Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение активных методов обучения в педагогической науке



2020-02-04 273 Обсуждений (0)
Определение активных методов обучения в педагогической науке 0.00 из 5.00 0 оценок




Термином «активность» (от лат. activus – действенный) обозначается качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений. Позитивная социальная активность личности характеризуется социально значимыми результатами в сочетании с компетентностью.

Выделяется:

1) Социальная (профессиональная) активность – деятельное отношение человека к жизни общества (и профессионального сообщества, к профессии в целом, ее целям и ценностям). Личность в данном случае выступает носителем и выразителем основных социальных норм, ценностей и идеалов.

2) Познавательная активность – деятельное состояние личности, выражаемое в устойчивом стремлении к знаниям и проявлении волевых усилий в овладении знаниями. Познавательная активность бывает трех видов: репродуктивная (воспроизводящая); интерпретирующая; творческая.

3) Активность в обучении – дидактический принцип, требующий от педагога организации процесса обучения, который способствует формированию у обучающихся инициативности и самостоятельности, прочной системы знаний, практических умений и навыков.

Активные методы обучения предполагают:

1) Формирование активности как личностного качества обучающихся;

2) Активизацию самого процесса обучения с целью повышения его эффективности и достижения значимых образовательных результатов. [32]

Активные методы обучения направлены на стимулирование познавательной активности обучающихся (как групповой, так и индивидуальной).

К интерактивному обучению относятся:

1. Мультимедийные (информационные) технологии, позволяющие осуществлять дистанционное обучение, проводить вебинары в режиме on-line, компьютерные симуляции и т.д. (Это – тема отдельных методических рекомендаций).

2. Активное групповое взаимодействия в процессе освоения знаний, умений и овладении навыками. На этой основе формируется когнитивная, аффективная и конативная (поведенческая) сферы личности.

Наша задача – показать возможности организации и применения группового взаимодействия в процессе обучения. Поэтому термины «активные методы обучения» и «интерактивные методы обучения» мы используем как синонимы, поскольку они имеют общие образовательные цели и принципы организации деятельности обучающихся.

К активным (интерактивным) методам обучения относятся:

В рамках информирующей стратегии:

– Лекция с элементами эвристической беседы;

– Лекция- дискуссия;

– Лекция с обратной связью;

– Лекция-консультация

В рамках проблемно-дискуссионной стратегии:

– Дискуссия (дебаты);

– Модерация (с ее техниками: синектики, мозгового штурма, смыслового поля, mind-mapping, горячего стула, точечных вопросов и др.);

В рамках игровой стратегии:

– ролевая (деловая, имитационно-моделирующая) игра;

– презентация;

– социально-психологический тренинг;

– кейс-ситуации;

– мастер-класс.

Методы мастер-класса и кейс-ситуаций (кейсов) могут быть применимы ко всем трем образовательным стратегиям: информирующей, проблемно-дискуссионной, социально-ролевой (игровой).

23.Виды и формы контроля знаний в процессе обучения психологи. Контроль как учебное действие студента.
Понятие контроля и его функции. Контроль - это проверка качества усвоения учебного мате­риала, установление обратной связи между преподавателем и учащимися.
Функции контроля:

· Для учащихся - контроль обеспечивает качество усвоения знаний, дает возможность понять ошибки, неточности, вовремя
их исправить и лучше понимать последующий учебный матери­ал, а также формировать способность к самоконтролю;

· Для преподавателя - контроль дает информацию о ходе и качестве усвоения материала, типичных ошибках, внимании и
интересе учащихся, что позволяет видеть свои дидактические промахи и своевременно вносить коррективы в процесс преподавания.

· Виды и формы контроля
В зависимости от объема и характера контроля различают 2 вида:
Контроль промежуточных результатов усвоения;
Итоговый контроль.
Промежуточный контроль не имеет каких-либо формальных ограничений. Он осуществляется по замыслу преподавателя и является его творчеством. В качестве форм такого контроля можно предложить:

· Оперативный контроль (на лекции). За 5 минут до конца лекции преподаватель задает студентам 2-3 вопроса по прочитанному материалу.
Ответ предлагается дать в письменном виде. Замечания преподаватель делает на следующем занятии;

· Блиц контроль.
По завершении темы, за 5 минут до окончания занятия, сту­дентам предлагается написать слова, которые они запомнили из этой темы. Преподаватель проверяет (количество слов, их соот­ветствие теме, ошибки) и на следующем занятии проводит анализ;

· Контрольное задание с письменным отчетом.
Это может быть любое задание (перечислить.., сравнить.., составить или заполнить таблицу.., решить психологические за­дачи... и др.).

Все предложенные формы контроля - групповые.
Итоговый контроль - это проверка конечного результата.
К такому виду контроля относятся семестровые или курсовые зачеты и экзамены. Они имеют разные дидактические функции.
Зачет проводится после окончания темы или раздела. Его основные функции - обучающая и контрольная.
В педагогике употребляя термин «самоконтроль», авторы имеют в виду, что учащиеся, проверяя себя по определенным вопросам или задачам, убеждаются, в какой мере они усвоили материал. Говоря иначе, они сами себя проверяют и сами себя оценивают, а делается это, как известно из практики, по составленным учителем или автором учебника вопросам для самопроверки. Это, по существу, тоже «контроль извне».
В педагогической психологии понятие «контроль» употребляется в несколько ином смысле — как учебное действие, входящее в ткань самого процесса учебной деятельности учащегося в качестве его составного элемента. Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой теории, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.

24. Виды тренингов в обучении психологии

 

Тренинг -метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений - навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов являются навыковыми, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.

Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др.

Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, - корпоративный тренинг) - развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. К бизнес-тренингам относятся тренинги продаж и обслуживания клиентов, тренинги управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента. Бизнес тренинг позволяет развивать одновременно знания умения и навыки, необходимые в профессии. Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами.

 

25.Современные образовательные технологии в высшей школе

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма.

Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.

Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых Это определение технологии, как и множество подобных ему, не может претендовать на полноту и точность, несмотря на то, что непрерывно появляются новые (экологические, космические, информационные) технологии. В самом общем виде технология — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть. Например, из научной и методической литературы назовём некоторые варианты определения технологии:

. технический метод достижения практических целей; . совокупность способов, используемых для получения предметов, необходимых для существования человека;

. набор процедур и методов организации человеческой деятельности;

 . средства, используемые для моделирования поведения человека Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство.

 По мере совершенствования индивидуального мастерства растёт, развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», концентрированным выражением которого и является технология. Разработка современных технологий в образовании должна вестись в соответствии со следующими принципами: принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему;

 принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных целей;

 принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности факторов, влияющих на механизмы самореализации соответствующих педагогических систем;

 . принцип адаптации процесса обучения к личности учащегося и его познавательным способностям;

 . принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщённых знаний.

Таким образом, с помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков. Понятие педагогической технологии в сознание учительства входило постепенно: от первоначального представления о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств до представления о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы.Педагогическая система — основа технологического процесса. В. Беспалько. Под педагогической системой понимается совокупность (взаимосвязанных) средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного влияния на личность.Педагогическая технология — это проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике.Следовательно, в основе любой педагогической технологии лежит системный подход. Система — органичная целостность (класс, школа, вуз, группа и т. п.). Например, компьютер — система, учащийся, работающий на нём, — тоже. Но вместе они образуют не новую объединённую систему, а только комплекс взаимодействующих систем. Комплекс — единство взаимодействующих, относительно самостоятельно существующих систем. Задачами педагогической технологии являются:. отработка глубины и прочности знаний, закрепления умений и навыков в различных областях деятельности;. отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;. изучение действиям с технологическим инструментарием;. развитие навыков технологического мышления;. воспитание привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных задач и общественно полезного труда.



2020-02-04 273 Обсуждений (0)
Определение активных методов обучения в педагогической науке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение активных методов обучения в педагогической науке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)