Роль методологической компетентности в деятельности преподавателя психологии
Успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности профессионально-личностных качеств. Более того, как отмечает большинство ученых, главным инструментом в работе психолога-практика (в том числе и педагога-психолога) является он сам, его личность. В связи с этим мы понимаем профессиональную компетентность педагога-психолога как целостное ин- тегративное образование, включающее в себя не только сумму теоретических знаний в различных отраслях выбранной специальности, но и адекватный уровень развития профессионально-важных качеств личности. В психолого-педагогической науке существуют три основных подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности: профессиографический (набор требований к специалисту), уровневый и задачный. Независимо от видов деятельности педагога компетентность в каждом из них включает два основных компонента: 1) систему знаний, определяющих теоретическую готовность учителя; 2) систему умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности. В структуре профессиональной компетентности учителя А.К. Маркова выделяет четыре блока: а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и пе- дагогические знания; б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические уме- ния; в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем про- фессиональными знаниями и умениями2. Н.В. Кузьмина в структуру профессиональной компетентности учителя включает пять видов компетентностей: – специальная (в области преподаваемой дисциплины); – методическая (в области способов формирования ЗУНов учащихся); – психолого-педагогическая (в области мотивов, способностей, направ- ленности учащихся); – аутопсихологическая (рефлексия педагогической деятельности)3. В.И. Стенькова, рассматривая профессиональную компетентность пси- холога, выделяет специальную (владение методиками и техниками), пер- сональную (способность к постоянному профессиональному росту, само- реализации), коммуникативную (умение устанавливать взаимоотношения с субъектом образовательного процесса) и рефлексивную (адекватное пред- ставление о своих профессиональных характеристиках, умение регулиро- вать свою профессиональную деятельность) компетенции4. Под методической компетентностью педагога понимают совокуп- ность знаний педагога дидактических методов, приемов обучения, умение применять их в процессе обучения для формирования общеучебных навы- ков и умений у детей, как на уроке, так и во внеурочное время. Бойко Т.Н.6 в структуре методической компетентности выделяет следу- ющие компоненты: личностный, деятельностный и познавательный, каж- дый из которых характеризуется тремя аспектами: содержательно-операци- онным, ценностно-мотивационным и исследовательско-рефлексивным. Формирование методической компетентности должно начинаться с первого года обучения студента в педагогическом ВУЗе. В методическом становлении будущего учителя существенную роль играют дисциплины и общепрофессиональной, и предметной подготовки. Основные требования, предъявляемые к преподаванию психологии Очень важным в процессе преподавания психологии является ярко выраженное эмоциональное отношение самого преподавателя к психологическим знаниям, его убежденность в истинности излагаемых теоретических положений. Очень важно, чтобы преподаватель хорошо знал современное состояние науки, был в курсе проводимых в настоящее время психологических исследований. Чтобы он мог ответить на возникающие у учащихся вопросы.
21. Методы обучения как способы конструирования учебной информации (программированное, проблемное, интерактивное обучение). Способы преобразования учебного материала учителем: 1. Аморитмизация. 2. Изменение последовательности изложения разных разделов учебного материала. 3. Введение новой информации и перекомпозиция учебного материала. 4. Структурирование информации по уровню обобщенности ее составляющих (факты, эмпирические модели, научное обобщение, общенаучное обобщение, перенос знаний). Методы программированного обучения (50-е гг. – Б. Ф. Скиннер). Цель программированного обучения – повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся. В основе лежит бихевиоральная схема (S – R, подкрепление). Принципы программированного обучения: 1. Иерархия или определенная соподчиненность частей информации. 2. Обратная связь. 3. Пошаговый технологический процесс. 4. Ориентируется на индивидуальное обучение. 5. Предполагает использование специальных технических средств. Замечания: 1). Не развивало мышление. 2). В основу положена модель поведения животных. Назвали моделью «черного ящика». Проблемное обучение. Как критика программированного обучения возникает проблемное обучение. Цель – формирование мышления путем применения. Основными понятиями являются: • проблемная задача; • проблемный вопрос; • проблемное задание. Проблемное обучение имеет место при определенных условиях: 1. Преподаватель ставит перед учащимися проблемные задания, выполняя которые они получают новые ЗУН. 2. Проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся. 3. Учебные задачи, проблемные вопросы ставят ученика в проблемную ситуацию. 4. от теории к практике или от практики к теории. 5. Если студенты не могут решить проблемную ситуацию, то тогда преподаватель должен оказать помощь. Интерактивные методы: эвристическая беседа; метод групповой дискуссии; мозговой штурм; круглый стол; деловая игра; тренинг; защита проектов; конкурс творческих работ. Технические средства обучения. В решении проблемы использования ТСО есть 2 аспекта: 1. Технический (изобретение, построение). 2. Педагогический (внедрение изобретения). ТСО подразделяют по назначению: 1. Информационное ТСО (визуальные, звуковые, тактильные и др.). 2. Обучающие ТСО (тренажеры, обучающие машины и т. д.). 3. Контролирующие устройства. 4. Организационные ТСО (электронное расписание. 5. Электронно-вычислительные машины. Групповые формы обучения. Познавательная деятельность студентов в вузе протекает не изолированно, а совместно. Успешность учебной деятельности во многом зависит от уровня развития коллектива в студенческих группах: социальная направленность коллектива; целевая направленность или единство; деловая направленность; межличностные отношения; самоорганизация, самоуправление. в студенческой группе можно выделить 6 типов установок личности на коммуникацию: 1. Диалогическая направленность; 2. Авторитарная направленность; 3. Манипулятивная направленность; 4. Альтерцентристская направленность; 5. Конформистская направленность (ориентация на более сильного партнера); 6. Индифферентная направленность.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |