Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ результатов опытного обучения студентов бесконфликтному любовному общению



2020-02-04 187 Обсуждений (0)
Анализ результатов опытного обучения студентов бесконфликтному любовному общению 0.00 из 5.00 0 оценок




Осуществив опытное обучение, мы получили возможность проверить сформированность умений по распознаванию и анализу жанров в любовном конфликте, готовность обучаемых к использованию конструктивных тактик в ситуациях любовного общения и умений строить высказывание в соответствие с определённым конструктивным речевым жанром (комплимент, утешение и т.д.). Для этого были проанализированы все полученные в письменном виде варианты анализа ситуаций любовных конфликтов, а также все предложенные варианты разрешения конфликтных ситуаций.

Представим ход анализа и полученные данные.

Характеристика критериев оценки анализа любовных конфликтов

На первом этапе опытное обучение было направлено на формирование специальных умений, которые необходимы для анализа любовных конфликтов с целью определения их причин, тактик поведения и речевых жанров, используемых коммуникантами, и для создания и использования конструктивных речевых жанров в ситуациях любовного конфликта.

На втором этапе приобретенные умения закреплялись в процессе выполнения письменного домашнего задания, которое состояло в анализе одной ситуации любовного конфликта, и участия в ролевой игре, где проверялась готовность к использованию конструктивных тактик в ситуациях любовного общения и умение студентов создавать конструктивные речевые жанры.

Оценка результатов полученных письменных работ проводилась по следующим критериям:

v учет всех представленных жанров; НЕ ПОНЯЛА!!! ПОЯСНИ!!!

v правильная оценка данных жанров; КАК ЭТО?

v соответствие анализа заявленному плану (см план на с.).

При анализе студенческих работ выяснилось, что 98% учащихся овладели умениями анализировать любовные конфликты.

Как показал анализ результатов, большинство студентов (60%) в качестве текста образца выбрали конфликтные ситуации, которые завершались конструктивно.

Приведем примеры работ.

1) Фрагмент из романа Стендаля «Красное и черное»

- Уйди! – открыв глаза, вдруг проговорила г-жа де Реналь.

- Я бы тысячу раз пожертвовал своей жизнью, только бы знать, что для тебя нужнее всего, - сказал Жюльен. – Никогда я еще так не любил тебя, мой ангел, или, вернее, я только теперь начинаю боготворить тебя, как ты того заслуживаешь. Что со мной будет, если мы расстанемся, и я буду жить с мыслью: ты несчастна из-за меня! Но что значат мои страдания! Ну да, я уеду, моя любимая. <…>

- Позволь мне остаться, и я буду любить тебя только как брат. Это единственное разумное искупление, и оно способно умилостивить Всевышнего.

- А я? – вскочив, воскликнула она и, обхватив руками голову Жюльена, на расстоянии заглянула ему в глаза. – Разве я могу любить тебя как брата? В моей ли власти любить тебя как брата?

Жюльен заплакал.

- Я послушаюсь, - припав к ее ногам, сказал он. – Я тебя послушаюсь, что бы ты мне не приказала, - больше мне ничего не остается… <…>

Она обещала, он ушел, но через два дня она его вызвала.

- Без тебя я не в силах сдержать клятву. Если ты не будешь при мне неотлучно, я все расскажу мужу. Каждый час такой ужасной жизни стоит целого дня.

Анализ                                                           

Причиной конфликта послужило то, что заболел младший сын замужней женщины г-жи де Реналь. Будучи богобоязненной, она думает, что ее так наказывает Бог, за то, что у нее есть любовник Жильен. Она хочет рассказать о своих отношениях с Жюльеном мужу, надеясь, что это умилостивит Бога, но Жюльен против этого, отговаривает г-жу де Реналь (Ребенок потом выздоравливает).

Цель Жюльена: хочет, чтобы о его связи с госпожой не узнал господин,  чтобы влюбленные не были опозорены. Г-жа де Реналь хочет, чтобы ее сын выздоровел. Жюльен - адресант, он приводит де Реналь свои доводы. Влюбленные приходят к компромиссу, каждый для себя принимает определенные условия. Жюльен слушается свою г-жу де Реналь, она ничего не рассказывает своему мужу. Конфликт разрешается конструктивно.

Использованные жанры: признание в любви, комплимент, обещание, просьба.

( Имя студента ).

В целом данный анализ выполнен верно. Но не уделено внимание анализу невербальной стороны.

Рассмотрим следующий пример, который отвечает всем требованиям.

2) Фрагмент из романа С. Филипс «Поцелуй ангела»

Она изо всех сил толкнула Алекса в грудь. От неожиданности он повалился спиной в опилки. Не давая ему опомниться, Дейзи легла на мужа.

- Не дури, Алекс. Я говорю серьезно. – Она схватила его за волосы. – Я умоляю тебя. Мы многое испытали, чтобы теперь ты еще наделал глупостей – я их наделала за двоих. Правда, виноват в этих глупостях был по большей части опять-таки ты, и ты сам это знаешь. Но когда ты и в самом деле полюбил меня, я решила, что в тебе говорит чувство вины … Я должна была понять, должна…

- Дай мне встать, Дейзи.

Он мог бы легко сбросить ее с себя, но она знала, что он никогда этого не сделает, чтобы не навредить ребенку. И потому, что на самом деле любил ее.

Она распласталась на нем, крепко обхватив за шею и прижавшись к его лицу щекой.

- Не надо вставать. Ты сейчас очень расстроен, но через пару минут успокоишься и не наделаешь вещей, о которых будешь потом жалеть.

Ей показалось, что он расслабился, но потом решила, что ему ничего не стоит ее вес и он может прикинуться расслабленным, чтобы усыпить ее бдительность.

- А теперь вставай, Дейзи.

- Не.

- Вот ты об этом точно пожалеешь.

- Ты меня побьешь?

- Кто здесь говорит о побоях?

- Ты же совсем взбесился.

- Я просто счастлив.

- Нет, ты взбесился из-за того, что она заставила тебя сделать.

- Она меня не заставляла.

- Нет, заставляла. – Дейзи подняла голову, чтобы улыбнуться прямо в его хмурые глаза. – Она сделала тебе добро, Алекс. Правда. Если у нас будет девочка, мы назовем ее Шебой.

- Только через мой труп.

Дейзи снова приникла к мужу и спокойно лежала, словно Алекс был лучшим матрацем для беременных.

Он коснулся губами ее волос.

Дейзи еще теснее прижалась к Алексу:

- Я хочу, чтобы мы поженились, прежде чем родится ребенок.

Он погладил ее по волосам.

- Мы и так женаты.

- Я хочу сделать это еще раз.

- Значит, сделаем.

Ты, конечно, будешь очень вульгарен…

- Это тебя сильно оттолкнет?

- Ты меня любишь?

- Я тебя люблю.

- По твоему голосу этого не скажешь. Такое впечатление, что ты скрежещешь зубами.

- Я и в самом деле скрежещу зубами, но это не значит, что я не люблю тебя всем сердцем.

- Правда? – Она снова откинула голову и посмотрела на него сияющими от счастья глазами. – Но почему ты тогда так хочешь, чтобы я с тебя слезла?

Он хитро улыбнулся:

- Чтобы я смог доказать тебе свою любовь.

- Ты начинаешь действовать мне на нервы.

- Ты что, боишься, что для меня недостаточно женщина?

- Вот этого я определенно не боюсь.

Она ласково куснула его за нижнюю губу – через секунду это прикосновение превратилось в страстный долгий поцелуй. А потом Дейзи расплакалась, потому что все стало так чудесно.

Алекс начал осыпать поцелуями лицо жены, а она гладила его по голове.

- Ты правда меня любишь?

- Правда люблю, – с ласковой хрипотцой ответил он, - и на этот раз хочу, чтобы ты поверила. Я очень тебя прошу, солнышко.

Она улыбнулась сквозь слезы:

- Ладно, так и быть, поверю. Пошли домой.

Анализ

Адресант в конфликте – женщина (Дейзи).

Адресат – мужчина (Алекс)

Причиной конфликта является несовпадение взглядов мужчины и женщины.

В рассматриваемом тексте представлено несколько конфликтов, но объединены они одним основным. Основным конфликтом является нежелание женщины соглашаться с намерениями своего любимого мужчины.

Целью данного конфликта для женщины становится убеждение своего партнера в ненужности тех действий, которые он хочет совершить. Параллельно желая услышать признание и убедиться в любви своего мужчины.

В ходе конфликта целью мужчины становится переубедить женщину и доказать правильность своих решений.

По развитию ситуации возникает новая цель – желание, чтобы женщина поверила в искренность его признаний.

В данном конфликте различное невербальное содержание.

Со стороны женщины: толчок в грудь, хватание за волосы, обнимание, прижимание, улыбка, ласковое покусывание губы партнера, поцелуй, слезы счастья.

Со стороны мужчины: касание губами ее волос, поглаживание по голове, хитрая улыбка, поцелуй.

Невербальное содержание напрямую связано с тактиками и жанрами, использованными в конфликте.

В данной ситуации использованы различные тактики: противоборство, избегание, уступка, что в итоге приводит к тактике компромисса, т.е. к конструктивному решению.

Жанры, используемые участниками конфликта, различны.

Используя деструктивные, участники применяли и деструктивные жанры: упрек, требование, угроза.

По ходу разрешения конфликта были использованы такие жанры: оправдание, просьба, обещание, комплимент, признание в любви.

Эти конструктивные жанры в сочетании с положительными невербальными компонентами привели к конструктивному разрешению конфликта.

(АВТОР АНАЛИЗА???)

В представленном образце учтены все аспекты анализа. В целом этот анализ показал, что студент овладел теми умениями, которым мы обучали на первом занятии: выявлять причину конфликта, определять адресата и адресанта, находить различные жанры и верно определять цель их использования, а также анализировать невербальное поведение героев и его значение.

Кроме того, это задание позволило нам выявить читательские вкусы студентов ФРЛ, а также убедило нас в том, что внимательный анализ любовного конфликта в художественном произведении помогает глубже проникнуть не только в мир героев, но  в художественный замысел творца. Именно это последнее обстоятельство особенно важно для будущего учителя-словесника.

Оценка результатов ролевой игры проводилась по следующим критериям:

v результативность выбранной тактики поведения;

v эффективность использования речевых жанров в ситуации любовного конфликта;

v уместность невербального поведения участников.

СКАЗАТЬ, КАК ОРГАНИЗОВЫВАЛАСЬ ИГРА! КАК РАСПРЕДЕЛЯЛИСЬ РОЛИ!!!

При анализе мы выяснили, что участники эксперимента овладели умениями эффективно применять конструктивные жанры в ситуации любовного конфликта, умело пользоваться конструктивными тактиками, а также следить за своими жестами, мимикой и положением в пространстве.

Приведем пример разрешения ситуации любовного конфликта.

Вашей девушке не нравится, что вы собрались на футбол с друзьями. Она хочет провести этот субботний вечер с вами в кино или кафе. Как вы поведете себя в данной конфликтной ситуации? (Конструктивное решение).

Конфликтная ситуация развивалась следующим образом:

- Значит, ты идешь на футбол?

- Да, иду.

- Ага, идешь на футбол.

- Ну, иду.

- С друзьями идешь, да?

- Ну, да, с друзьями.

- Ты идешь на футбол, а я остаюсь одна.

- Ну, ты же пойдешь со мной на стадион.

- Не пойду. Я хочу в кафе, а ты идешь с друзьями на футбол.

- Ну, мы договорились уже.

- Конечно! Я сижу одна, а ты идешь на футбол.

- Прошу тебя, успокойся. А давай, соединим два желания. Мы пойдем в спорт-бар. Там будет и футбол, и кафе. Согласна?

- Да… Конечно, пошли! (улыбается)

В начале конфликта участники стояли далеко друг от друга. Девушка скрестила руки на груди, а голос ее выражал крайнюю степень недовольства. Молодой человек после первого же упрека выглядел виноватым. И именно он первым пошел на компромисс.

В данном случае девушка использовала деструктивные жанры – упреки и обвинение. Юноша соглашался с ее упреками, но пытался оправдаться тем, что у него есть договоренность. Девушка начала все больше злиться, обвинять его в том, что он оставляет ее одну, а молодой человек почувствовал, что конфликт может развиться дальше. Именно потому, что мужчина не захотел развития конфликта, он предложил оптимальный для обоих вариант проведения вечера. Конфликт разрешился конструктивно благодаря эффективному использованию конструктивной тактики и жанра оправдания, просьбы и утешения.

Рассмотрим еще один пример разрешения конфликта.

Ваш молодой человек пригласил вас отдохнуть в горы. Вы не умеете кататься на лыжах. Вы сказали ему об этом, он пообещал вас научить. Когда вы оказались на горе, то поняли, что вам страшно, и вы не сможете побороть ваш страх. Возлюбленный отвел вас в гостиницу и сказал, что вы трусиха, и выходные дни прошли зря. И весь день не разговаривал с вами. Как вы поведете себя в данной конфликтной ситуации? (Конструктивное решение).

Ситуация развивалась таким образом:

- Милый, почему ты со мной не разговариваешь? Ты обиделся?

- Ты своей трусостью испортила весь отдых. Зачем ты вообще поехала?

- Когда ты предложил поехать, я обрадовалась, и подумала, что смогу побороть свой страх. Но у меня не получилось…

- Я же был рядом, с тобой бы ничего не случилось!

- Я знаю, что ты был рядом, но мне все равно было очень страшно.

- Не понимаю вообще, что страшного? Гора маленькая, людей мало, и я рядом…

- Дорогой, ну, прости, что я такая трусливая.

- Надо как-то бороться со своими страхами.

- Я буду стараться. Может мы завтра еще раз попробуем покататься?

- Ты снова сбежишь!

- Нет, я обещаю, что не убегу. Я вижу, что тебе неприятно, что струсила. Прости меня, пожалуйста, за сегодня. А завтра я постараюсь перебороть себя.

- Нет, если ты очень боишься, то не надо кататься. Просто погуляем.

- Нет, я хочу этого. Только пообещай, что ты будешь всегда рядом.

- Конечно! Я же люблю тебя!

Обнимаются.

В начале конфликта молодой человек был рассержен, а девушка всеми силами пыталась оправдаться. И эти оправдания были эффективны, поскольку юноша начал понемногу успокаиваться. Первые слова извинения не произвели моментального эффекта, но все же молодой человек все больше «теплел». Когда девушка предложила еще раз покататься, то он, вновь упрекнул ее в том, что она сбежала. Когда девушка пообещала, что не струсит, еще раз извинилась, то мужчина уже сам начал отговаривать ее от катаний, и предложил другой вариант проведения времени. Но девушка настойчиво продолжила свою тактику поведения (сотрудничество). Ее просьба способствует полному разрешению конфликта, поскольку просьба о защите и поддержке позволяет мужчине почувствовать себя сильным. Он обещает ей, что будет рядом и признается в любви. В конце они обнимаются, что доказывает, что конфликт полностью разрешен.

Невербальное поведение тоже было примечательно: девушка в начале погладила молодого человека по руке, в процессе разговора смотрела ему прямо в глаза, так же как и он, ближе к концу конфликта они уже держались за руки, и в завершении обнялись.

Желание обоих партнеров конструктивно разрешить конфликт, эффективное применение конструктивных жанров и тактика сотрудничества привели к конструктивному разрешению конфликта.

Таким образом, подводя итог, отметим, что в целом опытное обучение было успешным. Все ребята активно работали на занятиях, поскольку данные темы для них актуальны и интересны. Исходя из анализа работ, мы выявили, что анализ любовных конфликтов явился для студентов увлекательным заданием, но требующим предельной степени внимания и теми знаниями, которые они получили в ходе занятий. А проведенная ролевая игра позволила ребятам наглядно показать свои умения конструктивно разрешать конфликты. Такая работа была интересным и ярким показателем этих умений.

Выводы

1. Результаты констатирующего среза показали, что студенты имеют представление о том, что такое любовный конфликт. Подавляющее большинство респондентов попадали в ситуацию любовного конфликта, большинство из которых возникали на почве ревности, недостатка внимания и разных взглядов, а разрешались они, как правило, примирением.

2. Анализ анкеты показал, что студенты педагогического вуза обладают базовыми умениями, необходимыми для формирования специальных коммуникативно-интеллектуальных умений для анализа любовных конфликтов и определения уместности использования различных жанров.

3. Экспериментальное обучение студентов приемам бесконфликтного любовного общения подтвердило эффективность предложенной методической системы и результативность использования выбранных средств обучения (текстов-образцов, схем, видеофрагментов, слайдов). Предложенные задания соответствовали уровню психологических, методических и культурологических знаний студентов.

4. Результаты опытного обучения свидетельствуют о том, что все студенты овладели умениями, предусмотренными экспериментальной программой, научились анализировать любовные конфликты, правильно выявлять жанры и тактики, а так же самостоятельно создавать высказывания, для конструктивного разрешения конфликта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее исследование посвящено решению методической проблемы обучения студентов приемам бесконфликтного любовного общения и уместного и эффективного использования речевых жанров для конструктивного разрешения любовного конфликта.

    Можно  утверждать, что сведения о любовном конфликте как коммуникативном явлении, его основных жанрах, о способах нейтрализации конфликтных ситуаций, а также риторических и психологических приемах поведения в конфликте, способствовали повышению коммуникативной культуры будущих учителей-словесников и сформировали у них готовность использовать полученные знания для конструктивного выхода из ситуации любовного конфликта.

Умения анализировать любовный конфликт, создавать и уместно использовать в реальных любовных конфликтах конструктивные речевые жанры опираются на базовые лингвистические, литературоведческие и психологические знаниях студентов о речевом жанре, жанровых разновидностях частотных высказываний в ситуациях любовного конфликта, причинах любовных конфликтов и путей их разрешения (например, в произведениях художественной литературы).

Результат проведенного исследования свидетельствуют о том, что культура и эффективность использования обучаемыми конструктивных жанров в любовном конфликте повысилась за счёт включения в программу опытного обучения заданий не только репродуктивного, но и творческого характера. В первую очередь, проверить умения использовать конструктивные жанры в ситуации любовного конфликта, позволила ролевая игра. Мы учли, что студенты находились в искусственно созданных условиях и участники игры в действительности не являются влюблёнными друг в друга, однако умения использовать конструктивные тактики и речевые жанры их реализующие призваны повысить общий уровень культуры общения обучающихся и помогут им в реальных ситуациях общения с любимыми людьми.

Анализ результатов опытного обучения свидетельствует не только об эффективности предложенной модели обучения, но и ставит много вопросов. Наше исследование не является бесспорным и охватывающим все аспекты проблемы. Поэтому в качестве перспектив развития нашего исследования, очевидно, могут быть названы следующие:

1) более детальное исследование жанрового своеобразия конфликта в сфере любовного общения;

2) изучение конструктивных/деструктивных жанров любовного общения с позиции гендерного подхода;

3) исследование трансформации жанров любовного конфликта в историко-культурном и собственно речевом аспекте.

Мы убеждены в том, что любовь – искусство, которому необходимо учиться, и одним из главных умений – знание и эффективное использование приемов бесконфликтного любовного общения.




2020-02-04 187 Обсуждений (0)
Анализ результатов опытного обучения студентов бесконфликтному любовному общению 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ результатов опытного обучения студентов бесконфликтному любовному общению

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)