Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научная теория культуры» Б.Малиновского.



2020-02-04 620 Обсуждений (0)
Научная теория культуры» Б.Малиновского. 0.00 из 5.00 0 оценок




Бронислав Малиновский (1884-1942) – виднейший представитель теории функционализма в Англии.

Основные научные труды: «Научная теория культуры» (1944)

Вот как сам Малиновский формулировал "аксиомы функционализма": –культура в своей сущности является инструментальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими проблемами, которые ставит перед ним окружающая его среда в ходе удовлетворения им своих потребностей; – культура является системой объектов, действий и

установок, в которой все составляющие ее части являются средствами для некой цели; – культура является целостностью, в которой все ее элементы независимы; – все эти объекты, виды деятельности и установки организованы для решения жизненно важных задач, в форме институций, таких как семья, клан, община, племя; эта организованная структура создают почву для экономической кооперации, политической, правовой и образовательной деятельности; – с динамической точки зрения, то есть рассматриваемая как род деятельности, культура может анализироваться в различных аспектах, таких как образование, социальный контроль, экономика, система познания, верований, мораль, а также как способ творческой и художественной деятельности. Суть концепции: В основе концепции культуры Б.Малиновского лежит теория потребностей. Исследователь рассматривает культуру как вещественную и духовную систему, посредством которой человек обеспечивает свое существование и удовлетворяет возникающие потребности. Потребности разделяются на два вида: основные биологические потребности и производные. Б.Малиновский считает, что культура возникает под воздействием биологических потребностей, которые выступают как стимулы для процессов добывания пищи и топлива, для строительства жилья, для создания одежды и т.д. Удовлетворение биологических потребностей (воспроизводство, защита от сырости, ветра, отдых и др.) приводит к преобразованию окружающей среды, к формированию нового, искусственно создаваемого окружения, которое и выступает как культура. Производные потребности порождаются не природой, а культурной средой. Они возникают тогда, когда возникает культура. К производным потребностям Б.Малиновский относит потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования и т.д.

– культура служит нуждам индивида и, прежде всего, трем его основным потребностям: базовым (а именно, необходимости в пище и удовлетворении прочих физических потребностей), производным (а именно, потребности в распределении пищи, в разделении труда, в защите, в регулировании репродуцирования, в социальном контроле) и интегративным (потребностям в психологической безопасности, социальной гармонии, цели жизни, в системе познания, законах, религии, магии, мифологии, искусстве и т. п.). Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одной из перечисленных выше потребностей. Например, магия, по мнению Малиновского, дает психологическую защиту от опасности, миф придает исторический авторитет системе управления и ценностям, присущим данному обществу. Культура не имеет лишних и бесполезных элементов.

В наиболее полном и последовательном ее выражении теория культуры Б. Малиновского содержится в его книге «Научная теория культуры», посмертном издании рукописей и набросков исследователя.

Объектом изучения социальной антропологии Малиновский считал культуру. В одной из своих публикаций он определил категорию «культура» как совокупность таких явлений, как «унаследованные материальные предметы, технологические процессы, идеи, привычки и ценности». Малиновский всегда подчеркивал, что это явление представляет собой «интегрированное целое», каждый элемент которого связан с остальными и не может быть понят без рассмотрения этой взаимосвязи. Неразрывная целостность культуры в концепции Малиновского выступает наряду с природной средой как вторичная среда, как «всеобщая инструментальная реальность», некий «посредник, при помощи которого человек достигает своих целей».

В своей концепции он называет культуру «новым уровнем жизни, который зависит от культурного развития конкретного общества, эффективности его производства и от природного окружения», т. е. факторов, обусловливающих появление «новых потребностей и воздействие на человеческое поведение новых императивов и детерминант». Эти «новые потребности» и «новые императивы» Малиновский называет «культурными» или «производными». Последние выражаются в его концепции в качестве атрибутов культуры, как особой реальности, находящейся вне индивидов и

навязывающей им в императивной форме нормы поведения во всех видах культурной деятельности, а также цели этой деятельности.

Большое значение в культурологической концепции Малиновского имеет категория «функция», тесно связанная с категорией «потребность». Функция любого явления культуры, – это процесс удовлетворения этим явлением какой-либо из «основных» или «производных» человеческих потребностей. Составной частью общей концепции культуры Малиновского является теория института.

Если культура – это «интегральное целое, состоящее из частично автономных, частично координированных институтов», то институт есть «конкретный изолятор организованного поведения, или организованная система целенаправленных деятельностей». Именно институт, считает исследователь, является тем механизмом, который обслуживает удовлетворение основных и производных потребностей «своих участников и всего общества в целом и, таким образом, исполняет свою функцию».

34. М.Шелер о социологии знания.

35.  Социологические идеи К.Мангейма. К.Мангейм об идеологии и утопии.

Испытал влияние идей Маркса, Вебера, Зиммеля, Лукача. Взгляды Мангейма противоречивы и менялись в течение жизни. «Идеология и утопия», «Диагноз нашего времени»

Согласно Маннгейму, задача социологии знания заключается в анализе социально-исторической обусловленности мышления — как теоретического, так и обыденного — и разработке учения о «внетеоретических условиях знания». Анализируя марксистское понятие идеологии, он выделяет в нем два различных значения: «частичная» идеология проявляется там, где имеет место более или менее осознанное искажение фактов, продиктованное социальными интересами субъекта; «тотальная» идеология отражает своеобразие всей структуры сознания целой социальной группы, класса или даже эпохи.

В отношении достижимости научной истины Маннгейм придерживается т. н. «реляционизма», согласно которому знание всегда относительно, так как может быть сформулировано только в соотнесении с определенной социально-исторической позицией, и который большинство критиков причисляют к релятивизму.

Социология знания – это теоретическая область социологии, которая изучает с различных теоретико-методологических позиций проблематику социальной природы знания, мышления, когнитивных систем и познавательной деятельности общества.

Карл Маннгейм (1893-1947) Основные произведения: • «Идеология и утопия» (1929) • «Эссе о социологии культуры» (1933) • «Социологическая теория культуры в ее познаваемости» (1936) • «О специфике культурно- социологического познания» (1936) • «Диагноз нашего времени» (1943).

К. Маннгейм тесно связывает социологию знания и социологию культуры, или социологию духа.

• Главный тезис социологии знания: существуют типы мышления, которые не могут быть адекватно поняты без выявления их социальных корней.• Мышление – это вид деятельности, который должен быть связан с социальной деятельностью, образуя структурную систему.• Социология знания стремится понять мышление в его конкретной связи с исторической и социальной ситуацией. Таким образом, Маннгейм определяет социологию знания как теорию социальной обусловленности мышления.

• К. Маркс: не сознание людей определяет их бытие, а социальное бытие определяет сознание.• К. Маннгейм: социальное влияние не детерминирует мышление, а лишь обуславливает его.

Маннгейм выделяет две формы коллективного мышления:

• Идеология - форма мышления, связанная с существующим социальным порядком. Носителями -те привилегированные социальные группы, заинтересованные в сохранении существующего социального устройства. Идеология выполняет консервативную функцию. Он различал партикулярное, тотальное и общее понятие идеологии - идеологии, представляющей собой только часть мышления оппонента; идеологии представляющей мышление оппонента целиком (подобно «ложномусознанию» Маркса); идеологии, характеризующей как мышление оппонента, так и наше собственное мышление.

• Утопия - это форма мышления, присущая тем социальным группам, которые недовольны существующими условиями жизни. Они несут в себе образ нового, более совершенного социального устройства.

Идеологией называет Мангейм систему "идей и убеждений господствующих групп, а также бессознательные факторы, скрывающие реальное положение дел в обществе и выполняющие консервативную функцию". Утопию он рассматривает как продукт деятельности групп, занятых преимущественно "трансформацией социальных условий при помощи тех элементов, которые предлагается уничтожить.

В основе социологии знания лежит стремление к более интенсивной социальной мобильности.

• Горизонтальная мобильность показывает, что различные народы мыслят по-разному.

• Вертикальная мобильность является фактором, который порождает в людях неуверенность и скепсис по отношению к традиционному представлению о мире. Именно распад стабильных обществ становится социальным источником социологии знания.



2020-02-04 620 Обсуждений (0)
Научная теория культуры» Б.Малиновского. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научная теория культуры» Б.Малиновского.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (620)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)