Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интерактивные методы организации семинарских занятий



2020-02-04 299 Обсуждений (0)
Интерактивные методы организации семинарских занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Так как интерактивный метод основан на непосредственном контакте обучающихся между собой и преподавателем, то с его помощью целесообразно проводить практические занятия (семинары). Занятия могут проходить в форме дискуссий, деловых и ролевых игр, игр по кейс-методу, мозгового штурма, психологических и иных тренингов, игрового судебного процесса в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Проведение занятий (семинаров) в интерактивной форме имеет одну характерную черту - замену теоретических вопросов и обсуждение научных и доктринальных подходов на практические задания или разрешение казусов. Студенты вовлекаются в процесс обучения путем постановки (моделирования) перед ними конкретных практических заданий-вопросов с последующим их разрешением. Рассмотрим некоторые интерактивные формы практических занятий (семинаров), которые должны, на наш взгляд, активно использоваться в учебном процессе. Большой интерес вызывают деловые игры, в которых студенты развивают профессиональное мышление и приобретают навыки применения своих теоретических знаний в практических ситуациях. Деловая игра помогает студентам научиться работать в коллективе, разрабатывать юридические документы, вести переговоры и публично выступать. Крайне актуальной видится игра по кейс-методу, которая представляет собой исследование и анализ студентами реальных или реконструированных юридических ситуаций с последующим предложением ими возможных решений практических задач. Представляется правильным, если в одном задании будет несколько практических вопросов, что будет способствовать повышению степени индивидуализации игры и возможности провести игру как в больших группах, так и в маленьких. Для больших по численности групп кейс-метод можно применять, разбив одно общее задание на несколько частей. Группа обучающихся делится на команды, и каждая команда готовит свой вопрос, и в итоге команды разбирают практическую ситуацию и отвечают на все вопросы, которые стояли перед ними в игре. Если группа немногочисленна, то каждому студенту предлагается полностью разобрать смоделированную перед ним практическую ситуацию в игре. Если поставленные задания в игре по кейс-методу содержат конкретные (однозначные) ответы, то обучающиеся могут осуществить самоконтроль, что исключит фактор субъективной оценки преподавателя. При проведении игр по кейс-методу студентам необходим доступ к справочным правовым системам, например к СПС "КонсультантПлюс", "Гарант". Большую практическую значимость может иметь задание, заключающееся в анализе материалов судебной практики, особенно в отсутствии ее единообразия. Это позволит студентам увидеть различные подходы судов в анализе одной ситуации и сформировать собственную позицию по данному вопросу. Еще одной формой проведения интерактивного занятия является ролевая игра. Ролевая игра - игра, основанная на воспроизведении коллективом студентов определенных юридических функций (в соответствии с распределенными ролями) с целью воспроизведения возможного юридического действия, предполагающего принятие участниками решений и осуществление их в рамках данного действия. В игре с помощью знаковых средств (речь, таблица, документ и др.) воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, имитируется поведение участников игры по заданным правилам, отражающим условия и динамику реальной производственной обстановки. Развитие личности специалиста в игре обусловлено усвоением профессиональных действий (норм) и норм отношений участников производственного процесса. Методически правильно построенная игра служит эффективным средством обучения технологии принятия решения. Ролевые игры характеризуются следующими основными признаками: - наличие участников игры, у которых общая задача - анализ обстановки и принятие решений в соответствии с назначенной каждому должностью (ролью); - наличие руководителя игры, который должен выдавать информацию по обстановке, анализировать решения участников игры и корректировать ее; - создание определенных условий для анализа обстановки и принятия решений обучаемыми; - невозможность полной формализации ситуации; - динамичность изменения обстановки и наличие обратной связи между предварительными решениями участников игры и окончательными, связанными с изменением обстановки. Основными компонентами игры служат сценарий, игровая обстановка, регламент. Сценарий включает в себя характеристику игровой ситуации, правила игры и описание производственной обстановки. Поведение участников - основной инструмент игры. Очень важны правильный выбор временного режима проведения игры, воссоздание реальной обстановки. Регламент игры определяет порядок тем или документов, общие требования к режиму ее проведения и к инструктивным материалам.

Мозговой штурм - один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Данный метод может применяться в любой группе студентов, как с большим количеством обучающихся, так и с небольшим. Суть метода состоит в том, что преподаватель в начале работы со студентами формирует проблему (задачу), а затем задает им ряд вопросов и получает на них ответы, тем самым выявляя уровень осведомленности группы в том или ином вопросе. В процессе занятия студенты формируют варианты решения проблемы (задачи). В конце занятия (семинара) обсуждаются все предложенные пути решения проблемы (задачи) и отмечаются наиболее ценные идеи. На практических занятиях (семинарах) могут использоваться психологические и иные тренинги, которые нацелены на тренировку конкретного навыка. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат - это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Не стоит забывать и о том, что магистры и бакалавры готовятся к такому виду профессиональной деятельности, как педагогическая. Выпускник, например магистр, должен обладать следующими профессиональными компетенциями в педагогической деятельности: способностью преподавать дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне, способностью управлять самостоятельной работой обучающихся, уметь организовывать и проводить педагогические исследования. Сформировать и развить данные способности у студента - задача преподавателя. Эффективным способом в их формировании, является возможность предоставить бакалаврам и магистрам самим провести определенную часть практического занятия (семинара) или все занятие. Обучающийся должен попытаться самостоятельно провести занятие, ответить на вопросы, поддержать дисциплину. Завершая рассмотрение вопроса об активных и интерактивных формах проведения занятий, можно отметить, что их применение в процессе обучения направлено на формирование у магистров и бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций. Выпускник после окончания вуза будет подготовлен к решению задач своей профессиональной деятельности, а также научится аргументировать и защищать свою точку зрения.



2020-02-04 299 Обсуждений (0)
Интерактивные методы организации семинарских занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интерактивные методы организации семинарских занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)