Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социологические идеи и эмпирические исследования У. Томаса. «Теорема» У.Томаса.



2020-02-04 1198 Обсуждений (0)
Социологические идеи и эмпирические исследования У. Томаса. «Теорема» У.Томаса. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные труды: «Польский крестьянин в Европе и Америке», «Непристроенная девушка» (1923) и «Ребенок в Америке» (1928, совместно с Дороти С.Томас). Его последний труд назывался «Примитивное поведение: к введению в социальные науки» (1937). Эти и другие работы, посвященные изучению личности в нестандартных, маргинальных ситуациях, стали первым опытом эмпирического исследования в рамках символического интеракционизма. У. А. Томас — представитель психологизма в социологии. Ядро его теории — понятие социальной ситуации. Все, что просходит в обществе имеет причины. Социальные причины могут быть объективными и субъективными. Человек действует в определенной ситуации на основании своего понимания этой ситуации. Каждое конкретное действие есть результат оценки ситуации. Томас ввел в социологический анализ понятие «ситуации» в качестве основного; он понимает под ситуацией «наличие ценностей и установок, которыми должен руководствоваться один человек или группа в процессе действия и которые представляют собой основу для планирования этого действия и оценку его результатов». Чтобы человек мог справиться с ситуацией своими действиями, он должен ее понять.

Социальная ситуация включает три взаимосвязанных элемента:

1. объективные условия (социальные нормы и ценности); 2. установки индивида и группы;

3. определение ситуации действующим лицом.

В написанной совместно с Ф. Знанецким книге «Польский крестьянин в Европе и Америке» основное внимание уделено анализу второго элемента. Рассматривая социологическую концепцию У. Томаса, нельзя не отметить влияния на формирование его взглядов теории З. Фрейда (1856-1939) и появившегося в 1920-е гг. в США психоанализа. У. Томас объяснял различные формы поведения, исходя из своей концепции четырех желаний. Индивид в какой-либо ситуации ориентируется на общие образцы определения и на свои собственные потребности, которые Томас предлагает считать «четырьмя желаниями»: желанием безопасности, нового опыта, признания и господства.

Такое признание значения субъективных факторов при каузальном объяснении социального поведения привело Томаса к убеждению, что социология и социальная психология неразделимы, поскольку социальная действительность содержит как объективные, то есть доступные исследователю, так и субъективные, существующие только для действующего факторы. Томас не пытается превратить субъективные факторы в объективные, а выступает за эмпирическое исследование субъективных мысленных планов как таковых. Для этой цели он использовал эксплоративные методы исследования, такие как изучение человеческих документов, которое он уже применял при совместной работе с Флорианом Знанецким над книгой «Польский крестьянин в Европе и Америке». При этом исследовании привлекался большой фактический материал: личные письма, которые польские иммигранты посылали в Польшу или, наоборот, получали от своих родственников из Польши, далее—архивные материалы польской газеты, выездные бумаги, приходские документы в областях с большим количеством польского населения и истории жизни польских иммигрантов, из которых, впрочем, лишь одна биография вошла в книгу. Томас считал письма и записанные истории жизни особенно подходящими данными, по ко-торым можно определить для социального анализа, каков субъективный

Когда определение ситуации индивидом не совпадает с групповыми ценностями, возникают конфликты и социальная дезинтеграция, порождающая многие болезни современного общества.

Совместно со Знанецким он разработал типологию личностей по характеру приспособляемости людей к социальному окружению: 1. мещанский тип (для него характерны традиционные установки); 2. богемный тип (нестойкие и несвязанные установки, высокая степень приспособляемости); 3. творческий тип (для него характерна установка на творческую деятельность). В написанной совместно со своей будущей женой Дороти Томас книге Ребенок в Америке Томас вывел классическую так называемую теорему Томаса, которая гласит: «Если человек определяет ситуацию как реальную, она — реальна по своим последствиям».

Томас утверждал, что развитие общественной жизни и культуры определяется лишь творческими личностями, способными на изобретения и нововведения. Источник прогресса он видел в психологических качествах людей, их темпераменте.

Работы Томаса, знаменующие переход американской социологии к эмпирическим исследованиям, оказали влияние на американскую социологию и социальную психологию.

У. Томас утверждал, что человек стремится к поискам удовлетворения и что его стремления или желания находятся в непрерывном конфликте друг с другом и с окружающей средой. Некоторые желания, например, желания нового опыта и безопасности относятся к индивидуальной стороне личной эволюции.

Желания же признания и господства – к социальной стороне. Согласно его представлению, индивидуальные и социальные силы личности ведут конкурентную борьбу за господство внутри нее, а также ради получения удовлетворения борются с внешним миром. В конце концов в каждом индивидууме устанавливается некое равновесие между этими силами, хотя внезапные изменения социальной ситуации требуют новых видов приспособления и нового равновесия.

Профессор Томас писал: «Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям». Ощущение, что он приблизился к важной идее, становится тем более сильным, если учесть, что, в сущности, та же теорема неоднократно излагалась дисциплинированными и наблюдательными умами задолго до Томаса.

Обнаруживая, что столь несхожие в иных отношениях мыслители, как почтенный епископ Боссюэ в своей горячей защите католической ортодоксии в XVII веке, иронический Мандевиль в своей аллегории улья с наблюдениями касательно парадоксов человеческого общества в XVIII веке, несдержанный гений Маркс в своем пересмотре гегельянской теории исторических изменений, плодовитый Фрейд в работах, которые, возможно, намного сильнее повлияли на изменение представлений о человеке, чем работы любого другого его современника, и эрудированный, догматичный и иногда проницательный Йельский профессор Уильям Грэхем Самнер, который сегодня выступает в роли Карла Маркса среднего класса, — так вот обнаруживая столь разношерстную компанию (и я выбрал лишь немногих из более продолжительного, хотя и менее выдающегося перечня) признающих истинность и важность того, что составляет суть теоремы Томаса, мы можем сделать вывод о том, что, возможно, она заслуживает и нашего внимания.

На что же обращают наше внимание Томас и Боссюэ, Мандевиль и Маркс, Фрейд и Самнер?

Первая часть теоремы непрестанно напоминает о том, что люди реагируют не только на объективные особенности ситуации, но также — и иногда преимущественно — на значение, которое эта ситуация имеет для них. И когда они придают некое значение ситуации, их последующее поведение и некоторые последствия этого поведения определяются этим приписанным значением. Но все это по-прежнему звучит довольно абстрактно, а абстракции перестают быть понятными, утрачивая связь с конкретными обстоятельствами. В чем же состоит суть идеи?

 

 



2020-02-04 1198 Обсуждений (0)
Социологические идеи и эмпирические исследования У. Томаса. «Теорема» У.Томаса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социологические идеи и эмпирические исследования У. Томаса. «Теорема» У.Томаса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)