Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Заг оловок как самостоятельная речевая единица



2020-02-04 222 Обсуждений (0)
Заг оловок как самостоятельная речевая единица 0.00 из 5.00 0 оценок




Исходя из классической схемы приема текста автор- текст- реципиент, у публицистического стиля в качестве реципиента предполагается обычный представитель той социальной группы, к которой принадлежит пишущий (журналист). Выбор слов автора всегда ориентирован на собеседника-читателя. Важно, относятся-ли они к одной и той же социальной группе или нет. В случае публицистического стиля существенную роль играет направленность на определенную часть общества [Виноградов С. И., Платонова О. В]. Именно этот факт принимает к сведению журналист, формируя заголовок газетной статьи. Из этого вытекает, что одной из черт журналистского дискурса является адресованность и приспособление текста реципиенту.

       Газетный заголовок является самостоятельной речевой единицей, который можно прочесть и воспринять отдельно, вне связи с газетной статей. С одной стороны, заголовок подготавливает нас к пониманию текста; с другой стороны, он может становиться понятным только после прочтения текста. Заголовочный комплекс рассматривается с точки зрения его выразительности и использования различных стилистических приемов. Между ним и остальным текстом всегда существуют логические отношения. В 90-е годы лексико-стилистические возможности заголовков стали практически неограниченными [Качаев,2007;10]. Исследованию заголовка как самостоятельной речевой единицы посвящено множество работ Е. А. Земской, Г. Я. Солганика и других. Заголовок может также обозначать название раздела или главы книги, и автору или журналисту зачастую трудно выбрать лучший вариант, учитывая то, что статья предназначена для широкой массы. Поэтому он должен пользоваться языком этой, весьма разнообразной, аудитории.

 

Заголовок выполняет две основные задачи:

1) привлечь и заинтересовать читателей

2) объяснить  и приблизить читателю тему статьи

Тенденции в современных газетных заголовках меняются - указывают на существенное увеличение доли иронии, языковой игры и влияния «речевой моды» [Качаев,2007;10]. Заголовок отражает характерные особенности газеты. Изучение структуры заглавия тесно связано с изучением различных разделов науки о языке: синтаксисом, морфологией, лексикологией, фонетикой и фразеологией.

С точки зрения лексического и синтаксического состава используются все виды интертекстуальности – метафоры, персонификация, метонимия, аллюзии, пословицы, поговорки, устойчивые словосочетания, названия известных песен, кинофильмов, пьес, фразеологизмы, цитаты из произведений, разговорные элементы и гиперболы.

Заголовок или заголовочный комплекс уже сам по себе может служить обозначением темы и содержать в себе вывод, он может наталкивать читателя на размышления. Заголовочный комплекс может оценивать ситуацию, саму тему – в этом случае в заголовке часто употребляется вопрос.

Напр. "Аватар": много шума из ничего или шедевр?

http://www.kp.ru/daily/24422.3/592331/

Иногда в роли заголовка выступают советы, пожелания, представляющие непосредственно не высказанный в тексте, но предполагаемый вывод из сказанного.

В связи с иронизацией в современных газетных заголовках появляется каламбур - словосочетание, содержащее игру слов, основанную на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова [http://ru.wikipedia.org]. При помощи каламбура можно выразить оценку (юмористическую, сатирическую). В этой функции - экспрессивной - каламбур часто используется в газете: в критических статьях, материалах идеологической направленности, фельетонах. Каламбур часто находим в преобразованных фразеологизмах (фразеологический каламбур). А. В. Кузнецова в своей статье «Каламбур в газетном тексте» пишет, что экспрессивная и характерологическая функции обеспечивают передачу прежде всего экспрессивной, эмоциональной и эстетической информации; их можно считать стилистическими функциями каламбура.

1) Самый распространенный вид каламбура – каламбур, основанный на многозначности слова.

Напр. Верно, что и курица пьет, но кто видел ее пьяной ?! (Журн. «Сатирикон»)

 

 2) Втоpой по употpебительности вид каламбуpа – обыгpывание сходства в звучании слов или словосочетаний - так называемая парономазия или анноминация. Парономазия - фигура речи, состоящая в комическом или образном сближении слов, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения морфемного состава могут иногда ошибочно, но чаще каламбурно использоваться в речи. Чаще всего такие слова оказываются паронимами.[ http://wapedia.mobi/ru]

Напр. "на дворе трава, на траве - дрова"

 

3) В газетных заголовках прессы распpостpанена форма каламбуpной игpы – изменение звучания существительных (наpицательных или собственных) с целью их пеpеосмысления.

         Напр. Вишневый ад

(в статье рассказывается об экспрессии в «Саду» Овчарова – это классическая экранизация классики)

http://www.gazeta.ru/culture/2008/06/23/a_2763274.shtml

Каламбуристы используют богатство слов и словосочетаний, сходных по звучанию, обладая определенным набором исходных элементов (это многозначные или омонимичные слова или словосочетания).

 



2020-02-04 222 Обсуждений (0)
Заг оловок как самостоятельная речевая единица 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Заг оловок как самостоятельная речевая единица

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)