Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие функции в социологии Р.Мертона. Явные и латентные функции, дисфункции.



2020-02-04 2394 Обсуждений (0)
Понятие функции в социологии Р.Мертона. Явные и латентные функции, дисфункции. 5.00 из 5.00 3 оценки




Р. Мертон сформулировал основную теорему функционального анализа, которая гласит: «Точно так же как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями»3.

Из неё прежде всего следует:

– может существовать ряд структур, которые способны выполнять ту или иную функцию;

– социолог должен иметь в виду наличие функциональных альтернатив или функциональных заменителей;

* необходимо учесть требование спецификации той социальной единицы (системы или её части), которая обслуживается конкретной социальной функцией.

Для раскрытия смысла стратегия функционального анализа Мертону потребовалось ввести ряд понятий. Социолог, в частности, различает понятия «функции», «дисфункции» и «нефункциональность».

«Функции – это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы.

Дисфункции – это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы». Дусфункция указывает на наличие напряжения на структурном уровне.

Нефункциональность – это наблюдаемые эмпирически те последствия, которые безразличны для рассматриваемой системы.

Мертон также вводит понятие «социологическая амбивалентность», обозначающее, что некая форма, способная выполнять позитивные функции, может также играть и дисфункциональную роль в этой же системе. При исследовании тех или иных реалий социолог сталкивается со случаями, когда субъективные цели совпадают с объективными последствиями и когда они расходятся. Для учета данного разграничения Мертон предложил ввести понятия «явные функции» и «латентные функции».

«Явные функции – это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование и приспособление системы и которые входили и осознавались участниками системы. Латентные функции, соответственно, те объективные последствия, которые не входили в намерения и не были осознаны». Подобное разграничение функций позволяет понять стандарты социального поведения, которые на первый взгляд кажутся иррациональными.

Мертон, в частности, приводит в качестве примера церемониал по вызыванию дождя, распространенный среди некоторых народов. Для большинства современных наблюдателей – это просто предрассудок. Однако социолог на этом не может остановиться. Для него важно понять истинную роль этого церемониала в жизни людей. Вот здесь-то понятие латентной функции употребляется для объяснения того, что церемониал по вызыванию дождя может выполнять для участвующих в этом процессе людей функцию, совершенно отличную от её явной цели. Данное понятие может направить социологическое воображения исследователя на иной срез анализа – в частности, выполняет ли этот церемониал функцию укрепления групповой солидарности. Социолог пишет: «Путем систематического применения понятия латентной функции иногда можно обнаружить, что явно иррациональное поведение является положительно функциональным для группы».

Мертон прямо указывает на то, что специфический интеллектуальный вклад социолога в исследовании социальных реалий состоит прежде всего в изучении непреднамеренных последствий, к которым относятся латентные функции. Это принципиально отличает познавательные возможности социологии от того, что может здравый смысл.

Обнаружение латентных функций способствует увеличению социологического знания. Каковы, например, были латентные функции показательных публичных процессов над «врагами народа» в советское время? Явные функции очевидны: покарать «отступников, чужаков», вызвать всеобщий страх перед возможностью любого несанкционированного поведения. Что же касается латентных функций, то можно предположить следующее: эти акции способствовали групповому сплочению индивидов, участвовавших в них; утверждению лояльностей по отношению к партийно-государственным структурам, общих, разделяемых большинством населения, моральных ценностей коллективистского толка; отчуждению индивидуальных прав в пользу коллективов; утверждению аффективных выборов вообще.

54.  Трактовка аномии в социологии Р.Мертона.

В работе «Социальная теория и социальная структура» Р. Мертон поставил задачу «понять, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению».

Р. Мертон предложил анализ состояния социальной структуры через призму двух взаимосвязанных переменных: 1) какие существуют цели, определяемые культурой и 2) каковы законные, институциональные средства достижения этих целей. Противоречия между целями и средствами, их характер и острота, влияют на то, принимают ли люди общественные цели и используют ли они нормативные или незаконные средства для их достижения.

Разбалансированность между культурными целями институциональными средствами их достижения приводит к состоянию аномии.

Аномия – это ценностно-нормативный вакуум, безнормие, которое означает, что ценностные регуляторы поведения резко ослаблены, фрагментированы и рассогласованы. Мертон считал аномию производным результатом от деформированного состояния социальной структуры, побуждающей членов общества к отклоняющемуся, девиантному поведению.

Так, в принципе может быть ситуация, когда большинство людей достигает желаемого участия в общественной жизни, используя институциональные средства. В таком случае структура находится в устойчивом равновесии, обладает достаточной стабильностью. Однако в реальной жизни, как правило, имеет место большая или меньшая разбалансированность отношений между целями и средствами, что способствует возникновению различных способов адаптации индивидов к социальным условиям.

Анализируя способы преодоления аномической фрустрации, Мертон предложил свою типологию из 5 типов адаптивного поведения личности (конформизм, инноваторство, ритуализм, ретретизм и бунтарство).

Конформизм наиболее распространенный и обычный тип ролевой адаптации личности. Он характерен принятием и социально одобряемых целей, и социально доступных, институализированных средств их достижения. Конформизм, считает Мертон, обеспечивает стабильность и преемственность в обществе. Поведение в рамках общепризнанной роли, ориентированной на достижение успеха, представляет собой правило, соответствует общественным

ожиданиям и поэтому не считается девиантным. К девиантным в широком смысле, то есть неадекватным по целям или способам приспособления личности к требованиям общества, следует отнести следующие четыре типа статусно-ролевой адаптации: инноваторство, ритуализм, ретретизм и бунтарство. В узком смысле, как считал Мертон, к девиации относится только инноваторство.

Инноваторство состоит в принятии социально одобряемых целей с отказом от институализированных способов их достижения и внедрении новых приемов незаконного приспособления, в том числе криминальных: краж, разбоев, рэкета, беловоротничковой преступности и т.п. Криминальное инноваторство распространено, как правило, в среде необеспеченных, низших классов и состоит в стремлении достичь общепринятых целей незаконными средствами.

Ритуализм проявляется в том, что социально-одобряемые цели подменяются или игнорируются как находящиеся за пределами достижимого, однако подчинение нравам, ритуалам продолжает поддерживаться с использованием институализированных средств. Ритуалы в этом случае выступают основой ролевой адаптации. Ритуализм обнаруживается в тех группах, где деятельность, первоначально задуманная в качестве средства достижения цели, становится самоцелью.

Ретретизм состоит в пораженчестве, самоустранении, квиентизме, бегстве от действительности. Ретретист, хотя номинально и находится в обществе, но, строго говоря, не принадлежит ему, так как не приемлет ни социально одобряемых целей, ни институализированных средств их достижения. Он уходит от борьбы за достижение социально одобряемого положения и материального успеха. Под этот тип приспособления подпадают отшельники, хронические алкоголики и наркоманы, бродяги (бомжи), праздношатающиеся, некоторые виды психоневротиков и психопатов.

Бунтарство (мятеж) имеет место в случаях, когда происходит отступление или отказ от принятых целей и средств их достижения одновременно с попытками создать новые идеалы, цели и средства их реализации. Освобождение от общепринятых стандартов, как правило, является результатом неудачи или ограниченности перспектив, что подвигает бунтарей к попыткам ввести «новый социальный порядок». К этой категории Мертон относит мятежников и революционеров.

Таким образом, концепция Р.Мертона позволяет выделить 5 типов социального поведения, классификация которых определяется соотношением целей и средств, принятых или отвергнутых индивидами. Однако работа Р.Мертона была подвергнута основательной критике социологами за то, что была сориентирована на объяснение лишь ролевой адаптации личности в связи с достижением цели материального успеха.

 



2020-02-04 2394 Обсуждений (0)
Понятие функции в социологии Р.Мертона. Явные и латентные функции, дисфункции. 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Понятие функции в социологии Р.Мертона. Явные и латентные функции, дисфункции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)