Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гуманистическая социология Ф.Знанецкого.



2020-02-04 855 Обсуждений (0)
Гуманистическая социология Ф.Знанецкого. 0.00 из 5.00 0 оценок




Гуманистическая социология, другое значительное течение в социологии, в отличие от радикальной социологии, настаивает на противопоставлении себя установленному порядку и социологии консенсуса ( которая не только одобряет этот порядок, но и способствует его сохранению и воспроизводству), выступает открыто с требованием признать новую роль и значение человека в общественной системе. Исходной позицией этой социологии является измененное понимание сущности и начального смысла человеческого существования. Она считает, что человека нельзя исследовать как объект, как вещь, о которой исследователь собирает данные; он является мыслящим и чувственным существом. Гуманистическая социология отвергает точку зрения, будто способность действия человека ограничена простой и пассивной ролью признания целей и исполнения заданий по сохранению системы. Человека характеризует прежде всего то, что он самостоятельно и свободно творит, использует разнообразные возможности и тем самым, освобожденный от навязанных целей и ценностей, реализует и открывает свою свободу. Гуманистическая социология в отличие от социологии, занятой исследованием человека в качестве объекта и репрессивной природой общества, игнорирует возможности человека и его творческий потенциал, имеет иную направленность. [1]

Методом, соответствующим предмету гуманистической социологии , является, по Знанецкому, аналитическая индукция. [2]

В отличие от проблемно-ориентированной социологии, видящей свою задачу в разрешении дезорганизованных ситуаций,гуманистическая социология свое поле активности видит во всем обществе, претендуя на равноправное участие и партнерство в определении общественных целей вместе с политикой, церковью и большим бизнесом. [3]

Опираясь на новые знания о сущности человека и исходя из задач социологии как общей платформы, требованиегуманистической социологии реализуется в трех направлениях. [4]

Первое направление ( которое относится к ее теоретической обоснованности) подчеркивает гуманистический предмет социологии, единство изучения ценности и нормы, а также изучение политических, экономических и культурных условий общества, как изменчивых категорий, являющихся частью исторического процесса. Стремление теоретически обосноватьгуманистическую социологию объединило большую группу социологов, в числе которых следует назвать Бергера, Козера, Гласа, Стога. [5]

Эта задача социологии проистекает из понимания, что человек больше, чем простой исполнитель заданных ролей, он определяет смысл и выбирает ценности. Это не только психологический феномен отношения индивида и общества, последствия его велики и для общества, и для индивида. Поэтому гуманистическая социология должна определить, в какой мере специфические ценности и институты,

базирующиеся на этих ценностях, способствуют или препятствуют формированию хорошего общества. [6]

В целом этот метод, как считает Знанецкий, является вполне приемлемым для исследования социальных явлений в структурном ( стационарном) и процессуальном ( динамическом) отношениях. Причем, будучи принципиально различными по своему предметному содержанию, в онтологическом аспекте, науки о природе и науки о культуре отвечают одним и тем же методологическим критериям. То есть Знанецкий уверен, что гуманистическая социология располагает возможностями возвысится в познавательном отношении до естественных наук, не натурализируя при этом общественной жизни. [7]

Гуманистическая социология, другое значительное течение в социологии, в отличие от радикальной социологии, настаивает на противопоставлении себя установленному порядку и социологии консенсуса ( которая не только одобряет этот порядок, но и способствует его сохранению и воспроизводству), выступает открыто с требованием признать новую роль и значение человека в общественной системе. Исходной позицией этой социологии является измененное понимание сущности и начального смысла человеческого существования. Она считает, что человека нельзя исследовать как объект, как вещь, о которой исследователь собирает данные; он является мыслящим и чувственным существом. Гуманистическая социология отвергает точку зрения, будто способность действия человека ограничена простой и пассивной ролью признания целей и исполнения заданий по сохранению системы. Человека характеризует прежде всего то, что он самостоятельно и свободно творит,

использует разнообразные возможности и тем самым, освобожденный от навязанных целей и ценностей, реализует и открывает свою свободу. Гуманистическая социология в отличие от социологии, занятой исследованием человека в качестве объекта и репрессивной природой общества, игнорирует возможности человека и его творческий потенциал, имеет иную направленность. [8]

Гуманистическая социология, другое значительное течение в социологии, в отличие от радикальной социологии, настаивает на противопоставлении себя установленному порядку и социологии консенсуса ( которая не только одобряет этот порядок, но и способствует его сохранению и воспроизводству), выступает открыто с требованием признать новую роль и значение человека в общественной системе. Исходной позицией этой социологии является измененное понимание сущности и начального смысла человеческого существования. Она считает, что человека нельзя исследовать как объект, как вещь, о которой исследователь собирает данные; он является мыслящим и чувственным существом. Гуманистическая социология отвергает точку зрения, будто способность действия человека ограничена простой и пассивной ролью признания целей и исполнения заданий по сохранению системы. Человека характеризует прежде всего то, что он самостоятельно и свободно творит, использует разнообразные возможности и тем самым, освобожденный от навязанных целей и ценностей, реализует и открывает свою свободу.Гуманистическая социология в отличие от социологии, занятой исследованием человека в качестве объекта и репрессивной природой общества, игнорирует возможности человека и его творческий потенциал, имеет иную направленность. [9]

С, обусловливает неизбежность ее специализации. Все большее число социологов приходит к выводу о необходимости разработки обобщающей социологической теории. Резкой критике подвергаются натуралистические, позитивистские теории. Растет интерес к гуманистической социологии , феноменологии, историческому методу и междисциплинарным исследованиям. [10]

9. Предмет и методы социологии по Г. Зиммелю. Сущность процесса обобществления.

С точки зрения развития взглядов Зиммеля на предмет социологии важным является то, что он формулирует методологическую установку относительно понимания ее специфики среди других социальных наук. Он писал, что: «...социология... не обращается непосредственно к сырому материалу, который перерабатывают другие науки, но, будучи наукой, так сказать, второй степени, она творит новый синтез из того, что уже является синтезом для первых. В современном своем состоянии она (социология — Примечание научного редактора) дает лишь новую точку зрения для рассмотрения известных фактов. Но именно потому ей особенно важно установить эту точку зрения, так как только от нее наука получает свой специфический характер, а не от своего материала...»

В этой же работе у Зиммеля встречаются и другие положения, которые можно рассматривать в качестве исходных предпосылок будущей концепции формальной социологии. Так, по Зиммелю, «... задача социологии состоит в описании форм совместного бытия людей и нахождения правил, которые лежат в основании взаимоотношений индивидуумов... »

Именно идею, связанную с изучением форм общественной жизни людей, возникающих между ними в процессе взаимодействия, Зим- мель считал своей заслугой в деле обоснования новой науки. Данную идею он впервые достаточно подробно сформулировал в небольшой статье «Проблема социологии», опубликованной в 1894 г. (в русском переводе — в 1899 г.). Впоследствии Зиммель неоднократно развивал и уточнял свою точку зрения. Вместе с тем, уже с самого начала он подчеркивал важность чисто формального момента в понимании специфики социологической науки, которая исследует формы или посредством их. Однако здесь Зиммель еще не освободился от психологизма и методом изучения различных форм общественной жизни у него выступала психология. Поскольку, как он считал, в основании всей человеческой жизни лежат фундаментальные психологические феномены и первичные психические процессы, то, следовательно, и социология должна заниматься психологическим истолкованием подлежащих исследованию явлений.

Более глубокое теоретическое обоснование предмета формальной социологии и исследование выделенных форм связывают со вторым, «неокантианским» этапом научной эволюции Зиммеля. Основополагающим здесь является то, что он принимает понятие ценности и культуры как сферы, «лежащей по ту сторону естественной причинности».

 

10. Основные положения формальной социологии Г.Зиммеля. Понятие и типы социальных форм (форм социации).

Зиммель – основоположник форм социологии. Общество не есть сумма индивидов. Оно представляет собой бесконечную совокупность человеческих взаимодействий, и эти взаимодействия не являются хаотичными, поскольку они обладают устойчивыми формами. Последние и составляют предмет познания социологии как особой науки. Эти формы пронизывают все общественные структуры и все отношения. Они играют роль самостоятельных сущностей, и в этом качестве они являются познаваемыми для науки, и прежде всего для социологии.

Формальная социология Зиммеля изолирует форму от многообразия содержаний. Она исходит из того, что социальные формы взаимодействия между людьми сохраняются и повторяются, остаются идентичными. И именно благодаря устойчивости этих форм содержательные интересы и цели конкретных индивидуумов получают возможность реализации. Зиммель сосредоточил внимание на описании фундаментальных форм взаимодействия между индивидуумами. Особое его внимание привлекают такие формы, как господство и подчинение, кооперация и конфликт, близость и дистанция, любовь и ненависть, отношения между лидером и его последователями, отношения между новичками и старожилами и т.д.

По Зиммелю, это и есть чистые формы отношений, которые сохраняются независимыми по отношению к любым конкретным содержаниям. Так, кооперация остается кооперацией и в бизнесе, и в войне; близость и дистанция пригодны как для описания семейно-брачных связей, так и для системы бюрократических отношений.

Заметим, что в самом перечне этих форм социальных отношений осуществляется принцип дуальности: каждая из форм имеет два крайних полюса, которые получают взаимное отражение друг в друге. Противоположности взаимосвязаны, и каждая из них являет собой рефлексию по отношению к другой. В этом случае речь идет об объективной рефлексии. Особое значение для понимания теории Зиммеля представляет собой вопрос о взаимоотношении общества и индивида. С точки зрения Зиммеля, социализированный индивид всегда остается в дуальном отношении к обществу: он включен в него и в то же время он противостоит ему. Он находится внутри общества и в то же время вне его, он существует для общества и в то же время для себя.

 



2020-02-04 855 Обсуждений (0)
Гуманистическая социология Ф.Знанецкого. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гуманистическая социология Ф.Знанецкого.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (855)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)