Заг оловок как самостоятельная речевая единица
Исходя из классической схемы приема текста автор- текст- реципиент, у публицистического стиля в качестве реципиента предполагается обычный представитель той социальной группы, к которой принадлежит пишущий (журналист). Выбор слов автора всегда ориентирован на собеседника-читателя. Важно, относятся-ли они к одной и той же социальной группе или нет. В случае публицистического стиля существенную роль играет направленность на определенную часть общества [Виноградов С. И., Платонова О. В]. Именно этот факт принимает к сведению журналист, формируя заголовок газетной статьи. Из этого вытекает, что одной из черт журналистского дискурса является адресованность и приспособление текста реципиенту. Газетный заголовок является самостоятельной речевой единицей, который можно прочесть и воспринять отдельно, вне связи с газетной статей. С одной стороны, заголовок подготавливает нас к пониманию текста; с другой стороны, он может становиться понятным только после прочтения текста. Заголовочный комплекс рассматривается с точки зрения его выразительности и использования различных стилистических приемов. Между ним и остальным текстом всегда существуют логические отношения. В 90-е годы лексико-стилистические возможности заголовков стали практически неограниченными [Качаев,2007;10]. Исследованию заголовка как самостоятельной речевой единицы посвящено множество работ Е. А. Земской, Г. Я. Солганика и других. Заголовок может также обозначать название раздела или главы книги, и автору или журналисту зачастую трудно выбрать лучший вариант, учитывая то, что статья предназначена для широкой массы. Поэтому он должен пользоваться языком этой, весьма разнообразной, аудитории.
Заголовок выполняет две основные задачи: 1) привлечь и заинтересовать читателей 2) объяснить и приблизить читателю тему статьи Тенденции в современных газетных заголовках меняются - указывают на существенное увеличение доли иронии, языковой игры и влияния «речевой моды» [Качаев,2007;10]. Заголовок отражает характерные особенности газеты. Изучение структуры заглавия тесно связано с изучением различных разделов науки о языке: синтаксисом, морфологией, лексикологией, фонетикой и фразеологией. С точки зрения лексического и синтаксического состава используются все виды интертекстуальности – метафоры, персонификация, метонимия, аллюзии, пословицы, поговорки, устойчивые словосочетания, названия известных песен, кинофильмов, пьес, фразеологизмы, цитаты из произведений, разговорные элементы и гиперболы. Заголовок или заголовочный комплекс уже сам по себе может служить обозначением темы и содержать в себе вывод, он может наталкивать читателя на размышления. Заголовочный комплекс может оценивать ситуацию, саму тему – в этом случае в заголовке часто употребляется вопрос. Напр. "Аватар": много шума из ничего или шедевр? http://www.kp.ru/daily/24422.3/592331/ Иногда в роли заголовка выступают советы, пожелания, представляющие непосредственно не высказанный в тексте, но предполагаемый вывод из сказанного. В связи с иронизацией в современных газетных заголовках появляется каламбур - словосочетание, содержащее игру слов, основанную на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова [http://ru.wikipedia.org]. При помощи каламбура можно выразить оценку (юмористическую, сатирическую). В этой функции - экспрессивной - каламбур часто используется в газете: в критических статьях, материалах идеологической направленности, фельетонах. Каламбур часто находим в преобразованных фразеологизмах (фразеологический каламбур). А. В. Кузнецова в своей статье «Каламбур в газетном тексте» пишет, что экспрессивная и характерологическая функции обеспечивают передачу прежде всего экспрессивной, эмоциональной и эстетической информации; их можно считать стилистическими функциями каламбура. 1) Самый распространенный вид каламбура – каламбур, основанный на многозначности слова. Напр. Верно, что и курица пьет, но кто видел ее пьяной ?! (Журн. «Сатирикон»)
2) Втоpой по употpебительности вид каламбуpа – обыгpывание сходства в звучании слов или словосочетаний - так называемая парономазия или анноминация. Парономазия - фигура речи, состоящая в комическом или образном сближении слов, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения морфемного состава могут иногда ошибочно, но чаще каламбурно использоваться в речи. Чаще всего такие слова оказываются паронимами.[ http://wapedia.mobi/ru] Напр. "на дворе трава, на траве - дрова"
3) В газетных заголовках прессы распpостpанена форма каламбуpной игpы – изменение звучания существительных (наpицательных или собственных) с целью их пеpеосмысления. Напр. Вишневый ад (в статье рассказывается об экспрессии в «Саду» Овчарова – это классическая экранизация классики) http://www.gazeta.ru/culture/2008/06/23/a_2763274.shtml Каламбуристы используют богатство слов и словосочетаний, сходных по звучанию, обладая определенным набором исходных элементов (это многозначные или омонимичные слова или словосочетания).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |