Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет и сущность социологии по Ф. Тённису.



2020-02-04 665 Обсуждений (0)
Предмет и сущность социологии по Ф. Тённису. 0.00 из 5.00 0 оценок




По Теннису, предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общество; их основу составляют взаимодействия людей, движимых волей.

Необходимо начать с того, что Теннис понимает под социологией. "Социология, - пишет он, - это исследование человека, но не его телесного, душевного, а его социального существа, стало быть, телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обусловливает социальное" [1998. С. 207]. Социология изучает различия в отношениях между людьми. Немецкий социолог пишет о таких из них, как различия между знанием и незнанием (знакомостью и чуждостью в терминологии Тенниса), симпатией и антипатией, доверием и недоверием. Но главный тип (или форма) различий характеризуется наличием или отсутствием связанности между людьми.

Теннис говорит о том, что у социологии как особой науки есть свои специфические предметы. Это - "вещи", имеющие место только в социальной жизни. "Они, - пишет социолог, - продукты человеческого мышления и существуют только для человеческого мышления, но в первую очередь - для мышления самих социально связанных людей..." [Там же. С. 214]. Эту "связанность" людей (т.е. различные формы социальных связей между ними) и изучает социология.

По существу, речь идет об исследовании взаимозависимости и взаимодействия людей. В качестве простейшего случая социальной связанности Теннис анализирует обмен. Он говорит, что "если всякую взаимную деятельность и всякое взаимное содействие понимать как обмен, то очевидно, что любая совместная жизнь также есть беспрерывный обмен взаимной деятельностью и взаимным содействием - и тем в большей мере, чем эта совместная жизнь интимнее..." [Там же. С. 213].

Но, конечно же, социальные связи не ограничиваются только обменом. Они гораздо более многообразны, а их типы и формы положены в основу социологической концепции Тенниса. Он сопоставляет (а в известной мере, и противопоставляет) два типа связей и соответствующих им типа общества. Первый тип социальных связей он определяет как общинные (общностные), второй - как общественные. Общинные (общностные) связи обусловливаются такими психологическими характеристиками как душевная близость, склонность людей друг к другу, наличие эмоций, привязанности, личных переживаний. Общественным связям присуши характеристики рационального плана: обмен, торговля, выбор. Первый тип отношений свойствен преимущественно патриархально-феодальным обществам, второй - капиталистическим. Общинные (общностные) отношения включают в себя родовые отношения, отношения соседства и дружбы. Общественные отношения имеют вещную природу и строятся в рамках принципов и структур рациональности.

В общине (социальной общности) доминируют чувства, инстинкты, органические человеческие отношения. В обществе превалируют расчетливый разум, абстракции, механические рациональные отношения. Община (общность) выступает как неформальная социальная группа, общество - как совокупность формальных социальных групп.

Эти два ряда связей - общинные (общностные) и общественные - характеризуют отношения людей не только друг к другу, но и к обществу. В общине (общности) социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из частей. Различие общины (общности) и общества - это различие органической и механической связи (солидарности) составляющих социальное целое частей. Впоследствии эту идею широко использовал французский социолог Дюркгейм в своей концепции социальной солидарности, базирующейся на его теории разделения общественного труда.

В социологической концепции Тенниса два типа отношений, соответственно, два типа организации социальной жизни тесно связаны с двумя типами воли - естественной, инстинктивной и рассудочной, рациональной. Первый тип воли является фундаментом общинных (общностных) связей, второй - общественных связей. Немецкий социолог уделял большое значение проблеме воления. "Это общечеловеческое воление, - писал Теннис, - способность хотеть, понимаемая нами как естественная и изначальная, исполняется в способности мочь и существенно обусловлена взаимодействием с ней" [Теннис. 1998. С. 216]. Социальная связанность между людьми основана на том, что воля одного влияет на волю другого, либо стимулируя, либо сковывая ее.

В отношении понимания воли Теннисом есть две точки зрения. Представители первой полагают, что тот большой интерес, который уделялся немецким социологом проблеме воли (воления), свидетельствует о психологизме его концепции. Однако есть и другая позиция, согласно которой воля вряд ли трактуется ученым как психологический фактор. Скорее всего, она отождествляется в его концепции с разумом. Отсюда побуждение к социальному взаимодействию, которое идет, по мнению социолога, от воли, имеет не столько психологический, сколько рациональный характер.

13. Теоретико-методологические принципы неопозитивизма в отечественной социологии.

14.  Изучение социального взаимодействия и социального поведения в отечественном позитивизме (К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая).

15.  Основные идеи работы П. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда». Разработка теории «социального поведения»в российский период творчества..

Приступая к изучению теории социального поведения, необходимо вспомнить, что предметом социологии у П.А. Сорокина (ранний период) выступает «поведение людей, живущих в среде себе подобных».

Простейшей формой общества, по его мнению, выступает «социальное взаимодействие» двух индивидов. Основные исследовательские усилия первого тома «Системы социологии направлены как раз на изучение структуры «социального взаимодействия».

Следует заметить, что к этому понятию прибегали многие русские социологи – Н.И. Кареев, Б.А. Кистяковский, Е. Де Роберти и другие, но П.А. Сорокин впервые создает развернутую концепцию «социального взаимодействия». Он объявляет «социальное взаимодействие» родовым типом различных проявлений общества как «системы систем».

При рассмотрении структуры «социального взаимодействия» П.А. Сорокина можно выявить взаимосвязь трех ее основных элементов: индивидов (минимум двух), «актов» (или действий их) и «проводников» (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.) этих действий. Следует заметить, что каждый из перечисленных элементов анализируется П.А. Сорокиным в специальных главах первого тома книги с привлечением широкого круга мировой социологической, психологической и прочей гуманитарной литературы, которая критически им обобщается.

Рассматривая структуру «социального взаимодействия» социальных групп П.А. Сорокин предлагает также классификацию различных форм такого взаимодействия:

 взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих;

 взаимодействие сходных и несходных лиц;

 взаимодействие одностороннее и двустороннее;

 взаимодействие длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное и солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное.

Под социальной группой вообще П.А. Сорокин понимает форму взаимодействия, деятельности людей. П.А. Сорокин приводит обширный материал, охватывающий расовые, половые, возрастные, семейные, языковые, профессиональные, территориальные, религиозные, партийные, статусные, государственные группы.

Затем он классифицирует ее и выводит типологию групп:

 элементарные (простые);

 кумулятивные (сложные).

Элементарная группа – единение людей вокруг одного из признаков – пола, возраста, языка, профессии, веры, доходов и т.д.

К кумулятивным группам относятся класс, нации, народности, элиты.

В свою очередь эти два типа групп видятся П.А. Сорокину в трех системных видах:

1) закрытые,

2) открытые,

3) промежуточные.

«Закрытые» – принадлежность к ним не зависит от воли индивида – половая, расовая, национальная группировка, каста, первичная семья.

«Открытые» – принадлежность к ним зависит от воли, сознательного выбора, наличествует свободная циркуляция индивидов – партийные, профессиональные группировки.

«Промежуточные» – сочетающие частично свойства двух предыдущих – класс, сословие, вторичная семья.

Условия возникновения, сохранения и распада групп: космические или физико-химические, биологические и социально-психические.

П.А. Сорокин решает вопрос о социальной интеграции, типе интегральных связей и их основе. Здесь особое внимание следует обратить на факторы социальной интеграции (или социализации) общественной жизни, которые П.А. Сорокин считает наиважнейшими.

1. Космическо-географические: климат, территория и т.п. Так, холодная русская зима, считает он, интегрировала в единое целое многие стороны народного быта и культуры: избу, печь, валенки, полушубок, заунывные под вьюгу песни, особые обычаи и развлечения.

2. «Биолого-физиологическая» социализация: основные инстинкты и стимулы, заставляющие людей вступать в многочисленные взаимодействия. Например, половой инстинкт лежит в основе самых разнообразных социальных явлений: проституции, супружеского союза, актов умыкания женщин, религиозного гетеризма, многоженства и т.д.

3. «Психологическая социализация» – коллективные нормы, ценности и т.д. составляют подлинную объединяющую силу всех общественных явлений.

Следует заметить, что эта установка на психофизиологические механизмы интегрального фактора всей общественной жизни наблюдается у П.А. Сорокина в его «Социологии революции» (1925), где причины всех великих революций или иных схожих явлений он видит в подавлении базовых инстинктов людей (пищеварительного, сексуального, самосохранения, самовыражения).



2020-02-04 665 Обсуждений (0)
Предмет и сущность социологии по Ф. Тённису. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет и сущность социологии по Ф. Тённису.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (665)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)