Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль методологической компетентности в деятельности преподавателя психологии



2020-02-04 501 Обсуждений (0)
Роль методологической компетентности в деятельности преподавателя психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности профессионально-личностных качеств. Более того, как отмечает большинство ученых, главным инструментом в работе психолога-практика (в том числе и педагога-психолога) является он сам, его личность. В связи с этим мы понимаем профессиональную компетентность педагога-психолога как целостное ин- тегративное образование, включающее в себя не только сумму теоретических знаний в различных отраслях выбранной специальности, но и адекватный уровень развития профессионально-важных качеств личности.

В психолого-педагогической науке существуют три основных подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности: профессиографический (набор требований к специалисту), уровневый и задачный. Независимо от видов деятельности педагога компетентность в каждом из них включает два основных компонента: 1) систему знаний, определяющих теоретическую готовность учителя; 2) систему умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности. В структуре профессиональной компетентности учителя А.К. Маркова выделяет четыре блока:

а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и пе- дагогические знания;

б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические уме- ния;

в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем про- фессиональными знаниями и умениями2.

Н.В. Кузьмина в структуру профессиональной компетентности учителя включает пять видов компетентностей:

– специальная (в области преподаваемой дисциплины);

– методическая (в области способов формирования ЗУНов учащихся);

– психолого-педагогическая (в области мотивов, способностей, направ- ленности учащихся);

– аутопсихологическая (рефлексия педагогической деятельности)3.

В.И. Стенькова, рассматривая профессиональную компетентность пси- холога, выделяет специальную (владение методиками и техниками), пер- сональную (способность к постоянному профессиональному росту, само- реализации), коммуникативную (умение устанавливать взаимоотношения с субъектом образовательного процесса) и рефлексивную (адекватное пред- ставление о своих профессиональных характеристиках, умение регулиро- вать свою профессиональную деятельность) компетенции4.

Под методической компетентностью педагога понимают совокуп- ность знаний педагога дидактических методов, приемов обучения, умение применять их в процессе обучения для формирования общеучебных навы- ков и умений у детей, как на уроке, так и во внеурочное время.

Бойко Т.Н.6 в структуре методической компетентности выделяет следу- ющие компоненты: личностный, деятельностный и познавательный, каж- дый из которых характеризуется тремя аспектами: содержательно-операци- онным, ценностно-мотивационным и исследовательско-рефлексивным.

Формирование методической компетентности должно начинаться с первого года обучения студента в педагогическом ВУЗе. В методическом становлении будущего учителя существенную роль играют дисциплины и общепрофессиональной, и предметной подготовки.

Основные требования, предъявляемые к преподаванию психологии
Преподаватель психологии, владея достаточным фактическим материалом, должен отобрать такие факты экспериментальных психологических исследований, которые бы убедительно доказывали правильность излагаемых теоретических положений, способствовали углубленному пониманию учащимися закономерностей психики человека.
Преподаватель психологии должен стремиться к тому, чтобы психологические знания, получаемые учащимися, не оставались абстрактными и формальными, а превращались бы в убеждения.

Очень важным в процессе преподавания психологии является ярко выраженное эмоциональное отношение самого преподавателя к психологическим знаниям, его убежденность в истинности излагаемых теоретических положений.

Очень важно, чтобы преподаватель хорошо знал современное состояние науки, был в курсе проводимых в настоящее время психологических исследований. Чтобы он мог ответить на возникающие у учащихся вопросы.
Важное требование – это нацеленность курса психологии на изучение личности. Все психические явления рассматриваются как проявления целостной личности в процессе ее формирования. Следующее требование – это развитие самосознания обучаемых в процессе изучения психологии. Опираясь на интерес учащихся к внутреннему миру человека, преподаватель психологии помогает им осознать ответственность перед обществом за формирование в себе качеств и способностей, представляющих социальную ценность, ставит перед ними задачи самовоспитания.
Вопросы самовоспитания тесно связаны с формированием профессиональной направленности обучаемых (что означает интерес к своей будущей профессии – учителя, воспитателя, тренера, менеджера и т.д.). Преподаватель психологии учит наблюдать за людьми, учит анализировать наблюдения, помогает ответить на возникшие у них вопросы. Анализируя результаты наблюдений, преподаватель помогает обучаемым лучше понять причины некоторых явлений.

 

21. Методы обучения как способы конструирования учебной информации (программированное, проблемное, интерактивное обучение). Способы преобразования учебного материала учителем:

1.       Аморитмизация.

2.       Изменение последовательности изложения разных разделов учебного материала.

3.       Введение новой информации и перекомпозиция учебного материала.

4.       Структурирование информации по уровню обобщенности ее составляющих (факты, эмпирические модели, научное обобщение, общенаучное обобщение, перенос знаний).

Методы программированного обучения (50-е гг. – Б. Ф. Скиннер). Цель программированного обучения – повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся. В основе лежит бихевиоральная схема (S – R, подкрепление). Принципы программированного обучения:

1.       Иерархия или определенная соподчиненность частей информации.

2.       Обратная связь.

3.       Пошаговый технологический процесс.

4.       Ориентируется на индивидуальное обучение.

5.       Предполагает использование специальных технических средств.

Замечания: 1). Не развивало мышление. 2). В основу положена модель поведения животных. Назвали моделью «черного ящика».

Проблемное обучение. Как критика программированного обучения возникает проблемное обучение. Цель – формирование мышления путем применения. Основными понятиями являются:

• проблемная задача;

• проблемный вопрос;

• проблемное задание.

Проблемное обучение имеет место при определенных условиях:

1.       Преподаватель ставит перед учащимися проблемные задания, выполняя которые они получают новые ЗУН.

2.       Проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся.

3.       Учебные задачи, проблемные вопросы ставят ученика в проблемную ситуацию.

4.       от теории к практике или от практики к теории.

5.       Если студенты не могут решить проблемную ситуацию, то тогда преподаватель должен оказать помощь.

Интерактивные методы: эвристическая беседа; метод групповой дискуссии; мозговой штурм; круглый стол; деловая игра; тренинг; защита проектов; конкурс творческих работ. Технические средства обучения. В решении проблемы использования ТСО есть 2 аспекта:

1.       Технический (изобретение, построение).

2.       Педагогический (внедрение изобретения).

ТСО подразделяют по назначению:

1.       Информационное ТСО (визуальные, звуковые, тактильные и др.).

2.       Обучающие ТСО (тренажеры, обучающие машины и т. д.).

3.       Контролирующие устройства.

4.       Организационные ТСО (электронное расписание.

5.       Электронно-вычислительные машины.

Групповые формы обучения. Познавательная деятельность студентов в вузе протекает не изолированно, а совместно. Успешность учебной деятельности во многом зависит от уровня развития коллектива в студенческих группах: социальная направленность коллектива; целевая направленность или единство; деловая направленность; межличностные отношения; самоорганизация, самоуправление. в студенческой группе можно выделить 6 типов установок личности на коммуникацию:

1.       Диалогическая направленность;

2.       Авторитарная направленность;

3.       Манипулятивная направленность;

4.       Альтерцентристская направленность;

5.       Конформистская направленность (ориентация на более сильного партнера);

6.       Индифферентная направленность.

 

 



2020-02-04 501 Обсуждений (0)
Роль методологической компетентности в деятельности преподавателя психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль методологической компетентности в деятельности преподавателя психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)