Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функциональный анализ Р.Мертона. Критика Р.Мертоном постулатов классического функционализма.



2020-02-04 399 Обсуждений (0)
Функциональный анализ Р.Мертона. Критика Р.Мертоном постулатов классического функционализма. 0.00 из 5.00 0 оценок




Р. Мертон, приняв во внимание ускоряющуюся социокультурую динамику, поставил под вопрос правомерность трех постулатов, широко используемых социологами, работающими в рамках классического структурного функционализма (Б. К. Малиновский, А. Р. Рэдклифф-Браун).

1. "Постулат функционального единства общества". Из него следует, что любая часть социальной системы функциональна для всей системы, благодаря чему обеспечивается высокая степень интеграции всего общества.

По оценке Р. Мертона, данный постулат может в основном быть справедливым в отношении традиционных социальных систем, особенно ранних, дописьменных обществ. Однако социолог высказал сомнение в правомерности распространения на современные общества. В качестве аргумента он приводит пример религиозного плюрализма. В обществе, в котором существуют разнообразные верования, религия имеет тенденцию скорее разделять, чем объединять. Поэтому социолог считает, что ныне нужно вести речь о степени функционального единства, а какова она — определяется конкретным социологическим исследованием.

2. Согласно "постулату универсальности функционализма", все стандартизированные социальные или культурные формы имеют позитивные функции.

По мнению Р. Мертона, данное утверждение является не только упрощенным, но может быть и неправильным. При функциональном анализе, считает он, следует исходить из посылки, что часть общества может быть функциональна, дисфункциональна или нефункциональна. Отдельная структура (игорный бизнес) может выполнять функции, но она же может вызвать дисфункции отдельных частей, либо всей системы (рекреационной, культурно-развлекальной).

Более того, социолог ратует за четкую регистрацию тех социальных единств (индивидов или социальных групп), для которых конкретная социальная структура является функциональной, дисфункциональной или нефункциональной. Поэтому Р. Мертон предлагает заменить постулат универсальности функционализма на критерий, согласно которому существующие культурные формы обладают сетевым балансом функциональных последствий.

3. "Постулат необходимости". Его суть заключается в том, что в обществе есть "универсалии" — социальные или культурные явления, которые являются атрибутами, незаменимыми компонентами для существования общества в целом.

Как правило, выделяются три группы "социальных универсалий":

— объективного ряда: мир, изменение, причина, целое, время и т.д.;

- субъективного ряда: человек, счастье, справедливость и т.д.;

* субъект-объектного ряда: деятельность, познание, истина и т. д.

Для замены постулата необходимости социолог предлагает концепцию "функциональных эквивалентов" или "функциональных альтернатив". Функциональной альтернативой религии, считает он, может быть идеология, отмечая, в частности, что с этой точки зрения политическая идеология, такая, как, например, коммунизм, может обеспечить функциональную альтернативу религии, ибо она может отвечать тем же функциональным требованиям, что и религия.

Мертоновская парадигма функционального анализа, была в концентрированной форме изложена самим автором в виде одиннадцати положений, получивших название одиннадцати заповедей.

Итак, первая заповедь. Объектом анализа является «стандартизированное (типизированное, повторяющееся) явление, такое, как социальные роли, институциональные типы, социальные процессы, культурные стандарты…»

Вторая заповедь. Функциональный анализ может быть направлен на мотивы деятельности индивидов.

Третья заповедь. Объективные последствия составляют главное содержание функции или дисфункции. При этом исследователям необходимо учитывать, как множественность последствий, так и чистый балансовый итог совокупности последствий.

Четвертая заповедь. То, что является функциональным для одних индивидов и подгрупп, может быть дисфункциональным для других. Иными словами, нужно видеть специфику функций у конкретных социальных единиц – индивидов с разным статусом, разных подгрупп, больших социальных и культурных систем.

Пятая заповедь. Анализ предполагает выявление функциональных требований рассматриваемой системы, а также типов функциональных требований.

Шестая заповедь. Функциональный анализ предполагает выявление механизмов, через которые выполняются функции. Речь идет о социальных (не психологических) механизмах, к которым относятся: разделение по социальным ролям, иерархическое расположение ценностей, разделение труда, ритуалы и церемонии и т.д.

Седьмая заповедь. Следует иметь в виду возможность функциональных альтернатив или эквивалентов. Это ставит перед исследователем проблему «определения диапазона изменчивости явлений, оставаясь в котором, они могут выполнять определенную функцию».

Восьмая заповедь. Функциональный анализ предусматривает учет фактора структурного контекста (или ограничивающего влияния структуры). Взаимозависимость элементов социальной структуры неизбежно минимизирует число функциональных альтернатив. Игнорирование этого принципа ведет к утопическому мышлению, к представлению о том, что «определенные элементы социальной структуры могут быть устранены, не повлияв при этом на всю систему.

Девятая заповедь. Функциональный анализ особый акцент делает на изучение её динамики. Этому, прежде всего, способствует изучению дисфункции, как фактора накопления напряженности и деформаций, что непосредственно ведет к социальным изменениям.

Десятая заповедь. Особое внимание следует уделять проблеме достоверности исследования, что требует разработки строгих методик анализа, приближающихся к логике экспериментального исследования. Соответственно, учитывать возможности и слабые стороны кросскультурного и кроссгруппового анализа.

Одиннадцатая заповедь. Функциональный анализ в принципе не связан с определенной идеологией. Тем не менее, отдельные работы, выполненные социологами-функционалистами могут иметь идеологическую окраску, что обусловлено мировоззренческой ориентацией исследователя или фактором клиента, финансирующего данное исследование. Поэтому нужно иметь в виду влияние идеологического фактора на окончательные результаты выполненной работы.



2020-02-04 399 Обсуждений (0)
Функциональный анализ Р.Мертона. Критика Р.Мертоном постулатов классического функционализма. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функциональный анализ Р.Мертона. Критика Р.Мертоном постулатов классического функционализма.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (399)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)