Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Британская социология в межвоенный период (Л.Хобхаус, Э.Вестермарк, Т.Х.Маршалл )



2020-02-04 648 Обсуждений (0)
Британская социология в межвоенный период (Л.Хобхаус, Э.Вестермарк, Т.Х.Маршалл ) 0.00 из 5.00 0 оценок




В Великобритании социология сравнительно рано стала академической наукой. Уже в начале нашего века появились две кафедры социологии в Лондонской школе экономики, которыми руководили Эдвард Вестермарк и Леонард Т.Хобхаус. В1903 году было основано Социологическое общество, которое они и возглавили. И тот, и другой были во власти идеи эволюции, что в сочетании с особыми интересами обоих ученых и сильным развитием в это время культурной антропологии (Тайлор, Фрэзер, Малиновский) привело к обращению к этой дисциплине.

Эдвард Вестермарк (1892—1939). Его социология испытала влияние как культурной антропологии, так и социологии Дюркгейма. Его интересы в первую очередь были обращены на религию и мораль.

Главные его книги: «История человеческого блага» (1891); «Происхождение и развитие мировых идей» (1906—1908); «Свадебные обряды в Марокко» (1914); «Краткая история брака» (1926); «Ритуал и верования в Марокко» (1926); «Ум и мудрость в Марокко» (1930); «Этическая относительность» (1932); «Ранние верования и их социальное влияние» (1933); «Будущее брака в западной цивилизации» (1936); «Христианство и мораль» (1939).

Его социологический подход характерен акцентом на изучение социальных институтов, рассматриваемых им в кач

обществом. Применяя социологический анализ, он синтезировал в нем также и экономические и политологические, исторические, правовые подходы. Всеобщее международное признание специалистов получили его высокопрофессиональные работы по проблемам брака и семьи. Большую школу для социологов представляют также его исследования верований, обычаев, ритуалов, анализ становления и роста нравственных представлений.

Центральной для Вестермарка была проблема взаимосвязи между развитием нравственности и развитием социальных институтов. Его этическая теория берет начало от Адама Смита — отправной ее точкой он избирает ретрибутивные (воздающие) эмоции, такие как негодование, обида или благодарность. Сами по себе такие чувства не являются нравственными, но они таковыми становятся, только когда в них проникает и универсальность и тем самым отражает эмоции, ощущаемые обществом.

Широкое распространение в его время получила трактовка моногамного происхождения семьи. В своих работах Вестермарк стремился показать, что биологическая, особенно дарвиновская, теория эволюции дает основания для выяснения причин возникновения, равно как и самой необходимости различных социальных институтов в человеческих сообществах. По Вестермарку, социальные институты — это регулярные и установившиеся человеческие взаимоотношения, санкционированные в любом обществе. Для него анализ социальных институтов был по своей сути анализом социальных санкций.

Особое внимание он уделял изучению социальных механизмов действия морали. Мораль — это не просто один из аспектов или областей социальной действительности. Она глубоко укоренилась в сердце всех социальных институтов, составляя фундамент всего социального порядка, человеческого равновесия.

Разрабатывая теорию брака, он подчеркивал, что брак имеет корни в семье, а не наоборот. Поскольку некоторые формы семьи и брака заложены в инстинктивной природе человека, брак и семья всегда будут существовать как группа первичного значения в обществе, несмотря на далеко идущие изменения в других социальных институтах.

Анализируя мораль в целом, Вестермарк пришел к выводу, что все человеческие отношения (как и в случае с браком и семьей) определяются моральными импульсами, суждениями и правилами, вытекающими из базовых инстинктов и эмоций, созданных наследственностью, В частности, центральное место в его системе занимает чувство симпатии, чувства одобрения и неодобрения как конкретные акты, переживаемые в терминах симпатии. К числу первично значимых чувств он относит также благодарность и обиду.

Моральные идеи, лежащие в основании всех социальных институтов, вводят в жизнь и регулируют определенные типы поведения. В конечном счете они основываются на фундаментальных инстинктивных предрасположенностях человека, соответствующих эмоциях одобрения и неодобрения, благодарности и обиды и его способности и симпатии. Возникновение и формирование моральных идей (или санкций) — это в действительности процесс институализации. Институализация как установление общественного порядка, как создание системы морали есть в действительности и по существу моральный процесс.

У Леонарда Трелони Хобхауса (1864—1929) также превалировал интерес к духовной и моральной эволюции. Хобхаус, так же как и Вестермарк, всегда рассматривает социальную эволюцию в связи с эволюцией духовной. Социальная эволюция, согласно Хобхаусу, проявляется в размерах общества, его экономических целях, степени свободы личности и степени взаимности и социальной связи.

Значительное влияние на развитие социологических исследований оказало Отделение социальных исследований Лондонской школы экономики, которым руководил Т.Г. Маршалл (1893— 1981) — автор известных трудов по социальным наукам.

Самый важный вклад в социологию — книга «Гражданство и социальный класс», опубликованная на основе лекций, в 1949 г. в честь Альфреда Маршалла. Одна из проблем, поставленных А. Маршаллом, звучит так: можно ли превратить рабочего в джентльмена? Т. Маршалл продолжает эту тему, переформулировав «джентльмена» в «гражданина». В связи с этим он разрабатывает свою теорию гражданских прав, показав на основе исторического материала три составляющие этого понятия: цивильную составляющую (равенство всех и каждого перед законом — уже в XVIII в.), политическую составляющую, связанную с развитием избирательного права и социальную составляющую, связанную с гарантированным уровнем заработка и доступным для всех образованием. Гражданство, рассматриваемое в полном объеме всех прав и обязанностей, представляет собой систему равенства, в то время как классовая структура — сохранение неравенства. Противостояние этих принципов — характерная черта английского общества, а возможно, любого капиталистического общества. Один из наиболее важных выводов из анализа состоит в тезисе «равенство в статусе более важно, чем равенство в доходах».

В 1907 г. в Лондонской школе экономики был создан факультет социальных наук, а в нем, благодаря поддержке Дж. Уайта, — первая и до 1950-х гг. единственная в Англии кафедра социологии им. Уайта; ее возглавляли Л. Хобхауз, Э. Вестермарк, М. Гинсберг.

Тем не менее, перед Второй мировой войной английская эмпирическая социология отставала от американской, особенно по масштабам институционализации . После войны активно осваивается опыт американских социологов. В 1951 г. создана Британская социологическая ассоциация, деятельность которой расширяла информацию об эмпирических исследованиях в других странах.

Решающее влияние на повышение профессионального Развернулись прикладные исследования по социальным проблемам семьи, планирования городского и сельского строительства, положения бедняков и роли социальных служб, статуса средних классов, социальной мобильности, по вопросам человеческих отношений на производстве, по проблемам образования, преступности и по другим животрепещущим вопросам.



2020-02-04 648 Обсуждений (0)
Британская социология в межвоенный период (Л.Хобхаус, Э.Вестермарк, Т.Х.Маршалл ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Британская социология в межвоенный период (Л.Хобхаус, Э.Вестермарк, Т.Х.Маршалл )

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (648)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)