. До настоящего времени разрыв в уровне жизни городского и сельского жителя не преодолен. Социально-экономические реформы последнего десятилетия в России еще более обострили этот разрыв, кроме того, выявили основные проблемы социального развития сельской местности.

Во-первых, в результате резкого падения покупательской способности населения сократился спрос на продукцию сельского хозяйства, в результате чего часть аграрной рабочей силы оказалась невостребованной. Неразвитость альтернативных источников доходов в сельской местности привела к формированию открытой и скрытой безработицы, последняя проявилась, в первую очередь, в существенном снижении заработной платы в сельском хозяйстве по сравнению с другими отраслями национальной экономики.

Во-вторых, низкое качество жизни и относительного уровня заработной платы на селе делают аграрный труд не привлекательным для квалифицированной рабочей силы, что, в свою очередь, не позволяет увеличить эффективность сельскохозяйственного производства. С этой точки зрения, развитие социальной инфраструктуры села необходимо для привлечения инвестиционного капитала и квалифицированного труда. А это, в свою очередь, будет содействовать росту благосостояния и качества среды проживания сельского населения.

Решение проблемы социального развития сельской местности находится в полном соответствии с основной целью развития России в целом, которая определена как повышение качества жизни ее населения, включающее демографические показатели населения, его благосостояние, качество социальной инфраструктуры и экологической ниши.

В мировой практике сельские территории, показатели которых благоприятны для развития социальной инфраструктуры в будущем, определяются на основе критериев оценки качества жизни населения и уровня социально-экономического развития. Рассмотрим сущность данной методики с корректировкой ее на уровень сельских муниципальных образований современной России. Наиболее важными параметрами, позволяющими объективно оценить качество жизни и уровень социально-экономического развития сельских населенных пунктов и их перспективность, определены 4 группы критериев:

- экономический потенциал;

- уровень развития инженерной инфраструктуры;

- обеспеченность социальными объектами,

- экологическая безопасность.

С учетом приоритетов развития социальной инфраструктуры при оценке потенциала сельского муниципального образования каждому из показателей присваивался вес, который характеризовал значимость в сумме совокупного количества баллов. Наибольший вес имеют показатели экономического потенциала - суммарный наивысший балл 60, показатели инженерной инфраструктуры не превышают 30 баллов, характеристики обеспеченности социальными объектами имеют вес 10 баллов. Влияние на уровень развития экологических параметров оценивается через поправочные коэффициенты, на которые умножаются баллы, полученные по первым трем группам критериев.

1. Оценка экономического потенциала

"Плодородие почвы" - 12 баллов. Качество и потенциальное плодородие почвы характеризует бонитировка пашни, выраженная в баллах бонитета, учитывающая ряд характеристик почвы. Может иметь значение от 1 до 100, где лучшие почвы имеют более высокий балл.

"Степень удаленности от рынков сбыта" - 9 баллов. Особенностью сельских территорий является то, что физические расстояния между производителями аграрного сектора и потребителями зачастую весьма велики. Транспортные расходы составляют значительную долю общей стоимости доставки продукта на рынок, большую, чем в странах с малой территорией и развитой рыночной инфраструктурой, Расстояние от сельского муниципального образования до районного центра, железнодорожной станции, автомагистрали, города можно использовать как основание для показателя доступности рынков сбыта. За низкий порог принято расстояние, равное 20 км и менее, оцененное в 9 баллов. Размер шага составляет 40 км, за наибольшее пороговое значение данного показателя принято расстояние, равное 100 км и более.

Помимо абсолютных показателей (например, наличие питьевой воды), определяющих потенциальные возможности развития территорий, существуют относительные показатели, характеризующие наличие условий для развития в перспективе.

"Предпринимательская активность" - 5 баллов, определяет уровень экономической активности населения на конкретной сельской территории, вычисляется соотнесением количества хозяйствующих субъектов на 100 жителей. Пошаговая вариация пороговых значений данного показателя колеблется от 1 до 5 и более.

"Развитие переработки сельхозпродукции" - 5 баллов, характеризует возможности роста добавленной стоимости на соответствующей территории, определяется наличием объектов переработки сельхозпродукции. Пороговые значения показателя варьируются от 0 до более 4 перерабатывающих цехов в одном муниципальном образовании.

"Обеспеченность сельскохозяйственной техникой" - 8 баллов, подразделяется на два показателя: количество тракторов на 100 га пашни и количество комбайнов на 100 га пашни. Величина пороговых значений определена отклонениями от нормативной нагрузки га/1 трактор - 200 и га/1 комбайн - 300.

"Использование ирригационных систем". Возможности по развитию орошаемого земледелия отражает наличие и использование ирригационных систем. Показатель трудно детализировать по степени обеспеченности, ирригационные системы либо имеются, либо их нет. Сельхозугодия с поливным земледелием в состоянии обеспечить доходы гораздо большему количеству сельского населения, чем сельхозугодия богарного земледелия или пастбища. Территории, где имеются и используются ирригационные системы, оцениваются в 7 баллов, а не имеющие их - 0.

"Пашня" - 7 баллов, определяет возможности развития земледелия. Пороговые значения определяются отклонением величины пашни на одного сельского жителя от средней величины этого показателя, равного 5 га на 1 сельского жителя.

"Пастбища" - 7 баллов, характеризует фактическую и потенциальную кормообеспеченность и рассчитывается на основе нормативной загрузки пастбищ - 3-4 головы КРС на 1 га. За пороговые значения приняты отклонения от нормативного показателя.

2. Оценка инженерной инфраструктуры

"Водоснабжение" - 7 баллов. Одним из факторов, определяющих перспективность сельского района, является система водоснабжения. Оценка состояния системы водоснабжения дается, исходя из вида источников воды для личного потребления. Сельские муниципальные образования, обеспеченные водопроводом, находятся в лучшем положении в отличие от тех, которые пользуются местными источниками, водой из открытых водоемов или привозной водой. Величина порогов по системе водоснабжения колеблется от 7 баллов в сельских муниципальных образованиях, имеющих водопровод, до 0 баллов в тех, которые пользуются привозной водой, с шагами в 5 и 3 балла.

"Дорога" - 7 баллов. О достаточности дорожной сети можно судить по ее плотности (км на единицу площади) и рабочему состоянию. Для оценки следовало бы использовать общий индекс, определяющий состояние сети сельских дорог на основе отношения плотности сети дорог к норме на душу населения. Для оценки дорожной инфраструктуры и определения пороговых значений этого показателя на данном этапе был принят тип сельских дорог: с твердым покрытием - 7 баллов, грунтовые - 3 балла, полевые - 0 баллов.

"Газоснабжение" — 3 балла, показатель развития инфраструктуры, характеризующий уровень жизни населения. Пороговые значения определяются наличием или отсутствием газификации (газифицированные - 3балла, не газифицированные - 0).

"Электроэнергия" - 7 баллов, важнейший показатель уровня жизни населения и экономической активности территории. Энергоснабжение - важный фактор для развития малого предпринимательства. Пороговые значения определяются обеспеченность или необеспеченностью сельского муниципального образования электроэнергией.

"Связь" - 6 баллов, определяется уровнем телефонизации. Роль данного показателя существенно возрастает с ростом возможностей использования системы Интернет в сфере агробизнеса и предпринимательства, что существенно для наших обширных территорий. Пороговые значения показателя определяются наличием или отсутствием телефонизации конкретной территории.

3. Оценка социального развития

"Образование" - 3 балла. Указанный норматив устанавливается при отдаленности организации образования более чем на 3 км от населенного пункта, где постоянно проживают учащиеся школьного возраста. Оценка показателя развития образования осуществляется по соответствию или несоответствию объектов образования установленным нормам и их наличию в конкретном населенном пункте.

"Здравоохранение" - 3 балла. Оценка системы сельского здравоохранения проводится на основе соответствия или несоответствия объектов здравоохранения установленным нормам и их наличия в сельском муниципальном образовании.

"Обеспеченность жильем" - 2 балла, определяет уровень развития жилищной инфраструктуры и потенциальные возможности принятия переселенцев.

"Занятость" - 1 балл, характеризует отклонения показателей занятости в анализируемых сельских населенных пунктах от их среднерегиональной величины, равной 93,5 занятых на 100 человек трудоспособного населения в сельской местности.

"Бедность" - 1 балл, характеризует уровень благосостояния населения конкретного населенного пункта, оценивается соотнесением анализируемого показателя с его среднерегиональной величиной, равной 13 человек, получающих адресную социальную помощь, на 100 жителей села.

4. Оценка экологической безопасности

"Радиационный фон". Сельские территории, пострадавшие от ядерных испытаний» являются наиболее экологически неблагоприятными, где фоновая радиация по-прежнему превышает допустимую норму. Опасный уровень радиации сложился также и результате хранения вредных материалов на территориях горных выработок, вредных выбросов на военных полигонах.

Экологическая безопасность оценивается параметром радиационный фон. Единица измерения мкр/час. Показателем, характеризующим состояние радиационного фона на территории населенных пунктов, является мощность экспозиционной дозы внешнего гамма-излучения (МЭД), которая не должна превышать 0,3 мкЗв/час (33 мкр/час).

Сельские муниципальные образования с уровнем радиационного фона, превышающим 33 мкр/час, автоматически переносятся в разряд населенных пунктов, не имеющих перспектив развития, несмотря на то, что по другим показателям они относились к имеющим такой потенциал.

"Засоленность почв". Сельскохозяйственные угодья обладают рядом свойств, отрицательно влияющих на их плодородие. Одним из основных отрицательных признаков является засоленность почв. Преодоление отрицательных свойств пашни связано с огромными инвестициями. Считается, что земли с концентрацией соли в грунте свыше 10% не пригодны для земледелия. Более низкие концентрации позволяют возделывать солеустойчивые культуры, такие, как рис, однако со снижением урожайности, и требуют проведения специальных агротехнических мероприятий: внесение гипса, применение агротехнической мелиорации. На орошаемой пашне необходимо восстановление и новое строительство дренажных систем.

"Качество воды". Параметр, определяющий качество питьевой воды в населенном пункте, является уточняющим к предыдущим и наиболее важным из параметров с точки зрения условий существования. Регулированию данный параметр поддается при определенных условиях, в первую очередь, наличии соответствующих ресурсов и целесообразности их использования. Критерием оценки качества и пригодности воды для потребления взят уровень ее минерализации. Предельно допустимая концентрация минеральных солей в питьевой воде составляет 1 (1,5) г/л.

Оценка качества жизни населения и уровня социально-экономического развития сельских населенных пунктов осуществляется с помощью следующего алгоритма. Совокупная сумма показателей по всем классификационным факторам определяется по каждому населенному пункту. Для этого осуществляется построение рядов распределения с целью группировки показателей исследуемой совокупности на основании выявления их пороговых значений. Совокупный балл, набранный сельским муниципальным образованием по трем блокам критериев, умножается на поправочный коэффициент по экологической безопасности и наличию питьевой воды, которому приданы значения от 0 до 1, Это позволяет ввести в оценку потенциала поправку на экологическое состояние конкретной территории. Показатели по всем факторам для каждого сельского муниципального образования обобщаются для того, чтобы выявить совокупный балл качества жизни. По совокупному баллу все сельские муниципальные образования разбиваются на четыре группы в зависимости от степени влияния факторов перспективности и качества жизни населения: СМО с высоким потенциалом развития - более 70 баллов; СМО со средним потенциалом развития - 35-69 баллов; СМО с низким потенциалом развития - 1-34 балла; СМО, не имеющие потенциала развития, - О баллов.

Развитие социальной инфраструктуры населения будет складываться из двух основных элементов:

1. Рост эффективности собственно сельской экономики: повышение качества жизни сельского населения, позволит привлечь в эти территории наиболее квалифицированную рабочую силу для аграрного производства, а также инвесторов для всей сельской экономики. В результате должна вырасти эффективность аграрного производства, доходы сельского населения в этих территориях.

2. Повышение качества жизни сельского населения: рост эффективности сельской экономики становится основой устойчивого роста благосостояния сельского населения и возможностью доступа к платным услугам социальной инфраструктуры. Рост эффективности сельской экономики снижает бюджетные расходы, повышает налоговые доходы дотационных территорий. Это позволяет решать проблемы качества социальной сферы села. Например, улучшение качества сельского среднего образования снизит неравенство городских и сельских жителей в доступе к высшему образованию, ко всему спектру рабочих мест в области. Развитие телекоммуникационных сетей на селе снизит информационную изолированность сельского населения. Достижение устойчивого социально-экономического положения, определяемого качеством жизни населения, а динамично развивающихся сельских территориях позволит высвободить бюджетные средства для повышения уровня, ассортимента и качества базовых социальных услуг.

Таким образом, применение подобных методов оценки развития социальной инфраструктуры будет способствовать эффективному развитию муниципальных образований в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основные результаты исследования и вытекающий из них ряд предложений теоретико-методологического, методического и прикладного характера, с учетом отечественной специфики и практики применения состоят в следующих аспектах.

В рамках исследования было определенно понятие экономической сущности социальной инфраструктуры сельского муниципального образования, которая показана как функционально-отраслевой комплекс административно-территориальной единицы, обеспечивающий воспроизводство рабочей силы, социальную защиту населения, сохранение и развитие жизненных ценностей человека.

Социальная инфраструктура - часть производительных сил общества конкретной административно-территориальной единицы, которые направлены на формирование условий для эффективного функционирования человека в процессе общественного производства, т.е. на обеспечение воспроизводства рабочей силы и возможность развития личности работника, на предоставление социальной защиты населения и на создание бытовых условий, жизнедеятельности работника и всего населения. Она выражает экономические отношения между обществом и его членами в потреблении ими как материальных, так и нематериальных услуг, необходимых для воспроизводства рабочей силы и гармоничного развития личности человека. В таком толковании социальная инфраструктура не просто сфера обслуживания населения, призванная удовлетворять ряд насущных традиционных потребностей населения, но и, еще в большей степени, определенный функционально-отраслевой комплекс, управляющий развитием уровня и качества жизни и, в конечном счете, работающий на формирование перспективных социальных форм жизнедеятельности субъектов.

Социальная инфраструктура сельского муниципального образования имеет свои особенности, которые отражают специфику сельскохозяйственного производства.

Проведенная функционально-отраслевая классификация социальной инфраструктуры в сельском хозяйстве, позволила выделить три приоритетных направления эффективного развития муниципальных образований :

1. Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность; образование; наука; культура; искусство; деятельность в области массовой информации; деятельность общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений;

2. Восстановление и сохранение физического здоровья населения: здравоохранение; физическая культура и спорт; социальное обеспечение; туризм; охрана и совершенствование окружающей среды;

3. Коммунально-бытовое обслуживание населения: жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание; торговля; общественное питание; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения.

Таким образом, социальная инфраструктура сельского муниципального образования представляет собой целесообразно сформированную материально пространственную среду, необходимым условием организации которой является максимальная доступность и пространственно-временная приближенность её отраслей к сферам социальной и индивидуальной активности человека.

Развитие социальной инфраструктуры сельского муниципального образования в условиях рыночных преобразований имеют свои особенности.Проводимые в России социально-экономические реформы привели к радикальным переменам в жизни общества. Социально-экономическое развитие села происходит в условиях общего упадка всех сторон общественной жизни. В настоящее время социальная инфраструктура сельского муниципального образования переживает системный кризис, в работе выявлены и обоснованы его основные проявления.

В качестве положительных особенностей развития сельских, муниципальных образований обозначены увеличение доли индивидуального жилищного строительства и развитие инженерной инфраструктуры (строительство водопроводных сетей, телефонных станций, ускорение газификации сельских поселений). Однако, отмеченных положительных моментов, явно недостаточно для преодоления разрыва в уровне и качестве жизни городского и сельского населения.

Интенсивность и направленность возникновения и протекания социально-экономических процессов в сельских муниципальных образованиях во многом определяются сложившимися в них объективными условиями, нередко вызываемыми неравномерностью социального и экономического развития этих территорий. Это, в свою очередь, обусловлено влиянием целого ряда факторов, которые, были классифицированы и сгруппированы, с точки зрения оказания влияния органов местного самоуправления на достижение определенного уровня развития социальной инфраструктуры.

Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности страны, выполнения селом демографической, трудоресурсной, культурной, рекреационной, природоохранной и других функций необходима государственная поддержка развитию сельской социальной инфраструктуры, созданию для сельского населения общественно нормальных условий жизнедеятельности, развитию несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширению рынка труда и его привлекательности для сельского социума, развитию процессов демократизации и самоуправления в сельской местности, с целью активизации человеческого потенциала и повышения благосостояния местного населения.

На основе данных о состоянии социальной инфраструктуры сельского поселения Колывань проведен анализ доступности и обеспеченности населения сельского муниципального образования услугами и объектами социальной инфраструктуры.

Результатом анализа стал вывод о том, что, несмотря на ряд положительных тенденций, социальная инфраструктура сельского поселения Колывань находится в тяжелом положении, хотя и наблюдается некоторое развитие социальной сферы, но этого не достаточно для улучшений качества и доступности услуг и повышения качества жизни сельского населения.

Социальная инфраструктура муниципального образования Колывань обладает определенным потенциалом для своего дальнейшего развития и для его эффективного использования необходима стратегия развития социальной инфраструктуры как на текущий, так и на долгосрочный периоды в рамках устойчивого социально-экономического развития района в целом.

Был проведен анализ необходимости и целесообразности выработки концепции стратегического развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования. Исходя из результатов исследования, обоснована необходимость разработки такой концепции на основе выяснения приоритетов социально-экономического развития, применительно к уровню сельских муниципальных образований, анализа потребностей и ожиданий жителей, достигнутого уровня развития и состояния социальной инфраструктуры и предложена концептуальная модель стратегического развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования.

Целью концепции стратегического развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования является определение ключевых проблем развития сельского сообщества и выработка комплекса мер экономического, правового и административно-управленческого характера, направленных на снижение бедности сельского населения и рост качества жизни в сельской местности. Разработка и внедрение концептуальной модели стратегического развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования играет ключевую роль в обеспечении эффективности социальных процессов и повышении качества и уровня жизни сельского населения, которая проявляется в следующем:

1. Разработанная концептуальная модель стратегического развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования обеспечивает механизм реализации долгосрочных инвестиционных целей, связанных с повышением качества жизни сельского населения, а также с социально-экономическим развитием территории в целом и его отдельных структурных единиц.

2. Концептуальная модель стратегического развития позволяет заранее предсказывать изменения факторов внешней и внутренней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для функционирования и развития социальной инфраструктуры в целом и ее отдельных компонентов в частности.

3. Разработка и внедрение стратегии развития социальной инфраструктуры позволяет выявить и использовать внутренний инвестиционный потенциал в целях развития социальной сферы и повышения качества жизни сельского населения.

4. Разработка и внедрение концептуальной модели стратегического развития социальной инфраструктуры позволяет выявить и использовать внутренний инвестиционный потенциал сельского муниципального образования в целях развития социальной сферы и повышения качества жизни сельского населения.

5. Разработка и внедрение концептуальной модели стратегического развития социальной инфраструктуры, позволяет определить сравнительные конкурентные преимущества сельского муниципального образования в соответствии с другими сельскими территориями.

6. Наличие концептуальной модели стратегического развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического и тактического управления социальными процессами на селе.

Стратегия развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования является эффективным инструментом перспективного управления социальными процессами, подчиненного реализации целей повышения качества жизни населения в условиях происходящих изменений.



2020-02-04 224 Обсуждений (0)
III.2. Качество жизни населения сельского муниципального образования как фактор эффективного развития социальной инфраструктуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III.2. Качество жизни населения сельского муниципального образования как фактор эффективного развития социальной инфраструктуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)