Определение активных методов обучения в педагогической науке
Термином «активность» (от лат. activus – действенный) обозначается качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений. Позитивная социальная активность личности характеризуется социально значимыми результатами в сочетании с компетентностью. Выделяется: 1) Социальная (профессиональная) активность – деятельное отношение человека к жизни общества (и профессионального сообщества, к профессии в целом, ее целям и ценностям). Личность в данном случае выступает носителем и выразителем основных социальных норм, ценностей и идеалов. 2) Познавательная активность – деятельное состояние личности, выражаемое в устойчивом стремлении к знаниям и проявлении волевых усилий в овладении знаниями. Познавательная активность бывает трех видов: репродуктивная (воспроизводящая); интерпретирующая; творческая. 3) Активность в обучении – дидактический принцип, требующий от педагога организации процесса обучения, который способствует формированию у обучающихся инициативности и самостоятельности, прочной системы знаний, практических умений и навыков. Активные методы обучения предполагают: 1) Формирование активности как личностного качества обучающихся; 2) Активизацию самого процесса обучения с целью повышения его эффективности и достижения значимых образовательных результатов. [32] Активные методы обучения направлены на стимулирование познавательной активности обучающихся (как групповой, так и индивидуальной). К интерактивному обучению относятся: 1. Мультимедийные (информационные) технологии, позволяющие осуществлять дистанционное обучение, проводить вебинары в режиме on-line, компьютерные симуляции и т.д. (Это – тема отдельных методических рекомендаций). 2. Активное групповое взаимодействия в процессе освоения знаний, умений и овладении навыками. На этой основе формируется когнитивная, аффективная и конативная (поведенческая) сферы личности. Наша задача – показать возможности организации и применения группового взаимодействия в процессе обучения. Поэтому термины «активные методы обучения» и «интерактивные методы обучения» мы используем как синонимы, поскольку они имеют общие образовательные цели и принципы организации деятельности обучающихся. К активным (интерактивным) методам обучения относятся: В рамках информирующей стратегии: – Лекция с элементами эвристической беседы; – Лекция- дискуссия; – Лекция с обратной связью; – Лекция-консультация В рамках проблемно-дискуссионной стратегии: – Дискуссия (дебаты); – Модерация (с ее техниками: синектики, мозгового штурма, смыслового поля, mind-mapping, горячего стула, точечных вопросов и др.); В рамках игровой стратегии: – ролевая (деловая, имитационно-моделирующая) игра; – презентация; – социально-психологический тренинг; – кейс-ситуации; – мастер-класс. Методы мастер-класса и кейс-ситуаций (кейсов) могут быть применимы ко всем трем образовательным стратегиям: информирующей, проблемно-дискуссионной, социально-ролевой (игровой). 23.Виды и формы контроля знаний в процессе обучения психологи. Контроль как учебное действие студента. · Для учащихся - контроль обеспечивает качество усвоения знаний, дает возможность понять ошибки, неточности, вовремя · Для преподавателя - контроль дает информацию о ходе и качестве усвоения материала, типичных ошибках, внимании и · Виды и формы контроля · Оперативный контроль (на лекции). За 5 минут до конца лекции преподаватель задает студентам 2-3 вопроса по прочитанному материалу. · Блиц контроль. · Контрольное задание с письменным отчетом. Все предложенные формы контроля - групповые. 24. Виды тренингов в обучении психологии
Тренинг -метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений - навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг. Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов являются навыковыми, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др. Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др. Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, - корпоративный тренинг) - развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. К бизнес-тренингам относятся тренинги продаж и обслуживания клиентов, тренинги управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента. Бизнес тренинг позволяет развивать одновременно знания умения и навыки, необходимые в профессии. Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами.
25.Современные образовательные технологии в высшей школе Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых Это определение технологии, как и множество подобных ему, не может претендовать на полноту и точность, несмотря на то, что непрерывно появляются новые (экологические, космические, информационные) технологии. В самом общем виде технология — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть. Например, из научной и методической литературы назовём некоторые варианты определения технологии: . технический метод достижения практических целей; . совокупность способов, используемых для получения предметов, необходимых для существования человека; . набор процедур и методов организации человеческой деятельности; . средства, используемые для моделирования поведения человека Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. По мере совершенствования индивидуального мастерства растёт, развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», концентрированным выражением которого и является технология. Разработка современных технологий в образовании должна вестись в соответствии со следующими принципами: принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему; принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных целей; принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности факторов, влияющих на механизмы самореализации соответствующих педагогических систем; . принцип адаптации процесса обучения к личности учащегося и его познавательным способностям; . принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщённых знаний. Таким образом, с помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков. Понятие педагогической технологии в сознание учительства входило постепенно: от первоначального представления о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств до представления о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы.Педагогическая система — основа технологического процесса. В. Беспалько. Под педагогической системой понимается совокупность (взаимосвязанных) средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного влияния на личность.Педагогическая технология — это проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике.Следовательно, в основе любой педагогической технологии лежит системный подход. Система — органичная целостность (класс, школа, вуз, группа и т. п.). Например, компьютер — система, учащийся, работающий на нём, — тоже. Но вместе они образуют не новую объединённую систему, а только комплекс взаимодействующих систем. Комплекс — единство взаимодействующих, относительно самостоятельно существующих систем. Задачами педагогической технологии являются:. отработка глубины и прочности знаний, закрепления умений и навыков в различных областях деятельности;. отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;. изучение действиям с технологическим инструментарием;. развитие навыков технологического мышления;. воспитание привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных задач и общественно полезного труда.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |