Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные положения «интегративной социологии» П.Сорокина.



2020-02-04 946 Обсуждений (0)
Основные положения «интегративной социологии» П.Сорокина. 0.00 из 5.00 0 оценок




Теория П.Сорокина – принципиально новый взгляд на человека, цивилизацию, общество, суть которого сам автор характеризовал как интегрализм. Методологическая основа его парадигмы включает в себя в качестве внутренних компонентов интуитивный, эмпирический и рационалистический методы.

Человек – "удивительное интегральное существо" Человеческая личность, по П. Сорокину, формируется под воздействием ряда факторов – космических, биологических, социально-психологических, но прежде всего –социокультурных. При рождении человек еще не является ни личностью, ни творцом общественной жизни. Его моральные убеждения, эстетические вкусы и мировоззренческие взгляды не предопределены.

Интегральная природа человеческой личности формируется и в процессе интеракции индивидов друг с другом, которая также проходит под влиянием ряда факторов. На характер взаимодействия людей

оказывает влияние и бессознательные рефлексы, и биосознательные регуляторы – чувство голода и жажды, сексуальные влечения, и, наконец, социосознательные нормы и ценности. "Новая интегральная теория человеческой личности, – поясняет Сорокин, – не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным "бессознательным", рефлексо-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверх-сознательным творцом или духом".

Интегральное существо человека проявляется и раскрывается в его способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального использования каналов познания. По Сорокину, всю окружающую нас действительность можно представить в виде трех наиболее важных формах:

1)эмпирически-чувственная форма – постигается нами либо с помощью органов чувств, либо инструментов их дополняющих (разного рода приборов);

2)рационально-умственная форма – познается главным образом разумом с помощью логических операций;

3)сверхчувственно-сверхрациональная форма бытия – постигается только посредством сверхчувственной и сверх-рациональной интуиции или "божественного вдохновения", "вспышки озарения".

Все гениальные творения во всех областях культуры – религии, философии, науки, эстетики – так или иначе были рождены и вдохновлялись интуицией, милостью "высшего озарения". При этом ученый особо подчеркивает, что истина, полученная при помощи интегрального использования чувства, разума и интуиции это "более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов... При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют друг друга и контролируют".

Наконец, интегральное существо человека проявляется и в том, что он является не только эмпирическим наблюдателем и экспериментатором, рациональным мыслителем, но и активным участником создания творческого начала во вселенной. Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до появления человека, человек создал новую реальность – суперорганический или культурный мир, имеющий компонент смысла. Именно смысл, который придает человек неорганическим или органическим явлениям, радикально меняет их ценность.

Для иллюстрации своего тезиса Сорокин приводит ряд конкретных примеров.

Так, кусок дешевой материи, прикрепленный к палке, благодаря своему смыслу превращается в национальный флаг, символ чести нации, ради которого люди жертвуют своей жизнью. Биологически и физически нет человеческих организмов, которые были бы «королями» или «героями», учеными или рабочими. Все эти и миллионы других смыслов накладываются на человеческий организм посредством суперорганической культуры.

По Сорокину, среди смысловых ценностей суперорганического мира есть одна высшая интегральная ценность – единство Истины, Красоты и Добра. П.Сорокин считал, что главная историческая миссия человечества состоит в безграничном созидании, накоплении и усовершенствовании Истины, Красоты и Добра в самой природе человека, в человеческом уме и поведении, в суперорганическом мире человека и вне его, в отношении человека ко всем людям, ко всем живым существами всей вселенной. Осуществляя эту задачу, человек наилучшим образом выполняет свой долг по отношению к Высшему творцу вселенной. Каждый шаг на пути к осуществлению этой цели приближает человека к Высшему творцу.

Человек весьма преуспел в добыче истины и в создании шедевров красоты. Однако за последние четыре столетия, как считает социолог, творчество в области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Истины и Красоты. За этот период человеческие знания и контроль над неорганическими и органическими явлениями увеличились больше, чем за всю предшествующую историю человечества. Человеческая деятельность в области изобразительных искусств на протяжении этих веков также удивительна.

Человеку не удалось обосновать эффективные пути и средства для своего морального возвышения, для контроля своих бессознательных инстинктов и чувственных вожделений, связанных с погоней за материальным благополучием, властью и наслаждениями. Его судьба, по мнению социолога, в конечном счете, зависит ни от ООН, всемирного правительства или торжества демократии, а от него самого – от способности творить Добро, от "увеличения производства и аккумуляции неэгоистической любви к человеку и человечеству".

Неэгоистическая творческая любовь, утверждает Сорокин, может положить конец агрессивным нападениям индивидов и групп друг на друга; преобразовать враждебные отношения в дружеские; может оказать воздействие на международную политику и умиротворить конфликты. Кроме того, неэгоистическая любовь необходима для физического, духовного и нравственного здоровья человека. Опираясь на свои исследования, Сорокин отмечает, что люди альтруисты живут дольше, чем эгоисты; дети, лишенные любви, склонны к моральному уродству; любовь – сильнейшее средство против политического радикализма, экстремизма, социальной аномии. Любовь способна противостоять тенденциям к преступности, самоубийству, ненависти, психоневрозу. Энергия любви, по Сорокину, проявляется как "бесконечный универсум, который неистощим качественно и количественно".

Принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих позициях Сорокина с самых первых работ. Наиболее целостную, объемную и многогранную концепцию интегрализма представляет Сорокин в своих поздних работах, утверждая: «Моя философия – интегрализм».

Эта концепция представляет собой сложную систему, включающую в себя понятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и Высшей интегральной ценности.

По Сорокину, Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех каналов познания – чувства, разума и интуиции – это более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов.

Человек, по Сорокину также постигается как «чудесное интегральное существо»: «Он является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и деятельным», «он также является сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие периоды своего интенсивного творчества».

П.А. Сорокин утверждает: «новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты».

В основу его миропонимания можно положить принцип «золотой середины». Эта «золотая середина» будет представлять собой совокупность максимума позитивных характеристик и минимума негативных каждого из интегрируемых элементов множества.

Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения Интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует стратегию, которая могла бы этому способствовать.

Для Сорокина общество – результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной».

Основа его концепции в следующем. «Благодать любви» - одна из трех высочайших энергий, известных человеку, которая является мобилизирующей силой позитивной поляризации и служит созидательной энергией исторического прогресса».



2020-02-04 946 Обсуждений (0)
Основные положения «интегративной социологии» П.Сорокина. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные положения «интегративной социологии» П.Сорокина.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (946)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)